Напоминание

"Развитие речи старших дошкольников"


Автор: Акубекова Татьяна Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Михайловск, Ставропольский край
Наименование материала: Выступление на родительском собрании
Тема: "Развитие речи старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4»

Выступление на родительском собрании

Тема: Развитие речи старших дошкольников

Воспитатель высшей

квалификационной категории:

Акубекова Т.К.

г. Михайловск

Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в

современных условиях.

Задачи:

1. Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;

2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи

детей;

3.

Побуждать родителей помогать

ребёнку

в

овладении

нормами

и

правилами родного языка.

I. Вступительное слово воспитателя по теме.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Нас всех

объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно

заслуживает внимания. Листочки и карандашики помогут вам записать

какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к нам. Итак,

тема нашей встречи «Развитие речи старших дошкольников»

1. «Немного науки»

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение речью

как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с

ним. Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения

и развития

речи.

В

более старшем возрасте

овладение

речью,

как

показывает практика, происходит менее успешно. Общение является

непременным

условием

для развития

детей

старшего

дошкольного

возраста. Формированию данного психического процесса необходимо

уделять

особенно

большое

внимание.

Детский

сад

предусматривает

различные

программы

и

технологии

обучения

детей,

в

том

числе

направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности

обучения родному языку. В детском саду у детей развивается звуковая

культура речи, обогащается, закрепляется и активизируется разговорный

словарь дошкольника. Правильная речь в области грамматики также

значительно совершенствуется.

В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из

форм

речевого

общения

устной

речью. Развитие

речи

у

дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего

дошкольного возраста. Они много разговаривают с родными и близкими

взрослыми.

Их

речь

становится

более

выразительной,

имеет

свои

особенности.

А

также развивается их

общение

с

малознакомыми

взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно

включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной

деятельности. Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями.

Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои

действия. Эта форма речи играет огромное значение в процессе становления

мышления ребенка. Это говорит о том, что речевое общение дошкольника

расширяется, он начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы.

Речь,

в

данном

случае,

показывает

сформированность

мышления

ребенка старшего дошкольного возраста.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и

правилами

родного

языка,

определёнными

для

каждого

возраста,

а

также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности

общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего

возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова,

ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но

при

стихийном

речевом развитии лишь

не

многие

дети

достигают

определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение,

чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать

творческому отношению к речи.

2. «Пообщаемся»

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые

факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой

выбор

(раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие

речи

прямо

влияет

на

развитие

мышления.

По

высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством

родного

языка,

его

грамматическим

строем,

уровнем

умственного,

эстетического

и

эмоционального развития.

Обучение

родному

языку

предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как

стержень

полноценного

формирования

личности

ребёнка,

который

представляет большие возможности для решения многих задач умственного,

эстетического и нравственного воспитания.

Давайте подумаем, какие основные задачи развития речи должны

решаться

на

протяжении

всего дошкольного

возраста?

Чем

нужно

заниматься с ребёнком?

(Высказывания родителей)

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связная речь.

Речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении

его успешной личности, его будущего.

3. Игры «на развитие речи»

А сейчас я предлагаю вам ненадолго стать детьми и поиграть.

1. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение

словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в

процессе наблюдений за природой.

(родителям предлагается ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам)

«Подберите эпитеты к словам»

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

-человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

-дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

-луна (яркая, растущая и т. д.)

2. В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир,

формируется

восприятие, развивается

речевая

культура.

Если

речь

хорошо развита, то дошкольнику легче передать свои мысли, эмоции,

переживания.

Речевое развитие

не

является

обособленным

процессом. Развитие воображения, формирование произвольной памяти,

умение внимательно слушать произведения художественной литературы,

ответить на вопросы по тексту — всё это способствует формированию

и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником

в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи,

рассказы.

А если сказка хорошо знакома, то её можно и проиграть. Сейчас ребята

покажут вам, как они обыгрывают сказки в свободной деятельности. Сказка

называется «Под грибом» (дети инсценируют сказку).

Большую

роль

в развитии

речи

детей

играет

развитие интонационной

выразительности речи.

Интонационной

выразительностью дети овладевают к пяти годам. В детском саду при

разучивании

стихов,

песен,

инсценировок

мы

сталкиваемся

с

монотонностью, невыразительностью детской речи. Это связано с тем, что

дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла

высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать

ребёнку один и тот же текст по–разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок

сразу поймёт разницу. Важно при чтении произведений детям обращать

внимание на выразительность и темп речи.

Для

Вас родители я

подготовила

памятку «Как

нужно

читать

детям» (раздать каждому родителю).

4. Советы родителям:

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

-У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш

вопрос, просьба о чем-то рассказать).

-Можно

предложить

ребенку

поделиться

своими

впечатлениями

от

просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля и т.

д.

-В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря,

разговорной речи

дошкольников.

Это

такие, как: «Назови

любимые

игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши

свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

-Прочитав книгу, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите

рассказать, что на них изображено. Предложите нарисовать понравившегося

героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.

-Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение

речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

-Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят).

Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его.

Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение,

но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его

слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Развитие мелкой моторики.

Большое значение для развития речи имеет развитие мелкой

моторики

рук:

лепка,

мозаика,

конструкторы,

рисование,

обводка,

штриховка,

работа

с

бусами,

бисером,

шнуровка,

расстегивание

и

застегивание мелких пуговиц и др.

5. Заключительное слово.

В детском саду уделяется большое внимание развитию речи, но без

помощи родителей, без вашего тесного общения с ребенком, без вашего

примера красивой, грамотной речи, нам не удастся справиться со всеми

трудностями. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить,

именно вам он подражает в своем общении.

Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы вы всегда

понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас.



В раздел образования