Автор: Кузнецова Вера Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад 59
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: «Костромской народный костюм – хранитель истории»
Тема: Одежда предков
Раздел: дошкольное образование
Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью
Администрации города Костромы
МБДОУ «Детский сад №59» города Костромы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познание»
на тему:
«Костромской народный костюм – хранитель истории»
для детей старшей группы
компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи
Воспитатель: Кузнецова В.А.
Кострома 2019 г.
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
на тему:
«
Костромской народный костюм – хранитель истории
»
Цель: Познакомить детей с Костромским народным костюмом, с его особенностями.
Задачи. Образовательные: продолжать знакомить детей с Костромским народным костюмом (
женским и мужским), формировать представления об элементах костюма; расширять и
активизировать словарь;
совершенствовать грамматический строй речи Развивающие : развивать
координацию движений с речью;
связную речь;
зрительное восприятие;
мелкую моторику,
память, внимание, мышление, любознательность, смысловую догадливость при отгадывании
загадок. Способствовать развитию
интереса в изучении истории культуры наших предков, Воспитательные: воспитывать чувство
любви к малой Родине, гордости за свой народ, за ее культуру. Формировать навыки
самостоятельности и навыки сотрудничества.
Методы и приёмы
.
Словесный: упражнения на развития речевого дыхания
«
Подуем на платочки
»,
загадки о одежде
наших прабабушек и прадедушек, пословицы, рассказ воспитателя о женском и мужском
костюме, вопросы, художественное слово, поощрение.
Обогащение словаря: кокошник, повойник, рубаха, сарафан косоклинный; порты, лапти,
косоворотка, оберег, душегрея.
Игровой. Игра « Хорошо – плохо Практический.
Плетение оберега – поясок. Оборудование: русский сарафан
из льняной ткани красного цвета, женская рубаха, косоворотка, сундучок; лапти, поясок,
кокошник Презентация « Особенности одежды наших прабабушек и прадедушек».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, художественное
творчество.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная.
Непосредственно образовательная деятельность
Экскурсия в музей.
Форма рабата с детьми: групповая, индивидуальна Предварительная
работа Экскурсии в музей усадьбу «Льна и Бересты» и в музей Снегурочки. Рассматривание
иллюстраций в альбомах и в книгах « Одежда наши предков. Чтение сказки « Гуси – лебеди».
Рассматривание иллюстраций «Как выращивали лён» , «Цветущий лён». Рассматривание семян
льна, Чтение рассказов К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» ; «Как Мите сшили
сюртук» и беседа по этим рассказам. Разучивание пословиц и поговорок о русском народном
костюме. Плетение косичек куклам.
Оздоровительная работа. Смена
динамичных пауз. . Физкультминутка «Лён
ленистый, волокнистый».
Упражнение на дыхание «Подуем на платочки».
Гимнастика для глаз « Посмотри на пуговку».
Цель
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
1
2
3
I часть – вводная
Создание образовательной
ситуации
Здравствуйте, ребята.
Улыбнитесь!
Сегодня у нас хорошее настроение!
Я вам принесла волшебный сундучок.
Что находится, в сундучке вы узнаете,
если отгадаете мои загадки, которые я вам
загадаю. Согласны?
Слушайте внимательно.
Днём, как обруч
Ночью, как уж.
Сижу верхом не ведаю на ком
Знакомца встречу, соскочу, привечу
В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер.
По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл.
Широка, да тонка,
Надувает бока,
Весь день на мне ездит.
Не слезая , сидит,
А ночь придёт –
Свернётся и спит.
Каждый день по утру,
надеваю я трубу
Ну не догадаться Вам,
она зовётся .
Он украшает голову, на цветок похож,
весь расшит узорами, уж очень он хорош, а
зовут, такой убор…
Здравствуйте.
Дети улыбаются
Да!
Дети слушают.
Ответы детей
( пояс).
Ответ ( кепка)
Ответ ( лапоть)
Ответ ( порты)
Ответ: (Рубашка)
Ответ (сарафан)
Ответ (кокошник)
.
