Напоминание

"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством тестопластики"


Автор: Булгарина Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством тестопластики"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческого потенциала

детей дошкольного возраста посредством тестопластики»
Булгарина Мария Владимировна, МБДОУ «Детский сад № 10 «Звёздочка» города Смоленска, воспитатель
Содержание
 Актуальность….……………………............................................ 2  Условия возникновения и становления опыта …………………. 6  Цель и задачи……………………………………………………… 8  Теоретические и психофизические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста…………………….. 8  Условия развития творчества……………………………………. 12  История возникновения и развития лепки из теста……………. 16  Особенности организации занятий по лепке из соленого теста 17  Приемы работы с соленым тестом………………………………. 18  Технология формирования опыта………………………………. 20  Заключение………………………………………………………… 37 1

Введение
Условия сегодняшней жизни, её темы и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Развитие творчества в обществе становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. Современный человек должен уметь творчески подходить к любой жизненной ситуации, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Но готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях воспитания, обучения растущего человека. Исходя из Концепции дошкольного воспитания, одним из основных принципов работы дошкольного учреждения на современном этапе развития общества является гуманизация педагогического процесса. Её основной смысл поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребёнка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия. Важный путь в этом процессе – усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся в ДОУ. А одно из условий – приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной. Для ребёнка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребёнок – здоровым и успешным. В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Творчество – это деятельность, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания. Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития 2
ребёнка. Огромный потенциал детского творчества заключён в изобразительной деятельности. Изобразительное искусство, музыка, художественное слово — источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку, занятия музыкой. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. В процессе художественного творчества дети испытывают разнообразные чувства: радуются красивому изображению, которое создали сами, огорчаются, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение или поделку, они приобретает различные знания; уточняются и углубляются их представления об окружающем; в процессе работы дети начинают осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать. Дошкольный возраст - период интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Психологи считают, что именно в дошкольном возрасте начинается развитие творческого воображения. Очень важно вовремя заинтересовать, поддержать ребёнка. Открытие в себе индивидуальности помогает малышу реализовать себя в общении, творчестве, учении. Учёными доказано, что развитие мышления, связной речи, внимания, памяти тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей индивидуальной готовности к школе. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избежать ситуаций, в которых они не чувствуют себя уверенными, они не испытывают ощущения успешности в деятельности. Поэтому в дошкольном возрасте нужно создавать условия для 3
накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков «ручной умелости». Этому, в частности, способствуют занятия лепкой. При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме (Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Н.П. Сакулина) я пришла к выводу, что в работе с дошкольниками каждый вид изобразительной деятельности способствует развитию их творческого потенциала. На занятиях лепкой развитие способности к творчеству имеет свои особенности. На основе восприятия в сознании дошкольника создаётся образ. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, умение понимать красоту во всем его многообразии. Она тесно связана с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Создание ребенком даже самых простых фигурок – творческий процесс. В детском саду чаще всего для лепки используют пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – солёное тесто. Лепить из теста – одно удовольствие. Соль, мука и вода – вот и всё, что нужно для умелых рук. Поделки из солёного теста - древняя традиция, но им находится место и в современном мире, потому что сейчас особенно ценится всё экологически чистое и сделанное своими руками. Человек издавна научился готовить из муки и воды — лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, лепим и выпекаем птичек, украшаем их удивительными узорами. Произведения декоративно-прикладного искусства из солёного теста — совсем другое дело. Они более высокохудожественные, украшают любой 4
