Автор: Судакова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ СМР "Детский сад № 31"
Населённый пункт: город Сокол, Вологодская область
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ, КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ, КАК ОСНОВА
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Судакова Анастасия Владимировна, воспитатель БДОУ СМР «Детский сад № 31»,
г.Сокол
Аннотация.
В статье раскрыта система работы с детьми по нравственному
воспитанию.
Ключевые слова: духовно- нравственное воспитание, ранний возраст, семья
Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека,
формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро
стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.
В основе лежат всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к
старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на
помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно-значимые для
человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме,
дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.
Раннее детство - время становления нравственных основ личности. В этот период
происходит
первое
вхождение
ребёнка
в
мир
социальных
отношений,
усвоения
элементарных моральных требований, приучение к их выполнению.2-3 лет ребенок уже
может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и
эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а
что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключается
в «смягчении» активных проявлений малыша. У ребенка необходимо сформировать самые
первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, и
сформировать свое отношение к ней. Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет,
объясняя ему правила социума, и не нарушая личности ребенка?
Средства духовно-нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это
может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга,
труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее
.
iii
Как
сказал
В.А.Сухомлинский
"Нравственное
воспитание
детей,
это
мудрое
ограничение. Ребёнок должен понять три вещи - можно, нельзя и надо".
И главная роль в нравственном воспитании ребёнка принадлежит взрослому [ 5, с 288].
Выражение «дети
–
зеркало
семьи» при
всей
своей
кажущейся
банальности
удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные
ценности, которые исповедает его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле,
свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят милосердие,
доброту, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески
стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают
их представлениям о том, что хорошо и что плохо.
«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к
сердцу ребенка» [ 5, с 288].
Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства
патриотизма.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к
родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой
народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство
патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей
семье.
Именно
в
семье
закладываются
основы
патриотизма
духовно-нравственных
ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
Знакомство с родным краем
питает детский ум, формирует устойчивый интерес к поискам нового, обогащает духовный
мир ребёнка, поэтому очень важно приобщить детей в этом возрасте к культуре своего
народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость
за землю, на которой живём.
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста осуществляется в процессе
решения следующих задач:
С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям, к близким
людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для
формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду,
улице,
городу;
•
формирование
бережного
отношения
к
природе
и
всему
живому;
•
воспитание
уважения
к
труду;
•
развитие
интереса
к
русским
традициям
и
промыслам;
•
формирование
элементарных
знаний
о
правах
человека;
•
развитие
чувства
ответственности;
• формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания
В
дошкольной
образовательной
организации
ведется
активная
работа
по
формированию у детей нравственных ценностей, через такие формы, как
1. Чтение художественной литературы о добре и зле, различные беседы и занятия о
доброте, посредством чтения русских народных сказок и фольклора.
2. Обучение игровым действиям и сюжетной игре.
3. Проведение развлечений.
4. Просмотр сказок через мультимедиа.
5. Разучивание песенок, стихов о доброте.
Родители – первые воспитатели, они оказывают огромное влияние на своего ребёнка с
самых первых дней его жизни, поэтому надо ставить следующие задачи:
- расширение знаний о нравственном воспитании детей раннего возраста;
- обогащение развивающей среды группы (создание и приобретение новых игр при
участии родителей);
- образование родителей по данной теме.
Работа с родителями проходит в таких формах, как:
1. Анкетирование родителей.
2. Проведение консультаций по данной теме.
3. Совместные игры взрослых и детей.
4. Организация акций «Изготовление книжки-малышки»
5. Проведение мастер-классов «: "Первые уроки нравственности", ""
6. Организация семейного клуба « Дружная семья»
7. Оформление семейных альбомов и организация выставок.
8. Итоговое родительское собрание.
Данные мероприятия помогают установить теплые, неформальные, доверительные
отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и
детьми, создание эмоционального климата в группе. Родители будут более открытыми для
общения.
Если проводить работу в системе или в комплексе – результат будет позитивным:
родители будут заинтересованы жизнью ребёнка в детском саду, будут более плодотворно
сотрудничать с педагогами группы раннего возраста, а также активно участвовать в жизни
ребёнка в семье и детском саду. Семья и ДОО равнозначны и равноценны в вопросах
воспитания и развития личности ребёнка. Для осуществления полноценного воспитательной
программы семьи необходимо грамотное педагогическое кураторство.
Литература
1. Е.И.Артёмова "Духовно-нравственное воспитание дошкольников".Дошкольная
педагогика.2012 г.
2.
Р.С.Буре
Социально-нравственное
воспитание
дошкольников.
Мозаика-
синтез,М.2012 г.
3. Н.Н.Метенёва« Взрослым о детях», «Уроки вежливости», «День открытий»,
«Педсовет. Нравственное воспитание», «Родителям о детях».
4. К.Л.Печора "Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста".
5. В. А. Сухомлинский « Как воспитать настоящего человека» 1990 год, с 288
6. В. А. Сухомлинский «Роль детской художественной литературы в формировании
личности и речевом развитии ребенка» с 351
7. Интернет-сайты: Дошколёнок.ру., Маам. ру
i
ii