Напоминание

"Народные промыслы в современной жизни" на примере национального творчества


Автор: Башаева Равиля Анверовна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МКОУ "Маляевская ООШ" Ленинского района Волгоградской области
Населённый пункт: село Маляевка Ленинского района Волгоградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Народные промыслы в современной жизни" на примере национального творчества
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект внеурочного занятия по изо в 5 классе: «Народные промыслы

в современной жизни» на примере национального творчества.

Тип:
комплексное использование знаний
Цели занятия:
Формировать у детей основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
Задачи занятия:

Образовательная:
Получение детьми знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении.
Развивающая:
Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная:
Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности УУД
Личностные:
развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
Метапредметные:
учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные:
понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы росписи, разнообразные приемы работы, создать узор на бумажных предметах быта из элементов росписи. 1

Словарная работа: промысел, ичиги, тюбетейка, калфак.

Предварительная

работа:
Рассматривание альбомов и иллюстраций с одеждой, орнаментами; прорисовка узоров; работа со словарем, разгадывание загадок об орнаментах.
Методы

и

приемы:
Наглядный (рассматривание иллюстраций, таблиц); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий; использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности).
Материал и оборудование.
Иллюстрации с изображением татарской одежды и элементов узоров для украшения одежды орнаментом татарского народа, макеты кукол девочки и мальчика, трафареты одежды, краски, кисточки.
Планируемые результаты для ученика:

Личностные:
Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека
Предметные:
Научатся использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка, понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности
Метапредметные:

Личностные:
Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека
Познавательные:
Поиск информации в учебнике. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков, Синтез – составление цельного образа 2
из характерных элементов. Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты. Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные:
Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок. Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние. Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.
Коммуникативные:
Принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.
Ход занятия.

I. Оргмомент

Мотивация учебной деятельности.
Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку.
Учитель:
Добрый день, 5 класс Мне приятно видеть вас Встаньте ровно, подтянитесь И друг, другу улыбнитесь Молодцы, теперь садитесь. 3

II. Повторение

Актуализация знаний.

Учитель:
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Изображение каких предметов вы видите на картинках? Правильно, это элементы татарской национальной одежды, украшенные национальным узором - Ребята, а с какой темой можно связать наше оформление?
Учащиеся:
Народные промыслы.
Учитель:
Верно. С начала года мы занимались изучением народной культуры: обрядов, одежды, жилища, народных промыслов. Сегодня мы эту работу продолжим.
Учитель:
Ребята, а почему рядом с картинками со старинной национальной одеждой находятся изображения современных ярких костюмов и предметов быта? Вы очень наблюдательны и умеете анализировать и д е л ат ь правильные выводы. То есть можно сказать, что народные промыслы играют огромную роль в современной жизни человека. Это и есть тема сегодняшнего занятия.
Учитель:
А к а к в ы д у м а е т е , к а ко в а ц е л ь н а ш е г о з а н я т и я ?
Учащиеся
(примерные ответы) - повторить все, что изучили - проверить и закрепить наши знания по пройденным темам.
Учитель:
Правильно. Повторить, закрепить и проверить уровень ваших знаний о роли народных художественных промыслов в современной жизни.
I I I.

Первичное усвоение новых знаний

Учитель:
Ребята, есть ли в вашем селе, районе жители, занимающиеся каким либо промыслом? ( Региональный компонент) 4

Учашиеся:

