"Самостоятельная работа учащихся в проектах на уроках окружающего мира в начальной школе"
Автор: Воротынцева Наталья Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СШ № 84 Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: статья Тема: "Самостоятельная работа учащихся в проектах на уроках окружающего мира в начальной школе" Раздел: начальное образование
Самостоятельная работа учащихся в проектах на уроках
окружающего мира в начальной школе
Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я запоминаю.
Я делаю, и я понимаю.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится
использование
в
обучении
приемов
и
методов,
которые
формируют
умения
самостоятельно
добывать
новые
знания,
собирать
необходимую
информацию,
выдвигать
гипотезы,
делать
выводы
и
умозаключения.
Полагаясь
на
Федеральный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования,
можно
четко
сформулировать,
что
цель
современной школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он
умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять
их
не
только
в
учебной
деятельности,
но
и
в
различных
ситуациях
в
дальнейшей
жизни.
Поэтому
образовательный
процесс
в
современной
начальной
школе
ориентируется
на
развитие
творческих
возможностей
ребёнка
и
формирование
способности
учащихся
к
самообразованию.
Важнейшим
приоритетом
начального
общего
образования
становится
формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых
в
значительной
мере
предопределяет
успешность
всего
последующего
обучения.
Основным направлением в работе учителя становится использование
современных
образовательных
технологий
и
ведущих
методов
обучения:
информационно-коммуникационных
технологий,
проектной
деятельности,
системно-деятельностного
подхода.
Реализуемые
в
учебной
деятельности
метод
проектов
можно
рассматривать
как
инструмент
исследования,
как
источник получения дополнительной информации по предмету, как способ
расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом
объем и скорость подачи качественного материала в рамках одного урока
увеличивается. Возникает
необходимость
изменения
атмосферы
занятий,
учебного содержания и традиционной методики преподавания. Учащиеся
хотят
и
должны
открывать
знания
самостоятельно,
а
не
получать
их
в
готовом виде. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я запоминаю. Я делаю, и я
понимаю»
-
на
этих
постулатах
должна
быть
построена
проектная
деятельность
и
учебная
деятельность
в
целом
в
современной
школе.
Необходимость
внедрения
в педагогическую
практику проектной
деятельности
весьма
актуальна
и
логически
обоснованна
огромным
количеством материала, который должен усвоить современный школьник в
условиях реализации ФГОС НОО.
Качественный
уровень
образования
достигается
степенью
вовлеченности в информационную деятельность. Метод проектов помогает
существенно
улучшить
положительную
динамику
в
обучении
и
качественную
составляющую
процесса
усвоения
новых
знаний.
При
внедрении любого проекта выполняется единственная задача: сделать урок
интересным, а обучение увлекательным. Перед учителем встает вопрос: «Как
это сделать?».
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30%
увиденного, и более 50% того, что он увидел, услышал и сделал сам. Именно
поэтому
такое
большое
внимание
уделяется
самостоятельной
работе
учащихся и в проектной деятельности, в том числе. Самостоятельная работа
учащихся – незаменимый компонент в современном процессе обучения.
Если вы спросите у учеников начальной школы, какой предмет у них
самый
любимый,
то
наверняка
услышите,
что
это
уроки
технологии,
изобразительного искусства и окружающий мир. И не спроста. Ведь на этих
уроках любой ребенок, даже самый слабый, имеет возможность раскрыться и
показать
себя
совсем
с
другой
стороны.
На
этих
уроках
для
детей
все
доступно, просто и понятно. Именно поэтому мне бы хотелось поделиться
своим
опытом
в
связи
с
проектной
деятельностью
и
самостоятельным
способом добывания знаний моими учениками.
Проектная деятельность – одна из важных образовательных технологий.
В последние десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у
учителей всех школьных дисциплин, в том числе и у учителей начальных
классов.
Учебный проект – это специальным образом оформленная детальная
разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и
способов
достижения
реального
практического
результата;
это
самостоятельное развитие выработанных умений, применение полученных
знаний, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-
познавательной деятельности школьников на результат, который получается
при
решении
той
или
иной
практически
или
теоретически
значимой
проблемы.
Учебный проект должен соответствовать определенным требованиям, в
которые входят:
1.