интерьер, являются прекрасным сувениром и подарком. Соленое тесто – удивительный материал для работы: пластичный, мягкий, приятный, экологически чистый, изделия из него достаточно долговечны. Последующая роспись поделок превращает их в эстетически-художественные произведения. При этом у детей формируется чувство ритма, развивается художественный вкус, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки. Доступные инструменты и материалы, лёгкость в обработке дают возможность заниматься изготовлением изделий из солёного теста каждому желающему. Поэтому тесто очень хорошо подходит для занятий лепкой с детьми, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада. Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит, кроме удовольствия, неоценимую пользу для здоровья тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Актуальность проблемы определена тем, что детям всегда интересно заняться чем-то новым. Этим новым для них является нетрадиционный материал для работы, работа с которым включается в совместную или самостоятельную деятельность ребят, что способствует формированию у них знаний, умений и навыков в лепке из солёного теста. Тестопластика комплексно воздействует на развитие личности ребёнка. Приобретаемый опыт входит в деятельность и доказывает, что работа с солёным тестом выступает средством развития творческого потенциала детей дошкольного возраста. Таким образом, занятия тестопластикой:  Повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;  Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;  Синхронизируют координацию обеих рук; 5
 Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, а при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;  Развивают творческие способности ребенка. Дети, работая с тестом, легко снимают свои негативные эмоции. Игры с солёным тестом нормализуют тонус рук, они полезны как детям с повышенным тонусом рук, так и с пониженным. Наличие интереса к тестопластике побуждает детей к творчеству, приносит им радость. Лепка из солёного теста помогает детям выражать самобытность, реализовать свой творческий потенциал и развивает их способности. Задача педагога - предложить им доступные средства и материалы для достижения положительного результата. Важно заинтересовать ребёнка в начинаемой работе. А ребёнок, удовлетворённый полученным результатом, будет стремиться вновь проявить себя. Нет ничего интересней, чем наблюдать, как с помощью рук дети создают что-то необычное, самостоятельно воплощают свои мысли и фантазии. Любое выражение представляемого образа ребёнком там, где он отходит от каких-либо шаблонов, образцов является проявлением его творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительную обработку лаком, ребёнок проявляет себя как творческая личность. Занятия тестопластикой способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается творческий потенциал, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения, способность применять освоенные умения и навыки для решения нестандартных задач и их реализации.
Условия возникновения и становления опыта
В условиях современного интеллектуального развития человека к дошкольникам предъявляются более высокие требования в развитии творческого потенциала и как следствие необходимости перехода от 6
воспроизводящей к творческой деятельности. Поэтому необходимо как можно раньше заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития. Наблюдая за детьми в группе, я заметила, что у них недостаточно развита мелкая моторика рук, страдает творческое воображение. В соответствии с годовой задачей МБДОУ «развитие детского творчества средствами игровой, художественной и речевой деятельности» и по итогам констатирующего диагностирования была определена тема творческой работы «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством лепки из солёного теста». Условием возникновения и становления опыта по данной тематике явилось изучение теоретической психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ, посещение методических объединений, выступлений на семинаре-практикуме, педагогических часах, изучение практического материала в методическом кабинете ДОУ. Анализ педагогической, методической литературы, педагогического опыта по данной проблеме, показал, что работа по данному направлению в группе должна быть направлена на развитие творческого потенциала детей. Лепка способствует развитию творческих способностей дошкольников. Анализ учебно-воспитательного процесса, творческих возможностей детского коллектива, его готовность включиться в творческую работу, показал, что лепка из солёного теста вызывает эмоциональный отклик и интерес у дошкольников. Таким образом, выявив способности и возможности детей к художественно-эстетическому развитию посредством лепки из теста, я пришла к выводу, что необходимо создать условия для развития творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения и дальнейшего совершенствования педагогической деятельности по данному направлению.
Цель и задачи
7
Цель работы: создание условий для развития творческого потенциала дошкольников посредством тестопластики. Для достижения цели определены и решены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу и педагогический опыт по проблеме использования в работе с детьми дошкольного возраста солёного теста и технологии работы с ним. 2. Рассмотреть условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников посредством применения тестопластики. 3. Разработать комплекс занятий по тестопластике. 4. Определить эффективность развития творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством тестолепки. Объект исследования: нетрадиционные материалы и технология тестопластика. Предмет исследований: процесс обучения детей дошкольного возраста лепке из солёного теста.
Теоретические

