Автор: Пестерева Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 403
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Патриотическое воспитание в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 403
г. Челябинск, пос. Шершни, ул. Гидрострой, 1а, тел. 232-65-08
E-mail: ds403chel@mail.
Опыт работы
на тему: «Патриотическое воспитание в ДОУ»
Воспитатель: Пестерева Е.П.
2020
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом.
С.Михалков.
Актуальность темы.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам?
Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать
утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно
чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть
начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе
целенаправленного воспитания. Задача педагога и родителей - как можно раньше
пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать
у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином
общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной
улице, городу; чувство гордости за достижения страны.
Вот поэтому развитие у детей патриотических чувств является одной из
основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется
и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности патриота.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому
надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их
красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует
считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке),
усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его
культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где
родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания
патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в
образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь
свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь
к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя
частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому, именно с дошкольного
возраста мы занимаемся воспитанием в детях чувств достоинства и гордости,
ответственности и надежды, раскрываем им истинные ценности семьи, нации,
Родины.
В
связи
с
этим
в
Концепции
дошкольного
образования
подчеркивается
необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по
патриотическому
воспитанию
детей
с
учетом
их
возрастных
особенностей,
национальной культуры и традиций народа.
Изучая тему нравственно-патриотического воспитания, я отметила что,
социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость
формирования
в
личности
эмоционального
стержня,
способного
выдержать
политические, экономические, социальные и другие изменения в стране и не только
не сломаться, а обладать способностью эффективно и нестандартно решать новые
жизненные проблемы.
Исходя из вышеизложенного, я определяю актуальность данной работы, которая
характеризуется
тем,
что
одним
из
ведущих
факторов
формирования
патриотического и нравственного сознания детей является их ознакомление с
историей родного края культурой и традицией людей, живущих издревне на этой
территории. Необходимость развития интереса дошкольников в этой области
связанно с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее
будут знания детей о родном крае и его людях, природе, традициях, культуре, тем
более действенными окажутся они в воспитании любви к своему краю.
Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными
являются такие методы работы, где дети сами были активными участниками, где
широко применялась наглядность, поэтому разработка таких методик воспитания
приобретает в современных условиях важнейшее значение.
Сущность опыта работы заключается:
- в подборе, удачном сочетании и эффективном использовании различных средств,
методов и форм организации нравственно - патриотического воспитания;
- в знакомстве детей с жизнью, бытом народов Урала и их традициями, обычаями,
ремёслами;
- знакомство с фольклором народов Урала: сказками, сказаниями, пословицами,
поговорками, загадками, приметами, песнями;
-в формировании толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
-в формировании предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
-в проектировании культурно образовательной среды в ДОУ;
- в ориентировании родителей на нравственно - патриотическое воспитание детей в
семье.
Целью воспитательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать
создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовно -
нравственное, эстетическое и патриотическое развитие дошкольников
осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через
приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря
обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к
культурно - природной среде, поймут меру своей ответственности за её сохранение и
приумножение.
Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются
найти причину того или иного явления, установить взаимосвязь прошлого,
настоящего, будущего. В соответствии с этим был определён один из основных
принципов отбора знаний для дошкольников (наглядности). Степень таких знаний
обусловлена соответствующей наглядной представленностью.
Работа по этим направлениям была разбита на пять этапов.
- информационный.
Основная задача информационного этапа - отработать из массы впечатлений,
получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа родного края; труд людей,
традиции, общественные события. Причём эпизоды, к которым привлекается
внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими
интерес.
- технологический.
На этом этапе было разработано в соответствии с ФГТ календарно — тематическое
планирование работ .
- организационный.
На этом этапе было проведено проектирование предметно-развивающей среды в
группе. Оформлен уголок «Патриотического воспитания».
