Напоминание

Методы поддержки индивидуализации образования разных категорий детей.


Автор: Крамская Нелли Степановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ школа-комплекс №33 структурное подразделение детский сад
Населённый пункт: Город Великий Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Методы поддержки индивидуализации образования разных категорий детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы поддержки индивидуализации образования разных категорий

детей.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух дошкольников,

обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих

реакций и т.д.

Естественно, нас, воспитателей, волнуют вопросы, как сделать пребывание в

ДОУ интересным для каждого ребёнка, как дать любому дошкольнику (и

сильному и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха.

Одна и та же образовательная задача для одних детей является сложной,

почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и

тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется

повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность

освоения материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний,

уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности

воспитателя, но и от познавательных возможностей и способностей

дошкольников,

обусловленных

многими

факторами,

в

том

числе

особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец,

физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым воспитателем

постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных

противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при

которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных

возможностей каждого ребёнка в процессе образовательной деятельности.

Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией

индивидуализации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с

ФГОС.

Индивидуализация

процесс

создания

и

осознания

индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве

субъекта

собственной

деятельности,

свободно

определяющего

и

реализующего собственные

цели,

добровольно

возлагающего

на

себя

ответственность за результаты своей деятельности.

Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их

личности позволяет мне как воспитателю лучше понять и принять каждого

ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяют

найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит

положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и

выявляя их интересы и сильные стороны, стараюсь помогать детям решать их

проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному

стилю обучения.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть

индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того, чтобы

естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется

умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей,

время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и

готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Используя методы поддержки

индивидуализации, удовлетворяющие

потребности

детей

воспитатель

помогает

детям

почувствовать

себя

полноценными и активными членами группы.

Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным

детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых

находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям,

которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.

В

своей

работе

использую

следующие

методы

поддержки

индивидуализации.

Работа

в

небольших

группах является

еще

одним

методом

индивидуализации обучения.

Подгруппы из четырех-пяти детей и одного

взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с

поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами

действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности я

использую несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность

поучаствовать в нем. Это позволяет мне помочь нуждающимся в помощи детям,

и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Введение в сюжетную игру позволило мне сменить скованность моей

воспитанницы

на

активность

«доктора»,

который

оказывает

срочную

медицинскую помощь воспитателю, привлекая к этому процессу других

воспитанников.

Эмоциональная поддержка позволила

мне научить мальчиков быть

галантными и вежливыми маленькими мужчинами, которые придерживают дверь

перед выходящими девочками и воспитателем.

Кроме этого:

-вопросы подсказки;

-совместные игры;

-моделирование игровой среды;

-педагогическая поддержка;

-проблемные ситуации;

-общение взрослого с детьми;

-обогащение и моделирование игровой среды

Я рада, что моя работа не проходит бесследно, ведь мои воспитанники

продолжают своё развитие в кружках, студиях и радуют своими успехами

своих родителей. Они успешны, а это значит, что через индивидуализацию

мы реализуем главную цель - ФГОС.



В раздел образования