Мотивация детей на
предстоящую деятельность
.
Вы загадки отгадали. Я ваши ответы
услышала. Спасибо! А сейчас
откроем сундучок. Что за секрет он нам
откроет. Ребята, посмотрите, здесь лежат
вещи, которые прозвучали в ваших
отгадках.
Перечислите эти вещи.
Молоды! Вы с заданием справились
Красивый сарафан, кокошник украшены
вышивкой и жемчугом.
Скажите, в наше время носят такую
одежду?
А как вы думаете, кто носил такую
одежду?
Так о чем сегодня на занятии мы будем
говорить?
Да, об одежде, которую носили наши
предки (наши прабабушки и прадедушки).
Дети, откуда мы можем узнать, как жили
наши предки? Какую одежду носили?
Дети смотрят.
Ответы детей:
сарафан, кокошник,
рубаха, порты,
кепка, пояс, лапти.
Нет.
Наши прабабушки
и прадедушки.
Об одежде.
Из рассказов
взрослых, из книг,
фильмов, музеев.
Формулирование цели
предстоящей деятельности и
принятие ее детьми.
Ребята, вы хотели бы узнать подробней об
одежде, которую носили наши
прабабушки и прадедушки в Костромской
губернии?
Для этого я предлагаю вам отправиться в
музей народного костромского костюма,
где вы и познакомитесь с историей
костромского народного костюма и его
особенностями.
Кто работает в музее?
Экскурсоводам сегодня буду я
(воспитатель надевает кокошник). Вы
согласны!
Да!
Экскурсовод.
Да!
II часть – основная
Уточнение знаний детей в
процессе деятельности,
осуществляемой в тесном
контакте с взрослым
.
Перед тем, как отправиться в музей я
предлагаю вспомнить правила поведения
в музее.
Молодцы!
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим костромскую русскую
одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Приглашаю вас прийти в зал « Народный
костюм Костромской губернии».
Посмотрите, что вы здесь видите?
Основной одеждой, причем как у мужчин,
так и у женщин, считалась рубаха,
Женская рубаха была длинная доходила до
щиколотки, она шились из льняных тканей
и украшались вышивкой.
Во время сенокоса работали в одной
рубахе. На рубахе у крестьянских женщин
обязательно был разрез, чтобы всегда
можно было покормить ребенка грудью,
Эту рубаху называли – сенокосница.
А сейчас рассмотрим сарафан - красивый и
удобный женский наряд. Слово сарафан
обозначает « одетый с головы до ног». В
Костромской губернии, сарафаны шили
косоклинные. Своё название сарафан
Ответы детей:
не разговаривать,
слушать
экскурсовода,
задавать вопросы,
не перебивать друг
друга, чётко
отвечать на
поставленный
вопрос, не трогать
экспонаты руками.
Дети слушают.
Дети слушают.
Дети проходят
и садятся.
Сарафан, рубашку
и кокошник.
Дети слушают
рассказ
воспитателя и
рассматривают.
получил из – за косых тканевых клиньев ,
которые вставлялись по бокам. Спереди
шёл разрез, застёгивающийся на пуговицы,
не менее двадцати пяти пуговиц.
Зрительная гимнастика.
«Посмотри на пуговку» ( воспитатель
держит пуговку в руке, поднимает вверх,
вниз, влево, вправо и круговые вращения).
Одной из отличительных черт костюма в
Костромской Губернии была пришитая
яркая полоса ткани по низу подола
сарафана. Она присутствует, как на
праздничном, так и на повседневном
наряде. На праздничном сарафане ее
расшивали бисером, тесьмой, кружевами.
Слайд № 1
Еще одной деталью крестьянского
костюма была душегрейка или коротена,
которая надевалась поверх сарафана. Они
были абсолютно разные: парчовые на
подкладке, утепленные, были и с длинным
рукавом. Слайд № 2
Мужские рубахи всегда шили свободного
покроя. Рубаха доходила до колен и имела
у ворота разрез – либо посредине груди,
либо сбоку (косоворотка). Воротника у
рубахи не было. Крестьяне всегда носили
длинные рукава.
