Автор: Агаева Маргарита Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОАУ № 19
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: опыт работы
Тема: «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 19»
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
«Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-
образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
1
Содержание
Введение - 3
Глава 1. Основные виды музыкально-дидактических игр (назначение,
характеристика) - 6
Глава 2. Использование музыкально-дидактических игр в музыкально-
образовательной деятельности - 10
Глава 3.
Анализ результатов использования музыкально-
дидактических игр в музыкально-образовательной деятельности в детском
саду - 14
Заключение - 16
Список используемой литературы - 17
Приложения
2
Введение
Музыкальное
искусство
оказывает
несомненное
воздействие
на
развитие личности ребенка. Через приобщение к музыкальному искусству в
дошкольнике активизируется творческий потенциал, происходит развитие
интеллектуального и чувственного начал. И чем раньше заложены эти
компоненты,
тем
активнее
будет
их
проявление
в
приобщении
к
художественным ценностям мировой культуры.
Музыкальному руководителю необходимо помочь ребёнку разобраться в
особенностях
музыки
как
вида
искусства,
акцентировать
внимание
дошкольника на средствах музыкальной выразительности, способствовать
умению различать музыкальные произведения по жанру, характеру, темпу,
ритму, слышать высоту звуков и тембр музыкальных инструментов.
С этой целью и применяют музыкально-дидактические игры и пособия,
которые воздействуя на ребёнка комплексно, развивают у них зрительную,
слуховую и двигательную активность, тем самым обогащая музыкальный
опыт дошкольника.
Именно поэтому в межаттестационный период в своей профессиональной
деятельности я уделяла особое внимание музыкально-дидактическим играм и
пособиям.
Актуальность темы:
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования предъявляет ряд требований к современному
образованию дошкольников, делая акцент на реализации образовательной
программы в форме игры, форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка.
Одним из ключевых элементов образовательного процесса является
развитие
способностей
на
основе
индивидуальных
особенностей
и
творческого потенциала каждого ребенка. У родителей имеется большая
3
потребность
в
музыкальном
развитии
своего
ребенка,
умеющего
воспринимать музыкальные произведения, хорошо петь, с развитыми
музыкально-ритмическими движениями.
Музыкальное содержание основной образовательной программы ДОУ
представлено в области «Художественно-эстетическое развитие». Реализация
этой области, интегрированной с другими образовательными областями,
позволяет
решать
многие
проблемы
музыкального
развития
детей
дошкольного возраста.
Однако,
изучив
методическую
литературу
по
«Художественно-
эстетическому
развитию»,
я
пришла
к
выводу,
что
музыкальным
дидактическим играм, как средству эффективного музыкального развития
ребенка, уделяется крайне мало внимания.
Еще одна важная проблема: в практике работы воспитателей при
интегрировании разных образовательных областей, музыкальное содержание
носит «развлекательный» характер, а именно пение знакомых песен,
прослушивание музыкальных отрывков и организацию подвижных игр с
музыкальным сопровождением, и не несет развивающий характер.
Исходя из этого, мною была выбрана тема опыта
работы:
«Музыкально-дидактические
игры
в
интегрированной
музыкально-
образовательной деятельности детей дошкольного возраста».
Для решения данной проблемы поставила цель:
Выявить эффективность использования музыкально-дидактических игр в
интегрированной музыкально-образовательной деятельности дошкольников.
Объект
исследования:
музыкально-образовательная
деятельность
дошкольников.
Предмет исследования: музыкально-дидактические игры как средство
развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление роли музыкально-дидактических игр в
развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
4
Задачи:
1.
Рассмотреть
содержание
и
сущность
понятия
«музыкально-
дидактические игры».
2.
Определить особенности развития музыкальных способностей детей
дошкольного возраста посредством использования музыкально-
дидактических игр.
3.
Проанализировать
практику
использования
музыкально-
дидактических
игр
в
музыкальной
деятельности
детей
дошкольного возраста.
4.