Да,
такие мастера живут в нашем селе. Они занимаются вышивкой, кружевоплетением, лозоплетением.
Учитель:
Вот и мы, ребята сегодня выступим в роли народных мастеров. Будем наносить узоры на предметы одежды наших кукол. Но сначала более подробно рассмотрим национальные татарские узоры. Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Прекрасные образцы, которые вы видите здесь, использовали для украшения ювелирных изделий, в вышивках головных уборах, кожаной обуви, украшениях домов. На что эти узоры похожи?
Учашиеся:
На цветы и листья растений.
Учитель:
А какие цветы можно увидеть?
Учашиеся:
Мы видим колокольчики, розы георгины, ромашки, тюльпаны, трилистник, лотос.
Учитель:
Скажите, какие цвета используются в татарском орнаменте?
Учашиеся:
В татарском орнаменте используются яркие цвета (красный, синий, зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый).
Учитель:
Мы видим на картинке здесь много красивых вещей. Что это?
Учашиеся:
Ичиги - это обувь.
Учитель:
Что вы знаете о ней?
Учашиеся:
Ее шили из кожи, и узоры вышивали цветными нитками, мужские ичиги шились из черной кожи. А женская обувь была многоцветной и узорной.
Учитель:
Что это?
Учашиеся:
Тюбетейка – это мужской головной убор ее вышивали золотыми нитками и бисером.
Учитель:
Что это?
Учашиеся:
Калфак – женский головной убор, его украшали золотыми нитками и бисером. 5

Учитель:
Ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком одеянии? Попробуем представить себя в этих костюмах. Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них?
Учашиеся:
Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде.
Учитель:
Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают? В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен.
Учашиеся:
Так одеваются на праздники. В таких костюмах мы танцуем и поем на концертах.
Учитель:
Ребята, давайте раскрасим костюмы наших кукол для праздника.
IV. Практическая работа
. Учащиеся по своему усмотрению и возможностям выбирают трафареты из предметов одежды.
Учитель:
Узор наносим кончиком тонкой кисти. Подберите свою гамму цветов. Советую брать не больше трех красок. Приступайте к работе. Успехов! Звучит национальная музыка. Во время работы учащимся оказывается индивидуальная помощь.
V. Динамическая пауза.

Учитель:
Ты еще не видел Чуда— (Правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем) И в гостях у нас ты не был? (Разводят руки в стороны и удивляются) Приезжай к нам без опаски (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок) Слушать шорох зимней сказки, (Пальцы в «замочек» - круговые вращения) Слушать звон копыт по насту.... (Перебираем пальцами обеих рук по столу) 6
Приезжай. Мы встретим лаской. (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок) Здравствуй! (Развести ладошки вертикально)
VI.

В ы с т а в к а

т в о р ч е с к и х

р а б о т .
Ребята закрепляют свои работы на приготовленных эскизах кукол.
Учитель:
Посмотрите, как «загорелись» глазки у наших кукол, заалели щеки. Какими яркими стали их наряды. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня работали, показали свои знания. Я предлагаю оценить свою работу вам следующим образом: Перед вами на столе 2 елочных шарика: белый и синий, вам необходимо прикрепить их на елочку. Если вы считаете, что у вас все получается и вы довольны своей работой прикрепите свои игрушки повыше к самой макушке. Если вы считаете, что испытываете затруднение при работе с этой темой, прикрепите к серединке. Ну, а если совсем вам трудно было работать - прикрепите игрушки внизу. Сегодня вы были замечательными художниками-волшебниками.
Учитель.
А теперь настало время ответить на главный вопрос: какую роль играют народные художественные промыслы для нашей современной жизни.
Предполагаемые ответы учащихся:
Мы лучше узнаем культуру и традиции нашего села. Мы гордимся умениями наших далеких предков. Молодые мастера продолжают традиции старых мастеров, значит, эти промыслы нужны современным людям.
Рефлексия.

Учитель:
Закончите фразу: - Сегодня я выступил (а) в роли… - Я на уроке научился(лась)… - У меня получилось… - Делать своими руками – это… - Мне понравилось … 7

Учитель:
Спасибо вам, ребята, за старание и прекрасные работы! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое и продолжать традиции в современной жизни. Приложения к оформлению урока. 8
9
10
11
Список использованных источников: 1. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002. – 295 с. 2. Интернет-ресурсы 12


В раздел образования