При создании были соблюдены следующие условия:
• Приоритетность регионального культурного наследия. В соответствии с этим был
подобран материал о народах России, включающий в себя сведения о культуре, быте,
фольклоре и природе. Содержание отражено фотографиями, альбомами и
специальной литературой .
• Интегративность знаний. Установление взаимосвязи о природном и социальном
окружении. Организация этого условия обеспечивает формирование у детей
целостной картины мира.
• Удовлетворение потребности ребёнка в познании родного края. В соответствии с
этим принципом собрана большая подборка материалов о природе Урала. Игры,
папки, альбомы, книги, которые используются на занятиях и в совместной
деятельности с детьми, доступны детям и находятся в их свободном пользовании.
• Развитие ребёнка в деятельности. На этом этапе целесообразно привлечь
родителей. Был оформлен альбом фотографий с видами нашего города. На этом
этапе были разработаны игровые, тематические, комплексные, интегрированные
занятия.
При проведении занятий учитываются принципы всестороннего развития
детей; воспитания у них любви к родному краю, уважения к людям, живущим рядом;
научности; сознательности и творческой активности детей при руководящей роли
воспитателя; связи обучения с реальной жизнью и потребностями человека как члена
общества; учёта индивидуальных, возрастных, психофизиологических особенностей
личности; наглядности; систематичности и доступности.
В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы.
Свои впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с
воспитателями и родителями работах (изготовление поделок из различных
материалов).
Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного
взаимодействия детей с взрослыми (родителями и воспитателями). Так экскурсии,
совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к
познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно
сложных сведений идёт легко и непринуждённо.
Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой,
создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины
мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса к своей
малой родине и людям, живущим на этой земле.
Одной из основных задач в своей работе считаю формирование гуманных чувств
и межличностных отношений между детьми и установление позитивного
микроклимата в группе, т.к. социальная психологическая гармония человека,
доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой -это
и есть составляющие развитие гармоничного человека.
Условиями патриотического воспитания являются:
• Создание благоприятного климата в коллективе. Каждый день ребёнка в детском
саду должен быть наполнен радостью, улыбками, играми с друзьями, позитивным,
познавательным общением с взрослыми. Ведь с воспитания чувства привязанности к
родной семье, детскому саду, родной улице, окружающей природе начинается процесс
формирования того фундамента, на котором будет вырастать более сложное
образование-чувство любви к своему Отечеству.
• Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания
образования, которое бы способствовало усвоению ребёнком культурных и других
традиций своего народа с традициями других народов).
• Интеграция условий реализации содержания образования:
1) Технологии по патриотическому воспитанию;
2) Формы организации патриотического воспитания;
3) Интегративные средства, методы (вопросы, задания) и приёмы;
4) Предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы.
При соблюдении этих условий можно ожидать результат:
- разовьются интеллектуальные, личностные качества;
-проявятся универсальные предпосылки учебной деятельности;
-произойдёт формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских
ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных
ценностей.
Для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию широко
применяю самые различные игры, считаю, что игра помогает решить большинство
задач, стоящих перед воспитателем. В своей работе использую следующие игры:
сюжетно-ролевые игры («Путешествие по родному городу на трамвае», «Строим
сказочный снежный городок», «Идем в гости», «Геологи», «Встреча гостей города»,
«Рыбаки», «Мы пришли в музей», «Ателье», «Мастерицы» и др.);
дидактические игры («Рыбалка», «Узнай на фото», «Найди дерево», «Определи
дерево по описанию», «Найди нужный флаг», « Найди место недостающим элементам
герба города, округа», «Сложи картинку», «Где чей дом?», «С чей ветки эти детки?»,
«Букет красивых слов оЧелябинске», «Узнай, где я нахожусь», «Кому что надо для
работы?», «Богатства родного края», «Подбери орнамент», «Угадай, чья одежда»,
«Герб города», «История родного города», «Чей костюм», «Выложи узор», и др. );
творческие и развивающие игры («Придумай герб», «Раскрась флаг нашего города»,
«Придумай и расскажи, какой памятник тебе хотелось бы установить в городе»,
«Мечтатели», «Когда я вырасту...», «Строим город будущего», «Закончи
предложение», «Всели верно, докажи», «Перестройка микрорайона», «Разбитая
картина», «Мы строители», «Машина времени», «Узнай по описанию», «Кто подберет
больше слов», «Продолжи», «Так бывает», «Найди отличия», «Чудо-дом», «Зима на
вкус, ощупь и запах», «Загадай, а мы отгадаем», «Покажи и расскажи», «Назови
герб», «Найди животное по следу», «Кто где обитает», «Найди похожее облако»,
«Подбери символику», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку»);
Беседа.
