МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению практических занятий профессионального модуля ПМ.01 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Автор: Мезенина Ольга Николаевна Должность: преподаватель спецдисциплин Учебное заведение: ГПОУ НТТТ Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению практических занятий профессионального модуля ПМ.01 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Раздел: среднее профессиональное
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по проведению практических занятий
профессионального модуля
ПМ.01ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Код/ профессия 190631.01 Автомеханик
Форма обучения: очная
Новокузнецк , 2014
Пояснительная записка
1
Практико- ориентированный характер ФГОС выдвигает практические
занятия в число приоритетных видов учебных занятий в учреждениях СПО.
По междисциплинарному курсу МДК 01.02 Устройство, техническое
обслуживание и ремонт автомобилей ПМ.01 Техническое обслуживание и
ремонт
автомобильного
транспорта
рабочим
учебным
планом
предусмотрено выполнение 48 практических занятий в объеме 51 час.
Целью проведения практических занятий является формирование у
обучающихся умений применять полученные знания на практике.
Выполнение практических занятий направлено также на формирование
следующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК1.2.
Выполнять
работы
по
различным
видам
технического
обслуживания.
ПК1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять
неисправности.
ПК1.4.Оформлять
отчетную
документацию
по
техническому
обслуживанию
В данных методических указаниях практические занятия посвящены
изучению
основных
механизмов
и
систем
автомобиля:
кривошипно-
шатунному,
газораспределительному
механизмам,
системе
смазки
и
охлаждения, системе питания, изучению трансмиссии, электрооборудования
и др.
Проводятся практические занятия по рабочей программе вслед за
теоретическими занятиями и являются завершающими в изучении тем и
разделов, что позволяет точно понять конструкцию изучаемого механизма
или системы и закрепить пройденный материал. Методические указания по
практическим
занятиям
предназначены
для
полного
курса
изучения
дисциплины и охватывают 3 семестра – второй и третий курс.
С целью повышения эффективности выполнения практического
занятия, обучающимся даются
методические указания к практическому
занятию. Затем приводится конкретное задание, что обучающиеся должны
отразить в отчете по практическому
занятию. Для получения оценки за
практическую работу необходимо ответить на поставленные контрольные
вопросы.
Контроль результатов
освоения
междисциплинарного
курса
осуществляется
преподавателем
в
соответствии
с
критериями
оценки
выполнения практических работ.
Отчёт о практическом занятии выполняется в письменном виде.
2
Тематический план
№
п\п
Наименование темы
Количество
часов
3
Раздел 2. Выполнение разборки, сборки узлов и
агрегатов автомобилей. Выполнение технического
обслуживания
и ремонта автомобилей
1.
Изучение общего устройства автомобилей.
1
2.
Изучение
общего
устройства
двигателя.
Изучение
рабочего цикла четырехтактного двигателя.
1
3.
Изучение
устройства
кривошипно-шатунного
механизма.
Подбор цилиндро-поршневой группы в
соответствии с ремонтными размерами.
2
4.
Сравнение
диаграммы
фаз
газораспределения
различных двигателей.
1
5.
Определение
неисправностей
ГРМ
по
признакам.
И зу ч е н и е
н а з н ач е н и я
т е п л о в о го
з а з о р а
в
газораспределительном механизме.
2
6.
Расчет производительности жидкостного насоса.
1
7.
Изучение устройства системы охлаждения.
1
8.
Изучение
устройства
системы
смазки.
Изучение
устройства
масляных
насосов
и
центробежного
маслоочистителя.
1
9.
Определение
неисправностей
системы
смазки
по
внешним признакам.
1
10.
Изучение
и
сравнение
устройств
различных
карбюраторов.
1
11.
И з у ч е н и е
у с т р о й с т в а
с и с т е м ы
п и т а н и я
карбюраторного двигателя.
1
12.
Определение
неисправностей
карбюратора
по
внешним признакам. Изучение влияния регулировок
качества смеси автомобильного карбюратора на работу
двигателя.
1
13.
Сравнение
различных
типов
систем
с
электронным
впрыском.
1
14.
Определение
неисправностей
системы
питания
по
характерным
признакам.
Изучение
устройства
системы датчиков.
1
15.
Изучение влияния угла опережения впрыска топлива
на работу двигателя.
1
16.
Изучение устройства питания дизельного двигателя.
1
4
17.
Изучение приборов системы питания .
1
18.
Изучение
устройства
газобаллонного
оборудования,
работающего на сжиженном и сжатом газе.
1
19.
Изучение
устройства
генератора.
Определение
неисправности генератора.
1
20.
Изучение
устройства
аккумуляторной
батареи.
Определение
неисправности
АКБ
по
внешним
признакам.
1
21.
Изучение схемы электрооборудования.
1
22.
Изучение
устройства
приборов
системы
зажигания.
Изучение бесконтактной системы зажигания.
1
23.
Изучение
системы
зажигания
с
электронным
управлением.
1
24.
Сравнение систем зажигания.
1
25.