Обязательной была вышивка на манжетах
рукава, на подоле рубахи и сарафана.
Считалось, что благодаря этому не смогут
в тело проникнуть злые духи.
Обязательной частью одежды русских
мужчин служили порты – неширокие,
длинные штаны, суживающиеся к низу и
доходящие до щиколоток. Порты
заправлялись в сапоги
Два сапога - пора и оба на левую ногу.
Как вы думаете, почему так говорили.
В те времена сапоги шились, одинаковые
на обе наги и приобретали нужную форму
только, когда их разнашивали.
Слайд № 3.
Какая еще обувь вам знакома?
Лапти также плели на одну ногу, только
Дети выполняют
движение глазами
Дети слушают и
смотрят.
Дети
рассматривают.
Слушают и
рассматривают.
Предполагаемые
ответы детей.
Слушают.
Лапти.
Дети
рассматривают
льняную рубашку и
исследуют её
пальцами рук.
на праздник плели на разные ноги.
(Село лапотное, ныне Островское).
Крестьяне жили очень бедно. Они не
могли себе позволить дорогие ткани и
отделку. Они сами выращивали и ткали
дома на простом станке лен, который в то
время был основой народного костюма в
Костромской губернии.
Чем хороша и чем плоха льняная ткань?
Игра «Хорошо – плохо».
А какой цвет имеет льняная ткань?
Дети, Вера Кармина ходила с мамой в
музей « Льна и бересты» и принесла нам
фотографии, по которым расскажет, каким
трудным был путь от семечка до рубахи.
.
Льняная ткань
хороша тем, что
она сделана из
натуральных нитей,
льна, в одежде из
этой ткани зимой
не холодно, а летом
не жарко, тело в
ней дышит тело.
Плоха она тем, что
быстро мнется и с
трудом
разглаживается.
Серый
Дети садятся,
слушают рассказ,
рассматривают
фотографии Веры.
«Кукушка
закуковала – пора
сеять лён» Это
происходит в
середине мая.
В начало сентября
уборка урожая.
Лён теребили,
сушили, Мяли
мялкой, трепалом
трепали. Чесали
три раза
специальными
щётками. В каждой
деревенской избе
были прялки,
крестьянки
вытягивали нити и
пряли пряжу. В
избах
устанавливали —
Дети, вам понравился рассказ Веры?
Вера, молодец!
Для шитья обычно использовали
беленый холст:
Перед пошивом одежды
красили ткань в разные цвета.
Использовались природные красители:
кора и корни, цветы и листья, глина, сажа
Физкультминутка.
«Лён ленистый
волокнистый»
Уж мы сеяли, сеяли ленок,
Белые славные волокна льна
.
Уродись, наш ленок,
Тонок, долог и высок,
Лён ленистый волокнистый,
К шитью ниткой шелковистой!
Мы леночек рвали жали,
Обрезали, в поле стлали,
Обрезали, в поле стлали,
Во снопочки собирали
А сушили - приговаривали,
Лапотками приколачивали:
«Ты, удайся, удайся, ленок,
Белые, славные волокна льна.
«Ты, удайся, удайся, ленок,
Тонок, долог и высок.
Лён ленистый волокнистый,
К шитью ниткой шелковистой
!
Вот удался удался ленок.
И, мы пряли, пряли ленок.
Обязательной частью костюма был
головной убор. Его носили все: и бедные,
и богатые. Замужние женщины носили
сборник — мягкую шапочку с овальным
верхом, которая стягивалась на затылке
станок для
ткачества,
мастерицы
создавали красивые
геометрические
узоры.
Отбеливали и
красили лён.
Да!
Дети слушают.
Дети встают
показывают, как
разбрасывают
зёрна, сеют
.
Показывают лён
тонкий, длинный и
высокий
Показывают, как
лён рвут, обрезают,
стелют, вяжут в
снопы
Стучат ногами
Руки расставляют в
сторон.
Показывают лён
тонкий, длинный и
высокий.
Показывают, тянут
нитки
Показывают, как
прядут.