на личие
социа льно
значимой
задачи
(проблемы)
–
исследовательской, информационной, практической;
2.
планирование действий по разрешению проблемы;
3.
исследовательская
работа
учащихся,
которая
предусматривает
самостоятельную работу детей.
Результатом
деятельности
является
«продукт»,
т.е.
средство,
которое
разработали
участники
проектной
группы
для
разрешения
поставленной
проблемы.
Подготовленный
«продукт»
должен
быть
представлен
в
виде
презентации.
В
современной
методической
литературе
описано
несколько
разновидностей
учебных
проектов.
По
доминирующей
деятельности
учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный,
творческий и исследовательский проекты.
Учебный
проект
для
школьников
–
это
возможность
делать
что-то
интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя
свои
возможности;
это
деятельность,
позволяющая
проявить
себя,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать
публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
В связи с этим мне хотелось бы коснуться экологических проектов в
начальной школе, на мой взгляд, самых интересных и востребованных в
начальной школе. Объясню почему.
1. В настоящее время экологическое образование школьников становится
приоритетным
направлением
в
педагогической
теории
и
практике.
Это
связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост
народонаселения,
а,
следовательно,
проблема
его
обеспечения
пищевыми
продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема
энергетики и, конечно, загрязнение природной среды — все это создает
угрозу
существования
самой
жизни
на
Земле.
Только
в
конце
XX
века
человечество осознало всю пагубность своего бездумного «хозяйствования»
на
Земле.
Одной
из
важнейших
причин
такого
положения
дел
является
экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия
своего вмешательства в природу.
Экологическая
культура
рассматривается
как
культура
единения
человека
с
природой,
гармоничного
слияния
социальных
нужд
и
потребностей
людей
с
нормальным
существованием
и
развитием
самой
природы; как уровень усвоения человеком экологической культуры общества,
который проявляется в способности и готовности человека к оптимальному
взаимодействию с природой.
2. Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок
черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам
неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают
все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на
зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей
привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие
звуков
и
запахов.
Они
открывают
для
себя
новый
мир:
стараются
все
потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на
вкус.
Вот почему экологические проекты так близки и понятны детям. Мои
ученики с удовольствием принимают участие во всех экологических акциях,
организованных
Галициной
Д.
В.
–
учителем
биологии.
Это
и
сбор
макулатуры, и селекционный сбор мусора, и выращивание и посадка дубков.
А это – ни что иное, как участие в определенном этапе экологического
проекта.
И
вот
мы
с
ребятами
подумали,
и
решили:
а
почему
бы
не
осуществить свой экологический проект? Из массы предлагаемых тем мы
выбрали, наиболее нас интересующую и доступную: «Прорасти семечку –
собери урожай».
Целью проекта «Прорасти семечку – собери урожай» является
формировать знания детей о растениях, о частях растения; познакомить со
способом размножения растений через семена; сравнить сроки прорастания
семян.
Первые занятия были чисто теоретические. Мы говорили с ребятами о
частях растений, о том, как размножаются растения, о путешествии семечки.
После этого занятия Дети загорелись идеей вырастить из семечки растение в
классе и посадить в землю. Эта идея нам понравилась, и проект «Прорасти
семечку – собери урожай» зажил своей жизнью.
На уроках было организовано обсуждение задач и ресурсов проекта.
Учащимся
было
очень
сложно
представить,
какие
растения
можно
прорастить в наших условиях. Было много предложений. Посадить горох,
фасоль,
пшеницу,
овес,
рожь,
лук,
кабачки.
И
даже
орхидеи.
Поэтому
поставили
задачу:
узнать,
какие
растения
легко
приживаются
в
нашем
климате. Вторая задача – отобрать растения – была предложена детьми после
бурного
обсуждения
вопроса
о
том,
что
можно
прорастить.
Третья
и
четвертая вытекали из рассказа учителя о составе работ: подобрать семечки,
почву, горшочки, прорастить и посадить растения.
Детям
я
предложила
критерии
для
оценки
продукта:
должны
быть
отобраны и посажены те растения, которые подходят для нашего климата.
