Автор: Махмудова Зайнаб Абдурахмановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ДСКВ "Рябинушка"
Населённый пункт: город Покачи, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Приёмы профилактики оптической дисграфии у детей с ОНР"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«РЯБИНУШКА»
«Приёмы профилактики оптической дисграфии у
детей с ОНР»
Подготовила:
учитель-логопед
Махмудова Зайнаб Абдурахмановна
г. Покачи
Профилактика нарушений письменной речи у детей является одним из важных
вопросов в современной практической логопедии.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый
процесс.
В
нем
принимают
участие
различные
анализаторы:
речеслуховой,
речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма
устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с
процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня
ее развития.
У детей с общим недоразвитием речи, в связи с разнообразными речевыми,
сенсорными нарушениями наблюдается несформированность указанных функций, что
затрудняет овладение процессом письма и в будущем может стать причиной
специфических его нарушений – дисграфий.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются
стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв,
искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных
слов в предложении, аграмматизмы при письме.
Сотрудниками кафедры логопедии Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработана классификация
дисграфии и в дальнейшем несколько уточнена Р.И. Лалаевой. В основе данной
классификации лежит несформированность определенных операций процесса письма. На
современном
этапе
она
является
наиболее
обоснованной.
Различают следующие виды дисграфии:
артикуляторно-акустическая,
акустическая,
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза,
аграмматическая,
оптическая.
О профилактике таких видов дисграфии, как акустическая,
артикуляторно-
акустическая, на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптическая можно
говорить только в дошкольном возрасте.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа,
синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на
письме.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-
пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского
алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких
«специфичных»
элементов.
Одинаковые
элементы
по-разному
комбинируются
в
пространстве и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у... Если ребенок
не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям
усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается:
- нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторной координации;
- неточность представлений о форме и цвете, величине предмета;
- недоразвитие памяти,
- нарушение пространственного восприятия и представлений,
- трудности оптико-пространственного анализа,
- несформированность оптического образа буквы.
Смешение букв по оптическому и кинетическому сходству не следует принимать за
обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами
орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества письма и чтения.
Оптическую дисграфию можно выявить у ребёнка в процессе обучения в школе. Но
некоторые дети уже в дошкольном возрасте изображают отдельные печатные буквы
зеркально, что является одним из признаков оптической дисграфии. Таким образом,
работу по профилактике нарушений письма у детей нужно начинать ещё до поступления в
школу.
С каждым годом увеличивается количество детей с оптической формой дисграфии. В
исследованиях Л.Г. Парамоновой отмечается, что предпосылки оптической дисграфии
имеют 45,8% дошкольников.
Основная задача логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить
нарушения письма и чтения, и, по возможности, устранить ошибки с целью недопущения
их перехода на дальнейшее обучение.
Мой опыт работы показал, что для предупреждения и коррекции оптической
дисграфии необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Уже при обследовании ребёнка особое внимание уделяю изучению тех факторов,
которые создают предпосылки данной формы дисграфии. Разрабатываю программу
работы по профилактике оптической дисграфии, включаю разделы этой программы в
индивидуальный план коррекционной работы, в перспективный план. Отмечаю динамику
развития.
Комплекс представленных мною заданий направлен на развитие у детей зрительного
внимания, формирование представлений о цвете, геометрических формах, величине, на
развитие ориентации во времени, в схеме собственного тела и в пространстве. Большое
внимание уделено развитию у детей мелкой моторики и координации движений рук.
Учитывая, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая,
в логопедическом кабинете имеется подборка игр на развитие внимания, памяти,
зрительного восприятия, мелкой моторики и др.
На первом этапе проводится работа по развитию зрительного восприятия.
Работу над усовершенствованием зрительной функции ребенка начинаю с
расширения объема и уточнения зрительной памяти, воспитания
зрительного
внимания. Здесь использую следующие игры и уражнения:
Игры для развития зрительного восприятия и узнавания
Игры на развитие зрительного восприятия включают в себя задания на развитие восприятия
цвета, восприятия формы, восприятия размера и величины
Задача:
Развивать зрительное восприятие, анализ и синтез
1
Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине.
2
Выделить из множества картинок заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и
т.д.).
3
Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.
4
Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего
ряда.
5
Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.
6. Узнать предмет по контурному изображению.
6
Соотнести предметы с их черными силуэтами.
7
Найти различия в двух предметных картинках
8
Узнать предметы, наложенные друг на друга.
9
Узнать зашумленные предметы.
10
Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.
11
Найти одинаковые предметы, объекты.
12
Назвать недорисованные изображения предметов.
13
Определить, что неправильно нарисовал художник.
14
Определить, что забыл нарисовать художник.
15
Найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.
16
Найти спрятанные в рисунках предметы.
17
Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.
18
Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).
19
Узнать изображения.
20
Угадать предметы по отдельным деталям.
Следует отметить, что к узнаванию любого предмета в плоскостном, а нередко еще и
в черно-белом изображении, ребенок подходит постепенно. Так сначала ребенку
предлагается узнать на картинке реальные предметы, затем – контурные рисунки, и,
наконец, пунктирные изображения и изображения предметов с недостающими деталями.
К приемам усложнения узнавания относится так называемое «зашумление»
изображений.
Более сложный вид работы – узнавание предметов по наложенным друг на друга
контурам, нахождение предметов на зашумленном фоне, рисование предметов по образцу.
Следующий этап работы – формирование представлений о цвете, геометрических
формах, величине.
Здесь я использую следующие игры:
Игры для расширения объёма зрительной памяти
Игры направлены на уточнение и расширение объёма зрительной памяти, развитие зрительного
анализа и синтеза, развитие кинестетических ощущений
Задача
Развивать зрительную память
1
Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.
2
2. Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на
листе бумаги.