(повойник)
.
Слайд № 4
Кокошники постепенно отходили.
Высокие кокошники носили только в
Галиче.
Девушки могли оставить волосы
открытыми. Они носили широкие ленты,
которые закрывали лоб и затылок.
При изготовлении костюма читалась
молитва. Ее смысл и назначение могло
зависеть от веры, жизненного уклада и
семейных традиций.
Упражнение «Подуй на платочек»
Встаньте прямо, возьмите за серединку,
поднесите его к губам, немного
отодвиньте его от лица. Начинайте дуть по
моей команде. Сделайте вдох, вытяните
губы трубочкой, подуйте на листочек.
Самым главным символом костюма был
пояс
Пояс был обязательным элементом
одежды для всех. К нему подвешивались
нож, ложка, гребень и специальная сумка,
заменявшая карманы Он считался
оберегом, хождение без пояса
приравнивалось к греху.
Крестьяне плели его сами из цветных
нитей, оставляя на концах пояса кисточки.
Поясок дарила невеста. Обовьётся он
вокруг тела жениха, сохранит его тепло,
защитит от злого человека.
Дети, а сейчас возьмите цветные нитки и
сплетём поясок, подарим друг другу.
.
Дети
рассматривают
иллюстрации
головных уборов.
Дети слушают
Дети выполняют
движения в
соответствии
текста.
Дети плетут
косички и дарят
друг другу.
III часть – заключительная
Подведение итогов
деятельности
Ребята, мы с вами сегодня посетили музей:
народного
костромского
костюма,
говорили об одежде наших предков.
Вы узнали об особенностях костромского
народного костюма, как женского, так и
мужского и каким трудным был путь от
семечка до рубахи. Вспомнили правила
поведения в музее. Мы можем гордиться
нашими предками и надо постараться быть
достойными их
А какие пословицы поговорки вы знаете
по данной теме?
Дети слушают.
Ответы детей.
«Какова пряха,
такова и рубаха».
«Не одежда красит
человека, а добрые
дела».
«Не украшай
платье, а украшай
ум».
«Голова не для того
дана, чтобы шапку
носить, а что бы ум
копить».
«Красавина и в
старом платье
хороша».
Педагогическая оценка
результатов
деятельности.
Молодцы! Вы хорошо слушали, отвечали
на
поставленные
вопросы,
были
внимательны друг к другу.
Хочется
отметить
Веру
Кармину
за
рассказ,
который она нам рассказала о том, « Как
рубашка в поле выросла», и наглядно
показала.
Дети слушают.
Цель
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
1
2
3
I часть – вводная
Создание образовательной
ситуации
Я направляю свой поход
Туда, где Солнышка восход.
Хочу до Солнышка дойти,
Моря живой воды найти.
И если впрок пойдут труды,
Я принесу живой воды...
Здравствуйте, ребята
Кто написал эти строки7
Обратите внимание на портрет, который
вы видите на экране. Вы узнали, кто этот
человек? Слайд № 1.
Мы с вами много говорили о творчестве
Ефима Честнякова.
Читали сказки, стихи, рассматривали
иллюстрации, разучивали диалоги к
сказкам, рисовали, лепили. Вам нравятся
его сказки?
Я ваши ответы услышала. Спасибо!
Дети
подходят
к
воспитателю.
Слушают.
Здравствуйте.
Е. Честняков.
Да! Это портрет
Ефима Честнякова.
Слушают.
.Да!
Мотивация детей на
предстоящую деятельность
.
Как вы думаете о чем сегодня мы будем
говорить?
Да.
Но сегодня, я предлагаю вам викторину, в
которой, вы покажите свои знания и
умения, которые приобрели, изучая
творчество Ефима Честнякова.
Согласны?
О Е. Честнякове.
Дети слушают..
Да!
Формулирование цели
предстоящей деятельности и
принятие ее детьми.
На игру пришли ваши родители, поэтому
приглашайте их в зал! Игра пройдёт в
виде конкурсов, между двумя командами.
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора
Её начинать нам настала пора!
