Напоминание

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1-4 классы


Автор: Аржанникова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ "Комплекс Покровский"
Населённый пункт: Г. Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1-4 классы
Раздел: начальное образование





Назад




СБОРНИК

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКЕ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1-4 классы

Составитель: Аржанникова Екатерина,

Абысова Лариса.

Г. Красноярск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение__________________________________________________ 3

2. Игры на уроках окружающего мира___________________________6

3. Список литературы __________________________________________15

2

ВВЕДЕНИЕ

Игра – это жизненная лаборатория детства,

дающая тот аромат, ту атмосферу молодой

жизни, без которой эта пора ее была бы бес-

полезна для человечества. В игре, этой специ-

альной обработке жизненного материала,

есть самое здоровое ядро разумной школы

детства.

С. Т. Шацкий

Проходит время, ребенок подрастает, и вот ему уже пора идти в первый класс. В школе

ему придется столкнуться с множеством трудностей, получить огромное количество новых

впечатлений, приобрести принципиально иной, чем в семье опыт общения. Все это требует

немало усилий как умственных, так и эмоциональных. Процесс овладения новыми

знаниями и навыками будет протекать для ребенка легче и эффективнее, если педагоги

смогут внести в него определенную долю игры. Эта форма умственной деятельности

является для ребенка привычной, а потому помогает ему справиться с трудностями,

ожидающими его в первые годы обучения.

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения.

Вообще термин «игра» включает в себя разнообразные виды деятельности. Именно она

играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных,

физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память,

мышление, воображение, внимание. Одиночная игра развивает индивидуальные качества

ребенка, знакомит его с характеристиками и свойствами тех или иных предметов. Игра в

группе приучает ребенка к общественной жизни, социальным ролям и отношениям между

людьми. Ролевые игры помогают ученику осваивать нормы и стереотипы поведения в

современном обществе. Таким образом, можно дать игре четкое определение. Игра

представляет собой вид деятельности, в которой человек добровольно принимает участие и

получает удовольствие и возможность исследовательского поведения.

Игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки

играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики — в машинки,

чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают

игре с учениками серьезную дидактику. Почему же? Очевидно, потому, что в

многочисленных

определениях

игровой

деятельности

подчеркивается

отсутствие

практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика,

3

— это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван

организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие

«дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель

задается учителем.

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания,

известный психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид деятельности не

образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Л.С. Выготский видел в

игре

неиссякаемый

источник

развития

личности,

сферу,

определяющую

«зону

ближайшего развития», в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра

станут его реальностью…

Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной

задаче.

Дидактическая

игра

является

ценным

средством

воспитания

умственной

активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой

интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности,

тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой

учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает

радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может

быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий

об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности».

В

дидактических

играх

ребенок

наблюдает,

сравнивает,

сопоставляет,

классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему

анализ и синтез, делает обобщения.

Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные

объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес

обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенка своего

участия в игре.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх

он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее

проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми и интерес к игре быстро угасает.

Форма проведения игры может быть разной:

Коллективной;

Групповой;

4

Индивидуальной.

Дидактические игры представляют возможность развивать у детей произвольность таких

психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей

смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить

высказывание, суждение, умозаключение; требует не только умственных, но и волевых

усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои

интересы интересам коллектива.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все

элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только

отдельные элементы: действие или правило или то и другое.

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на: сюжетно-ролевые и игры-

упражнения, включающие только отдельные элементы игры. При подборе игр важно

учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо

также помнить и о том, что игры должны соответствовать полноценному всестороннему

развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со

сверстниками и взрослым, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и

навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать,

сравнивать, абстрагировать, обобщать.

В этом сборнике собран интересный и полезный материал, который можно учителю

начальной школы включить в ход урока окружающего мира: разнообразить его, дать

возможность ученикам

несколько

минут

отдохнуть,

восстановиться физически

и

эмоционально.

Игры

подобраны

несложные

по

содержанию,

соответствующие

умственному развитию детей 7-10 лет.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его — от

проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в обучении младших

школьников игр. В игре для ребенка появляется возможность добывать знания

самостоятельно; он ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Каждый педагог

может найти несколько минут в учебном дне для того, чтобы окунуться с младшими

школьниками в игровую деятельность. Игры повышают эмоциональный тонус школьника,

а без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности.

