Автор: Мороз Александра Витальевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ЛОГБУ
Населённый пункт: г.Гатчина
Наименование материала: Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в младшей группе для детей с ОВЗ
Тема: Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в младшей группе для детей с ОВЗ по теме "Игрушки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим
миром в младшей группе для детей с ОВЗ по теме "Игрушки"
Выполнила учитель - дефектолог: Мороз А.В.
Цель: расширение и конкретизация представлений детей об игрушках, обогащение
активного словаря детей словами-названиями игрушек, их назначение и действия с ними.
Обучающие задачи:
- расширение и практическое усвоение словаря по теме, усвоение основных названий
игрушек - мячик, кубик, машина, пирамида, кукла.
- закрепление в речи детей существительного с обобщающим значением "игрушки"
- учить
употреблять в речи имена существительные в форме единственного числа -
названия игрушек, практическое употребление слов – действий и слов – признаков
(играть, качать, кормить; большая, красивая)
закрепление в речи простого предлог "У"
-формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
- развитие умения соотносить предметы по форме
Коррекционно-развивающие задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве,
согласовывать движения со словами, развитие концентрации и устойчивости внимания,
наглядно - действенного мышления, мелкой и общей моторики, развитие зрительной
памяти и восприятия. Стимулирование эмоциональной отзывчивости, развития умения
выполнять имитационные действия. Развитие внимания обращённой речи умения
выполнять задания по словесной инструкции.
Оборудование: игрушка бибабо - Мишка; игрушки: мячик, кубик, машина, пирамида,
кукла, зайчик; картинки с тенью игрушек: мячик, кубик, машина, пирамида, кукла;
подарочный мешок; интерактивная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент
Появление Мишки, представление персонажа.
Дефектолог. К нам в гости пришёл Мишка. Давайте с ним поздороваемся (Мишка
“здоровается” с каждым ребёнком).
Медвежонок показывает, как умеет рычать.
Игра «Тихо – громко»: большой мишка рычит громко, а маленький – тихо.
2.Основная часть
Артикуляционная гимнастика. Использование интерактивной доски.
Дефектолог: - Сделаем гимнастику для языка и губ, а Мишка посмотрит.
Подражаю я слону,
Губки хоботком тяну: у_______________
Очень нравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам: и__________
Губки чуть приоткрываются: а__________
И на место возвращаются: м____________
Упражнение «Вкусное варенье»
Дети учат медвежонка слизывать мёд с губы» слегка приоткрыть рот и широким передним
краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из
стороны в сторону.
Пальчиковая гимнастика
Медвежонок предлагает детям поиграть с мячиком
«Я мячи кругом катаю»
Я мячом круги катаю, (катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
Взад вперед его гоняю, (гоняем мячик между ладонями по столу)
Им поглажу я ладошку, (гладим одну ладошку мячиком)
И сожму его немножко (сжимаем мячик одной рукой)
Как сжимает лапу кошка. (меняем и сжимаем мячик другой рукой)
Каждым пальчиком прижму ( нажимаем пальчиками на мячик)
И другой рукой возьму. (берем мячик другой рукой)
Беседа:
Мишка:
-Ребята, а меня есть красивый мешок. Пойдемте, посмотрим, что в нем я вам принес.
- Что это?
Дефектолог показывает игрушки, дети называют.
Дети:- Мяч, кукла, машина, пирамидка, кубик, зайчик.
Мишка: - Давайте назовем, одним словом?
Далее дети берут себе по одной игрушке.
Дефектолог: - Это игрушки. Как можно играть с игрушками?
Дети: - Куклу можно качать.
Дефектолог: - Света, покачай куклу. Что ты делаешь?
Ребёнок: - Я качаю куклу.
(дети проговаривают действия с каждой игрушкой)
Игра "Кто внимательный?"
Педагог предлагает детям сесть на стульчики и посмотреть на картинки с теневыми
контурами игрушек.
- Что это? (мячик)
- У кого мячик? (у меня или у меня мячик)
Мишка предлагает посадить игрушки рядом с их теневым изображением. Совместно
проверяют.
3.Физминутка
Дефектолог приглашает детей выйти на ковёр и вместе с ними выполняет подвижные
упражнения.
Дефектолог:- Давайте покажем, что умеют делать игрушки. (Под музыкальное
сопровождение)
Мячик.
Вот какой весёлый мячик, (дети прыгают в такт стиха)
Так и скачет, так и скачет.
Мне б скорей его поймать, (приседают, “ищут” мячик)
Чтобы снова поиграть.
Куклы.
Эй, скорее посмотри! (имитация движений)
Куклы танцевать пошли
Ножки выставляют,
В гости приглашают.
4. Закрепление материала
Игра “Прятки”
Дефектолог.
- Медвежонок хочет поиграть с вами в прятки. Он будет прятать игрушки, а вы угадывать,
какая игрушка спряталась.
( дети закрывают глаза, одна игрушка убирается) Проводится два раза.
5. Итог занятия
Дефектолог:
- Ребята, кто приходил к нам в гости?
- Что принес вам
Мишка?
- Молодцы, Мишке понравилось, как вы сегодня играли в разные игры.
Используемая литература:
1.Логопедическая группа. Развитие речи детей 2 – 3 лет: планирование, конспекты
занятий / авт. – сост. Т.М.Блинкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 198с.
2. Маханева М.Д., Рещикова С.В. игровые занятия от 1 до 3 лет: Методическое
пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с. (Ранний возраст)