Напоминание

Патриотическое воспитание в ДОУ


Автор: Пестерева Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 403
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Патриотическое воспитание в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 403

г. Челябинск, пос. Шершни, ул. Гидрострой, 1а, тел. 232-65-08

E-mail: ds403chel@mail.

Опыт работы

на тему: «Патриотическое воспитание в ДОУ»

Воспитатель: Пестерева Е.П.

2020

Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать ее,

стать подлинным патриотом.

С.Михалков.

Актуальность темы.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам?

Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать

утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно

чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть

начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе

целенаправленного воспитания. Задача педагога и родителей - как можно раньше

пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать

у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином

общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной

улице, городу; чувство гордости за достижения страны.

Вот поэтому развитие у детей патриотических чувств является одной из

основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется

и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им

глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в

становлении личности патриота.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому

надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их

красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует

считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке),

усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его

культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где

родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания

патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в

образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь

свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь

к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя

частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому, именно с дошкольного

возраста мы занимаемся воспитанием в детях чувств достоинства и гордости,

ответственности и надежды, раскрываем им истинные ценности семьи, нации,

Родины.

В

связи

с

этим

в

Концепции

дошкольного

образования

подчеркивается

необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по

патриотическому

воспитанию

детей

с

учетом

их

возрастных

особенностей,

национальной культуры и традиций народа.

Изучая тему нравственно-патриотического воспитания, я отметила что,

социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость

формирования

в

личности

эмоционального

стержня,

способного

выдержать

политические, экономические, социальные и другие изменения в стране и не только

не сломаться, а обладать способностью эффективно и нестандартно решать новые

жизненные проблемы.

Исходя из вышеизложенного, я определяю актуальность данной работы, которая

характеризуется

тем,

что

одним

из

ведущих

факторов

формирования

патриотического и нравственного сознания детей является их ознакомление с

историей родного края культурой и традицией людей, живущих издревне на этой

территории. Необходимость развития интереса дошкольников в этой области

связанно с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее

будут знания детей о родном крае и его людях, природе, традициях, культуре, тем

более действенными окажутся они в воспитании любви к своему краю.

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными

являются такие методы работы, где дети сами были активными участниками, где

широко применялась наглядность, поэтому разработка таких методик воспитания

приобретает в современных условиях важнейшее значение.

Сущность опыта работы заключается:

- в подборе, удачном сочетании и эффективном использовании различных средств,

методов и форм организации нравственно - патриотического воспитания;

- в знакомстве детей с жизнью, бытом народов Урала и их традициями, обычаями,

ремёслами;

- знакомство с фольклором народов Урала: сказками, сказаниями, пословицами,

поговорками, загадками, приметами, песнями;

-в формировании толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

-в формировании предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

-в проектировании культурно образовательной среды в ДОУ;

- в ориентировании родителей на нравственно - патриотическое воспитание детей в

семье.

Целью воспитательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать

создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовно -

нравственное, эстетическое и патриотическое развитие дошкольников

осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через

приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря

обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к

культурно - природной среде, поймут меру своей ответственности за её сохранение и

приумножение.

Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются

найти причину того или иного явления, установить взаимосвязь прошлого,

настоящего, будущего. В соответствии с этим был определён один из основных

принципов отбора знаний для дошкольников (наглядности). Степень таких знаний

обусловлена соответствующей наглядной представленностью.

Работа по этим направлениям была разбита на пять этапов.

- информационный.

Основная задача информационного этапа - отработать из массы впечатлений,

получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа родного края; труд людей,

традиции, общественные события. Причём эпизоды, к которым привлекается

внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими

интерес.

- технологический.

На этом этапе было разработано в соответствии с ФГТ календарно — тематическое

планирование работ .

- организационный.

На этом этапе было проведено проектирование предметно-развивающей среды в

группе. Оформлен уголок «Патриотического воспитания».