и

психофизические

основы

развития

творческих

способностей детей дошкольного возраста
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё сложнее и разнообразнее Она требует от современного человека не шаблонных, привычных действий, а гибкости, подвижности мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем, и то насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Изучению развития детского изобразительного творчества посвящены многие работы педагогов и психологов. «Творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Психологи считают, что развивать творчество необходимо с самого раннего возраста. 8
Мозг ребёнка особенно быстро растет в первые годы жизни. Этот период есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало развития идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным и талантливым. Но возможности развития способностей, достигнув максимума не остаются неизменными. Если соответствующие способности не развиваются, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться и тем быстрее, чем слабее функционирование. Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определённых умений (умение наблюдать, сопоставлять, думать, сравнивать, выдвигать и решать новые задачи). Таким образом, творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Большой потенциал детского творчества заключён в изобразительной деятельности детей, которая является одной из самых интересных для дошкольников. Созданная поделка из теста может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создаётся с разной целью. 9
Т.С. Комарова представляет описание занятий по изодеятельности для всех возрастных групп, подчеркивает необходимость использования разнообразных методов и приёмов педагогического руководства в целях воспитания у детей самостоятельной творческой деятельности. К.Н. Силаева, В.А.Хоменко считают, что тестопластика является разновидностью изобразительной деятельности с элементами ручного труда. А.С. Галанова полагает, что лепка развивает творческие способности, умения и навыки детей, имеет большое значение для воспитания у детей «сенсорных основ лепки». Н.Б Халезова раскрывает значение лепки в обучение и воспитании детей, способствует развитию зрительного восприятия,, мышления, памяти, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Е.А. Данилова отмечает, что нужно закреплять слова и термины на каждом занятии, поддерживать интерес к лепке. Е.В. Данкевич отмечает, что при умелом руководстве дети с удовольствием лепят из пластилина, глины и из нетрадиционного солёного теста. Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков, В.В. Давыдов, Н.П. Сакулина отмечали, что развитие творческих способностей в дошкольном возрасте происходит при овладении общественно-выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено стереотипами и более независимо. Это качество необходимо 10
развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Процесс творчества у дошкольника своеобразен. Основой для возникновения творческих замыслов является окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях. Л.С. Выготский, Г.В. Лубанская, исследуя детское творчество, подчёркивали его реалистическую основу. Процесс общения дошкольника с миром отражается и в изобразительной деятельности. Этап появления замысла характерен для деятельности дошкольника, но развивается замысел в процессе исполнительской части деятельности. Это объясняется проявлением игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл лепки, рисования для ребенка – играть, ему интересен процесс деятельности, а не результат как условие, средство осуществления с игрой. Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детской деятельности с игрой. Потребность рассказывать о переживаемом изобразительным языком, понятным окружающим, появляется у ребенка позднее. Умение вынашивать замысел художественного образа формируется под влиянием взрослых в процессах обучения. Наиболее ярко представлен в детском творчестве этап одновременного развития и исполнения замысла. Обычно ребёнок сопровождает рисунок речью или пданирует его с помощью речи. Этап завершения работы присутствует в деятельности ребёнка, однако он не связан с доработкой образа. Таким образом, в деятельности дошкольника создание и реализация замысла совмещены. Необходимо учитывать особенности детской изобразительной деятельности, развивая ее. Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются: активность, самостоятельность, инициатива, воображение. 11
Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, а стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа. Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению. Ве сь проце сс художе ственно-изобразительного т в о рч е с т ва сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Условия развития творчества
 Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Эта задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах детской деятельности. Нужно стремиться сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творчеством, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.  Другое условие проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального и 12
интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.  Единство педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.  Осуществление художественно – творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно – выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.  Еще одно условием развития детского творчества - обучение, как организованный взрослым процесс передачи (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующий ее), обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творчества. Мотивация задания в виде предложения действенных мотивов, подведение детей и к принятию задачи, поставленной взрослым это важное условие творческой активности ребенка на занятии. Б.М. Теплов подчёркивает важность и трудность обеспечения эффективной мотивации. Он особое внимание обращает на искренность, как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, смело, комфортно. Это возможно, если на занятии и в самостоятельной художественной деятельности детей царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, веры в силы ребенка, поддержания его при неудачах.  Еще одно условие развития творчества детей – это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. 13
 Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. Названные условия развития детского творчества создаются в процессе совместной деятельности с детьми.  Важным условием развития творчества ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.  Важное условие эффективного развития творчества вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до максимума своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Поэтому в этот период ребёнок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения.  Условие успешного развития творчества заключается и в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.  Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это ещё одно условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, 14
если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.  Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, но если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают удивительные произведения. Воспитание творчества детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Обеспечивая образовательные потребности детей дошкольного возраста, учитывались: программные задачи по разделу «Лепка» для детей разных возрастных групп, усложнение в освоении детьми способов лепки из солёного теста; формирование познавательного интереса к процессу лепки из солёного теста; использование игровой мотивации; включение проблемных ситуаций, для самостоятельного поиска решения проблемы, использование разных видов лепки (предметная и сюжетная, объёмная), ; усложнение в освоении детьми способов раскрашивания объёмной поделки из теста, мелких деталей определённым цветом; проведение чёткой логики обследования демонстрационного образца- целостное восприятие, дифференцированное обследование с учётом педагогической значимости работы; показ технологии изготовления художественных поделок; показ технологичных операций; личностно-ориентированный подход в общении с ребенком. 15

