Напоминание

Декоративный натюрморт с интересным главным предметом


Автор: Куртова Ирина Александровна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: г. Фокино
Наименование материала: методический доклад
Тема: Декоративный натюрморт с интересным главным предметом
Раздел: дополнительное образование





Назад




Российская Федерация

Администрация города Фокино

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств имени М.П. Мусоргского

г. Фокино»

Методический доклад

Предмет: Живопись

Тема: «Декоративный натюрморт с интересным главным

предметом».

Адресат: 1 класс художественного отделения, возрастная

категория: 10 лет

Разработчик: преподаватель изобразительного искусства

ДШИ г. Фокино Куртова Ирина Александровна

2019 г.

Содержание

1. Аннотация ...............................................................3

2. Пояснительная записка................................................3

3. Методическая разработка урока....................................4

4. Заключение..............................................................10

5. Приложения............................................................12

Аннотация.

В методической разработке раскрыта методика проведения

урока знакомства с декоративным натюрмортом различными

методами и формами:

урок-открытие новых знаний с применением элементов

технологии «паззл» и игровых технологий, рассчитанный на 3

академических часа. На уроке применяются активные методы

обучения: элементы технологии «паззл» и сравнительного анализа,

позволяющие детям найти знания самостоятельно, а не получать их

в готовом виде. Предложенный материал может быть использован

преподавателями художественных дисциплин ДШИ или ДХШ, а

также учителями ИЗО в общеобразовательной школе и дает

педагогам возможность творчески подходить к обучению основам

декоративного натюрморта. Данные методы дают возможность

обучающимся принимать активное участие в процессе обучения,

делать выводы по конкретной теме, представлять и отстаивать свою

точку зрения, обмениваться знаниями со своими одноклассниками.

Так же они позволяют повысить активизацию учащихся, углубить

их знания, повысить интерес к изучаемому материалу.

Использование разных форм и методов обучения на уроке помогает

детям лучше усвоить и систематизировать базовые знания о

декоративном натюрморте, способствует формированию у детей

положительной мотивации к учебе, что в свою очередь повышает

результаты обучения по предмету «Живопись».

Пояснительная записка.

Начиная с первого класса обучения по программе «Живопись»,

дети знакомятся с особенностями работы в цвете над реалистичным

натюрмортом. В процессе обучения приобретают теоретические

знания и практические навыки по компоновке предметов в лист,

последовательности ведения работы над натюрмортом, знакомятся

с азами конструктивного построения объектов, поиском цветовых

отношений между предметами, предметами и фоном, приобретают

первоначальные навыки построения цветовой гармонии. Наряду с

реалистичным натюрмортом в первом классе предусмотрено

знакомство с декоративным натюрмортом. На изучение темы

отводится 9 академических часов.

Цель урока: сформировать представление о декоративном

натюрморте, его разновидностях и особенности изображения.

Для достижения цели решались следующие задачи:

Предметные:

• Выявить отличительные черты декоративного натюрморта и

особенности его изображения;

• Выполнить декоративное преобразование формы; 3

Метапредметные:

• Развивать навыки сравнения и анализа, умения рассуждать,

авторскую активность;

• Развивать навыками самоконтроля, самооценки;

• Формировать навыки групповой работы;

• Развивать коммуникативные навыки, умение выражения

своих чувств

и мыслей, планирование и регуляцию своей деятельности;

Личностные:

• Воспитывать готовность обучающихся к саморазвитию,

самообразованию, через положительную мотивацию к обучению;

• Воспитывать художественный вкус и творческую позицию

при выполнении натюрморта.

На разных этапах урока эффективно применялись следующие

методы: элементы технологии «паззл», элементы сравнительного

анализа, объяснительно-иллюстративный, элементы игровой

технологии, самостоятельная практическая работа.

Для достижения поставленной цели урока использовались

различные формы организации деятельности с обучающимися:

парная, групповая, индивидуальная работа.

