Автор: Казьмина Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Верхнетишанская СОШ им. В. А. Фуфаева
Населённый пункт: с. Бирюч, Таловский район, Воронежская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Роль фразеологизмов"
Раздел: среднее образование
Мастер-класс
«Мир фразеологизмов»
учитель русского языка и литературы
Казьмина С. В.
2018 г.
Прошу представителю каждой группы
поочерёдно прочесть вслух отрывки из
книги К.И. Чуковского “От двух до пяти”.
«Отец как-то сказал, что шоколадную
плитку нужно отложить на черный
день, когда не будет другого
сладкого. Трехлетняя дочка решила,
что день будет черного цвета, и
очень долго и нетерпеливо ждала,
когда же придет этот день»
«Четырехлетняя Светлана спросила у
матери, скоро ли наступит лето
- Скоро. Ты и оглянуться не
успеешь.
Светлана стала как-то странно
вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета
все нет»
Фразеологизм –
это устойчивое
неделимое сочетание слов ,
которое можно заменить
синонимом, одним словом.
Фразеологизмы – это средства
выразительности языка, они
делают нашу речь эмоциональной,
выразительной и яркой.
Нужно найти то слово, которое употребляется во
фразеологизме. Объяснить значение фразы.
(Заяц, кот, козел) наплакал;
(медвежья, собачья, волчья) услуга;
знает (кошка, собака, лиса), чье мясо съела;
открыть (Африку, Америку, Австралию);
биться головой об (пол, стену, дверь);
как мертвому (банки, припарки, горчичники).
водить
развешивать
клевать
делать из мухи
прикусить
чесать
строить
точить
не в своей
тарелке
глазки
за нос
языки
уши
носом
слона
зубы,
язык
Во фразеологизмах ошибочно заменены слова.
Исправьте ошибку.
1. Человек был семи пядей в плечах (умный).
2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши
(упрямство).
3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей
(удачи).
4. Она с детства узнала, почём кило лиха (горе).
5. Ребята решили вывести его на свежую воду
(уличить в обмане).
6. Нам грозили показать, где раки ночуют
(наказать).
Делам вывод:
фразеологизмы -
неделимые
словосочетания
Оцени свою работу.
«Сегодня на уроке я работал…»
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а
работали не покладая рук. И хоть мы немного
устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки
и продолжили работу.
Молодцы!