Здравствуйте, дорогие друзья! У нас
сегодня викторина «Знатоки творчества
Ефима Честнякова».
Я рада всех приветствовать в этом зале,
надеюсь, что мы все сегодня узнаем, кто
же по праву может считаться самым
внимательным, самым сообразительным,
самым эрудированным.
Кого мы можем назвать «Знатоком
творчества Ефима Честнякова».
Разрешите представить жюри …
Жюри будет внимательно следить за
вашими ответами, за правильно
выполненные задания вы будете получать
фишки – знатока,
какая команда наберёт больше фишек, та
команда и выиграет.
И так, наш конкурс начинается.
Дети
проходят
в
зал
вместе
с
родителями
и
занимают места.
Слушают.
Все внимательно
слушают.
II часть – основная
Уточнение знаний детей в
процессе деятельности,
осуществляемой в тесном
контакте с взрослым
.
В игре принимают участие две команды:
команда «Знайки» и команда «Умники».
Приветствие команд.
Команда « Знайки»
Команда «Умейки»
Ведущий: Молодцы!
Итак, команды представлены!
Мы начинаем нашу викторину «Знатоки
творчества Ефима Честнякова».
1 Конкурс разминка « Коротко о
биографии.»
Тут главное быстрота. В этом задании
за правильный ответ будут давать фишки.
Выиграет та команда, у которой будет
больше фишек. ( Команда не ответившая
на вопрос фишку не получает, вопрос
переходит второй команде)
1Кто такой Ефим Честняков?
Дети слушают.
Капитан команды:
Команда (дети из
команды «Знайки»
говорят
хором): «Знайки»!
Наш девиз:
Мы
команде «Умники»
Шлём пламенный
привет,
И от души желаем
Знать правильный
ответ!
Команда (дети из
команды «Умники»
отвечают
хором): «Умники»!
Наш девиз:
Мы соперникам
своим
«Знайкам» громко
говорим:
С вами мы
сразимся,
Но так просто – не
сдадимся!
.
Дети внимательно
слушают
Художник и
крестьянин,
сказочник, поэт
2 Где родился и жил Е. Честняков? (
3 Как называется в наше время уезд,
губерния?
4 Откудада произошла фамилия Ефима?
5. В чём заключалась особинка семьи
Самойловых?
Родился в деревне
Шаблово,
Кологривского
уезда Костромской
губернии в
крестьянской семье
Самойловых.
Район, область.
Он был, не считая
двух сестёр,
единственным
сыном-
кормильцем. Таких
детей, на которых
со временем
ложилось
содержание семьи,
называли
честняками.
( Каждый день в
семье складывали
сказки или
побасенки).
«В
самом раннем
детстве сильнейшее
влияние имела
бабушка. Она
много рассказывала
сказок о старине.
Дедушка был
мастер
рассказывать про
свои
приключения… .От
матери слушал
сказки и заунывные
мотивы. Отец перед
праздниками вслух
читал Евангелие.
Поэзия бабушки
баюкала, матери —
хватала за сердце,
дедушки —
возносила дух, отца
— умиротворяла»
Рисует сказки, не
для кого-то, а для
6
Сказки сочинял, но в голове все не
удержать. Что делал маленький Ефимка
для того, что бы запомнить сказку?
7 Кто первый заметил дар художника?
8 Каким подаркам, особенно радовался
Ефим?
9 Какие качества воспитывал
Е.В.Честняков в детях?
10 Одной из самых важных задач своей
деятельности что считал Честняков?
шёл разрез, застёгивающийся на пуговицы,
не менее двадцати пяти пуговиц.
Слово жюри.
Подведение итогов за два конкурса:
себя, чтобы
рассказать вечером
бабушке, дедушке
и т.д.
Бабушка. Рисуй.
Дар твой –
настоящий.
«красный
карандаш», и если
привезут за 5 к.
цветной карандаш,
то я —
счастливейший на
земле и готов ночь
сидеть перед
лучиной за
рисунком. Но такие
драгоценности
покупались совсем
редко, и я ходил по
речке собирать
цветные камешки,
которые бы
красили…» .