Они должны быть правильно проращены, посажены в горшки, должна быть
правильно подобрана почва для каждого растения, растения должны быть
разные,
чтобы
легко
было
сравнить
сроки
прорастания
семян.
В
ходе
обсуждения
учащиеся
сами
задали
критерий:
должны
быть
посажены
неприхотливые
растения,
которые
бы
можно
было
вырастить
на
нашем
приусадебном участке. По этим критериям была дана устная оценка проекта.
При составлении плана действий жестких рамок я не задавала, но вела
детей
по
определенному
пути.
Например,
в
связи
с
обсуждением
задач
учащиеся вышли на проблему ресурсов: возник вопрос о том, где взять
семена растений. Учащиеся предложили купить их в магазине. Но на нашу
просьбу откликнулись родители-дачники. Они нам предложили проверенные
дачные семена и горшочки для рассады.
Совместно составили план работы:
1.
Выявить,
какие
растения
можно
посадить
путем
проращивания
семечки в условиях нашей местности, в тепличных условиях класса.
2.
Выяснить условия прорастания семян.
3.
Определить место грядки и выполнить ее эскиз на приусадебном
участке.
4.
Подобрать посадочный материал и все необходимое для посадки.
Проект осуществлялся по данному плану.
На первом этапе дети вместе с родителями подобрали различные семена.
Из
них
мы
выбрали
наиболее
подходящие
и
распространенные:
лука
и
фасоли.
Далее
детям
было
предложено
самостоятельно
узнать
про
эти
растения как можно больше. Для этого разделились на две группы. Одна
группа искала в различных источниках информацию о луке, другая – о
фасоли.
Что нашли:
Л У К
Р Е П Ч А Т Ы Й .
Л у к
р е́
п ч а т ы й ,
и л и Лук
севок — многолетнее травянистое растение.
Лук
репчатый
—
пряное
культурное
растение,
относящееся
к
семейству
лилейных.
Самая
распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно.
Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию. Во многих странах
возделывается как культурное растение, в диком виде встречается в Иране,
Туркмении,
Афганистане.
В
России
культивируются
все
сорта
лука
репчатого: полуострые, острые, сладкие. Лук репчатый выращивается как
двулетнее или трехлетнее растение. Это зависит от климатических условий. В
южных районах возможно получение крупных луковиц за один год, районах с
непродолжительным летом. Название репчатого лука происходит от внешнего
сходства подземной части его с репой. Луковица репчатого лука представляет
собой утолщение стебля, в котором находятся почки будущих луковиц и
листьев. Корни лука мало разветвлены и имеют длину до 40 см. Надземная
часть, листья, представляет собой травянистую массу — перо, полое внутри.
По цвету перья темно-зеленые, по форме — линейные, ланцетовидные. Во
время цветения лук выбрасывает шаровидное соцветие, состоящее из белых
цветочков.
Семена
черные,
морщинистые.
Используют
надземную
и
подземную
часть
репчатого
лука.
В
зависимости
от
вкуса
выращивают
различные его сорта. При желании и умении лук можно выращивать круглый
год, зимой – дома на подоконнике, летом – в огороде.
ФАСОЛЬ ОБЫКНОВЕННАЯ. Однолетнее овощное травянистое растение с
вьющимся или прямым стеблем, семейства бобовых. Плод - боб. Семена
фасоли используют для приготовления различных блюд как пищевой продукт.
По составу белки фасоли близки к животным белкам, поэтому они легко
усваиваются организмом. Фасоль выращивают повсюду: в огородах, на полях
как
культурное
растение.
Фасоль люди
стали
выращивать
очень
давно
–
сегодня уже никто точно не помнит, в каком веке. Однако европейцы не
поняли её ценности сразу – с ними часто так бывало. Только через 200 лет
фасоль
в
Европе
стали
употреблять
в
пищу,
а
до
этого
считали
её
декоративным растением, использовали для украшения садов – надо сказать,
что
фасоль
действительно
цветёт
очень
красиво,
особенно
вьющаяся.
Сначала употребляли только зёрна фасоли, но итальянцы догадались раньше
всех попробовать молодые зелёные стручки, не дожидаясь, когда они созреют
полностью. Вскоре был выведен специальный сорт фасоли, стручки которой
были особенно нежными и вкусными – эту фасоль назвали французской или
стручковой
фасолью.