История возникновения и развития лепки из теста
В старину люди лепили хлебные лепёшки из воды и муки и обжигали их на раскалённых камнях. Однако выпекали из теста не только хлеб, но и различные декоративные изделия. Одним из старинных обычаев является изготовление теста из муки, воды и соли. Применялось оно в религиозных целях. Также из теста делали фигурки из народных сказаний. Для преклонения перед божествами древние римляне, греки и египтяне использовали фигурки из солёного теста. В Скандинавии и Германии из солёного теста изготавливали рождественские и пасхальные сувениры. Разные медальоны, кольца, венки, подковы крепились к дверям или развешивались в проёмах окон. Существовало поверье, что эти украшения приносят благоденствие и удачу своим хозяевам. В странах Восточной Европы невероятно популярны огромные картины из солёного теста. У славян не принято раскрашивать такие картины, поэтому они имеют стандартный для выпечки цвет. И считается это весьма привлекательным. В Испании и Греции на алтарь во время пышных торжеств в честь Богоматери принято класть красивейшие хлебные венки, которые украшены пышными орнаментами. Поделки из ярко раскрашенного теста делали мастера в Эквадоре. Среди индейцев подобные фигуры имели мистический или символический смысл. В Китае уже с 17 века из солёного теста делали марионеток. А в Гималаях для культовых фигур жертвенного характера из ячменной муки используют формы из дерева. Когда ёлка стала символом Рождества, бедные люди из хлебного теста стали изготавливать рождественские украшения. Для того чтобы они не были съедены мышами или насекомыми, в тесто стали добавлять большое количество соли. Так появилось солёное тесто. Однако искусство изготовления солёного теста было утеряно во времена 1-й и 2-й мировых войн из-за нехватки материала. 16
В последнее время такая давняя традиция возродилась. В наши дни искусство лепки из соленого теста вызывает огромный интерес. Круг поклонников расширяется с каждым годом. В знак плодородия, благополучия и сытости на Руси дарили фигурки из этого материала. Во времена, когда на Руси праздновали 1 сентября, играли свадьбы, также существовал обычай дарить фигуры из солёного теста. Их украшали росписью, которая была характерна для места, в котором жили наши предки. Символом богатства и благополучия в доме являлась любая поделка из солёного теста. Хлеб и соль всегда были на столе у русских людей. Поэтому эти фигурки часто называли «хлебосол». В настоящее время старая народная традиция возродилась, применение теста расширилось. Солёное тесто оказалось замечательным материалом для детского творчества.
Особенности организации занятий по лепке из соленого теста
Основным инструментом в лепке являются руки, поэтому уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новым. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Дети лепят овощи, фрукты, животных, посуду, транспорт, игрушки, людей. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды 17
изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке отсутствуют. Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх, станут сувенирами.. В последнее время лепка из солёного теста набирает все большую популярность. И преимущества данного материала очевидны, тесто не аллергенный материал, легко смывается водой, пластично, и главное его достоинство оно безопасно. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.
Приемы работы с соленым тестом
Для получения положительного результата работы с тестом, необходимо продумать каждую деталь в начале организуемой работы. Таким образом, были вынесены несколько критериев, которые помогут в организации и подготовке занятий с дошкольниками. Занятия строятся по перспективному плану, который составляется на год. Занимается подгруппа детей - 15 человек. Дети усваивают последовательно логику выполнения задания на основе приобретённых знаний и умений. 18
Занятия должны проводиться в светлом, хорошо проветриваемом помещении. Материал, необходимый для работы - солёное тесто хранится в определённом месте (шкафу, полке) и доступен детям. Существует много рецептов солёного теста. Одни добавляют в него обойный клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол необходимо освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска или поднос. На столе должны находиться небольшие формочки с водой для склеивания деталей теста. Каждому ребёнку понадобятся тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, подкладная досочка. Инструменты: стеки, колпачки, трубочки,, детские ножницы, формочки, трафареты. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза, можно закрыть его пищевой плёнкой. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски. Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что воспитатель лепит вместе с детьми, они ориентируются на его лепку как образцовую. Метод демонстрации личного творчества педагог использует как можно чаще.