При создании были соблюдены следующие условия:

• Приоритетность регионального культурного наследия. В соответствии с этим был

подобран материал о народах России, включающий в себя сведения о культуре, быте,

фольклоре и природе. Содержание отражено фотографиями, альбомами и

специальной литературой .

• Интегративность знаний. Установление взаимосвязи о природном и социальном

окружении. Организация этого условия обеспечивает формирование у детей

целостной картины мира.

• Удовлетворение потребности ребёнка в познании родного края. В соответствии с

этим принципом собрана большая подборка материалов о природе Урала. Игры,

папки, альбомы, книги, которые используются на занятиях и в совместной

деятельности с детьми, доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

• Развитие ребёнка в деятельности. На этом этапе целесообразно привлечь

родителей. Был оформлен альбом фотографий с видами нашего города. На этом

этапе были разработаны игровые, тематические, комплексные, интегрированные

занятия.

При проведении занятий учитываются принципы всестороннего развития

детей; воспитания у них любви к родному краю, уважения к людям, живущим рядом;

научности; сознательности и творческой активности детей при руководящей роли

воспитателя; связи обучения с реальной жизнью и потребностями человека как члена

общества; учёта индивидуальных, возрастных, психофизиологических особенностей

личности; наглядности; систематичности и доступности.

В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы.

Свои впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с

воспитателями и родителями работах (изготовление поделок из различных

материалов).

Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного

взаимодействия детей с взрослыми (родителями и воспитателями). Так экскурсии,

совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к

познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно

сложных сведений идёт легко и непринуждённо.

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой,

создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины

мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса к своей

малой родине и людям, живущим на этой земле.

Одной из основных задач в своей работе считаю формирование гуманных чувств

и межличностных отношений между детьми и установление позитивного

микроклимата в группе, т.к. социальная психологическая гармония человека,

доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой -это

и есть составляющие развитие гармоничного человека.

Условиями патриотического воспитания являются:

• Создание благоприятного климата в коллективе. Каждый день ребёнка в детском

саду должен быть наполнен радостью, улыбками, играми с друзьями, позитивным,

познавательным общением с взрослыми. Ведь с воспитания чувства привязанности к

родной семье, детскому саду, родной улице, окружающей природе начинается процесс

формирования того фундамента, на котором будет вырастать более сложное

образование-чувство любви к своему Отечеству.

• Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания

образования, которое бы способствовало усвоению ребёнком культурных и других

традиций своего народа с традициями других народов).

• Интеграция условий реализации содержания образования:

1) Технологии по патриотическому воспитанию;

2) Формы организации патриотического воспитания;

3) Интегративные средства, методы (вопросы, задания) и приёмы;

4) Предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы.

При соблюдении этих условий можно ожидать результат:

- разовьются интеллектуальные, личностные качества;

-проявятся универсальные предпосылки учебной деятельности;

-произойдёт формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских

ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных

ценностей.

Для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию широко

применяю самые различные игры, считаю, что игра помогает решить большинство

задач, стоящих перед воспитателем. В своей работе использую следующие игры:

сюжетно-ролевые игры («Путешествие по родному городу на трамвае», «Строим

сказочный снежный городок», «Идем в гости», «Геологи», «Встреча гостей города»,

«Рыбаки», «Мы пришли в музей», «Ателье», «Мастерицы» и др.);

дидактические игры («Рыбалка», «Узнай на фото», «Найди дерево», «Определи

дерево по описанию», «Найди нужный флаг», « Найди место недостающим элементам

герба города, округа», «Сложи картинку», «Где чей дом?», «С чей ветки эти детки?»,

«Букет красивых слов оЧелябинске», «Узнай, где я нахожусь», «Кому что надо для

работы?», «Богатства родного края», «Подбери орнамент», «Угадай, чья одежда»,

«Герб города», «История родного города», «Чей костюм», «Выложи узор», и др. );

