Напоминание

Особенности преподавания дисциплины биохимия в рамках предмета физиология с основами биохимии в ГАПОУ СО «УОР №1 (колледж)»


Автор: Левчук Наталья Альбертовна
Должность: преподаватель химии и биохимии
Учебное заведение: ГАПОУ СО
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания дисциплины биохимия в рамках предмета физиология с основами биохимии в ГАПОУ СО «УОР №1 (колледж)»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности преподавания дисциплины биохимия в рамках предмета

физиология с основами биохимии в ГАПОУ СО «УОР №1 (колледж)»

ГАПОУ СО «УОР №1 (колледж)», далее УОР обеспечивает

общеобразовательную и профессиональную подготовку специалистов среднего

звена в области физической культуры и спорта.

Наши обучающиеся-спортсмены высокого класса, достигающие своих

результатов в ходе интенсивного тренировочного процесса, а это означает,

что большое количество времени обучающиеся отсутствуют на занятиях из-

за выезда на сборы, соревнования, тренировки. В результате, чтобы дать весь

планируемый объем знаний, требуется организовать обучение не только в

режиме очного присутствия студентов, но и организовать их удаленное

обучение. Для этого в УОР уже несколько лет внедряется система СДО на

базе программы MOODLE.

Целью преподавания биохимии в рамках предмета физиология с основами

биохимии для студентов УОР - вооружить будущих специалистов знаниями

тех биохимических процессов, которые совершаются в организме при

занятиях физическими упражнениями и спортом. На основе знаний о

биохимических

закономерностях

физического

развития

и

спортивной

тренировки

изыскивать

наиболее

эффективные

средства

и

методы

тренировки, правильно оценивать результат их применения и точно

прогнозировать спортивные достижения.

У меня в системе СДО училища создан курс по биохимии, включающий все

основные

вопросы

изучаемой

дисциплины,

в

который

входит

и

теоретический материал и контроль знаний по изученным темам. Создание

такого курса по биохимии позволило обучающимся, отъезжающим на

длительные сборы, «не выпадать» из учебного процесса, находиться на связи

с преподавателем, выполнять и сдавать учебные задания. Для того, чтобы

обучающиеся

могли принимать участие в дистанционном образовании

необходимо, чтобы у них было мобильное устройство с выходом в интернет.

Курс биохимии состоит из двух частей: общая биохимия и биохимия спорта.

При изучении общей биохимии студенты знакомятся с химическим составом

организма человека, строением, функциями углеводов, жиров, белков,

нуклеиновых кислот, витаминов и гормонов, а также обменом веществ и

энергии в организме. После изучения теоретического материала, студенты

выполняют тесты на задания пройденной темы. Даже если студент находится

на сборах, он может самостоятельно проработать вопросы и получить оценку

за пройденный материал. В конце больших тем проходит коллоквиум,

который мы можем провести очно или в системе дистанционного обучения с

помощью сервера ZOOM.

В разделе биохимия спорта изучаются такие важные для спортсменов темы

как мышцы, биохимические сдвиги при мышечной работе, биохимические

механизмы утомления и восстановления после мышечной работы; студенты

разрабатывают режим спортивной тренировки для своего вида спорта,

руководствуясь принципами спортивной тренировки (сверх отягощения,

повторности, последовательности, регулярности и цикличности). В конце

прохождения курса по биохимии, студенты выполняют проектную работу по

теме «Биохимия мышечной деятельности в избранном виде спорта», где они

рассматривают свой вид спорта с точки зрения биохимических механизмов.

Проект они выполняют по следующему плану:

Характеристика вида спорта (циклический, ациклический,

игровой, единоборства)

Время соревновательной деятельности

Охарактеризовать деятельность с точки зрения биохимических

механизмов

-Время развертывания

-Время максимальной активности

-Путь энергообеспечения в вашем виде спорта

-Какие используются средства контроля деятельности (ЧСС, АД,

ЭКГ)

-Какие биохимические показатели (гемоглобин, мочевина,

лактат, гормоны)

Выводы и рекомендации

Приведу пример такой работы студентки, занимающейся лыжными гонками.

«Биохимические изменения в организме при занятиях лыжными

гонками»

1.

