Напоминание

«Встреча с И.А. Крыловым и его баснями»


Автор: Динова Марина Мухтабаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФМБОУ лицей с. Месягутово СОШ в с. Ариево имени Марата Нафикова
Населённый пункт: Месягутово
Наименование материала: Разработка мероприятия
Тема: «Встреча с И.А. Крыловым и его баснями»
Раздел: среднее образование





Назад




Эпиграф:

“Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.

Цель: привлечь интерес к творчеству писателя

Задачи:

- Развитие интереса к творчеству И.А. Крылова

- Развитие интереса к изучению литературы

- Развитие чувства сопереживания

- Способствовать развитию коллективного творчества

- Воспитывать желание сопричастности к общему делу.

Форма проведения: викторина с элементами инсценировки.

Оборудование:

-Портрет И. А.Крылова; - Рисунки ребят к басням;

- Герои басен (игрушки) и коробка»

- презентация по творчеству И.А.Крылова; - выставка книг.

- Плакаты с высказываниями И.А. Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»,

«А за меня мои звери говорят».

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ О ТВОРЧЕСТВЕ КРЫЛОВА:

«Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо

они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их

переживают». (В.А.Жуковский)

«Его басни переживут века!». (К.Н.Батюшков)

Описание игры:

(Игра проводится в классе. Класс делится на 2 команды и группу поддержки. Каждая

команда отвечает по очереди. Члены жюри: библиотекарь, председатель родительского

комитета, завуч по воспит. работе).

Учитель: Дорогие ребята! В рамках недели русского языка и литературы мы проведем

литературную викторину по басням И.А.Крылова.

Представление команд. (Команды «Баснописцы», «Творцы»)

Слово о писателе, баснописце и драматурге И.А.Крылове.

Ведущий1.

Забавой он людей исправил.

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Учитель: Прошло уже 250 лет со дня рождения великого баснописца «дедушки

Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели. Они как и прежде

учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют

жизненный опыт.

Ведущий 1. Родился Иван Андреевич Крылов 2 февраля (13 февраля по новому стилю)

1769 года в Москве в семье бедного армейского капитана, который получил офицерский

чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец оставил военную

службу и поселился в Твери, стал мелким чиновником.

Ведущий 2. Детство и отрочество Ивана Андреевича прошли в тяжёлых условиях в

Твери. Грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе

состоятельных знакомых. Будущий баснописец не учился в школе. Но он всегда тяготел к

знаниям, и способностями он обладал отменными. Он самостоятельно овладел языками,

математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Ведущий 1. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, оставил в наследство

солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но

была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете.

Мать, Мария Алексеевна, ходила читать и отпевать усопших в богатые дворянские и

купеческие дома, а будущий баснописец в 1777 году начал служить в одном из казённых

учреждений «подканцеляристом». С самого начала службы Иван Андреевич

познакомился с судейским произволом, взяточничеством, унизительной ситуацией

человеческого бесправия.

Ведущий 2. В 14 лет он написал либретто к опере «Кофейница», в которой изобличил

нравы провинциальных помещиков. С 1786 по 1788 гг. появляются комедии «Бешеная

семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей», но успеха они не имеют.

Далее И.А. Крылов издает журнал «Почта духов» (1789). В нем писатель публикует

сатирические послания, которые обличают злоупотребления государственных

чиновников.

В 1792 г. И.А. Крылов выходит в отставку. В этот период, уже живя в Петербурге,

писатель покупает типографию, и печатает в ней сатирический журнал «Зритель». В этом

же году выходит в свет его повесть «Каиб». Крылов занимается политической сатирой.

Его творчество вызывает огромнейшее недовольство у Екатерины II и Крылову

приходится на время уехать из Петербурга и жить то в Москве, то и Риге.

В 1812 Иван Крылов стал работать библиотекарем в только что открывшейся Публичной

библиотеке. На этом поприще он прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841 году.

