"Народные промыслы в современной жизни" на примере национального творчества
Автор: Башаева Равиля Анверовна Должность: учитель ИЗО Учебное заведение: МКОУ "Маляевская ООШ" Ленинского района Волгоградской области Населённый пункт: село Маляевка Ленинского района Волгоградской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Народные промыслы в современной жизни" на примере национального творчества Раздел: среднее образование
Конспект внеурочного занятия по изо в 5 классе: «Народные промыслы
в современной жизни» на примере национального творчества.
Тип: комплексное использование знаний
Цели занятия: Формировать у детей основы нравственности на лучших
образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
Задачи занятия:
Образовательная: Получение детьми
знаний о декоративно-прикладном
искусстве и его применении.
Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения
понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру
и искусству.
Здоровьесберегающая: Профилактика умственного перенапряжения путём
смены видов деятельности
УУД
Личностные: развивать фантазию и воображение, способность к созданию
художественного образа, эстетической оценке произведений
мастеров и
работ учащихся.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: осуществлять
поиск
и
выделение
необходимой
информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные: проявлять
активность
для
решения
познавательных
задач
Метапредметные:
учиться
высказывать
и
отстаивать
свое
мнение,
планировать
время,
работу,
и
оценивать
ее
результаты.
анализировать
собственную
художественную деятельность, развивать внимание, навыки
самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные
мотивы росписи, разнообразные приемы работы, создать узор на бумажных
предметах быта из элементов росписи.
1
работа: Рассматривание
альбомов
и
иллюстраций
с
одеждой, орнаментами; прорисовка узоров; работа со словарем, разгадывание
загадок об орнаментах.
Методы
и
приемы: Наглядный
(рассматривание
иллюстраций,
таблиц);
словесный
(беседа,
использование
художественного
слова,
указания,
пояснения);
практический
(самостоятельное
выполнение
детьми
декоративных изделий; использование различных инструментов и материалов
для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности).
Материал и оборудование. Иллюстрации с изображением татарской одежды
и элементов узоров для украшения одежды орнаментом татарского народа,
макеты кукол девочки и мальчика, трафареты одежды, краски, кисточки.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные: Сформированность
мотивации
к
изучению
декоративного
искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры
древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности
эстетически
чувствовать,
воспринимать
и
оценивать
роль
декоративного
искусства в жизни человека
Предметные: Научатся
использовать
основы
изобразительной
грамоты,
специфику образного языка, понимать значение искусства в жизни человека и
общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в
собственной художественной деятельности
Метапредметные:
Личностные: Сформированность
мотивации
к
изучению
декоративного
искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры
древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности
эстетически
чувствовать,
воспринимать
и
оценивать
роль
декоративного
искусства в жизни человека
Познавательные: Поиск информации в учебнике. Анализ объектов с целью
выделения существенных признаков, Синтез – составление цельного образа
2
из
характерных
элементов. Научиться
осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы,
узнавать,
называть
и
определять
объекты.
Выделять
группы
существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию
по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат
деятельности.
Регулятивные: Планирование
и
выполнение
практической
работы,
адекватно
использовать
речь,
выбирать
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей,
концентрировать
волю,
адекватно
воспринимать
предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок.
Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые
коррективы
на
основе
оценки
сделанных
ошибок,
стабилизировать
эмоциональное состояние. Определение проблемы и правильная постановка
учебной задачи.
Коммуникативные: Принимать участие в работе группами, формирование
навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в
группах.
Задавать
вопросы,
слушать
собеседника,
формулировать
свои
затруднения.
Проявлять
активность
для
решения
познавательных
задач,
формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление
поведением партнеров.
Ход занятия.
I. Оргмомент
Мотивация учебной деятельности.
Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку.
Учитель: Добрый день, 5 класс
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы, теперь садитесь.
3
II. Повторение
Актуализация знаний.
Учитель:
Посмотрите,
пожалуйста,
на
доску.
Изображение
каких
предметов
вы
видите на картинках?
Правильно,
это
элементы
татарской
национальной
одежды,
украшенные
национальным узором
- Ребята, а с какой темой можно связать наше оформление?
Учащиеся:
Народные промыслы.
Учитель:
Верно. С
начала
года
мы
занимались
изучением
народной
культуры: обрядов, одежды, жилища, народных промыслов. Сегодня мы эту
работу продолжим.
Учитель: Ребята, а почему рядом с картинками со старинной национальной
одеждой находятся изображения современных ярких костюмов и предметов
быта?
Вы
очень
наблюдательны
и
умеете
анализировать
и
д е л ат ь
правильные выводы. То есть можно сказать, что народные промыслы играют
огромную роль в современной жизни человека. Это и есть тема сегодняшнего
занятия.
Учитель: А
к а к
в ы
д у м а е т е ,
к а ко в а
ц е л ь
н а ш е г о
з а н я т и я ?
Учащиеся (примерные ответы)
- повторить все, что изучили
- проверить и закрепить наши знания по пройденным темам.
Учитель:
Правильно. Повторить, закрепить и проверить уровень ваших знаний о роли
народных художественных промыслов в современной жизни.