Технология формирования опыта
19
 Мною разработан и реализован перспективный план работы с детьми разных возрастов по тестолепке.  Взаимодействие с родителями способствовала повышению уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей, оказывала помощь родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для развития творческих способностей детей. Каждый успех ребёнка в творчестве и личном плане доводится до сведения родителей, для ребенка это очень важно  Работа с педагогами по развитию творческих способностей дошкольников: проводила консультации, мастер-класс, участвовала в работе семинара. Содержание работы с дошкольниками по лепке из солёного теста В детском саду я веду кружок по тестопластике « Ладушки». При организации занятий по тестопластике учитываю уникальную черту детского мировоззрения - необычно, неординарно воспринимать и изображать увиденное, представлять несуществующее в действительности. Работу провожу в определённой системе. Деятельность кружка направлена на нравственно- эстетическое развитие личности ребёнка. На занятиях создаю условия для формирования у детей интереса и желания создавать своими руками поделки из солёного теста, при этом у ребят развивается координация рук и мелкая моторика, сенсорные эталоны, речь, воспитывается усидчивость, аккуратность в работе, формируется эстетический вкус. Программа кружка основана на интеграции художественно-речевой, игровой, изобразительной деятельности детей и рассчитана на практическое применение знакомых приёмов и способов в лепке при работе с новым пластичным материалом – солёным тестом: в организованной совместной деятельности детей и взрослого, которая проводится в виде игры и экспериментирования. В процессе работы мы с детьми создаём композиционных коллективные и индивидуальные работы. Предлагается детям сделать свои работы 20
общественно-значимыми, при этом они испытывают эмоциональное удовлетворение от результатов проделанной работы. Основным принципом в работе кружка является личностно- ориентированный подход к детям. Теоретическую часть предлагаю в виде игры-беседы с рассматриванием образцов, просмотром иллюстративного материала, которые подкрепляются практическим освоением темы занятия. Дети учатся создавать шаблонные, плоскостные и объёмные поделки из солёного теста. Подобранные методы позволяют им научиться анализировать образец по вопросам воспитателя, планировать свою работу, выбирать материалы для декорирования поделки, развивать коммуникативные навыки и т. д. Для разгрузки, снятия напряжения провожу словесные игры, использую малые жанры устного народного творчества, этюды-релаксации, элементы различных видов гимнастик и массажа, физкультминутки. Программа рассчитана на 35 занятий (1 раз в неделю) Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала в определённой последовательности. Продолжительность занятия 20 минут. В группе занимается 15 человек. Методические приёмы:  Рассматривание игрушек, муляжей, скульптуры малых форм;  Показ технологических приёмов работы с тестом;  Рассматривание иллюстраций в книгах, картинок, фотографий, альбомов;  Использование игровых приёмов;  Организация выставок детских работ. Принципы построения программы:  От простого к сложному  Связь знаний, умений с жизнью, с практикой  Научность  Доступность  Системность знаний Воспитывающая и развивающая направленность: 21
 Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков  Активность и самостоятельность  Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей Структура занятия:  Создание игровой ситуации (игра, сюрпризный момент, проблемная ситуация)  Объяснение, показ приёмов лепки (полный или частичный)  Самостоятельная работа детей  Доработка, обыгрывание поделки Работу начинаю с детьми 2 младшей группы. Главное для меня в этот период – вызвать желание лепить из необычного материала, создать у ребят радостное настроение от совместной деятельности, начать знакомство со свойствами и особенностями работы с солёным тестом. Важно, чтобы каждый ребёнок почувствовал удовлетворение от результата своего труда, заинтересовался, раскрепостился. Занятия лепкой открывают безграничные возможности игры. При этом у них возникает интерес, желание общаться со взрослым и сверстниками. Дети с удовольствием лепят простые знакомые формы, создавая коллективные композиции, общаются, обыгрывают предметы и поделки. У них постепенно улучшается мелкая моторика рук, развивается речь. Часто в этом возрасте дети занимаются совсем неконструктивным делом: просто отщипывают от куска теста маленькие кусочки или делают отпечатка палочками, колпачками, пальцем на тесте. Такая свободная игра, свободное творчество включает в сознании ребёнка механизмы обучения и формирования творческой личности. В средней группе идёт развитие способности изменять и преобразовывать свои поделки, побуждаю детей самостоятельно выбирать инструменты и дополнительные материалы. У ребят накапливается опыт работы с тестом, его знания о его особенностями. Дети подросли более осмысленно воспринимают увиденное. Особый интерес всегда вызывает у ребят сам процесс замешивания солёного теста из муки, воды и соли. Даю им возможность самим участвовать в 22
этом процессе: потрогать, погладить, подобрать слова-определения, сравнить, выразить свои ощущения. Игры-эксперименты с тестом использую на занятиях уже со средней группы. Это и ассоциации, и непосредственное использование предметов с интересной фактурой на тесте. Дети лепят и украшают плоские фигуры. Применяют скалки, вырезают с помощью формочек для печенья. Используя игровые моменты, обыгрываем не только игрушки и предметы, но незаконченное изображение, изобразительный материал. Создавать сюрпризные моменты помогает сказка. Особый интерес вызывает работа по расписыванию готовых поделок гуашевыми красками. Навыки работы по росписи требуют у ребят усидчивости, внимания и аккуратности. Часто в конце занятия предлагаю ребятам слепить поделку на свободную тему, при этом анализирую степень усвоенного материала, вижу, как они применяют полученные навыки в самостоятельной деятельности. Обсуждаем с детьми интересные находки и необычные образы. Использование диалогической речи в игре развивает речь и облегчает общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей детей. В старшем возрасте в полной мере идёт развитие творчества. Дети учатся анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки, совершенствовать рельефную, скульптурную, учиться лепке на форме; выбирают приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезывание, процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу или по мотивам ДПИ).Детское творческое воображение позволяет самостоятельно создавать выразительные образы, отличающиеся оригинальностью, подвижностью, вариативностью. Экспериментирование развиваю в двух направлениях: расширяю арсенал материалов, обладающих различными свойствами, и систематически даю возможность использовать самостоятельно обнаруженные свойства этих материалов в процессе тестопластики. Опорой на этом этапе является детское творческое воображение, которое позволяет не только отображать замысел, но и выразить своё отношение к создаваемому 23
образу. Детям нравятся игровые приёмы с элементами ролевого поведения. Создаю условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях. Стремлюсь поощрять творческую активность, самостоятельность, развивать настойчивость в поисках решения проблемы. Лепка из солёного теста не просто вооружает ребёнка умениями и навыками, но и помогает почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. Занятия тестолепкой побуждают интеллектуальную и творческую активность ребёнка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. На занятиях дети знакомятся и обучаются следующим технологиям:  Смешивание цветов и составление своей палитры;  Соединению деталей;  Изготовлению плоских фигур;  Изготовлению объемных фигур  Сочетанию изделий из теста с другими материалами: крупами, бисером, природным материалом и т.д. В своей работе широко использую выставки работ детского творчества. Выставка помогает самоутверждению и поддержанию интереса к творчеству. Лепка из солёного теста не просто вооружает ребёнка умениями и навыками, но и помогает почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать свой образ, даёт возможность дошкольнику взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. Планирование работы кружка с детьми старшей группы
Месяц