Методическая разработка урока

Тема урока: «Декоративный натюрморт с интересным главным

предметом» Тип урока: открытие новых знаний

Форма организации урока: творческая лаборатория

Методы и приемы, использованные на уроке:

элементы технологии «паззл», элементы сравнительного

анализа,

объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассматривание

предметов, схем),

элементы игровой технологии,

самостоятельная практическая работа.

Формы работы:, групповая, парная, индивидуальная. 4

Продолжительность: 3 урока по 40 мин с переменами в 10 мин.

Класс: 1(10-11 лет)

План урока:

1. Организационный момент (1-2 мин.)

2. Актуализация знаний (15-18 мин)

3. Открытие новых знаний (20+20 мин.)

4. Самостоятельная практическая работа (30+15 мин.) 5.

Рефлексия (12мин.)

6. Итог урока (3 мин.)

Оборудование: схема «Градации объема», «Трансформация

предмета», Постановка из 3-х предметов и драпировки, паззлы,

папки с картинами, изображающими декоративный натюрморт,

мешочек с предметами для игры, листы А4, маркеры для заданий.

Материалы: лист А3, карандаш, ластик, 1 урок.

1. Организационный момент.

В классе расставлены столы образуя две рабочие зоны для двух

команд. Каждый обучающийся класса при входе получает паззл и

занимает любое свободное рабочее место.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Все вы при входе получили

паззл, изнаночная сторона которого зеленая или синяя. Таким

образом, мы разделимся на две команды (синие и зеленые).

2. Актуализация знаний

Ребята рассаживаются, согласно цветовому разделению.

Педагог: Тему нашего с вами урока я не буду озвучивать,

думаю, что вы мне ее назовете сами, после того как выполните

несколько заданий. Первое из них:

У каждого из вас есть паззл – соберите целую картину.

(приложение1) На выполнение задания вам дается 2 минуты.

Картины собраны. И дети определяют, что на них нарисованы

натюрморты.

Педагог: Хорошо. У меня есть четыре помощника, которые

помогут нам вспомнить некоторые факты о натюрморте.

1 ученик: Слово «натюрморт» в переводе с французского

означает «мёртвая природа» . Натюрморт – это художественное

изображение неодушевлённых предметов: растений, дичи, посуды

и т.д. Художник не изображает предметы «с натуры», как они

расположены в интерьере, а сознательно так компонует их.

2 ученик:Натюрморт – это жанр, в котором художник выражает

свое отношение к действительности изображая предметы и наделяя

их в картине своим смыслом.

3 ученик: Художник изображает внешний мир. Раскрываются

не только физические свойства вещей, но и их значение для

человека, роль, которую они играют в его жизни. Так мы узнаем

быт эпохи, страны.

4 ученик: Художник рассматривает предметы вблизи ,

показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах.

Именно это позволяет зрителю по-новому увидеть привычные,

знакомые вещи, оценить их красоту. Именно предметы являются

главными героями натюрморта.

Педагог: Несомненно, главными героями в натюрморте

являются предметы. Вещи, которые подаются «крупным планом»,

чтобы можно было вглядеться в их красоту. Каждый предмет имеет

свою форму, фактуру, плотность и т.д.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай предмет наощупь».

(5 минут)

Цель игры: закрепить знания о форме вещей, осязательное

обследование формы, поверхности, соотнести осязательные

ощущения с имеющимися зрительными представлениями.

Материал: набор фруктов и овощей, простых предметов быта,

мешочек из ткани.

Руководство: Команды сидят на своих местах. Мешочек с

фруктами и овощами находится у преподавателя в руках. Он по

очереди подходит к представителям команд. Те, в свою очередь,

опускают руку в мешочек, нащупывают какой-то предмет и

пытаются отгадать, что это. Рассказывают о предмете, какой он

формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность –

гладкая или шероховатая. А в конце говорят, что это за

предмет. Потом достают его из мешочка и смотрят, правильно ли

его узнали.

