Автор: Динова Марина Мухтабаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФМБОУ лицей с. Месягутово СОШ в с. Ариево имени Марата Нафикова
Населённый пункт: Месягутово
Наименование материала: Разработка мероприятия
Тема: «Встреча с И.А. Крыловым и его баснями»
Раздел: среднее образование
Эпиграф:
“Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.
Цель: привлечь интерес к творчеству писателя
Задачи:
- Развитие интереса к творчеству И.А. Крылова
- Развитие интереса к изучению литературы
- Развитие чувства сопереживания
- Способствовать развитию коллективного творчества
- Воспитывать желание сопричастности к общему делу.
Форма проведения: викторина с элементами инсценировки.
Оборудование:
-Портрет И. А.Крылова; - Рисунки ребят к басням;
- Герои басен (игрушки) и коробка»
- презентация по творчеству И.А.Крылова; - выставка книг.
- Плакаты с высказываниями И.А. Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»,
«А за меня мои звери говорят».
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ О ТВОРЧЕСТВЕ КРЫЛОВА:
«Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо
они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их
переживают». (В.А.Жуковский)
«Его басни переживут века!». (К.Н.Батюшков)
Описание игры:
(Игра проводится в классе. Класс делится на 2 команды и группу поддержки. Каждая
команда отвечает по очереди. Члены жюри: библиотекарь, председатель родительского
комитета, завуч по воспит. работе).
Учитель: Дорогие ребята! В рамках недели русского языка и литературы мы проведем
литературную викторину по басням И.А.Крылова.
Представление команд. (Команды «Баснописцы», «Творцы»)
Слово о писателе, баснописце и драматурге И.А.Крылове.
Ведущий1.
Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Учитель: Прошло уже 250 лет со дня рождения великого баснописца «дедушки
Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели. Они как и прежде
учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют
жизненный опыт.
Ведущий 1. Родился Иван Андреевич Крылов 2 февраля (13 февраля по новому стилю)
1769 года в Москве в семье бедного армейского капитана, который получил офицерский
чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец оставил военную
службу и поселился в Твери, стал мелким чиновником.
Ведущий 2. Детство и отрочество Ивана Андреевича прошли в тяжёлых условиях в
Твери. Грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе
состоятельных знакомых. Будущий баснописец не учился в школе. Но он всегда тяготел к
знаниям, и способностями он обладал отменными. Он самостоятельно овладел языками,
математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Ведущий 1. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, оставил в наследство
солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но
была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете.
Мать, Мария Алексеевна, ходила читать и отпевать усопших в богатые дворянские и
купеческие дома, а будущий баснописец в 1777 году начал служить в одном из казённых
учреждений «подканцеляристом». С самого начала службы Иван Андреевич
познакомился с судейским произволом, взяточничеством, унизительной ситуацией
человеческого бесправия.
Ведущий 2. В 14 лет он написал либретто к опере «Кофейница», в которой изобличил
нравы провинциальных помещиков. С 1786 по 1788 гг. появляются комедии «Бешеная
семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей», но успеха они не имеют.
Далее И.А. Крылов издает журнал «Почта духов» (1789). В нем писатель публикует
сатирические послания, которые обличают злоупотребления государственных
чиновников.
В 1792 г. И.А. Крылов выходит в отставку. В этот период, уже живя в Петербурге,
писатель покупает типографию, и печатает в ней сатирический журнал «Зритель». В этом
же году выходит в свет его повесть «Каиб». Крылов занимается политической сатирой.
Его творчество вызывает огромнейшее недовольство у Екатерины II и Крылову
приходится на время уехать из Петербурга и жить то в Москве, то и Риге.
В 1812 Иван Крылов стал работать библиотекарем в только что открывшейся Публичной
библиотеке. На этом поприще он прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841 году.
И.А. Крылов оказался не только хорошим собирателем книг, число которых при нем
сильно возросло, но и отличным составителем библиографических указателей и славяно-
русского словаря.