Использование игровых технологий несомненно даст заметный эффект в развитии детей, а

также, улучшит эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников

интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные тенденции школьного обучения.

5

ИГРЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Листопад»

Цель: закрепить знания детей о листьях разных деревьев.

Участники выбирают по два любых желтых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с

какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети

бегают и машут руками)

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят!

Ученики говорят, какие листья осенью желтеют.

Участники выбирают по два любых оранжевых опавших листа, говорят, с какого они

дерева (с какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по

воздуху» (дети бегают и машут руками)

Листопад! Листопад!

Листья оранжевые летят!

Ученики говорят, какие листья осенью становятся оранжевого цвета.

Участники выбирают по два любых бурых опавших листа, говорят, с какого они дерева (с

какой ветки эти детки). Учитель говорит: «Листья легкие медленно летят по воздуху» (дети

бегают и машут руками)

Листопад! Листопад!

Листья бурые летят!

Ученики говорят, какие листья осенью становятся бурого цвета.

Подводя итоги игры учитель спрашивает у какого дерева осенью можно увидеть листья

разных цветов, а у какого дерева листья осенью не меняют своей окраски.

«Листопад»

Учитель описывает листья деревьев, кустарников, а учащиеся называют их и находят среди

лежащих на парте листьев. Один из учеников прикрепляет лист к контурному

изображению дерева или кустарника.

«Узнай растение по описанию»

Цель: закрепить знания детей о разных видах растений.

Игра начинается с отгадывания загадки о дереве.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

6

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего. Что плод мой мелок. (Дуб)

Дети говорят, как они догадались, о каком дереве идет речь, находят его на картинке.

Учитель описывает дерево. При описании растений следует придерживаться примерно

такого плана:

1.

Высота дерева (очень высокое, высокое, невысокое).

2.

Листья (величина, форма, окраска).

3.

Цветки или плоды (цвет, форма, величина, запах).

4.

Ствол (цвет, толщина, поверхность).

5.

Ветви (толстые, тонкие, идут вверх, в сторону, вниз).

Далее учитель описывает клен, березу, калину, а ученики говорят, как они догадались,

какое дерево он описал. При проведении игры можно использовать загадки.

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист – ладошкой

На длинной ножке. (Клен)

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

«Зеленые загадки»

Цель: закрепить знания детей по темам «Фрукты» и «Овощи».

Игроки делятся на 2-3 группы. Каждая образует круг. В центре круга - мешочек с овощами

и фруктами. У всех игроков имеется эмблема с изображением одного овоща или фрукта.

Загадывается загадка. Отгадку называет тот ученик, у которого есть эмблема этого овоща

или фрукта, после чего находит названный предмет в мешочке. Если участник не допустил

7

ошибки, его группа получает очко. Побеждает группа получившая наибольшее количество

очков.

Загадки:

Сидит дед

Во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Летом в огороде –

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Крепкие соленые. (Огурцы)

Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе.

К пище приправа,

И на микробы управа. (Чеснок)

Посадили зернышко,

Вырастили солнышко. (Подсолнечник)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен.

Нужен только красный нос. (Морковь)

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла,

Ты посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная…? (Картошка)

8

Толста и желтокожа,

Всю жизнь проводит лёжа. (Тыква)

«Дикие и домашние животные»

Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

После слов учителя «Сейчас мы отправимся в путешествие в сказочный лес» дети

выбирают транспорт, на котором они отправятся в путешествие, объясняют, почему они

выбрали именно этот транспорт. Звучит музыка.

Учитель говорит: вот и сказочный лес, но уже вечер, начинает темнеть. Нам придется

переночевать в доме лесника, а утром продолжим путешествие. Утром раньше всех

проснулся Саша и решил познакомить с новым местом. Осмотрелся и вдруг увидел

лежащего на коврике возле кровати зверька. Послушайте загадку о животном, которого

увидел Саша, и найдите картинку с его изображением.

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы как щетинки,

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит,

На охоту выходит.

По какому признаку вы узнали это животное?