Изучение
устройства
стартера.
Определение
неисправности стартера.
2
26.
Изучение
электросхемы
подключения
освещения
приборов
контрольного
измерения.
Определение
причин
неисправности
световой
сигнализации
и
приборов освещения.
1
27.
Изучение устройства ЭФУ.
1
28.
Сравнение устройства двухдискового сцепления с
однодисковым . Определение неисправностей
сцепления по внешним признакам.
1
29.
Изучение
причин
преждевременного
изно с а
механизма
сцепления.
Определение
неисправности
привода сцепления.
1
30.
Изучение
и
сравнение
устройства
автоматических
коробок передач.
1
31.
Изучение устройства коробки отбора мощности.
1
32.
Определение
неисправности
МКПП
по
внешним
признакам.
1
33.
Изучение устройства главной передачи.
1
34.
Изучение устройства дифференциала и полуосей.
1
35.
Изучение
карданной
передачи
равных
угловых
скоростей.
1
5
36.
Составление
карты
технического
обслуживания
и
диагностики ходовой части автомобиля
1
37.
Изучение способов ремонта различных повреждений
шин.
1
38.
Определение
неисправности
рулевого
механизма
«червяк-ролик».
Определение
неисправности
рулевого механизма с гидроусилителем.
1
39.
Составление
технологической
карты
технического
обслуживания рулевого управления.
1
40.
Составление
технологической
карты
обслуживания
тормозной системы с гидравлическим приводом.
1
41.
Составление
технологической
карты
обслуживания
тормозной системы с пневматическим приводом .
1
42.
Изучение устройства оборудования кузова. Изучение
устройства автомобильной лебедки.
1
43.
Определение методов диагностики в зависимости от
по ставленных
условий.
Со ставление
ка рт ы
диагностики двигателя.
1
44.
Составление
карты
диагностики
трансмиссии.
Составление карты диагностики ходовой части.
1
45.
Заправка эксплуатационными жидкостями.
1
46.
Заполнение путевого листа.
1
47.
Определение
периодичности
прохождения
ТО.
Составление графика технического обслуживания.
1
48.
Определение метода организации работ. Составление
технологического процесса ремонта.
1
Итого
51
6
Критерии оценки выполнения практических работ
Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1.
Ответ на вопрос несет значимую информацию;
2.
Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3.
Ответ поддается оцениванию;
4.
Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5.
Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
6.
Ответ
на
вопрос
соответствует
полному
результату
ответа
на
поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
понятными;
четко и ясно изложены;
оцениваемы.
Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Вопрос № 1
Вопрос № 2
Вопрос № 3
Максимальное количество 100 баллов.
7
Практическое занятие №1
Тема занятия: Изучение общего устройства автомобилей
Цель занятия: закрепление теоретического материала, формирование
ПК 1.1-1.3.
Оснащение: учебная литература, плакаты.
Время выполнения-1 час
Инструкция для выполнения работы:
1.
Проанализируйте задание.
2.
Прочитайте учебный текст к работе.
3.
Обобщив полученные знания, выполните задания, определив марки отечественных автомобилей, заполните
таблицу в бланке отчета и напишите общее устройство грузового автомобиля.
4.
Ответьте на контрольные вопросы.
5.
Сделайте вывод.
6.
Подготовьте к сдаче отчет о работе
Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание
Задание №1
20
Задание №2
20
Задание №3
20
Вопрос № 1
10
Каждый правильный ответ 10
8
баллов
Вопрос № 2
5
Каждый правильный ответ 5
баллов
Вопрос № 3
5
Каждый правильный ответ 5
баллов
Максимальное количество 100 баллов.
Задания практической работы
Задание №1.
Расшифруйте марки отечественных автомобилей.
Задание №2. Установите соответствие между понятием и определением, используя учебник «Грузовые автомобили»
Родичева В.А.
Задание №3
.
Напишите общее устройство грузового автомобиля (три основные части) и для чего каждая часть необходима .
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные части автомобиля.
2. Назначение ходовой части автомобиля.
3. Назначение систем управления автомобилем.
Бланк отчета практической работы
9
Изучение общего устройства автомобилей
Задание №1.
Расшифруйте марки отечественных автомобилей.
ЗИЛ- 4333
ГАЗ-3307
КАМАЗ-5320
Задание №2. Установите соответствие между понятием и определением.
Понятие
Определение
1.
Двигатель
А)
Представляет
собой
совокупность
механизмов,
передающих
вращающий
момент
от
коленчатого
вала
двигателя к ведущим колесам и изменяющих вращающий
момент и частоту вращения ведущих колес по величине и
направлению
2.
Кузов
Б)
Источник
механической
энергии,
необходимый
для
движения автомобиля.
3.
Тормозная
система
В) У грузового автомобиля служит для размещения груза,
водителя и пассажира.
4.
Трансмиссия
Г) Для передачи усилия от двигателя на ведущие колеса, а
так же для управления и передвижения автомобиля
5.