В ходе беседы побуждаю детей думать и говорить. Стараюсь выслушивать
мнения и размышления детей, с помощью наводящих вопросов побуждаю детей
обосновывать своё мнение. Стараюсь, чтобы дети использовали в своей речи, вновь
изученные слова. Индивидуальная беседа помогает высказаться стеснительным и
робким детям.
Чтение и анализ художественных произведений.
Невозможно переоценить значение фольклорных произведений в воспитании. У
каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные
нравственные ценности: добро, /дружбу, взаимопомощь, трудолюбие и.д. «Это -
первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, -
и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с
педагогическим гением народа». Не случайно К.Д.Ушинский подчеркивал, что «...
воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Произведения устного народного творчества любого народа не только формируют
любовь к традициям своего народа, но и исподволь осуществляют нравственное
воспитание и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Следует
подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными
историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-
образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную
литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы
(национальные костюмы, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность»
чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными
промыслами, бытовыми предметами старины. Работа с родителями. Не менее важным
условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь
с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные
эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к
своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу
способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных
семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма, гражданственности не считаются важными, а зачастую вызывают лишь
недоумение. Считаю целесообразным периодически обсуждать (строго
индивидуально) с родителями уровень нравственного развития их детей. Отмечая
сдвиги, выделяя конкретные задачи для совместного их решения. Такая работа, по
данной проблеме даёт хорошие результаты, способствует развитию взаимопонимания,
положительного отношения друг к другу.
В результате педагогического исследования выявлено, что в группе отмечается
атмосфера дружелюбия, взаимного уважения. Стало меньше конфликтов, обид,
раздоров. Ребята стали вежливее, дружелюбнее. Они хорошо понимают и
воспринимают уроки добра и культурного поведения. Дети самостоятельно
применяют на практике навыки, полученные в детском саду у себя дома.
Результатом работы, проводимой с семьёй, является убеждённость родителей в
необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности
предупредить и преодолеть отрицательные проявления в поведении детей. Об этом
свидетельствуют результаты анкеты, проводимой в ДОУ с родителями.
Выводы.
• Воспитание отношения к родному краю важно для формирования
морального облика дошкольника, так как закрепляет представления ребёнка о
моральных ценностях, способствует их осознанию, а так же способствует
формированию у детей таких нравственных качеств. Как отзывчивость. Смелость,
гордость за свою маленькую родину, уважение к людям, населяющим родной край.
• Возросла активность детей в общении с взрослыми, дети чаще стали
выступать в роли инициатора разговора, они стали более уверены в выражении своего
мнения.
• Расширился словарный запас и активизировался словарь детей.
• Возрос интерес: к истории своего края, жизни людей других
национальностей. Дети стали рассказывать о своих родителях , бабушках и дедушках.
• Сотрудничество с родителями по вопросам патриотического воспитания
бесспорно будет способствовать повышению их педагогической культуры в вопросах
формирования у детей положительных нравственных качеств, что без сомнения
скажется на социализации детей и благотворно отразится на их общении с
окружающими.
• Сотрудничество с родителями по вопросам патриотического воспитания и
формирования социально-нравственных норм направлено на обеспечение
нравственного и психического здоровья ребёнка, что обусловлено современными
требованиями личностного развития.