Е.В.Честняков учил
ребят преодолевать
страх и робость,
воспитывать в себе
смелость,
находчивость,
доброту, любовь к
природе, Родине,
родному краю,
уважение к
старшим.
обучение ребят
искусству,
музыке).
.
Дети выполняют
движения в
приветствие и разминка.
Ведущая. Пока жюри подводит итоги,
предлагаю поиграть в игру « Карусели»
Ведущая:
Особое место занимала сказка в
педагогическом творчестве
Е.В.Честнякова.
Именно она о самом важном и сложном
может рассказать доходчиво и просто,
позволяет широко и объемно мыслить.
Следующий конкурс капитанов.
2 Конкурс капитанов. «Я пришел дать
вам сказку».
1 Можно ли назвать Е. В. Честнякова
скульптором? Если да, то почему?
2. Как называются скульптуры, с
помощью которых разыгрывал
театральные представления Ефим
Честняков?
3. На чём « гастролировал» по ближайшим
деревням Ефим Честняков, показывая свой
город, рассказывая сказки детям и
взрослым?
4.Любой труд должен быть оплачен,
считал Е. В. Честняков. Что брал в
качестве платы за свои спектакли Ефим?
5 Из какой деревни приезжал к
крестьянам сказочный тарантас Ефима
Честнякова?
6. Какие сказки Ефима Честнякова вы
знаете?
7. Назовите главных героев в сказке «
Щедрое яблоко».
соответствии
текста
Слушают.
Выходят капитаны
команд:
« Знайки» и
«Умники».
Да, он лепил мини
– скульптуры и с
помощью их
рассказывал сказки.
( Глинянки).
Двухколёсный
тарантас, в который
сам и впрягался.
Лук.
Шаблово
«Сергеюшко»,
«Иванушко»,
«Щедрое яблоко».
Дед, бабка,
мужик.баба. их
дети, нянька,
маленький ребёнок,
сова, тетерев
Мальчик
Иванушко, гуси,
Медведушко.
,
8. Назовите главных героев в сказке
«Иванушко
9. Известная русская сказка, которую
Ефим Честняков записал, как пьесу для
постановки с детьми в своём театре?
10. Как называется фестиваль,
посвящённый Ефиму Честнякову,
который проводится в Костромском
областном театре кукол?
12. Определите, к какой сказке относятся
данные глинянки
Уважаемое жюри, просим подвести итоги
конкурса капитанов . «Я пришел дать вам
сказку». Жюри подводят итоги
3 Конкурс : « Сказка в гости к нам
пришла»
Ведущий. Молодцы! А сейчас, я
предлагаю одного из игроков каждой
команды, взять конверту ведущего, в
котором лежит карточка с иллюстрацией
знакомой вам сказки.
Сказки определили, каждая команда
подбирает атрибуты к данной сказке и
разыграет сказку, с помощью глинянок.
Ведущий задаёт вопросы командам:
-скажите, на какую русскую народную
сказку похожа сказка «Иванушко».
Чем отличаются?
-Чем похожи эти сказки?
-А сказка «Чудесное яблоко» похожа на
какую-нибудь русскую народную сказку? -
« Чудесная
дудочка».
« Ефимов
ключик».
Капитаны
определяют сказки.
Сказки: «Щедрое
яблоко» и
«Иванушко».
Дети слушают
Команды
распределяют роли
и рассказывают
сказку.
Сказку «Гуси-
лебеди».
Уносят мальчика из
дома.
- В сказке
«Иванушко» гуси-
лебеди добрые,
они вернули
Иванушко домой
Да, она похожа на
сказку «Репка».
- И в той
и в другой сказке
потребовались
силы
многих героев,
чтобы убрать
большой плод.
Чем похожи эти сказки?
-Молодцы дети!
Ведущий.
Уважаемое жюри, просим подвести итоги
конкурса
Жюри подводят итоги.
.
Команды встают и
слушают.
.
