Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ, КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Автор: Судакова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ СМР "Детский сад № 31"
Населённый пункт: город Сокол, Вологодская область
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ, КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ, КАК ОСНОВА

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Судакова Анастасия Владимировна, воспитатель БДОУ СМР «Детский сад № 31»,

г.Сокол

Аннотация.

В статье раскрыта система работы с детьми по нравственному

воспитанию.

Ключевые слова: духовно- нравственное воспитание, ранний возраст, семья

Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека,

формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро

стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.

В основе лежат всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к

старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на

помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно-значимые для

человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме,

дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

Раннее детство - время становления нравственных основ личности. В этот период

происходит

первое

вхождение

ребёнка

в

мир

социальных

отношений,

усвоения

элементарных моральных требований, приучение к их выполнению.2-3 лет ребенок уже

может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и

эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а

что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключается

в «смягчении» активных проявлений малыша. У ребенка необходимо сформировать самые

первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, и

сформировать свое отношение к ней. Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет,

объясняя ему правила социума, и не нарушая личности ребенка?

Средства духовно-нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это

может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга,

труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее

.

iii

Как

сказал

В.А.Сухомлинский

"Нравственное

воспитание

детей,

это

мудрое

ограничение. Ребёнок должен понять три вещи - можно, нельзя и надо".

И главная роль в нравственном воспитании ребёнка принадлежит взрослому [ 5, с 288].

Выражение «дети

зеркало

семьи» при

всей

своей

кажущейся

банальности

удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные

ценности, которые исповедает его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле,

свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят милосердие,

доброту, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески

стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают

их представлениям о том, что хорошо и что плохо.

«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к

сердцу ребенка» [ 5, с 288].

Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства

патриотизма.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к

родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой

народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство

патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей

семье.

Именно

в

семье

закладываются

основы

патриотизма

духовно-нравственных

ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

Знакомство с родным краем

питает детский ум, формирует устойчивый интерес к поискам нового, обогащает духовный

мир ребёнка, поэтому очень важно приобщить детей в этом возрасте к культуре своего

народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость

за землю, на которой живём.

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста осуществляется в процессе

решения следующих задач:

С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям, к близким

людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для

формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду,

улице,

городу;

формирование

бережного

отношения

к

природе

и

всему

живому;

воспитание

уважения

к

труду;

развитие

интереса

к

русским

традициям

и

промыслам;

формирование

элементарных

знаний

о

правах

человека;

развитие

чувства

ответственности;

• формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания

В

дошкольной

образовательной

организации

ведется

активная

работа

по

формированию у детей нравственных ценностей, через такие формы, как

1. Чтение художественной литературы о добре и зле, различные беседы и занятия о

доброте, посредством чтения русских народных сказок и фольклора.

2. Обучение игровым действиям и сюжетной игре.

3. Проведение развлечений.

4. Просмотр сказок через мультимедиа.

5. Разучивание песенок, стихов о доброте.

Родители – первые воспитатели, они оказывают огромное влияние на своего ребёнка с

самых первых дней его жизни, поэтому надо ставить следующие задачи:

- расширение знаний о нравственном воспитании детей раннего возраста;

- обогащение развивающей среды группы (создание и приобретение новых игр при

участии родителей);

- образование родителей по данной теме.

Работа с родителями проходит в таких формах, как:

1. Анкетирование родителей.

2. Проведение консультаций по данной теме.

3. Совместные игры взрослых и детей.

4. Организация акций «Изготовление книжки-малышки»

5. Проведение мастер-классов «: "Первые уроки нравственности", ""

6. Организация семейного клуба « Дружная семья»

7. Оформление семейных альбомов и организация выставок.

8. Итоговое родительское собрание.

Данные мероприятия помогают установить теплые, неформальные, доверительные

отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и

детьми, создание эмоционального климата в группе. Родители будут более открытыми для

общения.

Если проводить работу в системе или в комплексе – результат будет позитивным:

родители будут заинтересованы жизнью ребёнка в детском саду, будут более плодотворно

сотрудничать с педагогами группы раннего возраста, а также активно участвовать в жизни

ребёнка в семье и детском саду. Семья и ДОО равнозначны и равноценны в вопросах

воспитания и развития личности ребёнка. Для осуществления полноценного воспитательной

программы семьи необходимо грамотное педагогическое кураторство.

Литература

1. Е.И.Артёмова "Духовно-нравственное воспитание дошкольников".Дошкольная

педагогика.2012 г.

2.

Р.С.Буре

Социально-нравственное

воспитание

дошкольников.

Мозаика-

синтез,М.2012 г.

3. Н.Н.Метенёва« Взрослым о детях», «Уроки вежливости», «День открытий»,

«Педсовет. Нравственное воспитание», «Родителям о детях».

4. К.Л.Печора "Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста".

5. В. А. Сухомлинский « Как воспитать настоящего человека» 1990 год, с 288

6. В. А. Сухомлинский «Роль детской художественной литературы в формировании

личности и речевом развитии ребенка» с 351

7. Интернет-сайты: Дошколёнок.ру., Маам. ру

i

ii



В раздел образования