Автор: Андронова Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ООШ с. Быков Отрог
Населённый пункт: Саратовская область, Балаковский район, с. Быков Отрог
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание предметно-пространственной среды в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Для более точного понимания тех принципов, которых мы придерживались,
выстраивая предметно-пространственную среду нашей группы, надо пояснить,
что в ней живут и развиваются дошкольники трех возрастов, начиная с 4 до 7
лет, имеющие речевые нарушения – заикание и фонетико-фонематическое
недоразвитие речи.
В соответствии со стандартом и общими принципами организации дошкольного
образования, мы постарались организовать пространство группы так, чтобы
наши дети, подготавливаясь к школьному обучению, полноценно проживали
этап дошкольного детства, а именно: проявляли инициативу,
самостоятельность, активность, но при этом учились выполнять правила и
нормы.
Конечно, перестроиться с удобного, ранее нами принятого положения, когда всё
было, как «по полочкам», было не просто. Главное для нас было понять, как
сделать так, чтобы образовательная среда содержала две противоположных
составляющих:
- адаптивную - то есть то, что поможет ребенку освоить правила и нормы.
- а вторую – как раз ту, что поспособствует проявлению детской инициативы,
активности, «самости».
Придерживаясь требований ФГОС к организации предметно-пространственной
среды, мы постарались организовать её так, чтобы учитывались особенности
каждого ребенка, у каждого была возможность проявить себя и в конечном
итоге предъявить миру продукт своей творческой деятельности.
В группе можно наблюдать зонирование:
- центр по развитию элементарных математических представлений расположен
совместно с сенсорным уголком, позволяющий детям получать сенсорные
впечатления. Считаем, что требования по насыщенности различными
материалами выполнено нами в полной мере, при этом некоторые материалы
намеренно предложены нами в единственном экземпляре, ведь ограничение
ресурса – тоже эффективное условие по развитию социально-коммуникативных
навыков (ситуация, когда вновь необходимо договариваться).
- материалы, способствующие научиться считать, игры на развитие логики,
мышления. Наши коллекции, игры – самоделки.
- центр по развитию речи, здесь подобраны материалы по исправлению
системных речевых расстройств, и они не только помогают в решении
коррекционных задач, но и поддерживают интерес наших воспитанников к
естественно-научной деятельности (например, к изучению органов артикуляции
и т.п.). Здесь же – один из результатов совместной деятельности взрослых и
детей в рамках проекта – стенд «Кем быть» - дом профессий родителей наших
детей с творческими рассказами.
- наша библиотека содержит энциклопедическую, художественную,
справочную, развлекательную литературу, учит получать информацию,
работать с книгой, кроме того, это интересная ролевая зона для игры в
«Библиотеку», «Книжный магазин».
- учитывая, что именно игра является ведущим видом деятельности
дошкольников, мы постарались обеспечить возможность выбора детьми
настольных игр, пазлов, мозаик, конструкторов, головоломок.
Кроме того, важно, на наш взгляд, и в группе организовать пространство для
предъявления продукта деятельности: здесь это и доска, и полки, и своеобразная
выставка, где дети самостоятельно вывешивают свои работы.
Вообще, мобильность и трансформируемость – важнейшие принципы
организации нашей среды: легкая, безопасная ширма, которую могут двое детей
свободно взять и поделить пространство по собственному усмотрению. Модули
«парикмахерская», «больница», «магазин», «слесарная мастерская», «пожарная
часть», «дорожное движение» - все они легко передвигаются детьми, позволяя
заниматься разнообразной деятельностью, что способствует развитию
активности каждого. Последние модули «пожарная часть», «дорожное
движение» – еще и формируют знания и навыки безопасной жизнедеятельности.
Наше недавнее приобретение – коврики для игр, когда каждый может
уединиться, занявшись интересным, возможно спонтанно возникшим, возможно
плановым делом.
Природный уголок насыщен не только комнатными растениями, но и
дидактическими играми, книгами, природным материалом, развивающими
экологическую культуру, знакомит с природными, климатическими,
временными особенностями края. Разнообразные макеты, наборы для труда в
природе и быту. Всё так же доступно, безопасно, многофункционально и
собрано в совместной деятельности взрослых и детей.
Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть
безопасной, способствовать укреплению здоровья, созданию комфортных
условий для психологического здоровья. Нами соблюдены и эти требования: в
спальне созданы физкультурный уголок и центр психологической разгрузки.
Конечно, мы старались задействовать каждый уголок нашей группы для
реализации принципов взаимодействия и сотрудничества. И кабинет логопеда –
не исключение. Сейчас здесь действует выставка, посвященная 200-летию М.Ю.
Лермонтова, а материалы принесли педагоги и дети из семейных библиотек.
Здесь также много возможностей для реализации и демонстрации детского
творчества (игры, игрушки, подарки, рисунки, поделки, выполненные своими
руками).
Ну и в конце скажем, что наша среда имеет характер открытой и незамкнутой
системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда в нашей
группе не только развивающая, но и развивающаяся