3
3. Восстановить пары картинок.
4
4. Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла,
мишка).
5
5. Сравнить две картинки и найти их отличия.
6
6. Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем
восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них
выложены геометрические фигуры).
7
Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.
При сравнении предметов по форме, цвету и величине необходимо использовать самые
разнообразные предметы окружающей действительности. Не следует ограничиваться
только геометрическими фигурами. Очень важно, чтобы ребенок научился узнавать эти
формы в окружающих его предметах.
Более сложными заданиями являются:
- раскрась картинки по заданию;
- нарисуй около каждого предмета его форму;
- из каких геометрических фигур состоят эти предметы; и др.
Дети с ОНР, как правило, плохо ориентируются в собственном теле и в пространстве.
В понятие пространственных представлений входит также понимание пространственных
отношений между предметами. А это значит, что ребенок должен иметь правильные
представления о расположении предметов в пространстве по отношению как к самому
себе, так и друг к другу, уметь обозначать эти отношения при помощи соответствующих
слов.
Решить эту задачу мне помогают следующие игры:
Игры и упражнения для формирования
оптико-пространственных представлений.
Целью игр и упражнений является: ориентировка в окружающем пространстве, в собственном
теле и теле человека, стоящего напротив, ориентировка на листе бумаги (на плоскости),
дифференциация предлогов, обозначающих расположение в пространстве, умение различать
правые и левые части предметов, формирование речевых средств, отражающих
пространственные отношения.
Задача:
Развивать оптико-пространственные представления
1
Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя
перед зеркалом, потом – по памяти.
2
Назвать, что выше (ниже) всего.
3
Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты,
наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).
4
Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания,
махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).
5
Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади).
6
Выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен,
наклоны головы и т.д.).
7
Выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, откидывание головы и
т.д.).
8
Назвать и показать правые и левые части тела.
9
Выполнить движения только в направлении направо (махи руками, ногами, наклоны головы и
т.д.).
10
Выполнить движения только в направлении налево.
11
Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха
и т.п.
12
Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко
(близко).
13
Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади).
14
Выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад и т.п.
15
Нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом
углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в
нижнем левом углу – треугольник.
16
Провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.
17
Закончить строчку по образцу (ребенок работает на листе бумаги в крупную клетку).
18
Отработать правильность употребления предлогов перед, за, между, после, около, рядом, на,
под, над, в.
Пространственные слуховые диктанты.
19
Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя
перед зеркалом, потом – по памяти.
20
Отработать правильность употребления противоположных понятий.
21
Назвать, что выше (ниже) всего.
22
Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты,
наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).
23
Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания,
махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).
24
Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади).
Одно из направлений в работе по профилактике оптической дисграфии – развитие
ориентации во времени.
Здесь я использую следующие игры и пособия:
Пособия:
Игры:
«Части суток»,
«Собери картинку»,
«Детям о времени», лото «Время», «Изучаем
время», пособия
«Определяю время»
«Четвертый лишний»
«Утро, день, вечер, ночь»
«Когда это бывает?»
«Время. Пространство»
«Времена года»
«Время»
«Золушка»
«Год»
«Подбери и объясни»
«Дни недели»
Какими предметами ты пользуешься утром,
днём, вечером, ночью?
Что лишнее?
Какое время года напоминают эти предметы?
Дорисуй стрелки, обозначив нужное время; и др
Далее проводится работа над образом буквы.
Использую следующие игры:
Если ребенок уже знаком с печатными буквами, то полезно поупражнять его в
выполнении заданий, связанных с узнаванием букв в усложненных условиях.
Игры и упражнения для формирования буквенного гнозиса
Игры направлены на развитие буквенного гнозиса и включают в себя задания на развитие
восприятия цвета букв, развитие восприятия размера и величины букв, дифференциацию
расположения элементов букв.
Задача
Развивать буквенный гнозис
1
Назвать буквы.
2
Назвать пары букв
3
Найти и назвать неправильно написанные буквы.
4
Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы
5
Узнать и назвать буквы.
6
Найти и вычеркнуть заданную букву, слог, слово
7
Восстановить слова из букв
8
Вставить в слово пропущенную букву
9
Восстановить слова, используя заданные слоги.
10
Вырезать букву
11
Слепить букву из пластилина
12
Обвести по контуру
13
Прописать буквы по трафарету
14
Выложить букву из палочек, из мозаики
Прописать в воздухе, на столе, на песке, на крупе, снегу
Конструировать буквы
Ощупывать буквы; узнавать их с закрытыми глазами (игра «Чудесный мешочек»)
Узнать буквы на зашумленном фоне;
Найти на картинке и раскрасить буквы. Назвать буквы
Определить сходство и различие оптически сходных букв
Работать в готовых прописях, тетрадях.
и др. задания.
В своей работе я использую метод обходных путей, опору на сохранные
анализаторы: слуховой, двигательный, тактильный. Весь материал подбираю с учетом
постепенного усложнения. Помогают разнообразить логопедические занятия и выступают
в качестве дополнительного стимула и поощрения компьютерные игры. Применение
компьютерных игр и программ тренирует внимание и память, помогает развить у детей
умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Успешно проведенная работа по профилактике оптической дисграфии у дошкольников
позволяет ребенку спокойно и без всяких затруднений полноценно овладеть грамматикой
родного языка.
Список использованной литературы:
1. Безруких М. М, Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности
при обучении письму. – М.: Новая школа, 1994.
2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение,1991.
3. Крупенчук О.И. Графомоторные задания для левшей / Крупенчук О.И. // Логопед -
2012. - № 6. – С.95 - 104.
4.Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у
младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
5. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов /
Е.В. Мазанова. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 88 с.
6. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова.
– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
7. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. –
СПб.: Союз, 2001. – 240 с.