Напоминание

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы


Автор: Татьяна Петровна Чоп
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Усть-Уда
Населённый пункт: Усть-Уда
Наименование материала: Статья
Тема: Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и

литературы.

В современной системе образования повышение квалификации каждого

педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и

методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в

течение всей педагогической деятельности. Известно, что педагог может

называться педагогом, если учится сам. В своей работе использую

различные технологии личностно- ориентированного обучения.

Одной из технологий, реализующей идеи развития личности, выступает

уровневая дифференциация. Необходимым условием уровневой

дифференциации является вариативность содержания и форм обучения.

Смысл данной технологии в том, что, обучаясь в школе по единой

программе, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Его

достижение свидетельствует о выполнении учеником необходимых

требований к усвоению содержания преподаваемых дисциплин. На его

основе формируется более высокое овладение учебным материалом. При

этом учащиеся имеют возможность многократного изменения уровня

усвоения изучаемого материала в течение учебного года.

Принципы уровневой дифференциации:

1.

Обучение в едином разнородном коллективе;

2.

Овладение базовой системой знаний, умений;

3.

Признание права ребёнка на выбор уровня усвоения материала;

Базовый уровень определяет обязательные результаты обучения,

которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Деление материала

на части осуществляется учителем с целью сформировать у учащихся

систему знаний с учётом их индивидуально-психологических черт.

Критерием деления является доступность содержания учебного

материала.

Уровневая дифференциация предполагает ознакомление школьников с

обязательными требованиями, создающими основу для осознанного

индивидуального выбора содержания образования, обеспечивает развитие

ученика в соответствии с его способностями и интересами.

Такая работа находит поддержку среди учащихся: сильным ученикам

особенно нравятся задания, которые требуют особого напряжения и дают

дополнительную информацию, слабые же получают удовлетворение от

успеха, так как им приходится работать со значительно более доступным

материалом.

Свободный выбор разноуровневого материала предполагает умение

соотнести свои возможности со степенью сложности его выполнения.

Можно выделить три основных этапа такой деятельности:

1.

степень трудности заданий указывает учитель, и он выбирает

варианты;

2.

степень трудности указывается учителем, а учащийся сам выбирает

задание;

3.

степень трудности определяется учениками, и они на основании этого

сами производят выбор.

Дифференцированные задания являются важным средством обучения и

воспитания, направленным на развитие мыслительной и творческой

активности учащихся, их интереса к изучению предмета.

Дифференциация заданий в технологии уровневой дифференциации

позволяет следить за усвоением знаний каждым учеником. Система

работы по уровневой дифференциации способствует саморазвитию не

только личности ученика, но и педагога.

Работа с художественными текстами.

Современные школьники вряд ли назовут чтение одним из любимых

развлечений. С одной стороны многообразие различного рода

мультимедийной информации, широкий спектр развлекательных программ

рождают ощущение «праздника жизни». С другой стороны, есть дети, для

которых законы взрослого общества не являются тайной. И чтение

художественной литературы не представляет для них интереса. Изучение

художественного произведения вызывает сложности: на уроках приходится

читать текст, который даже для учащихся старших классов бывает сложен;

учащиеся плохо запоминают героев первого плана, не говоря уже об авторе

произведения. Мысли школьников заняты совсем далёкими от литературы

мыслями. Приходится много времени тратить на уроке для объяснения

смысла эпизодов, постоянно возвращаться к уже прочитанным отрывкам.

Существует мнение среди учеников и их родителей, что достаточно просто

пересказать текст, чтобы знать литературу. Дети, прочитав дома заданные

книги, не могут самостоятельно обозначить проблематику, дать полную

характеристику его героев, даже затрудняются объяснить свои собственные

впечатления от прочитанного произведения.

Одна из задач художественной литературы – помочь учащимся разобраться

в метафорическом мире художественного произведения, понять замысел

автора и оценить, как он воплощён в слове. Технология критического

мышления расширяет спектр задач. Художественная литература – это особый

мир, живущий по своим законам. Художественный текст обладает свойством

выдавать разным читателям разную информацию, каждому в меру его

понимания.

Стадия вызова предназначена для актуализации имеющихся знаний и

представлений о предмете изучения, а предметом на уроках литературы

становятся и текст и отражённая в нём человеческая жизнь.

На этапе осмысления содержания учащимся даётся возможность

отследить процесс рождения новых идей, то есть ученик получает опыт

работы с художественным текстом как активный и думающий читатель,

способный подойти к литературному произведению с новыми идеями.

Стадия рефлексии даёт широкие возможности для формирования

аргументированного представления о произведении, помогает учащимся

выработать навыки создания собственных текстов, способствует живому

диалогу с автором.

Снижение интереса к чтению, замена письменного текста на видео- и

компьютерную информацию становятся чрезвычайно острой проблемой для

развития молодого поколения.

Итак, современное образование ставит перед учителем высокую планку в

воспитании и обучении детей. Имидж современного учителя немыслим без

знания им информационно компьютерных технологий. Невозможно достичь

хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь

и не стремясь к постижению нового. Самое главное для меня - работать над

собой, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом,

приобретенными в процессе самообразования.



В раздел образования