Пояснения: данная игра помогает лучше прочувствовать форму

вещей через тактильное и осязательное восприятие.

Физминутка (На кухне овощи и фрукты, самовар, чайник)

Заглянули мы на кухню. На столе лежит спелые стручки гороха

. Вдруг стручок лопнул и горошины посыпались сначала на стол

потом на пол(как вы себе это представляете, давайте попытаемся

представить себя горошинами (прыгают), На кухонном столе стоит

самовар: важный круглый (давайте представим себя самоваром, как

он себя ведет?). На плите в кастрюльке закипает каша, она вот-вот

убежит из кастрюли(давайте представим, что мы с вами эта каша.

Как можно это показать?).

Пояснения: физкультминутка составлена и продумана так,

чтобы дети изображая обычные предметы могли почувствовать и

их характер.

3. Открытие новых знаний

Педагог: А теперь я предлагаю вам выполнить следующее

задание

«Шерлок Холмс»: от каждой команды по одному участнику

подходят ко мне и получают папку с заданием.(приложение 2) Вам

нужно хорошо изучить материал папки и сравнить с натюрмортом

на собранном паззле. Найти общие и отличительные черты по

конкретному критерию. У каждой рабочей группы свой критерий.

После того как вы справитесь с задачей, возвращаетесь к своей

группе и рассказываете о проделанной работе. Группой

выстраиваете критерии по порядку, указанному в папке.

Представитель каждой команды озвучивает результаты работы.

Время на выполнение 15 мин.

Пояснения: Для парной работы были предложены папки с

заданиями: задания индивидуальны для каждой пары, а содержание

– одинаковое. В процессе парной работы используется метод

сравнительного анализа. Анализируя и сравнивая готовые

репродукции картин, обучающиеся способны увидеть и понять

конкретные отличия реалистичного и декоративного натюрмортов,

сделать выводы и представить свою работу группе. Подобная

работа позволяет детям без особого труда сформулировать тему

урока.

Педагог: Давайте теперь сформулируем тему урока. 2 урок

Педагог: как вы уже отметили, сегодня мы знакомимся с

декоративным натюрмортом и начнем его рисовать. Вы уже сами

разобрались в особенностях декоративного натюрморта. Давайте

еще раз их озвучим:

(на мониторе - слайд, на котором последовательно появляются

паззлы. Каждый паззл содержит в себе информацию )

Плодотворно поработав в группах, мы с вами собрали воедино

всю главную информацию о декоративном натюрморте, его

отличительных особенностях.

К тому же, декоративность подразумевает под собой

переработку объектов, а именно, трансформацию, деформацию,

преуменьшение или преувеличение, использование декоративных

элементов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали

объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить

форму вовсе не значит обеднить ее, упростить – значит

подчеркнуть самые выразительные стороны, опустив малозначащие

детали.

Форма предметов усложняется или упрощается

Для большей выразительности используется обводка

контуров.

Цвета берутся чистые, без тональной градации

Фактура часто изображается узорами

Предметы изображаются плоскими, без объема

Узоры несут декоративный характер, нужны для большей

выразительности

Можно сохранить форму или трансформировать

геометрически, при этом конкретнее выявлять конструкцию

предметов, пропорции. Введение декоративных деталей,

орнамента, обводок позволяет сохранить стилевое единство,

добавить личное, авторский взгляд на натуру – это прекрасный

момент для творчества.

Для того, чтобы разобраться на практике с особенностями

трансформации, предлагаю каждой группе преобразовать один

предмет. Работать нужно сообща.

Педагог выдает каждой команде лист бумаги и маркеры и 1

простой предмет. На работу отводится 5 мин.

Примечания: Самостоятельная работа по трансформации

предметов

позволяет на практике разобраться и понять особенности

стилизации объектов.

Педагог: Последовательность ведения работы как

реалистичного, так и декоративного натюрморта схожа. Все

начинается с эскиза. Давайте обратимся к наглядному пособию.

