Автор: Крамская Нелли Степановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ школа-комплекс №33 структурное подразделение детский сад
Населённый пункт: Город Великий Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Методы поддержки индивидуализации образования разных категорий детей.
Раздел: дошкольное образование
Методы поддержки индивидуализации образования разных категорий
детей.
Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух дошкольников,
обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих
реакций и т.д.
Естественно, нас, воспитателей, волнуют вопросы, как сделать пребывание в
ДОУ интересным для каждого ребёнка, как дать любому дошкольнику (и
сильному и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха.
Одна и та же образовательная задача для одних детей является сложной,
почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и
тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется
повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность
освоения материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний,
уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности
воспитателя, но и от познавательных возможностей и способностей
дошкольников,
обусловленных
многими
факторами,
в
том
числе
особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец,
физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым воспитателем
постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных
противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при
которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных
возможностей каждого ребёнка в процессе образовательной деятельности.
Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией
индивидуализации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с
ФГОС.
Индивидуализация
– процесс
создания
и
осознания
индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве
субъекта
собственной
деятельности,
свободно
определяющего
и
реализующего собственные
цели,
добровольно
возлагающего
на
себя
ответственность за результаты своей деятельности.
Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их
личности позволяет мне как воспитателю лучше понять и принять каждого
ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяют
найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит
положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и
выявляя их интересы и сильные стороны, стараюсь помогать детям решать их
проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному
стилю обучения.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть
индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того, чтобы
естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется
умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей,
время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и
готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Используя методы поддержки
индивидуализации, удовлетворяющие
потребности
детей
воспитатель
помогает
детям
почувствовать
себя
полноценными и активными членами группы.
Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным
детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых
находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям,
которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.
В
своей
работе
использую
следующие
методы
поддержки
индивидуализации.
Работа
в
небольших
группах является
еще
одним
методом
индивидуализации обучения.
Подгруппы из четырех-пяти детей и одного
взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с
поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами
действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности я
использую несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность
поучаствовать в нем. Это позволяет мне помочь нуждающимся в помощи детям,
и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.
Введение в сюжетную игру позволило мне сменить скованность моей
воспитанницы
на
активность
«доктора»,
который
оказывает
срочную
медицинскую помощь воспитателю, привлекая к этому процессу других
воспитанников.
Эмоциональная поддержка позволила
мне научить мальчиков быть
галантными и вежливыми маленькими мужчинами, которые придерживают дверь
перед выходящими девочками и воспитателем.
Кроме этого:
-вопросы подсказки;
-совместные игры;
-моделирование игровой среды;
-педагогическая поддержка;
-проблемные ситуации;
-общение взрослого с детьми;
-обогащение и моделирование игровой среды
Я рада, что моя работа не проходит бесследно, ведь мои воспитанники
продолжают своё развитие в кружках, студиях и радуют своими успехами
своих родителей. Они успешны, а это значит, что через индивидуализацию
мы реализуем главную цель - ФГОС.