Содержание работы
24

Октябрь

Тема:
Рассказ воспитателя «В стране Мука-Соликов». Материалы для лепки, подготовка к работе. Рабочее место. Техника безопасности. Экспериментирование с солёным тестом. Инструменты и
Октябрь

2-я неделя

Тема: «
Путешествие в страну Мука-Соликов». Приготовление солёного теста и игра с ним. Игра «Чудесный мешочек». Рассматривание муляжей. Чтение С. Жупалин «Виноград» Лепка «Ветка винограда».
Цель:
Вызвать у детей интерес к работе с тестом. Расширять представления об окружающем. Развивать координацию рук. Закреплять
Октябрь

3-я неделя

Тема:
«В гостях у кисточки». Закрепление правил работы с кистью, красками для украшения поделок. Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка» «Украсим ветку» - раскрашивание поделок.
Цель:
Вызвать у детей желание заниматься творчеством. Закреплять
Октябрь

4-я неделя

Тема:
«Прогулка» Д/и «Что растёт у нас в саду и огороде?» Чтение Г. Сапгир «Арбуз» Лепка «Арбуз»
Цель:
Закрепить названия фруктов, ягод и овощей. Вызвать у детей желание лепить угощение. Учить лепить плоскостные формы из солёного
Октябрь

Тема:
«Фруктовая лавка» Подбор определений к словам. Д/и «Наоборот» Игра «Соберем арбузы»
Ноябрь

1-я неделя

Тема:
«Идем в лес» Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик, где ты был?..» Чтение сказки «Грибы». Игра-имитация «Мы –грибочки» Лепка «Грибы»
Ноябрь

2-я неделя

Тема:
«Грибная поляна» Игра «Кузовок» Пальчиковая игра «Грибы» «Наполняем кузовок- раскрашивание поделок красками. 25

Ноябрь

3-я неделя

Тема:
Ситуативный разговор «Разная осень» Чтение О. Высотская «Осень» А. Толстой «Осень. Обсыпается…» Рассматривание иллюстраций. Игра «Назови дерево» Лепка «Дерево»
Цель:
Вызвать у детей интерес к созданию поделки из теста. Расширять знания об окружающем. Закреплять признаки осени. Закреплять умение
Ноябрь

Тема:
«Парк осенью» Игра «С какого дерева листок?» Расскажи стихи руками «Станем деревьями»
Декабрь

1-я неделя

Тема:
Проблемная ситуация (к нам в группу пришло письмо от Деда Мороза) Чтение В. Калинин «Вот и зима» Лепка «Ёлочка» Игра «Ель, елка, елочка»
Декабрь

Тема
: Рассказ воспитателя о новогодних традициях. Подбор определений к слову «ёлка», «зима», существительных к словам «новогодняя», «новогодний».
Декабрь

3-я неделя

Тема:
«Что за праздник Новый год!» Экспериментирование с формочками для лепки. Чтение С. Маршак «Что растёт на ёлке?» Лепка «Ёлочные игрушки».
Цель:
Расширять представления детей об окружающем, о характерных признаках зимы. Закреплять умение работать с трафаретом. Закреплять
Декабрь

Тема:
«Новогодние загадки» Игра «Доскажи словечко» Е. Благинина «Ёлка» Хороводная игра «Мы пойдем сначала вправо…»
Декабрь

5-я неделя
Ситуативный разговор о здоровье и его сохранении Игра «Можно и нельзя» Чтение отрывка из сказки К. Чуковского « Доктор Айболит» Лепка Яблоко»
Цель:
Вызвать у детей желание лепить. Закреплять умение лепить плоскостные формы из солёного теста. Побуждать применять природный 26

Январь

3-я неделя

Тема:
«Поможем Айболиту» Подбор определений к словам «Яблоко», «Лимон», «»Груша» Пальчиковая гимнастика «Фрукты» «Наливное яблочко»» - раскрашивание поделок красками.
Январь

4-я неделя

Тема:
Ситуативный разговор о дружбе. Рассказывание из личного опыта о своих друзьях Слушание детских песен Лепка « Сердечко для друга»
Цель:
Расширять представления об окружающем, развивать речь. Вызвать у детей желание сделать подарок другу. Закреплять приёмы лепки из солёного теста. Учить украшать поделку дополнительными материалами.
Январь

Тема:
Игра с тестом «Веселые превращения»» Рассказ воспитателя о дне святого Валентина. Пальчиковая игра «Дружба»
Февраль

Тема:
«Загадки о воздушном транспорте» Чтение А. Шлыгин «Самолет» Выкладывание самолета из палочек.
Февраль

Тема:
«Наш аэропорт» Презентация «Воздушный транспорт». Физкультминутка «Самолёт»
Февраль

Тема:
«Когда это бывает?» Рассматривание картинок. Чтение Е. Авдиенко «Мимоза»
Февраль