Сцепление
Д)
Необходимо
для
изменения
направления
движения
автомобиля
6.
Коробка передач
Е) Служит для замедления скорости движения и остановки
автомобиля
7.
Ведущий мост .
Ж) Необходима для передвижения автомобиля
8.
Ходовая часть
З) Состоит из механизмов, с помощью которых происходит
увеличение
вращающего
момента
и
вращение
валов
передается к ведущим колесам под прямым углом
10
9.
Рулевое
управление
И) Служит для кратковременного разъединения двигателя и
трансмиссии при переключении передач и для плавного их
соединения при трогании с места
10. Карданная
передача
К) Служит для изменения вращающего момента на ведущих
колесах,
скорости
и
направления
движения
автомобиля
путем ввода в зацепление различных пар шестерен.
11. Шасси
Л) Служит для передачи вращения от вала коробки передач к
ведущему мосту под некоторым углом
Задание №3
.
Напишите общее устройство грузового автомобиля (три основные части) и для чего каждая часть необходима .
Ответы на контрольные вопросы:
_____________________________________________________________________________________________________________________________
11
___________________________________________________________________
Список источников:
1.
Пузанков, А. Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.
Г. Пузанков. - 7-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 656 с.
2.
Родичев, В. А. Грузовые автомобили [Текст] : учебник для нач. проф. образования / В. А. Родичев. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. -
240 с.
Практическое занятие №2
Тема занятия: Изучение общего устройства двигателя. Изучение рабочего цикла четырехтактного двигателя
Цель занятия: закрепление теоретического материала, формирование
ПК 1.1-1.3.
Оснащение: учебная литература, плакаты.
Время выполнения-1 час
Инструкция для выполнения работы:
1.
Проанализируйте задание.
2.
Прочитайте учебный текст к работе.
3.
Обобщив полученные знания, выполните задания.
4.
Ответьте на контрольные вопросы.
5.
Сделайте вывод.
6.
Подготовьте к сдаче отчет о работе.
12
Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание
Задание №1
10
Задание №2
15
Задание №3
25
Вопрос № 1
5
Вопрос № 2
5
Вопрос № 3
5
Вопрос № 4
5
Вопрос № 5
5
Вопрос № 6
5
Вопрос № 7
5
Вопрос № 8
5
Вопрос № 9
5
Максимальное количество 100 баллов.
13
Задания практической работы
Задание №1.
Дайте правильное определение механизмам и системам двигателя.
Задание №2. Заполните таблицу «Классификация ДВС», используя учебник «Грузовые автомобили» Родичева В.А.
Задание №3
.
Напиши рассуждения по вопросу: Как протекает рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя?
Контрольные вопросы:
1.
Назовите устройство одноцилиндрового двигателя.
2.
Назвать типы двигателей по способу смесеобразования.
3.
Дать определение понятию «Рабочий цикл двигателя».
4.
Дать понятие определению «Такт».
5.
Что происходит во время такта впуска?
6.
Что происходит во время такта сжатия?
7.
Что происходит во время такта расширения?
8.
Что происходит во время такты выпуска?
9.
Чем отличается рабочий цикл бензинового двигателя от дизельного?
Бланк отчета практической работы
Изучение общего устройства двигателя. Изучение рабочего цикла четырехтактного двигателя
Задание №1.
Дайте правильное определение механизмам и системам двигателя. Верны ли утверждения: Да или Нет
14
1.
Кривошипно- шатунный механизм обеспечивает подачу дозированных порций
топлива
в
определенный
момент
в
распыленном
состоянии
в
цилиндры
двигателя
2.
Механизм
газораспределения управляет работой клапанов, что позволяет в
определенных
положениях
поршня
впускать
воздух
или
горючую
смесь
в
цилиндры,
сжимать
их
до
определенного
давления
и
удалять
оттуда
отработавшие газы.
3.
Система
питания служит
для
подачи
очищенного
топлива
или
воздуха
в
цилиндры, а также для отвода продуктов сгорания из цилиндров
4.
Система
зажигания необходима для непрерывной подачи масла к трущимся
деталям
5.
Смазочная
система предохраняет
стенки
камеры
сгорания
от
перегрева
и
поддерживает в цилиндрах нормальный тепловой режим
6.
Система охлаждения служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах
двигателя в определенный момент
Задание №2. Заполните таблицу «Классификация ДВС»
По способу смесеобразования
1.
2.
По виду применяемого топлива
1.
2.
3.
4.
По способу охлаждения
1.
2.
По расположению цилиндров
1.
2.
15
Задание №3
.
Напиши рассуждения по данному вопросу:
Как протекает рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя?
1такт___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
2такт___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
3такт___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
4такт________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Ответы на контрольные вопросы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________
Список источников:
1.
Пузанков, А. Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
А. Г. Пузанков. - 7-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 656 с.
2.
Родичев, В. А. Грузовые автомобили [Текст] : учебник для нач. проф. образования / В. А. Родичев. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. -
240 с.