Сегодня
известна
зелёная
и
жёлтая
стручковая
(французская)
фасоль:
белка
в
этих
сортах
меньше,
но
зато
витаминов
больше, а жёлтую фасоль к тому же называют масляной – она не калорийна,
но у неё яркий цвет, а во рту она просто тает. Фасоль люди стали выращивать
очень давно – сегодня уже никто точно не помнит, когда это началось, однако
археологи находили упоминание о ней в документах, возраст которых не
менее 5000 лет. Некоторые учёные считают, что фасоль, как и картофель, и
помидоры, родом из Америки, но другие с ними не согласны, потому что о
вкусе и пользе этой культуры знали уже в Древнем Египте, Риме и Китае.
Люди
древних
цивилизаций
не
только
питались
ею,
но
и
с
успехом
использовали в косметических целях: делали с ней омолаживающие маски и
использовали для изготовления пудры. Сама прекрасная Клеопатра уважала
свойства фасоли, и любила делать с ней маски для кожи лица. Но в Европу
фасоль
всё-таки
попала
из
Америки
–
её
привезли
корабли
испанцев
и
голландцев, и было это в XVI веке.
Обменялись информацией. Ребята обнаружили очень много интересной
новой информации о знакомых растениях.
Одним
из
важных
пунктов
проекта
являлось
выполнение
детьми
творческого
задания
–
проращивание
семян
и
высадка
во
временные
горшочки.
Это
задание
на
первом
этапе
ребята
тоже
выполняли
самостоятельно.
Дома
вместе
с
родителями,
а
порой
и
не
подпуская
взрослых, прорастили семена. Высаживали их самостоятельно в классе, но
под моим руководством. С любовью подписали свои горшочки. К посадке
семян ребята подошли ответственно. А дальше началось ожидание чуда.
Придя в школу, дети первым делом проверяли свои горшочки, поливали
их, заглядывали: не появился ли росточек?
Примерно через 7 дней появились первые росточки фасоли, а через 9
дней перышки лука. Сколько радости было у детей!
Теперь
дети
должны
были
полистать
самостоятельно
литературу
огородников и найти, через какое время и как можно высаживать ростки в
почву.
Завершением
работы
стало
оформление
клумбы
на
приусадебном
школьном участке и высадка растений в почву. На этом этапе активное
участие
приняли
родители.
Они
торжественно
высаживали
новыми
лопаточками росточки своих детей!
Учащиеся
с
интересом
и
большой
ответственностью
подошли
к
выполнению
всех
заданий,
предусмотренных
проектом.
Ребята
были
довольны своей работой. А уж сколько восторга и радости было, когда мы
собрали урожай лука и фасоли! По нашей просьбе работники кухни наш
урожай бросили в суп на обед. Конечно же, все было съедено до последней
капли! Ребята сказали, что это самый вкусный суп в их жизни! Разве не
запомнится такой проект?!
Проект
«Прорасти
семечку
–
собери
урожай»»
раскрывает
широкие
возможности
привития
младшим
школьникам
трудолюбия,
бережного
отношения не только к
растениям, но и ко всей живой природе, а также
способствует
формированию
практических
навыков
по
уходу
и
выращиванию растений. Теперь мои ученики с удовольствием принимают
участие в посадке растений на даче. Они с трепетом ухаживают за ними,
считая себя знатоками – огородниками.
Помимо
этого
проекта
мы
с
детьми
организовали
и
осуществили
проекты
по
экологии:
«Мой
режим
дня»,
«Система
здорового
питания»,
«Зеленый уголок в моем классе». Эти темы интересовали не только детей, но
и
родителей,
которые
с
удовольствием
принимали
участие
в
наших
исследованиях.
Использование проектного метода по курсу «Окружающий мир», на мой
взгляд, способствует расширению экологических знаний детей, включению
их в исследовательскую = самостоятельную и практическую деятельность,
развитию творческих способностей, а главное, прочное усвоение добытых
самим ребенком знаний.
А
итогом
нашей
проектной
деятельности
по
экологии
явилось
безудержное желание моих детей участвовать в программах экологического
летнего пришкольного лагеря, который не первый год работает в нашей
школе под руководством учителя биологии.