Напоминание

Создание предметно-пространственной среды в ДОУ


Автор: Андронова Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ООШ с. Быков Отрог
Населённый пункт: Саратовская область, Балаковский район, с. Быков Отрог
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание предметно-пространственной среды в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Для более точного понимания тех принципов, которых мы придерживались,

выстраивая предметно-пространственную среду нашей группы, надо пояснить,

что в ней живут и развиваются дошкольники трех возрастов, начиная с 4 до 7

лет, имеющие речевые нарушения – заикание и фонетико-фонематическое

недоразвитие речи.

В соответствии со стандартом и общими принципами организации дошкольного

образования, мы постарались организовать пространство группы так, чтобы

наши дети, подготавливаясь к школьному обучению, полноценно проживали

этап дошкольного детства, а именно: проявляли инициативу,

самостоятельность, активность, но при этом учились выполнять правила и

нормы.

Конечно, перестроиться с удобного, ранее нами принятого положения, когда всё

было, как «по полочкам», было не просто. Главное для нас было понять, как

сделать так, чтобы образовательная среда содержала две противоположных

составляющих:

- адаптивную - то есть то, что поможет ребенку освоить правила и нормы.

- а вторую – как раз ту, что поспособствует проявлению детской инициативы,

активности, «самости».

Придерживаясь требований ФГОС к организации предметно-пространственной

среды, мы постарались организовать её так, чтобы учитывались особенности

каждого ребенка, у каждого была возможность проявить себя и в конечном

итоге предъявить миру продукт своей творческой деятельности.

В группе можно наблюдать зонирование:

- центр по развитию элементарных математических представлений расположен

совместно с сенсорным уголком, позволяющий детям получать сенсорные

впечатления. Считаем, что требования по насыщенности различными

материалами выполнено нами в полной мере, при этом некоторые материалы

намеренно предложены нами в единственном экземпляре, ведь ограничение

ресурса – тоже эффективное условие по развитию социально-коммуникативных

навыков (ситуация, когда вновь необходимо договариваться).

- материалы, способствующие научиться считать, игры на развитие логики,

мышления. Наши коллекции, игры – самоделки.

- центр по развитию речи, здесь подобраны материалы по исправлению

системных речевых расстройств, и они не только помогают в решении

коррекционных задач, но и поддерживают интерес наших воспитанников к

естественно-научной деятельности (например, к изучению органов артикуляции

и т.п.). Здесь же – один из результатов совместной деятельности взрослых и

детей в рамках проекта – стенд «Кем быть» - дом профессий родителей наших

детей с творческими рассказами.

- наша библиотека содержит энциклопедическую, художественную,

справочную, развлекательную литературу, учит получать информацию,

работать с книгой, кроме того, это интересная ролевая зона для игры в

«Библиотеку», «Книжный магазин».

- учитывая, что именно игра является ведущим видом деятельности

дошкольников, мы постарались обеспечить возможность выбора детьми

настольных игр, пазлов, мозаик, конструкторов, головоломок.

Кроме того, важно, на наш взгляд, и в группе организовать пространство для

предъявления продукта деятельности: здесь это и доска, и полки, и своеобразная

выставка, где дети самостоятельно вывешивают свои работы.

Вообще, мобильность и трансформируемость – важнейшие принципы

организации нашей среды: легкая, безопасная ширма, которую могут двое детей

свободно взять и поделить пространство по собственному усмотрению. Модули

«парикмахерская», «больница», «магазин», «слесарная мастерская», «пожарная

часть», «дорожное движение» - все они легко передвигаются детьми, позволяя

заниматься разнообразной деятельностью, что способствует развитию

активности каждого. Последние модули «пожарная часть», «дорожное

движение» – еще и формируют знания и навыки безопасной жизнедеятельности.

Наше недавнее приобретение – коврики для игр, когда каждый может

уединиться, занявшись интересным, возможно спонтанно возникшим, возможно

плановым делом.

Природный уголок насыщен не только комнатными растениями, но и

дидактическими играми, книгами, природным материалом, развивающими

экологическую культуру, знакомит с природными, климатическими,

временными особенностями края. Разнообразные макеты, наборы для труда в

природе и быту. Всё так же доступно, безопасно, многофункционально и

собрано в совместной деятельности взрослых и детей.

Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть

безопасной, способствовать укреплению здоровья, созданию комфортных

условий для психологического здоровья. Нами соблюдены и эти требования: в

спальне созданы физкультурный уголок и центр психологической разгрузки.

Конечно, мы старались задействовать каждый уголок нашей группы для

реализации принципов взаимодействия и сотрудничества. И кабинет логопеда –

не исключение. Сейчас здесь действует выставка, посвященная 200-летию М.Ю.

Лермонтова, а материалы принесли педагоги и дети из семейных библиотек.

Здесь также много возможностей для реализации и демонстрации детского

творчества (игры, игрушки, подарки, рисунки, поделки, выполненные своими

руками).

Ну и в конце скажем, что наша среда имеет характер открытой и незамкнутой

системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда в нашей

группе не только развивающая, но и развивающаяся



В раздел образования