Практическое занятие №3
Тема занятия: «Изучение устройства кривошипно-шатунного механизма. Подбор цилиндро-поршневой группы в соответствии с ремонтными
размерами»
Цель занятия: закрепление теоретического материала, формирование
ПК 1.1-1.3.
Оснащение: учебная литература, плакаты.
Время выполнения-2 часа
Инструкция для выполнения работы:
1.
Проанализируйте задание.
2.
Прочитайте учебный текст к работе.
3.
Обобщив полученные знания, выполните задания.
4.
Ответьте на контрольные вопросы.
17
5.
Сделайте вывод.
6.
Подготовьте к сдаче отчет о работе.
Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1.
Ответ на вопрос несет значимую информацию;
2.
Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3.
Ответ поддается оцениванию;
4.
Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5.
Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
6.
Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
понятными;
четко и ясно изложены;
оцениваемы.
Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание
Задание №1
10
Задание №2
15
Задание №3
25
Вопрос № 1
5
Вопрос № 2
5
18
Вопрос № 3
5
Вопрос № 4
5
Вопрос № 5
5
Вопрос № 6
5
Вопрос № 7
5
Вопрос № 8
5
Вопрос № 9
5
Максимальное количество 100 баллов.
Задания практической работы
Задание №1.
Изучите назначение, устройство и материал изготовления деталей КШМ и заполните таблицу «Детали КШМ »
Задание №2. Вставьте недостающие узлы в схемы работы кривошипно-шатунного механизма двигателя
Задание №3
.
Заполните таблицу «Подвижные и неподвижные детали КШМ»
Задание №4
.
Как производится подбор цилиндро-поршневой группы? Для чего необходимо знать размер и массу деталей?
Контрольные вопросы:
1.
Как удерживается от проворота коренные и шатунные вкладыши?
2.
Зачем устанавливают упорные полукольца?
3.
Перечислите основные части поршня.
4.
Какие виды гильз вы знаете?
19
5.
Какой зазор устанавливается между юбкой поршня и зеркалом цилиндра?
6.
Перечислите детали КШМ.
7.
Расскажите об устройстве и работе поршневых колец.
8.
Как устроены коленчатые валы?
9.
Как устроены блоки цилиндров и головки цилиндров, и как они соединяются?
Бланк отчета практической работы
Изучение устройства кривошипно-шатунного механизма. Подбор цилиндро-поршневой группы в соответствии с ремонтными размерами
Задание №1.
Изучите назначение, устройство и материал изготовления деталей КШМ и заполните таблицу «Детали КШМ »
Деталь
Назначение
Материал изготовления
Высококачественная сталь
или высокопрочный чугун
Соединяет поршень с коленчатым
валом
Маховик
Легированный чугун
Пустотелые из стали
Воспринимает и
передает усилие на
20
шатун
Предотвращают прорыв газов из
камеры сгорания в картер
Два стальных диска и два
пружинных расширителя
Задание №2. Вставьте недостающие узлы в схемы работы кривошипно-шатунного механизма двигателя
Схема работы КШМ :
Маховик
_________________
____________
поршень .
Задание №3
.
Заполните таблицу
«Подвижные и неподвижные детали КШМ»
Подвижные детали КШМ
Неподвижные детали КШМ
1.____________________________________
2.____________________________________
3.____________________________________
4.____________________________________
5.____________________________________
1.___________________________________
2.___________________________________
3.___________________________________
4.___________________________________
5.___________________________________
Задание №4
.
Как производится подбор цилиндро-поршневой группы? Для чего необходимо знать размер и массу деталей?
_____________________________________________________________________________________________________________________________
___
21
Ответы на контрольные вопросы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список источников:
1.
Пузанков, А. Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
А. Г. Пузанков. - 7-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 656 с.
2.
Родичев, В. А. Грузовые автомобили [Текст] : учебник для нач. проф. образования / В. А. Родичев. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. -
240 с.
Практическое занятие №4
Тема занятия: «Сравнение диаграммы фаз газораспределения различных двигателей»
Цель занятия: закрепление теоретического материала, формирование
ПК 1.1-1.3.
Оснащение: учебная литература, плакаты.
Время выполнения-1 час
Инструкция для выполнения работы:
1.
Проанализируйте задание.
2.
Прочитайте учебный текст к работе.
22
3.
Обобщив полученные знания, выполните задания.
4.
Ответьте на контрольные вопросы.
5.
Сделайте вывод.
6.
Подготовьте к сдаче отчет о работе.
Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1.
Ответ на вопрос несет значимую информацию;
2.
Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3.
Ответ поддается оцениванию;
4.
Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5.
Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
6.
Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
понятными;
четко и ясно изложены;
оцениваемы.
Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание
Задание №1
50
Задание №2
25
Задание №3
15
Вопрос № 1
5
23
Вопрос № 2
5
Максимальное количество 100 баллов.
Задания практической работы
Задание №1.
Изучите диаграммы и заполните таблицу.
Задание №2. Изучите назначение, устройство и материал изготовления деталей ГРМ и заполните таблицу «Детали ГРМ»
Задание №3
.