I I I.
Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Ребята, есть ли в вашем селе, районе жители, занимающиеся каким
либо промыслом? ( Региональный компонент)
4
Учашиеся:
Да, такие
мастера
живут
в
нашем
селе.
Они
занимаются
вышивкой, кружевоплетением, лозоплетением.
Учитель: Вот и мы, ребята сегодня выступим в роли народных мастеров.
Будем наносить узоры на предметы одежды наших кукол. Но сначала более
подробно рассмотрим национальные татарские узоры. Татарский народный
орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного
творчества
народа.
Прекрасные
образцы,
которые
вы
видите
здесь,
использовали
для
украшения
ювелирных
изделий,
в
вышивках
головных
уборах, кожаной обуви, украшениях домов.
На что эти узоры похожи?
Учашиеся: На цветы и листья растений.
Учитель: А какие цветы можно увидеть?
Учашиеся: Мы видим колокольчики, розы георгины, ромашки, тюльпаны,
трилистник, лотос.
Учитель: Скажите, какие цвета используются в татарском орнаменте?
Учашиеся: В
татарском
орнаменте
используются
яркие
цвета
(красный,
синий, зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый).
Учитель: Мы видим на картинке здесь много красивых вещей.
Что это?
Учашиеся: Ичиги - это обувь.
Учитель: Что вы знаете о ней?
Учашиеся: Ее
шили
из
кожи,
и
узоры
вышивали
цветными
нитками,
мужские ичиги шились из черной кожи. А женская обувь была многоцветной
и узорной.
Учитель: Что это?
Учашиеся: Тюбетейка – это мужской головной убор ее вышивали золотыми
нитками и бисером.
Учитель: Что это?
Учашиеся:
Калфак
–
женский
головной
убор,
его
украшали
золотыми
нитками и бисером.
5
Учитель: Ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком
одеянии?
Попробуем представить себя в этих костюмах. Вам было бы удобно? Вас всё
устраивает в них?
Учашиеся: Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной
одежде.
Учитель: Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные
(национальные) костюмы? Когда их одевают?
В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных
танцев и песен.
Учашиеся: Так одеваются на праздники. В таких костюмах мы танцуем и
поем на концертах.
Учитель: Ребята, давайте раскрасим костюмы наших кукол для праздника.
IV. Практическая работа .
Учащиеся по своему усмотрению и возможностям выбирают трафареты из
предметов одежды.
Учитель: Узор наносим кончиком тонкой кисти.
Подберите свою гамму
цветов.
Советую
брать
не
больше
трех
красок.
Приступайте
к
работе.
Успехов!
Звучит национальная музыка.
Во время работы учащимся оказывается индивидуальная помощь.
V. Динамическая пауза.
Учитель: Ты еще не видел Чуда— (Правая рука согнута в локте и лежит на
ладони левой руки. Грозим указательным пальцем)
И в гостях у нас ты не был? (Разводят руки в стороны и удивляются)
Приезжай
к
нам
без
опаски (Держим
кисти
рук
прямо
ладонями
вверх.
Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)
Слушать шорох зимней сказки, (Пальцы в «замочек» - круговые вращения)
Слушать звон копыт по насту.... (Перебираем пальцами обеих рук по столу)
6
Приезжай. Мы встретим лаской. (Держим кисти рук прямо ладонями вверх.
Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)
Здравствуй! (Развести ладошки вертикально)
VI.
В ы с т а в к а
т в о р ч е с к и х
р а б о т .
Ребята закрепляют свои работы на приготовленных эскизах кукол.
Учитель: Посмотрите, как «загорелись» глазки у наших кукол, заалели щеки.
Какими яркими стали их наряды. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня
работали, показали свои знания.
Я предлагаю оценить свою работу вам следующим образом:
Перед вами на столе 2 елочных шарика: белый
и синий, вам необходимо
прикрепить их на елочку.
Если вы считаете, что у вас все получается и вы довольны своей работой
прикрепите свои игрушки повыше к самой макушке. Если вы считаете, что
испытываете затруднение при работе с этой темой, прикрепите к серединке.
Ну, а если совсем вам трудно было работать - прикрепите игрушки внизу.
Сегодня вы были замечательными художниками-волшебниками.
Учитель. А теперь настало время ответить на главный вопрос: какую роль
играют народные художественные промыслы для нашей современной жизни.
Предполагаемые ответы учащихся:
Мы лучше узнаем культуру и традиции нашего села.
Мы гордимся умениями наших далеких предков.
Молодые
мастера
продолжают
традиции
старых
мастеров,
значит,
эти
промыслы нужны современным людям.
Рефлексия.
Учитель: Закончите фразу:
- Сегодня я выступил (а) в роли…
- Я на уроке научился(лась)…
- У меня получилось…
- Делать своими руками – это…
- Мне понравилось …
7
Учитель:
Спасибо вам, ребята, за старание и прекрасные работы!
Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее
прошлое и продолжать традиции в современной жизни.
Приложения к оформлению урока.
8
9
10
11
Список использованных источников:
1.
Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002. – 295 с.
2.
Интернет-ресурсы
12