творческие и развивающие игры («Придумай герб», «Раскрась флаг нашего города»,

«Придумай и расскажи, какой памятник тебе хотелось бы установить в городе»,

«Мечтатели», «Когда я вырасту...», «Строим город будущего», «Закончи

предложение», «Всели верно, докажи», «Перестройка микрорайона», «Разбитая

картина», «Мы строители», «Машина времени», «Узнай по описанию», «Кто подберет

больше слов», «Продолжи», «Так бывает», «Найди отличия», «Чудо-дом», «Зима на

вкус, ощупь и запах», «Загадай, а мы отгадаем», «Покажи и расскажи», «Назови

герб», «Найди животное по следу», «Кто где обитает», «Найди похожее облако»,

«Подбери символику», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку»);

Беседа.

В ходе беседы побуждаю детей думать и говорить. Стараюсь выслушивать

мнения и размышления детей, с помощью наводящих вопросов побуждаю детей

обосновывать своё мнение. Стараюсь, чтобы дети использовали в своей речи, вновь

изученные слова. Индивидуальная беседа помогает высказаться стеснительным и

робким детям.

Чтение и анализ художественных произведений.

Невозможно переоценить значение фольклорных произведений в воспитании. У

каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные

нравственные ценности: добро, /дружбу, взаимопомощь, трудолюбие и.д. «Это -

первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, -

и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с

педагогическим гением народа». Не случайно К.Д.Ушинский подчеркивал, что «...

воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Произведения устного народного творчества любого народа не только формируют

любовь к традициям своего народа, но и исподволь осуществляют нравственное

воспитание и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Следует

подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными

историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-

образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную

литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы

(национальные костюмы, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность»

чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными

промыслами, бытовыми предметами старины. Работа с родителями. Не менее важным

условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь

с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные

эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к

своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу

способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных

семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует

большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания

патриотизма, гражданственности не считаются важными, а зачастую вызывают лишь

недоумение. Считаю целесообразным периодически обсуждать (строго

индивидуально) с родителями уровень нравственного развития их детей. Отмечая

сдвиги, выделяя конкретные задачи для совместного их решения. Такая работа, по

данной проблеме даёт хорошие результаты, способствует развитию взаимопонимания,

положительного отношения друг к другу.

В результате педагогического исследования выявлено, что в группе отмечается

атмосфера дружелюбия, взаимного уважения. Стало меньше конфликтов, обид,

раздоров. Ребята стали вежливее, дружелюбнее. Они хорошо понимают и

воспринимают уроки добра и культурного поведения. Дети самостоятельно

применяют на практике навыки, полученные в детском саду у себя дома.

Результатом работы, проводимой с семьёй, является убеждённость родителей в

необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности

предупредить и преодолеть отрицательные проявления в поведении детей. Об этом

свидетельствуют результаты анкеты, проводимой в ДОУ с родителями.

Выводы.

• Воспитание отношения к родному краю важно для формирования

морального облика дошкольника, так как закрепляет представления ребёнка о

моральных ценностях, способствует их осознанию, а так же способствует

формированию у детей таких нравственных качеств. Как отзывчивость. Смелость,

гордость за свою маленькую родину, уважение к людям, населяющим родной край.

• Возросла активность детей в общении с взрослыми, дети чаще стали

выступать в роли инициатора разговора, они стали более уверены в выражении своего

мнения.

• Расширился словарный запас и активизировался словарь детей.

• Возрос интерес: к истории своего края, жизни людей других

национальностей. Дети стали рассказывать о своих родителях , бабушках и дедушках.

• Сотрудничество с родителями по вопросам патриотического воспитания

бесспорно будет способствовать повышению их педагогической культуры в вопросах

формирования у детей положительных нравственных качеств, что без сомнения

скажется на социализации детей и благотворно отразится на их общении с

окружающими.

• Сотрудничество с родителями по вопросам патриотического воспитания и

формирования социально-нравственных норм направлено на обеспечение

нравственного и психического здоровья ребёнка, что обусловлено современными

требованиями личностного развития.



В раздел образования