Технология "Полного усвоения" и проектно-исследовательская деятельность на уроках математики.
Автор: Неберекутина Людмила Валерьевна Должность: учитель математики, истории и обществознания Учебное заведение: МАОУ Аргат-Юльская СОШ Населённый пункт: п. Аргат-Юл, Томская область Наименование материала: статья Тема: Технология "Полного усвоения" и проектно-исследовательская деятельность на уроках математики. Раздел: полное образование
.
Технология «Полного усвоения» и проектно-исследовательская
деятельность на уроках математики.
Мы живем в постиндустриальном обществе, для которого характерны
информационные технологии и сфера услуг.
Изменения
в нашей жизни
происходят
с
огромной
скоростью.
Общество
предъявляет
к
современному
учителю
все новые и новые требования. Перед нами ставится задача
по
формированию универсальных учебных действий учащихся. Каждый человек
определяет сам для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сам
делает
выбор
своей
профессии
и
тех
принципов,
которыми
будет
в
ней
руководствоваться.
Мы
сами
для
себя
решаем,
какие
ценности
будут
сопровождать
нас
в
жизни.
И
мы
должны
научить
этому
выбору
своих
учеников. Успешность учебного процесса зависит от многих факторов, среди
которых,
огромную
роль
играет
обучение
с
учетом
способностей
и
возможностей
ребенка.
В
зависимости
от
интеллектуальных
способностей
разным
ученикам
требуется
разное
время
для
овладения
одним
и
тем
же
учебным материалом. Выходит, что темп усвоения у каждого должен быть свой,
что
позволит
устранить
различия
в
знаниях
и
добиться
полного
усвоения
учебного материала учащимися. Именно это условие и легло в основу выбора
технологии
«полного
усвоения».
Суть
технологии
«полного
усвоения»
выражается в следующем. На протяжении всего курса обучения каждый ученик
получает серию диагностических тестов, которые проводятся после изучения
каждой темы и предназначены для руководства его продвижением. Учащимся
предлагается
выполнить
диагностический
тест.
После
выполнения
диагностического
тестирования
ученики
разделяются
на
две
группы:
достигших (справились
с
заданиями
теста
на
90-100%)
и
не достигших
«полного усвоения» знаний и умений. Таким образом, весь класс разбивается на
две группы «Группа коррекции» и «Группа углубления». «Группа углубления» в
свою очередь делится на «Группу поддержки» и «Группу развития». «Группа
поддержки» помогает отстающим достичь минимального уровня, а «Группа
развития» работает с дополнительным материалом или по индивидуальной
программе. После того как учащиеся группы поддержки завершат свою работу
по оказанию помощи отстающим ученикам, они могут продолжить работу в
группе
развития.
Учащиеся
группы
развития
самостоятельно
изучают
дополнительный материал (в качестве дополнительного материала учащимся
предлагаются
листы
продвинутого
и
углубленного
уровней).
После
самостоятельного выполнения заданий группа приступает под руководством
учителя к проверке ответов, обсуждению результатов, выявлению наиболее
рациональных путей решения. Пока учащиеся «группы развития» работают
самостоятельно, основное внимание учитель уделяет «группе коррекции». С
ними
организуется
вспомогательная
учебная
деятельность.
Для
проведения
такой работы предлагаются листы повторного уровня, в которые включены
задания, направленные на устранение пробелов. Они преследуют цель усвоение
ранее пройденного материала, обеспечивая готовность ученика к итоговому
контролю и к изучению новой темы.
Деятельность учителя – это результат его творческих поисков и опыта
практической работы. Более того, при любом способе организации учебного
процесса необходимо соблюдение ряда технологических условий, без которых
результативность
самого
процесса
становится
проблемным.
Эти
технологические условия и являются основой для создания учителем своей
собственной
педагогической
деятельности.
Для
организации
своей
педагогической деятельности я выделяю следующие технологические условия
обучения.
1.
Моя
общая
установка.
Суть
ее
заключается
в
том,
что
все
мои
ученики
способны полностью усвоить необходимый учебный материал, а моя задача –
правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им такую возможность.
2.
Определение эталона «полного усвоения» для всего курса. Основу эталона
«полного усвоения» составляет точное описание учебных целей, результатов
обучения.
3.
Ориентация учащихся. Я подробно останавливаюсь на том, что должны усвоить
учащиеся и как они будут учиться, чтобы достичь «полного усвоения».
4.
Выбор
оптимальных
методов,
форм
и
средств
своей
деятельности
и
деятельности учащихся. Методы, формы и средства должны быть направлены
на повышение эффективности и результативности процесса обучения.
5.
Составление альтернативных и дополнительных учебных материалов, которые
рассчитаны на организацию самостоятельной деятельности учащихся.
В процессе своей работы я часто задаю себе вопрос: «Что самое главное в
моей
профессиональной
деятельности?»
Может
быть,
умение
доступно
объяснить учебный материал? Или провести интересно урок? А может быть
качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации?
Несомненно, все
это необходимо, но, по-моему, мнению важнейшей целью учителя является
развитие
интереса
учащихся
к
преподаваемому
предмету.
В
процессе
преподавательской
деятельности
необходимо
всемерно
способствовать
удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес и
имеющих
способности
по
предмету.
Такие
школьники
должны
получать
индивидуальные задания во внеурочное время. Я привлекаю их к участию в
элективных курсах, олимпиадах и проектной деятельности. Возрастающая в
последнее
время
роль
информатизации
развивает
умение
учащихся
самостоятельно выбирать нужную информацию и использовать ее в процессе
обучения.
Педагог
здесь
должен
обладать
компетентностью
в
том,
чтобы
организовать
поиск
необходимой
информации.
Проектная
деятельность
учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации
представляется
перспективной
для
современной
школы.
Проект
побуждает
учащегося
проявить
интеллектуальные
способности,
нравственные
и
коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и
общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и
самоорганизации. Проектные технологии позволяют формировать личностные
качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности учащегося в
процессе подготовки проекта.
Задача учителя заключается в умелом выборе той формы работы, которая
больше
всего
подойдет
его
ученикам,
раскроет
их
способности,
создаст
ситуацию успеха и атмосферу радости общения, понравится ему самому и
позволит
решить
основные
задачи
обучения.
Любая
разумная
педагогика
должна идти от потребности ребенка в познавательной деятельности. Желание
узнать,
интерес
к
новому
–
это
бесценный
дар
человека
должен
бережно
взращиваться педагогом.