Автор: Бухалина Марина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 7
Населённый пункт: г. Котельнич , Кировской области
Наименование материала: методическую разработку занятия
Тема: Звуковые домики
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по формированию фонематических
представлений в старшей группе « Звуковые домики»
Задачи:
Образовательные:
1.
Уточнять артикуляцию звуков а, о, у, и, э, ы, п, т, к, ш.
2.
Упражнять в дифференциации гласных – согласных звуков.
3.
Упражнять в выделении гласного звука в односложных словах.
4.
Упражнять в анализе и синтезе обратных, прямых слогов и односложных слов.
Развивающие:
1.
Упражнять в четком произношении звука «ш» в чистоговорках.
2.
Активизировать произвольное внимание, умственные способности.
3.
Развивать слуховое внимание, восприятие, мышление.
4.
Упражнять в умении ориентироваться в пространстве, закреплять умение двигаться в
соответствии с музыкой и текстом.
Воспитательные:
Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей, умение уважительно
относиться к мнению других.
Индивидуальная работа: упражнять Инну И. в четком произношении звуков «с», «з»,
«ш», «ж».
Оборудование: домики звуков 3-х цветов(синий, красный фигурки звуковичков ( все
гласные звуки, согласные «п», «к», «т», «с»), звуковые сигналы(гласные звуки, согласные
звуки»п», «т», «к», «с»), предметные картинки на звуки «п», «т», «к», «с», игрушка «кот»,
игра! «Звук заблудился» («Паровозик» или «Цветы»)
Предварительная работа: анализ и синтез обратного и прямого слога, односложных слов,
отработка игр: «Хлопни, топни, подними руку», «Чистоговорки с движениями», « Живые
звуки», подбор картинок со звуками П. Т. К. С., учиться петь «громко-тихо, высоко-низко
сочетание «ау».
Ход занятия.
1.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу. Но это необычный город, в этом
городе живут звуки. Итак, на чем поедем путешествовать? На автобусе или поезде? (дети
сами выбирают вид транспорта, даю детям предметные картинки «автобус» или «поезд»).
Дети переходят из кабинета в зал.
2.
Вот мы и приехали в город звуков. Посмотрите, здесь много разных домиков. Заглянем
сначала в красный домик.
3.
Красный домик.
«Какие звуки живут в красном домике?» (Гласные).
«Вот игры, в которые любят играть гласные звуки. В какую игру хотите поиграть
сначала?»
- Игра «Какой звук спрятался в слове?»
Выделение гласного звука в односложных словах: пух, суп, дом, дым, кот, бак, Сэм, сын,
бок, сук.
(У каждого ребенка звуковой комплект – обозначение 6 гласных звуков).
- Игра « Хлопни-топни»
А-хлопни, У- подними руку, И - топни. Сначала звуки произносятся, а потом угадываются
по артикуляции.
- Игра «Ваня, ты сейчас в лесу»
(«Ау»- произносить тихо-громко, высоко-низко).
- Игра «Синий домик»
«Ребята, какие звуки живут в синем домике?» (В синем домике живут согласные звуки). В
синем домике живут согласные звуки п, т, к.
- Игра « Подними картинку»
(У каждого обозначения звуков « п», «т», «к», «с». Логопед произносит звуки – дети
поднимают обозначения.)
Согласные звуки (п, т, к, с) Любят, когда им дарят картинки. Звуку «п» подарим картинку,
в которой есть звук «п» и т.д.
- Игра «Подари звуку картинку»
Звуки «п», «т», «к», «с»- в начале слов: «п»- панама, пух, павлин, пальма, палец, панда,
пуля, поле;
«т»- туча, Таня, туфли, табун;
«к»- кони, кошка, ком, кольцо, комбайн, коза.
«А сейчас, мы с вами поиграем в игру « Живые звуки»».
Здесь лежат разные звуки, кто какую картинку (обозначение звука) возьмет, тот таким
звуком и будет (дети выбирают картинки, картинки, раскладываю на полу (а, у, о, п, т, к).
- Игра «Живые звуки»
«Отгадай песенку». Звуки могут петь разные песенки (встали звуки «а», «у» рядышком -
получилось «ау» и т.п. (анализ, синтез обратного и! прямого слога).
- Игра «Домики» (музыкальная).
Под разную музыку дети выполняют соответствующие движения (дети могут выбрать
сами разные движения: ходьба, прыжки, хлопки) «Что будем делать под эту музыку?». По
окончании музыки звуки занимают свои домики.
«А теперь, вы снова дети (дети кладут карточки на место).
Посмотрите, у нас есть еще один домик. Проверим, кто в нем живет? Как вы думаете, в
домике живет гласный или согласный звук?»
Достаю из-за домика обозначение звука «ш». «Ребята, звук «ш» хочет с вами поиграть. В
какую игру будем играть сначала?»
1 задание. Звук «ш» любит, когда его четко проговаривают в разных словах.
Проговаривание чистоговорок ( с движениями):
1.
3 хлопка по коленям, 3 хлопка впереди.
2.
3 хлопка по коленям , 3 хлопка над головой.
3.
3 хлопка по коленям. З хлопка за спиной.
4.
3 хлопка по коленям, 3 хлопка справа.
5.
3 хлопка по коленям , 3 хлопка слева.
Чистоговорки:
Шу-шу-шу- Паше я пишу.
Шу-шу-шу- Маше я пишу.
Шу-шу-шу- Даше я пишу.
Шу-шу-шу- Мише я пишу.
Шу-шу-шу- Яше я пишу.
2 задание. Игра «Цепочка» Проговаривание слов по цепочке: кошка, шапка-шуба.
3 задание. «Аукцион слов» (дети придумывают слова со звуком «ш»).
«Ребята, а вот еще один домик. Надо отгадать, кто здесь живет.»
Из звуковых сигналов составлены слова «кот». Игрушка «кот».
Песенка про кота.
«Мы сегодня гостили в необычном городе. Какие звуки там живут?
Какие там живут гласные звуки? Сколько всего гласных звуков?
С какими согласными звуками мы играли? Молодцы, мне понравилось, как вы играли. А
теперь, нам пора возвращаться. Садимся в поезд, поехали - ту-ту, чух-чух