Лыжные гонки - это циклический вид спорта, ведущим фактором в

лыжных

гонках

является

энергообеспечение.

Наиболее

распространенными дистанциями являются 15, 30 и 50 км для мужчин,

5 и 10 км для женщин. Для лыжных гонок характерно отсутствие

нагрузок максимальной и субмаксимальной мощности. Если в легкой

атлетике различные дистанции резко отличаются друг от друга средней

скоростью бега (от 4,62 до 9,61 м/сек), то в лыжном спорте разница в

скорости движения на различных дистанциях незначительна (от 4 до 5

м/сек). Таким образом, лыжные дистанции различаются не столько

мощностью, сколько количеством совершаемой работы. Высокие

показатели

анаэробной

работоспособности

наблюдаются

на

дистанциях, 500, 1400м, где необходимо проявление максимальных

напряжений

в

течение

от

30сек.

до

4мин.

Способность

к

преобразованию энергии в анаэробном процессе, так же как и в

аэробном, может быть установлена с помощью биохимических

критериев трех типов:

- мощности;

- емкости;

- эффективности.

По протеканию биохимических процессов лыжные гонки на равнине

приближаются

к

бегу

на

длинные

и

сверхдлинные

дистанции.

Энергетическое обеспечение работы на всех основных лыжных дистанциях

достигается почти исключительно аэробными окислительными процессами.

Кислородный долг составляет всего от 3 до 15% кислородного запроса, а под

влиянием тренировки еще более снижается. В соответствии с этим и

изменения уровня молочной кислоты в крови невелики. У хорошо

тренированных лыжников он составляет на финише от 25 до 40 мг%. Однако

у недостаточно тренированных он иногда превышает 100 мг%. Понятно, что

изменения резервной щелочности и активной реакции крови также невелики,

водородный показатель крови изменяется лишь в пределах сотых долей; в

гонках на 30 и 50 км он вообще не изменяется.

Удельный вес анаэробного гликолиза (а следовательно, и содержание

молочной кислоты в крови) во время гонок зависит от ряда факторов:

скольжения, рельефа местности и т. д. Чем хуже скольжение, чем труднее

рельеф местности, тем, как правило, ниже уровень устойчивого состояния

(при сохранении той же скорости движения, какая бывает при хорошем

скольжении). Естественно, что уровень молочной кислоты на финише

зависит и от тактики гонок (ускорения), но в меньшей степени, чем в

легкоатлетическом беге, где возможности изменения скорости гораздо

больше. Хотя лыжные гонки на различные дистанции мало отличаются по

мощности работы, все же повышение уровня молочной кислоты в крови в

гонках на более короткие дистанции, и особенно в эстафетах, несколько

выше, чем в гонках на длинные и сверхдлинные дистанции. При этом в

последнем случае в начале гонок содержание молочной кислоты в крови, как

правило, выше, чем в конце.

В связи со сравнительно небольшим повышением в крови уровня

молочной кислоты выделение ее с мочой тоже невелико, а в ряде случаев его

может и не быть. Однако, несмотря на это, наличие белка в моче

(альбуминурия) у лыжников во время гонок-- весьма частое явление. Белок

может составлять 4--10%.-Эти данные заставляют пересмотреть вопрос о

связи между повышением уровня молочной кислоты в крови и появлением

белка в моче у спортсменов. Эта связь тем более должна быть взята под

сомнение, что альбуминурия отмечается и у прыгунов с трамплина, и у

парашютистов,

деятельность

которых

не

связана

со

сколько-нибудь

значительным

повышением

уровня

молочной

кислоты

в

крови,

но

сопровождается сильными эмоциями. Причины альбуминурии, наблюдаемой

у спортсменов, следует искать прежде всего в изменениях белкового состава

крови и физико-химических свойств почечного фильтра, наступающих в

результате центральных нервных влияний.

Уровень сахара в крови у лыжников во время гонок на короткие

дистанции, и особенно во время эстафет, чаще повышается, а на дистанциях

30 км и более -- понижается. Однако понижение его может наблюдаться и на

5--8--10-километровых

дистанциях

у

малотренированных

или

легкозатормаживающихся

спортсменов,

а

на

длинных

дистанциях

у

некоторых

хорошо

тренированных

спортсменов

может

сохраняться

постоянство

этого

уровня.

