Напоминание

«Нормы права и морали в обществе»


Автор: Барановская Людмила Борисовна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
Населённый пункт: город Белореченск
Наименование материала: классный час
Тема: «Нормы права и морали в обществе»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

Классный час

для

студентов дошкольного образования

«Нормы права и морали в обществе»

Методическая разработка сценария

внеклассного мероприятия

Разработал и провел:

преподаватель Барановская Л.Б.

Белореченск, 2018

Классный час:

«Нормы права и морали в обществе»

«Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»

(Цицерон)

Цель:

воспитание правовой грамотности и гражданской позиции личности

студента.

Ход классного часа.

Ситуация № 1. «Что такое мораль?»

Преподаватель: Мораль — это определенные принципы, идеалы, нормы

поведения

человека,

правила

нравственности,

которые

сложились

в

результате размышления людей о жизни, поступках, взаимоотношениях друг

с другом. Само слово «мораль» образовалось от латинского слова,

означавшего

нрав,

обычай.

Всем

известны

основные

правила

нравственности: не делай другому того, чего не желаешь себе; почитай

старших; не убивай и не воруй; не лги и не завидуй; не посягай на чужое. Эти

правила нашли отражение во всех религиях мира — у христиан в священной

книге Библии, у мусульман в священной книге Коране.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит

ангел, а на другом — дьявол. Каждый из них нашептывает человеку, как ему

поступить, и имеет убедительные доводы и аргументы. Кого из них

послушает человек? Это личный выбор каждого. Добро и зло всегда рядом,

часто сложно отличить одно от другого. Принимая решение или давая оценку

чему-либо, мы обращаемся к понятиям добра и зла.

Моральный

выбор

порой

бывает

очень

мучительным,

часто

не

бесспорным. Два фактора влияют на этот выбор: общественное мнение и

личные убеждения. Человек живет в обществе, поэтому ему небезразлично,

что о нем думают окружающие. Общественное мнение оказывает влияние на

поступки человека, но надо помнить, что мнение большинства нередко

бывает ошибочным. Поэтому, принимая решение, человек прежде всего

опирается на свои внутренние убеждения, на свое личное понимание долга,

справедливости.

Нормы

права,

в

отличие

от

норм

морали,

всегда

записываются,

закрепляются и существуют только в письменной форме. Нормы права

всегда конкретны, они содержат четкие формулировки и определяют

обязательное правило поведения. Возьмем для примера такое событие в

жизни человека, как вступление в брак. Понятно, что решающую роль здесь

играют моральный выбор, симпатии, привязанности, общие интересы

будущих супругов. При выборе партнера нет четких правил или норм, в

каждом конкретном случае все индивидуально. Однако порядок заключения

брака четко определен нормами права, в частности, указан возраст, с

которого можно вступать в брак, перечислены условия, при которых

вступление в брак возможно, а при каких — недопустимо. Все эти правила

или нормы записаны на бумаге, а точнее, в законе, который называется

Семейный кодекс.

Выполнение этих правил-норм обязательно. Несоблюдение их человеком

или

нарушение

чревато

для

него

правовыми

последствиями.

В

рассмотренном случае это признание брака недействительным. А вот за

нарушение

иных

норм

права

может

наступить

очень

серьезная

ответственность, например уголовная. Правда, при этом нормы права не

могут обязать человека соблюдать моральные принципы, например, быть

верным и порядочным. Зависть и злоба, эгоизм и жадность не попадают в

поле действия права. Это моральные понятия.

Нормы права и морали в определенных случаях опираются на меры

принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в

праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме

общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. В

качестве мер морального воздействия могут выступать осуждение поступка

человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение,

исключение из общественной организации, отчуждение от коллектива и т. д.

Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный

порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности.

Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.

Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов

поведения человека. Право предписывает необходимость всесторонней

оценки

поведения

человека,

совершившего

правонарушение

или

преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами

руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим

результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали важно

выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного

поведения, являющегося правомерным.

Преподаватель: Подумайте и выскажите свое мнение:

Право зарождается:

— в среде бизнесменов;

— в группе лиц;

— в самом обществе;

— в среде политиков;

— в органах власти.

Право должно отражать интересы:

— только группы лиц;

— правительства;

— представителей власти;

— всего населения страны.

Право обязательно:

— только для граждан;

— только для государства;

— только для предприятий и организаций;

— для граждан, организаций, государства.

Мораль — это:

— норма общественного бытия;

— уловка для жуликов;

— правовая норма бытия;

— совокупность обычаев и права.

К правовой или моральной норме общества можно отнести следующие

молодежные проявления:

— пользование мобильным телефоном в общественном транспорте и в

общественных местах;

— свободное ношение одежды в специализированных учреждениях

(магазин, больница, учебное заведение и т. д.);

— пользование не принятой обществом лексикой (молодежным сленгом) в

общественных местах;

— курение на улице, в людном месте;

— порой нетактичное обращение (поведение) по отношению к старшим.

Выберите для себя наиболее приемлемые варианты ответов и обоснуйте

свой выбор.

Подведение итогов классного часа.



В раздел образования