Вставьте недостающие узлы в схемы работы механизмов двигателя
Контрольные вопросы:
1.
Что такое фаза газораспределения?
2.
Назовите моменты открытия и закрытия клапанов, на примере автомобиля ЗиЛ-130
Бланк отчета практической работы
Сравнение диаграммы фаз газораспределения различных двигателей
Задание №1.
Изучите диаграммы и заполните таблицу.
Варианты заданий.
вариант
Задание
24
1
2
25
3
4
26
5
Заполнить таблицу.
такты
Впускной
клапан,
0
Выпускной
клапан,
0
впуск
сжатие
рабочий ход
выпуск
Перекрытие
клапанов
Задание №2
Изучите назначение, устройство и материал изготовления деталей ГРМ и заполните таблицу «Детали ГРМ»
Деталь ГРМ
Назначение
Устройство
Материал
изготовления
Клапан
Штанга
27
Распредвал
Толкатель
Распределительная
шестерня
Коромысло
Ось коромысел
Задание №3
.
Вставьте недостающие узлы в схемы работы механизмов двигателя
Схема работы ГРМ:
Распределительная шестерня
_________________
толкатель
___________
коромысло
клапан .
Ответы на контрольные вопросы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список источников:
1.
Пузанков, А. Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
28
А. Г. Пузанков. - 7-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 656 с.
2.
Родичев, В. А. Грузовые автомобили [Текст] : учебник для нач. проф. образования / В. А. Родичев. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. -
240 с.
Практическое занятие №5
Тема занятия: Определение неисправностей ГРМ по признакам. Изучение назначения теплового зазора в газораспределительном механизме
Цель занятия: закрепление теоретического материала, формирование
ПК 1.1-1.3.
Оснащение: учебная литература, плакаты.
Время выполнения-2 часа
Инструкция для выполнения работы:
1.
Проанализируйте задание.
2.
Прочитайте учебный текст к работе.
3.
Обобщив полученные знания, выполните задания.
4.
Ответьте на контрольные вопросы.
5.
Сделайте вывод.
6.
Подготовьте к сдаче отчет о работе.
Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1.
Ответ на вопрос несет значимую информацию;
29
2.
Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3.
Ответ поддается оцениванию;
4.
Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5.
Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
6.
Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
понятными;
четко и ясно изложены;
оцениваемы.
Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание
Задание №1
25
Задание №2
25
Задание №3
20
Вопрос № 1
5
Вопрос № 2
5
Вопрос № 3
5
Вопрос № 4
5
Вопрос № 5
5
30
Вопрос № 6
5
Максимальное количество 100 баллов.
Задания практической работы
Задание №1.Заполнить таблицу по изученным неисправностям, используя учебник
Задание №2. Как отличить впускной клапан от выпускного одного двигателя?
Задание №3
.
Укажите место проверки теплового зазора в ГРМ? Как регулируется тепловой зазор?
Задание №4
.
Признаки необходимости притирки клапанов в двигателе. Опишите процесс притирки клапанов.
Контрольные вопросы:
1. Причины вызывающие недостаточную приемистость двигателя и его невозможность развить полную мощность.
2. Почему двигатель работает не устойчиво или глохнет на холостом ходу?
3. Из-за чего появляется повышенный расход масла?
4. Назовите причину появления стука клапанов.
5. Вследствие чего появляется повышенный шум цепи или ремня привода распределительного вала и распределительного вала?
6. Причины возникновения низкой компрессии в цилиндрах двигателя.
Бланк отчета практической работы
Определение неисправностей ГРМ по признакам. Изучение назначения теплового зазора в газораспределительном механизме
Задание №1.
Заполнить таблицу по изученным неисправностям, используя учебник
Неисправности
Признаки неисправности
Способы устранения
31
Задание №2. Как отличить впускной клапан от выпускного одного двигателя?
Задание №3.
Укажите место проверки теплового зазора в ГРМ? Как регулируется тепловой зазор?
Задание №4
.
Признаки необходимости притирки клапанов в двигателе. Опишите процесс притирки клапанов.
Ответы на контрольные вопросы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
32
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Список источников:
1.
Пузанков, А. Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
А. Г. Пузанков. - 7-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 656 с.
2.
Родичев, В. А. Грузовые автомобили [Текст] : учебник для нач. проф. образования / В. А. Родичев. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. -
240
Практическое занятие №6
Тема занятия: Расчет производительности жидкостного насоса
Цель занятия: закрепление теоретического материала, формирование
ПК 1.1-1.3.
Оснащение: учебная литература, плакаты.
Время выполнения-1 час
Инструкция для выполнения работы:
1.
Проанализируйте задание.
2.
Прочитайте учебный текст к работе.
3.
Обобщив полученные знания, выполните задания.
4.
Ответьте на контрольные вопросы.
33
5.
Сделайте вывод.
6.
Подготовьте к сдаче отчет о работе.
Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1.
Ответ на вопрос несет значимую информацию;
2.
Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3.