Далее предлагаются загадки о других домашних животных, которых ребята могли бы

увидеть во дворе дома лесника. По мере отгадывания загадок на наборное полотно

выставляются изображения животных, затем задаётся вопрос: как можно назвать эту

группу животных? (Домашние). Делается вывод: животные, о которых заботится человек

(строит для них жильё, кормит, ухаживает), которые приносят ему пользу, называют

домашними.

Учитель спрашивает: а где живут дикие животные? Предлагает учащимся отправиться в

лес. Выясняется, как надо вести себя в лесу, чтобы увидеть его обитателей. Дети

закрывают глаза, слушают запись голосов птиц и зверей леса. В это время вывешивается

картина «Лес». Загадываются загадки о диких животных. По мере их отгадывания на

наборное полотно выставляются изображения диких животных.

Этот зверь тебе знаком – ест мышей,

Пьет молоко,

9

Но на кошку не похож,

Весь в колючках длинных… (Еж)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Ты его узнаешь сразу:

Летом на зиму запасы

Не копит он день за днем,

Весь запас всегда при нем.

Сладко спит зимой

Без храпа.

А во рту, как соска, - лапа.

Лишь начнет капель звенеть,

Просыпается… (Медведь)

Делается вывод, каких животных называют дикими.

Последний этап путешествия: ранняя осень в лесу. Дети рассматривают картинки, на

которых изображены животные и отбирают тех, которых можно встретить в лесу в

сентябре.

«Чьи детеныши?

Цель: учить соотносить детеныша и взрослую особь одного и того же животного.

Участники делятся на три группы: первая детеныши, вторая – животные, третья – зрители.

Представители первой группы получают картинки с изображением кошки, собаки, лошади,

коровы и т. д. Представители второй группы получают картинки с изображением котенка,

щенка, жеребенка, теленка и др. на лужайке, говорит учитель, весь день бегали и резвились

малыши. Вечером пришли мамы и не могут отыскать своих детенышей. Помогите им

ребята!

Участники собираются в группы «мама – детеныш». Зрители оценивают правильность

выполнения задания.

10

«Узнай птицу по описанию»

Цель: закрепить знания детей по теме «Птицы»..

На наборное полотно выставляются изображения птиц. Учитель описывает одну из них,

дети показывают эту птицу и называют ее.

Примерные описания птиц:

1.

Маленькая серая птичка. Головка темно-серая, щечки светлые, шейка и

грудка черные. По земле прыгает, крошки склевывает. (Воробей)

2.

Маленькая, очень подвижная птичка. Головка, шейка, полоска посредине

грудки черные, спинка зеленовато-голубая, низ желтый или белый.

(Синица)

3.

Черно-белая птичка. Горлышко и лоб красновато-рыжие, брюшко белое,

хвост длинный, вильчатый. Кормится насекомыми. Ловит их на лету.

(Ласточка)

Какие птицы улетают в теплые края? (Ласточки, грачи, скворцы, соловьи).

В заключение детям предлагается разделить картинки, изображающие зимующих и

перелетных птиц, на две группы и объяснить, почему они так названы.

«Рассели животных»

Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

Игра проводится в виде соревнований между двумя представителями команд. По сигналу

учителя они должны «заселить» домики: один – дикими, другой – домашними животными

(перелетными и зимующими птицами), вставляя карточки в окошки. Кто быстрее

справится с заданием, тот и побеждает.

«Кто чем питается»

Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

На доске в два столбика выставлены картинки. В одном столбике – изображения

животных, в другом их корм. Ученики стрелкой показывают, кто, чем питается. Например:

корова овес

лошадь молоко

кошка сено

После подведения итога игры учащиеся отвечают на вопрос, как человек заботится о

домашних животных.

«Узнай насекомое»

11

Цель: закрепить знания детей по теме «Наснкомые».

Класс делится на две команды. Учитель описывает насекомых или загадывает загадки о

них и по очереди бросает мяч ученикам.

Ученик, получивший мяч, должен назвать описанное насекомое и рассказать, что он о нем

знает.

Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок и сообщит больше сведений о

насекомом.

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

Полосатая … (Пчела)

У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела.

И большие-большие глаза.

Называют ее …(Стрекоза)

Всех жучков она милей, спинка алая у ней.

А на ней кружочки – черненькие точки.