Тем

не

менее

питание

на

дистанции

рекомендуется практиковать, начиная с дистанции 30 км.

Так как лыжные гонки проходят при довольно высоком уровне

устойчивого состояния, они сопровождаются и значительным потреблением

липидов. Это находит выражение в динамике нейтрального жира и

фосфатидов крови: содержание жира увеличивается, а фосфатидов сначала

увеличивается, а затем снижается. В гонках на дистанции до 15 км

содержание фосфатидов в крови чаще повышается, а на 30 км и более

понижается.

Подобно бегу на сверхдлинные дистанции, лыжные гонки на 30, 50 и

70 км сопровождаются изменениями в азотистом обмене, однако у лыжников

они менее значительны, чем у легкоатлетов-марафонцев. Заключаются эти

изменения в увеличении выделения с мочой общего азота, которое

происходит главным образом за счет мочевины, аммиака и креатинина.

Весьма характерны для лыжного спорта обильное потоотделение и

связанная с ним потеря воды и солей. Усиленная потеря хлоридов зависит не

только от потоотделения; в значительном количестве они теряются с мочой,

причем не только в день гонок, но и на следующие сутки. Все это приводит к

снижению содержания хлоридов в крови. После гонок на 50 км оно

снижается в среднем на 17%.

Что касается потерь воды, то они сказываются в значительном

снижении веса; в гонках на 10 км оно составляет около 1 кг, а в гонках на 50

и 70 км -- от 2 до 4 кг (у отдельных лиц -- до 5 -- 5,5 кг). Для ограничения

потерь воды и возмещения потерь солей содержание поваренной соли в

рационе лыжников рекомендуется увеличивать до 25--30 г. Подобно тому как

легкоатлетический бег на короткие дистанции является одним из лучших

средств развития биохимических механизмов анаэробного ресинтеза АТФ,

лыжные гонки -- прекрасное средство для развития аэробных окислительных

механизмов.

2.

Максимальные показатели кислородной задолженности у лыжников

гонщиков 10-12 л.

Уровень кислородного долга – у лыжников до 7,41 л/мин и до

94 мл/кг/мин.

ЧСС у лыжника при гонке может достигать 180 уд/мин.

Минутный объем крови (МОК) 30-40 л. В следствии этого

лимитирующим фактором в достижении высоких результатов

в лыжных гонках, является величина кислородного обмена в

единицу времени, т.е . аэробные возможности организма.

У лыжников ЖЕЛ находится в пределах 5000 — 7200 мл.

Глубина вдоха и выдоха (дыхательный объем) у человека

равняется 500 мл воздуха, у лыжников — 700 — 800 мл;

частота дыхания в покое равна 16 — 18 дыхательным циклам

в минуту, у лыжников она понижена и равна 12 — 14

дых/мин.

У лыжников при передвижении со слабой интенсивностью

(ЧСС до 130 уд/мин) допустимо редкое глубокое дыхание

через нос и рот с частотой 25 — 40 дыханий в минуту. Во

время гонки и напряженной тренировки для обеспечения

большой легочной вентиляции (150 л/мин и больше) дыхание

учащается (50 — 80 дыхания в минуту) и выполняется через

рот.

У мастеров спорта МПК в среднем равно 81,5 мл на 1 кг веса в

1 мин, у перворазрядников — 74,1 мл, у лыжников II разряда

— 64,1 мл. Под влиянием регулярной тренировки показатели

МПК возрастают.

Чем выше интенсивность работы, тем больше скорость

расходования мышечного гликогена.

Вывод: Следовательно, для того чтобы составить

представление о биохимических изменениях, происходящих в

организме спортсмена, следует творчески использовать

данные, характеризующие обмен веществ при различных

формах спортивной работы, учитывая условия, в которых эта

работа совершается.

Я считаю, что такая методика работы в СДО УОР позволяет и обучающимся

и преподавателю улучшить

процесс обучения. Эта система стимулирует

обучающихся учиться и при длительных отъездах, получать более высокие

оценки, заниматься систематично и добиться более высоких результатов в

обучении.



В раздел образования