Тема:
«Мамины помощники» Ситуативный разговор «Как порадовать маму и бабушку» Пальчиковая гимнастика «Маме помогу»
Февраль

Тема:
«Подарок для мамы» Общение «Что я хочу подарить маме?» Чтение Я. Пиркулиев «Запестрел цветами луг»
Март

1-я неделя

Тема:
«Цветы» Составление и отгадывание загадок о цветах. Стихи руками «Цветик-колокольчик» «Панно «Розы» - раскрашивание поделок красками.
Цель:
Побуждать детей к творческой активности и самостоятельности, продолжать учить работать аккуратно кистью, красками. Развивать 27

Март

2-я

Тема:
Рассказ воспитателя о народных традициях Беседа о перелетных птицах Игра-имитация «Птички»
Март

3-я

Тема:
«Весенние гости» - раскрашивание поделок красками Пальчиковая игра «Десять птичек - стайка»
Цель:
Продолжать учить работать аккуратно кистью и красками.
Март

4-я

Тема:
Беседа «Кто на себе домик носит» Чтение и слушание народных песенок-потешек. Рассматривание народных игрушек.
Апрель

1-я неделя

Тема: «
Домик для улитки» - раскрашивание поделки красками. Чтение Усачёв «Улитка» Обыгрывание поделок
Цель:
Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цветов и оттенков. Закреплять умение смешивать краски для
Апрель

Тема:
Ситуативный разговор «На улице идет дождь» Чтение Г. Ладонщиков «Зонтик» Пальчиковая игра «Семья»
Апрель

3-я неделя

Тема:
«Разноцветные зонты» - раскрашивание поделки красками. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель:
Вызвать у детей желание раскрасить свои поделки. Закреплять приёмы работы кистью, красками. Развивать речь, воображение,
Апрель

Тема:
Отпечатки на тесте Рассматривание гербария Игра «Такие разные следы»
Апрель

5-я неделя

Тема:
«Прогулка в лес» Отгадывание загадок о сказочных героях. Пальчиковая игра «Колобок – румяный бок» Лепка «Колобок»
Цель:
Вызвать желание передать образ сказочного героя в лепном изображении. Учить лепить из теста объемную поделку. Закреплять приёмы
Май 1-я

неделя

Тема:
«Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…» - раскрашивание поделки красками и обыгрывание поделок. Игра-драматизация «Катится Колобок по дорожке…» 28

Май 2-я неделя

Тема:
«Что на солнышко похоже?» Чтение потешек. Отгадывание загадок. Выкладывание подсолнуха из геометрических фигур. Пальчиковая игра «Во дворе подсолнух» Лепка «Подсолнухи»
Цель:
Вызвать у детей радостное настроение. Уточнить представления об окружающем. Закреплять приемы работы с тестом. Учить передавать
Май 3-я

неделя

Тема:
«Солнышко на ножке» - раскрашивание поделки красками Чтение С.Вангели «Два брата» Пальчиковая игра «Подсолнух»
Цель:
Побуждать детей к творческой активности, закреплять умение аккуратно раскрашивать поделку. Развивать речь, координацию рук, чувство План взаимодействия с родителями
Сроки

выполнени

я

Содержание
Начало учебного года Консультация для родителей «Из истории возникновения тестолепки» Ноябрь Консультация «Тестопластика как средство развития творческих способностей дошкольников» Декабрь Выставка детских работ на зимнюю тематику Март Консультация «Удивительное тесто» Апрель Выставка детского творчества «Мир из солёного теста» В т е ч е н и е года Беседы и рекомендации по работе с солёным тестом
Заключение
29
Лепка из теста доступна дошкольникам - это способ детского самовыражения. Ребёнок отражает в поделке своё отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Составление фигурок и лепных композиций из соленого теста - интересная, увлекательная, необычная деятельность, которая способна увлечь и активизировать детей. В ходе занятий тестопластикой у дошкольников развивается творческая активность, самоконтроль, любознательность, коммуникабельность, оригинальность мышления, настойчивость, трудоспособность, позитивная Я-концепция, а также чувство ритма, цвета, формы, композиции, словом всё то, что необходимо творческому человеку. Система занятий по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребёнка – осознанию им собственных чувств. Таким образом, тестолепка является средством формирования и развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста. 30


В раздел образования