Ответ поддается оцениванию;
4.
Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5.
Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
6.
Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
понятными;
четко и ясно изложены;
оцениваемы.
Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание
Задание №1
85
Вопрос № 1
5
Вопрос № 2
5
Вопрос № 3
5
Максимальное количество 100 баллов.
34
Задания практической работы
Задание №1. Рассчитать производительность
центробежного насоса
Контрольные вопросы:
1.
Назовите формулу для вычисления полного напора жидкости в насосе.
2.
Формула для вычисления потребной мощности.
3.
Как вычислить производительность насоса?
Бланк отчета практической работы
Расчет производительности жидкостного насоса
Задание №1.
Рассчитать производительность
центробежного насоса. Используйте формулы:
-количество циркулирующей в системе воды G
в
= Q
вч
/ c(t
1
–t
2
),
где : Q
вч –
количество тепла, отводимого водой от двигателя в течение часа;
с – теплоемкость воды;
t
1
и t
2
– температуры воды, входящей в радиатор и выходящей из него.
-поверхность теплоотдачи радиатора Q
вч
= 0,5 r F[(t
1
+ t
2
) - (
τ
1
+
τ
2
)],
где
τ
1
и
τ
2
– температура воздуха перед радиатором и за ним.
Вариант
Наименование
Технические
характеристики:
1
РАДИАТОР 12.1301010
ВОДЯНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ
ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
- материал: медно-
латунный
- тип радиатора: трубчато-
35
КАМАЗ-5320
ленточный
- теплоотдача при
температуре воды +80°C,
воздуха +20°C, массовой
скорости воздуха 8 кг/м
2
с
и расходе воды 185 л/мин:
88,4 тыс. ккал/час
(12.1301010)
- количество рядов трубок:
3 (12.1301010)
- габаритные размеры:
742x826x204 мм
- масса радиатора: 22,80 кг
(12.1301010)
- аэродинамическое
сопротивление при
весовой скорости воздуха
8 кг/м
2
с: 237,32 Па
- гидравлическое
сопротивление при
расходе воды через
радиатор 185 л/мин: 8,09
кПа
2
РАДИАТОР ВОДЯНОЙ 130-
ЗИЛ-5301 "БЫЧОК"
- материал: медно-
латунный
- тип радиатора: трубчато-
ленточный
- теплоотдача при
температуре воды + 80°С,
воздуха +20°С, расходе
воды 200 л/мин и воздуха
252 кг/мин: 53,3 тыс.
ккал/час
- количество рядов трубок:
2
- габаритные размеры:
614х568х134 мм
- масса радиатора: 9,50 кг
- аэродинамическое
сопротивление при
расходе воздуха 10 кг/мин:
350 Па
- гидравлическое
сопротивление при
расходе воды через
радиатор 200 л/мин: 42
кПа
4
РАДИАТОР
УАЗ
-3160
МЕДНЫЙ
2-
Х
РЯДНЫЙ
ОР
Характеристики
Ширина, м:0.59
Высота, м:0.17
Длина, м:0.61
Вес, кг:9.02
37
Наименование 3160.1301.000
Эффективные
размеры
сердцевины
(ВхШхГ), мм
396 х
526 х
38,8
Материал
охлаждающих
пластин (лент),
сердцевин/бач
ков
медь/латунь
Применяемост
ь
УАЗ-31601
5
РАДИАТОР ВАЗ 2105I, 2106I,
21073I АЛЮМИНИЕВЫЙ / LRC
01073
Применяемость: ВАЗ
2106, 2107, 2105 (с инж.
двиг.)
Аэродинамическое
сопротивление 270 Па
Гидравлическое
сопротивление 32 кПа
Код LRc 01073
Масса 2.2 кг
Модель 21073-1301012
Приведенная
теплоотдача 709 Вт/°С
Расход воды 1 м?/час
Расход воздуха 540
кг/час
Ответы на контрольные вопросы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
38
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Список источников:
1.
Пузанков, А. Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
А. Г. Пузанков. - 7-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 656 с.
2.
Родичев, В. А. Грузовые автомобили [Текст] : учебник для нач. проф. образования / В. А. Родичев. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. -
240 с.
Практическое занятие №7
Тема занятия: Изучение устройства системы охлаждения
Цель занятия: закрепление теоретического материала, формирование
ПК 1.1-1.3.
Оснащение: учебная литература, плакаты.
Время выполнения-1 час
Инструкция для выполнения работы:
1.
Проанализируйте задание.
2.
Прочитайте учебный текст к работе.
3.
Обобщив полученные знания, выполните задания.
4.
Ответьте на контрольные вопросы.
39
5.
Сделайте вывод.
6.
Подготовьте к сдаче отчет о работе.
Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1.
Ответ на вопрос несет значимую информацию;
2.
Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3.
Ответ поддается оцениванию;
4.
Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5.
Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
6.
Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
понятными;
четко и ясно изложены;
оцениваемы.
Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание
Задание №1
15
Задание №2
20
Задание №3
15
Задание №4
25
Вопрос № 1
5
40
Вопрос № 2
5
Вопрос № 3
5
Вопрос № 4
5
Вопрос № 5
5
Максимальное количество 100 баллов.
Задания практической работы
Задание №1. По какому кругу циркулирует жидкость на рисунке?
Задание №2. Изучите назначение, устройство и материал изготовления деталей
системы охлаждения и заполните таблицу «Детали системы
охлаждения двигателя »
Задание №3. Подпишите элементы устройства радиатора.
Задание №4. Напишите назначение и устройство узла изображенного на рисунке.
Контрольные вопросы:
1.
Назначение системы охлаждения.
2.
Принцип работы системы охлаждения.
3.
Устройство жидкостного насоса.
4.
Какими способами осуществляется привод жидкостного насоса системы охлаждения.
5.
Назначение термостата.
Бланк отчета практической работы
Изучение устройства системы охлаждения
41
Задание №1. По какому кругу циркулирует жидкость на этом рисунке?
Задание №2. Изучите назначение, устройство и материал изготовления деталей
системы охлаждения и заполните таблицу «Детали системы
охлаждения двигателя »
Деталь системы
охлаждения
Назначение
Устройство
Материал
изготовления
Радиатор
Водяной насос
Термостат
Вентилятор
42
Расширительный
бачек
Рубашка
охлаждения
Задание №3. Подпишите элементы устройства радиатора
1._______________________________
2.________________________________
3._________________________________
4. _________________________________
5. __________________________________
6.__________________________________
7.___________________________________
8.___________________________________
9.___________________________________
43
Задание №4. Напишите назначение и устройство этого узла
Ответы на контрольные вопросы:
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Список источников:
1.
Пузанков, А. Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
А. Г. Пузанков. - 7-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 656 с.
2.
Родичев, В. А. Грузовые автомобили [Текст] : учебник для нач. проф. образования / В. А. Родичев. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. -
240 с.
44
Практическое занятие №8
Тема занятия: Изучение устройства системы смазки. Изучение устройства масляных насосов и центробежного маслоочистителя
Цель занятия: закрепление теоретического материала, формирование
ПК 1.1-1.3.
Оснащение: учебная литература, плакаты.
Время выполнения-1 час
Инструкция для выполнения работы:
1.
Проанализируйте задание.
2.
Прочитайте учебный текст к работе.
3.
Обобщив полученные знания, выполните задания.
4.
Ответьте на контрольные вопросы.
5.
Сделайте вывод.
6.
Подготовьте к сдаче отчет о работе.
Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1.
Ответ на вопрос несет значимую информацию;
2.
Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3.
Ответ поддается оцениванию;
4.
Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5.
Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
45
6.
Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
понятными;
четко и ясно изложены;
оцениваемы.
Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание
Задание №1
15
Задание №2
20
Задание №3
15
Задание №4
25
Вопрос № 1
5
Вопрос № 2
5
Вопрос № 3
5
Вопрос № 4
5
Вопрос № 5
5
Максимальное количество 100 баллов.
Задания практической работы
46
Задание №1. Перечислите основные узлы системы смазки двигателя
Задание №2.
Изучите назначение, устройство и материал изготовления деталей системы смазки и заполните таблицу «Детали
системы смазки двигателя »
Задание №3. Перечислите детали двигателя, которые будут смазываться:
Под давлением
Разбрызгиванием
Задание №4. Как называется узел системы смазки, указанный на рисунке? Напишите его назначение и устройство
Контрольные вопросы:
1.
Назначение масляного насоса.
2.
Назначение предохранительного клапана масляного насоса.
3.
Устройство полнопоточного масляного фильтра.
4.
Устройство фильтра центробежной очистки масла.
Бланк отчета практической работы
Изучение устройства системы смазки. Изучение устройства масляных насосов и центробежного маслоочистителя
Задание №1. Перечислите основные узлы системы смазки двигателя
47
1.
2.
3.
4.
5.
Задание №2.
Изучите назначение, устройство и материал изготовления деталей системы смазки и заполните таблицу «Детали
системы смазки двигателя »
Деталь С.См
Назначение
Устройство
Принцип работы
Ротор, ось, корпус фильтра
48
Создает циркуляцию
масла в смазочной
системе двигателя
Неразборный узел , состоящий
из рада стальных трубок и двух
бачков
Фильтр со
сменным
фильтрующи
м элементом
Редукционны
й клапан
-
Температурн
ый клапан
-
Задание №3. Перечислите детали двигателя, которые будут смазываться:
Под давлением
Разбрызгиванием
Задание №4. Как называется узел системы смазки, указанный на рисунке? Напишите его назначение и устройство
Вариант
Узел системы смазки
49
1
2
Ответы на контрольные вопросы:
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
50
Список источников:
1.
Пузанков, А. Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
А. Г. Пузанков. - 7-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 656 с.
2.
Родичев, В. А. Грузовые автомобили [Текст] : учебник для нач. проф. образования / В. А. Родичев. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. -
240 с.