III часть – заключительная
Подведение итогов
деятельности
Ребята, сегодня вы, замечательно и
быстро справились с заданиями, дружно
отвечали и помогали друг другу
Много знаете о творчестве Ефима
Честнякова.
Разыгрывая сказки мы увидели что вы
понимаете смысл сказок, которые учат
добру.
За участие в викторине вы заработали
медали. Вы все знатоки и умники.
(Награждение).
Дети слушают.
Получают медали.
Педагогическая оценка
результатов
деятельности.
Воспитатель.
Молодцы! Вы хорошо слушали, отвечали
на поставленные вопросы, были
внимательны друг к другу. Хочется
отметить На этой ноте мы заканчиваем
нашу сегодняшнюю викторину.
Мы гордимся, что на нашей земле жил
такой человек, который подарил нам
замечательные сказки. и я надеюсь, что мы
с вами будем дальше изучать творчество
нашего земляка-сказочника Ефима
Честнякова..
Дети слушают.
Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью
Администрации города Костромы МБДОУ города Костромы «Детский сад №59»
Толковый словарь по теме: « Костромской народный костюм».
Воспитатель: Кузнецова В.А.
Кострома 20020 г
Хорош на девке шелк, коли в девке толк
Покроют головушку, наложат заботушку.
Бабья рубашка – те же мешки: рукава завязки да, что хоть клади
Душегрея _короткая кофта на лямках. Спереди застёгивалась на крючки, сзади собиралась
складками..На зиму шили утеплённую душегрею, которые подбивались льняной или пеньковой
ватой. Душегреи шили из парчи, шёлка и плюша.
Косоклинный сарафан Своё название сарафан получил из-за косы тканевых клиньев,
вставленных по бокам. Спереди шёл разрез, который застёгивался пуговицами.
Летник – верхняя женская одежда, сильно расширяющаяся книзу, с застёжками до горла. Рукава
были длинные и широкие. Зимний вариант , подбитый мехом назывался – кортел.
Шугай
–
род короткой кофты, с длинными рукавами, с отложным круглым воротником
Коротень- женская распашная одежда Костромской губернии, с плечевыми проймами, без
рукавов, со зборками на спине.
Галун - нарядная лента, оторочка, тесьма, которой обшивались края одежды.
Связка, повязка – головной убор в виде прямоугольной полоски на твёрдой основе. Концы её
переходили в мягкие широкие ленты из штофа, бархата или парчи, которые спускались вдоль
спины до талии или завязывались в большой бант.
Очелье – лобовая часть головного убора: кокошника, сороки.
Сорока- головной убор замужних женщин. Род кички, на лбу несколько пониже, а с боков
пониже обычной кички. Чехол одевался поверх кички.
Повойник
-
этот головной убор представлял собой мягкую шапочку из цветной ткани. Похожий
обряд нашел себя и в гуляниях современных свадеб.
Ширинка – полоска холста, отрезанная по ширине, из-за чего и получила название. Ширинка
украшалась вышивкой.
Сибирка - мужская одежда, Представляет собой короткий кафтан до талии со сборками на спине
и с воротником стойкой. Спереди сибирка застёгивалась на пуговицы или на крючки. Воротник
оторачивался мехом.
Зипун и кафтан похожи по крою. Шили крестьяне их короткими , до колен. Этот вид одежды
был отрезной по талии, ниже талии, сборился. Запахивались на поясе.
Лапти – низкая обувь сплетённая из древесного лыка, пеньковых верёвок и берёсты.
Онуча – Куски материи белого, чёрного или коричневого цвета для обмотки до колена
Сапоги шили из кожи.
Сафьян
- выделанная из козьих шкур кожа., окрашенная в яркие цвета. Из него
шили верх обуви и делали книжные переплёты
Юфть – выделанная из коровьих шкур и из шкур годовалых бычков кожа. Различают три вида
юфти: белая, красная и чёрная. Из красной юфти делали портмоне и портсигары. Из
белой юфти изготавливали чемоданы и дорожные сумки. Чёрную юфть получали при
окрашивании дублёных кож солями железа. Из неё шили обувь и обновляли карету
.
.