И.А. Крылов оказался не только хорошим собирателем книг, число которых при нем

сильно возросло, но и отличным составителем библиографических указателей и славяно-

русского словаря.

Скончался И.А. Крылов 21 ноября (по старому стилю - 9 ноября) 1844 года. Похоронен в

Некрополе мастеров искусств. 12 мая 1855 памятник Крылову был открыт в Петербурге в

Летнем саду.

Ведущий 1. Крылов написал 205 басен. Он любил Родину и считал своим долгом вести

борьбу с недостатками общества. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал

писатель многие свои сюжеты.

Викторина:

1.

Блиц – турнир:

-Что такое басня?

(краткий поучительный рассказ в стихах с нравоучением)

- Дайте определение аллегории ( изображение предмета, за которым скрывается другое

понятие или другой предмет: за лисой – хитрый человек, за ягнёнком – беззащитный

человек).

- Как в народе прозвали Крылова?

(«дедушка»)

- Важная часть в басне, вывод-поучение

(мораль)

1.

Угадай басню по рисунку ( показ слайдов. Каждая команда определяет название басни

по иллюстрациям).

а) «Стрекоза и муравей»

б) «Мартышка и очки»

в) «Лиса и виноград»

г) «Слон и Моська»

д) «Лебедь, Рак и Щука»

е) «Волк и Ягнёнок»

1.

Узнай басню по её началу.

а) Усильного всегда бессильный виноват…

б) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна: но только всё не впрок…

в) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт…

г) Ударили в смычки, дерут, а толку нет…

( 1.«Волк и ягнёнок» 2. «Ворона и лисица» 3. «Лебедь, Щука и Рак»

4. «Квартет»).

1.

Чёрный ящик (Участникам команд показывают на слайдах изображение предмета.

Нужно определить, из какой басни предмет).

Жёлудь – «Свинья под дубом»

Сыр – «Ворона и лисица»

Ноты – «Квартет»

Виноград – «Лисица и Виноград»

Очки – «Мартышка и очки»

Зеркало – «Зеркало и обезьяна»

1.

Всем сёстрам по серьгам (на слайде показаны персонажи басен Крылова. Надо

соотнести качества характера с персонажем)

Плутовка Лиса

Завистлива Лягушка

Проказница Мартышка

Жестокость Волк

Трудолюбие Муравей

Неблагодарность Свинья

1.

Продолжи цитату

а) сыр выпал-(с ним была плутовка такова. «Ворона и лисица»)

б) У сильного- (всегда бессильный виноват. «Волк и Ягнёнок»)

в) Когда в товарищах согласья нет- (на лад их дело не пойдёт. «Лебедь, Рак и Щука»)

г) Ай, Моська! Знать она сильна- (что лает на слона. «Слон и Моська»).

д) Хоть видит око- (да зуб неймёт- «Лисица и виноград»)

е) Ты всё пела? Это дело (так поди же попляши- «Стрекоза и Муравей»).

7. Творческий «Квартет» (Командам раздаются металлические банки, две крышки от

кастрюль, свистулька, металлическое ведро. Задача: на этих инструментах сыграть

мелодию песни: 1-ая команда «В лесу родилась ёлочка». 2-ая команда- «В траве сидел

кузнечик»).

8.Театральный ( команды предлагают инсценированные басни;

оценивается артистичность, оригинальность исполнения, костюмы)

9. Заключительное слово учителя. Ребята, вот и завершился наш конкурс. Спасибо

Ивану Андреевичу Крылову, благородный голос которого призывал сердца к добру и

правде. А пока наше жюри совещается, предлагаю послушать стихотворение

М.Исаковского, посвященное И.А Крылову.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

10. Предоставляется слово жюри. (награждение команд сладкими призами)

Наименование

конкурса

1-ая команда

2-ая команда

Блиц-турнир

Угадай басню по

рисунку

Узнай басню по её

началу

Чёрный ящик

Всем сёстрам по

серьгам

Творческий

«Квартет»

Театральный



В раздел образования