Практическое занятие №9
Тема занятия: Определение неисправностей системы смазки по внешним признакам
Цель занятия: закрепление теоретического материала, формирование
ПК 1.1-1.3.
Оснащение: учебная литература, плакаты.
Время выполнения-1 час
Инструкция для выполнения работы:
1.
Проанализируйте задание.
2.
Прочитайте учебный текст к работе.
3.
Обобщив полученные знания, выполните задания.
4.
Ответьте на контрольные вопросы.
5.
Сделайте вывод.
6.
Подготовьте к сдаче отчет о работе.
51
Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1.
Ответ на вопрос несет значимую информацию;
2.
Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3.
Ответ поддается оцениванию;
4.
Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5.
Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
6.
Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
понятными;
четко и ясно изложены;
оцениваемы.
Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание
Задание №1
40
Задание №2
20
Задание №3
25
Вопрос № 1
5
Вопрос № 2
5
Вопрос № 3
5
Максимальное количество 100 баллов.
52
Задания практической работы
Задание №1. Заполнить таблицу по изученным неисправностям, используя учебник
Задание №2. Неисправности масляного насоса и как они влияют на работу системы?
Задание №3. Расшифруйте марку моторного масла.
Контрольные вопросы:
1.
Причины увеличения давления масла в системе смазки.
2.
Причины снижения давления масла в системе смазки.
3.
Бланк отчета практической работы
Определение неисправностей системы смазки по внешним признакам
Задание №1. Заполнить таблицу по изученным неисправностям, используя учебник
Неисправности
Признаки неисправности
Способы устранения
Задание №2. Неисправности масляного насоса и как они влияют на работу системы?
Задание №3. Расшифруйте марку моторного масла.
Вариант
Марка масла
1
SAE 0W-30, SAE 20, SAE 0W, SAE 10W-40
53
2
SAE 0W-40, SAE 30, SAE 5W, SAE 15W-40
3
SAE 5W-30, SAE 40, SAE 10W, SAE 20W-40
4
SAE 5W-40, SAE 50, SAE 15W, SAE 0W-30
5
SAE 10W-30, SAE 60, SAE 20W, SAE 0W-30
Ответы на контрольные вопросы:
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Список источников:
1.
Пузанков, А. Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
А. Г. Пузанков. - 7-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 656 с.
2.
Родичев, В. А. Грузовые автомобили [Текст] : учебник для нач. проф. образования / В. А. Родичев. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. -
240 с.
Практическое занятие №10
Тема занятия: Изучение и сравнение устройств различных карбюраторов
Цель занятия: закрепление теоретического материала, формирование
ПК 1.1-1.3.
54
Оснащение: учебная литература, плакаты.
Время выполнения-1 час
Инструкция для выполнения работы:
1.
Проанализируйте задание.
2.
Прочитайте учебный текст к работе.
3.
Обобщив полученные знания, выполните задания.
4.
Ответьте на контрольные вопросы.
5.
Сделайте вывод.
6.
Подготовьте к сдаче отчет о работе.
Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1.
Ответ на вопрос несет значимую информацию;
2.
Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3.
Ответ поддается оцениванию;
4.
Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5.
Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
6.
Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
понятными;
четко и ясно изложены;
оцениваемы.
Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание
55
Задание №1
20
Задание №2
10
Задание №3
40
Вопрос № 1
5
Вопрос № 2
5
Вопрос № 3
5
Вопрос № 4
5
Вопрос № 5
5
Вопрос № 6
5
Максимальное количество 100 баллов.
Задания практической работы
Задание №1. Опишите преимущества и недостатки различных типы карбюраторов, различающиеся по направлению воздушного потока:
с нисходящим потоком;
с восходящим потоком;
с горизонтальным.
Задание №2. Какое количество воздуха необходимо для полного сгорания 1 кг топлива?
56
Задание №3. Опишите работу систем карбюратора:
Контрольные вопросы:
1.
Системы автомобильного карбюратора.
2.
Назначение главной дозирующей системы.
3.
Назначение системы холостого хода.
4.
Назначение экономайзера.
5.
Назначение ускорительного насоса.
6.
Назначение пускового устройства.
Бланк отчета практической работы
Изучение и сравнение устройств различных карбюраторов
Задание №1. Опишите преимущества и недостатки различных типы карбюраторов, различающиеся по направлению воздушного потока:
с нисходящим потоком;
с восходящим потоком;
с горизонтальным.
Задание №2. Какое количество воздуха необходимо для полного сгорания 1 кг топлива?
Задание №3.Опишите работу систем карбюратора:
Главная дозирующая система
57
Система холостого хода
Экономайзер мощностных режимов
58
Ускорительный насос
59
Ответы на контрольные вопросы:
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Список источников:
1.
Пузанков, А. Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
А. Г. Пузанков. - 7-е изд., испр. - М. : Академия, 2012. - 656 с.
2.
Родичев, В. А. Грузовые автомобили [Текст] : учебник для нач. проф. образования / В. А. Родичев. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. -
240 с.
60