Автор: Погомий Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 141
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация ребёнка к детскому саду"
Раздел: дошкольное образование
«Адаптация ребенка к детскому саду»
Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную
жизнь, который не всем детям дается легко. Наша задача сделать так, чтобы пе-
риод адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами
должны установиться дружеские, партнерские отношения. Каждому ребенку
рано или поздно приходиться социализироваться, то есть, становиться способ-
ным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Адаптация – это
приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс
требует больших затрат психической энергии часто проходит с напряжением.
Различают три степени адаптации:
1) Тяжелая степень – ребенок отказывается играть, плохо ест и спит, капризни-
чает, часто болеет.
2) Средняя степень – малыш переменчив в настроении, аппетит и сон у ребенка
неустойчивы, если заболевает, то на 7-14 дней.
3) Легкая степень – если ребенок без труда прощается с родителями, общителен
с детьми и взрослыми, заболевает не более, чем на 7 дней.
Легче всего пройдет адаптация у детей:
1)
Чьи родители готовили их к посещению заранее, за несколько месяцев до это-
го события (читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада)
2)
Физически здоровым, то есть не имеющих хронических заболеваний (в этот
период все силы ребенка напряжены, и можно направить на привыкание к
саду, не тратя время на борьбу с болезнью)
3)
Имеющие навыки самостоятельности.
4)
Чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание).
5)
Чей рацион питания приближен к саду.
Советы родителям:
1)
В период адаптации не отучайте малыша от вредных привычек – так вы
осложните привыкание.
2)
Покупайте вещи для детского сада вместе с ребенком.
3)
Отвечайте на все вопросы ребенка о детском саде.
4)
Будьте вежливы с ребенком и с сотрудником детского сада – ваше настрое-
ние передается малышу.
Что делать утром при расставании, когда ребенок плачет и расстраивается? Рекомен-
даций:
1)
И дома, и в саду говорите с малышом спокойно.
2)
Обязательно скажите, что вы придете и обозначьте, когда.
3)
У вас должен быть свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.
Воспитанием своего ребенка занимаетесь вы , а мы вам в помощь. Необходимое усло-
вие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.
Как снять напряжение у ребенка после детского сада?
1)
Исключить просмотр вечерних телепередач – мерцание экрана неблагоприятно
для ребенка.
2)
После посещения детского сада искупайте ребенка в теплой воде с любимыми
игрушками – теплая ванна успокоительно действует на ребенка.
3)
По выходным играйте с детьми в напольную игру: «Дорога от дома к детскому
саду», «Мамина работа», «Магазин» и т.п. Главное помните, что это ваш малыш.
В этом возрасте малыш делает первые шаги в познании окружающего мира и
очень важно, чтобы окружающий мир встречал его нужными и интересными предме-
тами, игрушками, вещами. Но это должно подаваться не беспорядочно, а в виде пра-
вильно организованной предметной среды. Она должна развивать ребенка, радовать
его и приучать к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
В игровом уголке ребенка должны быть игрушки и материалы для различных видов
деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигатель-
ной.
Большое значение в этом возрасте имеют игры с сюжетными игрушками, так как в них
дети отражают свой накопленный социальный опыт. Конечно же, взрослый должен
вызвать интерес к этой игрушке, к совершаемому с ней действию. В первую очередь,
за счет этого формируется мотивация ребенка к игре. Чем больше взрослый показыва-
ет вариантов действий с игрушкой, тем со временем ребенок больше начинает сам
проигрывать различных сюжетов, расширяя их.
Какие же игрушки должны быть у ребенка в этом возрасте?
Это могут быть игрушки-персонажи, игрушки-предметы, различные транспортные иг-
рушки, мячи, детское домино с картинками, пирамидки, мозаики и т.д.
Культурно-гигиенические навыки у детей
В 1-й младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук,
соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно
держать ложку, умение одеваться и раздеваться (с помощью или без).
Самым главным приемом образования был и остается пример взрослого. В ран-
нем возрасте дети часто копируют их поведение. Если ребенок видит, что мама с па-
пой по утрам умываются, чистят зубы, то он тоже захочет это делать. Можно исполь-
зовать объяснение. В 2-3 года не все дети могут формулировать вопросы, поэтому
взрослые сами могут разъяснять причины действий. «Ручки нужно мыть, чтобы быть
здоровым. На грязных ручках живут микробы, они плохие».
Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые так-
же закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками,
не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.
Многие дети едят самостоятельно, с небольшой помощью взрослых. Учатся одеваться
и раздеваться. Учатся выполнять элементарные поручения, убирать игрушки. Часто
бывает так, что ребенок в саду сам кушает, раздевается и частично одевается, но по-
сле некоторого пребывания дома приходит в детский сад, и мы снова учим его кушать,
одеваться. При одевании и раздевании давайте возможность детям в какой-то степени
действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорим: «Дай
ручку, я на тебя надену кофточку».
Родители, пожалуйста приучайте детей к самостоятельности, чтобы они и дома
не забывали о том, чему их учат в детском саду.
Таким образом, состояние здоровья ребенка, его умение общаться со взрослыми
и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности - основные
критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в дет-
ский сад и благополучного пребывания в нём. Подготовка ребенка, его постепенное
вовлечение в новую среду, правильно организованные систематические воздействия
предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают
непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним. Не забы-
вайте постоянно говорить ему, что Вы его любите, что он по-прежнему дорог вам!