4. Самостоятельная практическая работа

Педагог: Почему, вы меня спросите, мы так подробно

разбирали трансформацию и преображение? Все дело в том, что

сегодня мы будем работать с натуры, но в то же время предметы

мы будем изменять, помогая им стать более декоративными и

выразительными. Для работы нам понадобится лист А3, карандаш,

острый глаз и фантазия.

На выполнение эскизов до конца урока отводится 30 мин. 3

урок

На завершение работы над эскизами дается 10 мин. Далее

ребята выбирают наиболее удачный эскиз для переноса на большой

формат листа. Анализ и отбор наиболее удачного варианта.

Выполнение наброска 15 мин.

5. Рефлексия

На доске размещаются все наброски натюрморта. Детям

предлагается проанализировать работы (как свою, так и

одноклассников) по плану:

1. Получилось ли изобразить декоративный натюрморт?

Докажите.

2. Назовите наиболее удачные моменты в картине и неудачные.

3. Как можно было бы улучшить работу?

Примечания: способность к самооценке стараюсь развивать на

каждом уроке. Обучающиеся оценивают свою работу, а также

работы своих одноклассников.

6. Итог урока

Педагог: Я вижу, что вы хорошо разобрались с понятием

«декоративный натюрморт» и можете видеть отличия

реалистичного и декоративного натюрморта.

(На доске появляется надпись «Натюрморт»).

Педагог: Закончить наш урок я хотела бы следующим: на столе

лежат буквы, из которых можно составить слово декоративный.

Если вы хорошо разобрались с темой урока и информация, которую

вы сегодня узнали, была вам интересна и пригодится в

дальнейшем, то берете букву оранжевого цвета, а если вы не

поняли материал или информация вам была не интересна берете

букву синего цвета. (Дети по очереди выходят к доске и составляют

слово «Декоративный»).

Педагог: Я вижу, что материал вами усвоен и будет вам

полезен. На следующем уроке мы продолжим работу над

декоративным натюрмортом уже в цвете.

Работы детей представлены в приложении (приложение 5).

Заключение

Готовясь к уроку, я поставила перед собой цель:

сформировать представление о декоративном натюрморте, его

разновидностях и особенности изображения.

Чтобы достичь поставленной цели реализовывались

следующие задачи:

Предметные:

• Выявить отличительные черты декоративного натюрморта и

особенности его изображения;

• Выполнить декоративное преобразование формы; 10

Метапредметные:

• Развивать навыки сравнения и анализа, умения рассуждать,

авторскую активность;

• Развивать навыками самоконтроля, самооценки;

• Формировать навыки групповой работы;

• Развивать коммуникативные навыки, умение выражения

своих чувств

и мыслей, планирование и регуляцию своей деятельности;

Личностные:

• Воспитывать готовность обучающихся к саморазвитию,

самообразованию, через положительную мотивацию к обучению;

• Воспитывать художественный вкус и творческую позицию

при выполнении натюрморта.

На этапе актуализации знаний обучающиеся освежили в

памяти знания о натюрморте, полученные на предыдущих

занятиях, а применение игры «Узнай предмет наощупь»

способствует лучшему пониманию формы предметов, так как были

задействованы разные формы восприятия (зрительное,

осязательное).

Использование в ходе занятия физминутки способствовало не

только здоровьесбережению, но помогло обучающимся понять, что

у каждого предмета есть свой характер.

Урок был проведён на современном уровне с использованием

активных методов обучения, что позволило детям самим находить

знания, тем самым формируя критическое мышление и способность

к анализу, представлять свою точку зрения на конкретный вопрос.

Парная и групповая формы работы позволяют приобретать навыки

командной работы, умение распределять роли и брать

ответственность за выполнение конкретного задания. Игровые

формы работы вызывают у детей интерес и оставляют массу

впечатлений.

Все этапы урока были мною продуманы, цели и задачи достигнуты.



В раздел образования