(Божья коровка)

«Неделька»

Цель: закрепление знаний о днях недели.

Две команды разбирают карточки с названиями дней недели. Пока звучит музыка, все

гуляют.

Учитель:

«Неделька,

постройся!»,

дети

выстраиваются

в

правильной

последовательности один за другим, кто быстрее.

«Календарь»

Цель: закрепление знаний о днях недели, месяцах, временах года.

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

12

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез. (Календарь)

Ученики разбирают листки рассыпанного календаря и по команде становятся по порядку:

1.

По месяцам.

2.

По дням недели.

3.

По последовательности чисел.

«Домашний календарь»

Чтобы закрепить знания о днях недели, месяцах, временах года, днях рождения близких и

своего собственного, ученику предлагается использовать яркий настенный календарь. Там

он ежедневно любым знаком (например, кружочком) отмечает прошедшие дни. Месяцы

рекомендуется раскрашивать в соответствующие цвета (зима-синий, весна-зеленый, лето-

красный, осень-желтый). Свой день рождения, дни рождения своих родных и друзей

ребенок выделяет специальным знаком. Такая наглядная работа поможет ребенку

преодолеть сложности с ориентацией во времени.

«Что сначала, что потом»

Цель: закрепление понятий «раньше», «позже», «потом», «после этого»; знаний о

временах года.

Учитель показывает детям картины с изображением осени и говорит, что один

мальчик не может определить, какое время года изображено на картинах.

Помогите ему. (Осень)

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Рассмотрите еще раз внимательно все картины и поставьте на первое место ту, на которой

показаны изменения в природе в сентябре. (Ранняя осень)

Какую картину поставите на второе место? Почему?

На какой картине показана поздняя осень?

Это же задание можно выполнить рассматривая картины с изображением весны.

«Письмо журавлика»

Цель: повторить признаки живой и неживой природы зимой.

Класс делится на две команды. Раздается стук в дверь. Входит почтальон и приносит

конверт, на котором нарисован журавлик. Учитель читает письмо: «Дорогие дети! Я

никогда не видел зимы. Расскажите, пожалуйста, мне, что происходит в это время в

неживой и живой природе?»

13

Журавли, говорит учитель, действительно улетают в теплые края и ничего не знают об

этом времени года. Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе зимой, и

расскажем о них журавлику.

Сейчас мы прочтем, что именно хочет узнать журавлик.

Учитель достает из конверта листочки с вопросами и раздает участникам команд. Вопросы

и задания читает учитель.

1.

Назовите зимние месяцы.

2.

Правда ли, что зимой поля покрыты белой скатертью?

3.

Все ли птицы, как я, улетают зимой в теплые края?

4.

Каких животных нельзя увидеть в природе зимой?

5.

Правда ли, что зимой коровы не пасутся на лугу.

Отвечая на 2 вопрос, дети описывают снежинки, рассказывают о значении снега в природе.

Можно использовать загадки:

Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло – одеяло потекло. (Снег)

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)

С опорой на картинки дети отвечают, что они напишут журавлику, отвечая на остальные

вопросы.

«Я и моя семья»

Цель: закрепить понятие «культура общения».

Дети делятся на группы по 8-10 человек. В каждой группе распределяются роли: папы,

мамы, дочки и сына, бабушки, дедушки. Каждая семья должна рассказать, что делают дома

мама, папа, дети и т.д. выслушиваются все члены семьи.

В конце игры подводится итог: какая семья смогла лучше рассказать о себе.

14

Список литературы

1.

Андреева, Е. А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры [Текст] / Е.

А. Андреева // Игры для детей – М.: РИПОЛ классик, 2016. – 320 с.

2.

Ковалько, В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений,

физкультминуток (1-4 классы) [Текст] / В. И. Ковалько // Учебное пособие – М.:

Эксмо, 2013. – 512 с.

3.

Кудыкина, Н.В. Дидактические игры и занимательные задачи [Текст] / Н.В. Кудыкина

// Дидактические игры и занимательные задачи – К.: «Ряданська школа», 2014. – 142 с.

4.

Федин, С. Н. Веселые игры и головоломки От 7 до 12 лет [Текст] / С. Н. Федин //

Учебное пособие – М.: Айрис-пресс, 2015. – 240 с.

15



В раздел образования