Скончался И.А. Крылов 21 ноября (по старому стилю - 9 ноября) 1844 года. Похоронен в
Некрополе мастеров искусств. 12 мая 1855 памятник Крылову был открыт в Петербурге в
Летнем саду.
Ведущий 1. Крылов написал 205 басен. Он любил Родину и считал своим долгом вести
борьбу с недостатками общества. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал
писатель многие свои сюжеты.
Викторина:
1.
Блиц – турнир:
-Что такое басня?
(краткий поучительный рассказ в стихах с нравоучением)
- Дайте определение аллегории ( изображение предмета, за которым скрывается другое
понятие или другой предмет: за лисой – хитрый человек, за ягнёнком – беззащитный
человек).
- Как в народе прозвали Крылова?
(«дедушка»)
- Важная часть в басне, вывод-поучение
(мораль)
1.
Угадай басню по рисунку ( показ слайдов. Каждая команда определяет название басни
по иллюстрациям).
а) «Стрекоза и муравей»
б) «Мартышка и очки»
в) «Лиса и виноград»
г) «Слон и Моська»
д) «Лебедь, Рак и Щука»
е) «Волк и Ягнёнок»
1.
Узнай басню по её началу.
а) Усильного всегда бессильный виноват…
б) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна: но только всё не впрок…
в) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт…
г) Ударили в смычки, дерут, а толку нет…
( 1.«Волк и ягнёнок» 2. «Ворона и лисица» 3. «Лебедь, Щука и Рак»
4. «Квартет»).
1.
Чёрный ящик (Участникам команд показывают на слайдах изображение предмета.
Нужно определить, из какой басни предмет).
Жёлудь – «Свинья под дубом»
Сыр – «Ворона и лисица»
Ноты – «Квартет»
Виноград – «Лисица и Виноград»
Очки – «Мартышка и очки»
Зеркало – «Зеркало и обезьяна»
1.
Всем сёстрам по серьгам (на слайде показаны персонажи басен Крылова. Надо
соотнести качества характера с персонажем)
Плутовка Лиса
Завистлива Лягушка
Проказница Мартышка
Жестокость Волк
Трудолюбие Муравей
Неблагодарность Свинья
1.
Продолжи цитату
а) сыр выпал-(с ним была плутовка такова. «Ворона и лисица»)
б) У сильного- (всегда бессильный виноват. «Волк и Ягнёнок»)
в) Когда в товарищах согласья нет- (на лад их дело не пойдёт. «Лебедь, Рак и Щука»)
г) Ай, Моська! Знать она сильна- (что лает на слона. «Слон и Моська»).
д) Хоть видит око- (да зуб неймёт- «Лисица и виноград»)
е) Ты всё пела? Это дело (так поди же попляши- «Стрекоза и Муравей»).
7. Творческий «Квартет» (Командам раздаются металлические банки, две крышки от
кастрюль, свистулька, металлическое ведро. Задача: на этих инструментах сыграть
мелодию песни: 1-ая команда «В лесу родилась ёлочка». 2-ая команда- «В траве сидел
кузнечик»).
8.Театральный ( команды предлагают инсценированные басни;
оценивается артистичность, оригинальность исполнения, костюмы)
9. Заключительное слово учителя. Ребята, вот и завершился наш конкурс. Спасибо
Ивану Андреевичу Крылову, благородный голос которого призывал сердца к добру и
правде. А пока наше жюри совещается, предлагаю послушать стихотворение
М.Исаковского, посвященное И.А Крылову.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
10. Предоставляется слово жюри. (награждение команд сладкими призами)
Наименование
конкурса
1-ая команда
2-ая команда
Блиц-турнир
5б
Угадай басню по
рисунку
5б
Узнай басню по её
началу
5б
Чёрный ящик
5б
Всем сёстрам по
серьгам
5б
Творческий
«Квартет»
5б
Театральный
5б