Разработать комплекс музыкально-дидактических игр и проверить
его эффективность в интегрированной музыкально-образовательной
деятельности дошкольника.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том,
что развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста будет
эффективным при систематическом и целенаправленном использовании
музыкально-дидактических
игр
в
интегрированной
музыкально-
образовательной
деятельности.
Для
решения
поставленных
задач
использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической
литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение, беседа,
анкетирование,
фрагмент
эксперимента.
5
Глава
1.
Основные
виды
музыкально-дидактических
игр
(назначение, характеристика)
Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю
жизнь. Мир фантазии выдумки у детей связан с игрой. Во все времена дети
разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания
и творческие потребности. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное
значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба».
Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры,
которые имеют направленность на развитие познавательных способностей,
внимания,
памяти,
мышления,
творческого
воображения.
Уровень
любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников
проявляется в игре.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и
ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными
умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества,
эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть
два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте
ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы
мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее
чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь
детской игры Д. Колоцца.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом
дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы
подчинены этой задаче и обслуживают ее.
Дидактический материал игр отличается тем, что в основе лежит
развитие музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку
6
услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем
действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны,
интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают
специальные музыкальные знания и способности. У них формируются
необходимые черты личности – чувство товарищества, ответственности,
способствуют формированию у детей психологических качеств: внимание,
память,
сообразительность,
активизируют
разнообразные
умственные
процессы, способствуют процессу обучения и воспитания, обогащению
словарного запаса.
Н.А.
Ветлугина
научными
исследованиями
в
области
развития
музыкально-сенсорных
способностей
показала
первостепенную
роль
музыкально-дидактических
игр,
как
основы
чувственного
восприятия
музыки. В ее работах раскрыто значение музыкально-дидактических игр для
более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями,
выделены
виды
музыкально-дидактических
игр
(для
развития
звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Ею
намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и
настольные. Особо ценно то, что за основу взят синтез музыки и движений, а
восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными
для понимания детей предметами и явлениями.
В
дальнейшем
разработка
этой
группы
игр
была
продолжена
А.Н.Зиминой, Э.П.Костиной и нашла практическое применение у педагога-
практика
Н.Г.Кононовой,
которая
определила
основную цель
и
назначение музыкально-дидактических
игр
-
формировать
у
детей
музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь
применения полученных знаний в жизненной практике.
В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют
следующие задачи:
развитие звуковысотного слуха;
7
развитие чувства ритма;
развитие тембрового и динамического слуха;
развитее
инициативы,
самостоятельности,
способности
к
восприятию
развитие творческой активности;
формирование
нравственных
качеств
личности
(чувство
товарищества, ответственности и др.);
обогащение новыми впечатлениями.
Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых
действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него
форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и
действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны,
интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся
своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и
танцевать.
Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и интересно
оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов - яркими,
художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры
становятся для них более желанными, интересными и любимыми.
Музыкально-дидактические игры можно использовать на музыкальных
и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а так
же на праздниках и развлечениях.
В своей работе я применяю музыкально-дидактические игры в
соответствии с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания и
провожу их по заранее намеченному плану. Применение таких игр на
занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно,
так как в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию
певческих и музыкально-ритмических движений, а так же в области
8
восприятия музыки. Иногда музыкально-дидактическим играм я посвящаю
занятие полностью или частично в его второй половине, как отдельному виду
деятельности. А также провожу развлечение с использованием музыкально-
дидактических игр. Эти игры имеют обучающий характер и в доступной
игровой форме у детей формируются и развиваются музыкально-творческие
способности.
Дидактические игры в нашем детском саду проводятся во всех
возрастных группах, начиная с младшей группы.
9
Глава
2.
Использование
музыкально-дидактических
игр
в
музыкально-образовательной деятельности
Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения и
развития песенного творчества.
Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня-
одна из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок
напевает незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе пения,
помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, брать дыхание
между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В работе над
развитием детского песенного творчества использую несколько типов
упражнений-игр:
- «Где мои детки?», «Волна звуков» (умение различать высокие и низкие
звуки);
- «Музыкальные лесенки» (умение различать направление движения мелодии
вверх и вниз);
- «Я иду!», «Ты где?» (умение петь мажорное и минорное трезвучие);
- «Как тебя зовут?» (умение вести певческую перекличку, петь свои имена);
- Умение импровизировать мелодию на заданный текст;
- Умение подражать ритмическому звучанию инструментов;
- «Как живете, дети?», «Вы куда идете?», «Что ты хочешь, кошечка?»
(музыкальные вопросы и ответы)
- Сочинение мелодии контрастного характера.
В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в
свою самостоятельную деятельность, особенно в сюжетно-ролевые игры.
Формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на
развитие
воображения,
самостоятельной
деятельности,
необходимых
нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу, а также
музыкальности в целом.
10
Использование
музыкально-дидактических
игр
в
процессе
восприятия музыки.
Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение,
мог сопоставлять
образы я
также
часто обращаюсь
к музыкально-
дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность
детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой
форме.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста
используются
различные
игрушки,
которые
могут
«разговаривать»,
«двигаться» с малышами. Использую «чудесный мешочек», где могут
прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей
более старшего возраста использую игры «Кого встретил колобок», «В лесу»,
«Песня-танец-марш», «Найди нужную картинку», «Кто больше?», «Какая
музыка?», «Сложи песенку».
Использование музыкально-дидактических игр во время слушания
музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и
запоминанию.
Использование
музыкально-дидактических
игр
в
процессе
ритмических движений.
На занятии значительная часть времени отводится разучиванию
различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по
музыкальному
движению
у
ребят
развивается
музыкально-слуховое
восприятия,
что
необходимо
им
в
самостоятельной
музыкальной
деятельности и развитию танцевально-игрового творчества.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения.
Поэтому для малышей использую в музыкально-дидактических играх
различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к
выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям
интересней выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать», «Три
медвежонка», «Мы скакали».
11
Деятельность
старших
дошкольников
отличается
активным
восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно
выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяю умению
самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения
или танец, используя знакомые плясовые движения. Творческие задания
сочетаю с игровыми моментами. («Ах ты, Ваня-Ванечка»). Игровая форма
разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический
рисунок, в начале простой, а потом более сложный. С первых занятий
необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими
элементами выразительности двигаться под музыку.
Таким образом, музыкально-дидактические игры оказывают большую
помощь в развитии двигательной активности детей. Игры «Учись танцевать»,
«Кто как идет?», «Определи танец», «Придумай пляску» и др. требуют от
ребят творческого подхода к выполнению задания. Музыкально-ритмическая
деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам
танцевальных
движений
осуществляется
в
сочетании
с
музыкально-
дидактическими играми.
Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности
дошкольников.
Музыкально-дидактические игры используются на занятиях и в
самостоятельной деятельности дошкольников. В образовательной области
«Музыка» большое значение уделяется развитию музыкально-творческих
способностей детей. Поэтому необходимо постоянно пополнять и развивать
музыкально-предметную среду, как в музыкальном зале, так и в групповых
комнатах.
Необходимое
условие
для
формирования
самостоятельной
деятельности – создание определенной материальной среды: «музыкальных
уголков», «зон». Где необходим набор технических средств: магнитофон,
диски, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (шумовые,
звуковысотные), в том числе сделанные своими руками, различные пособия
12
– самоделки иллюстрированные, «нотные тетради», дирижерская палочка,
комплекты кукольных театров, фланелеграфы, ноты-самоделки. Важной
особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она
осуществляется при тактильном, практически незаметном руководстве
взрослых, так как предполагает особу непринужденную обстановку.
У старших дошкольников самостоятельность выражается, прежде
всего, в исполнении без участия взрослых песен, игр, они самостоятельно
размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют
их характер, средства выразительности, жанр, строение.
Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно-
тематическим планированием в ДОУ. Так же имеются информационные
консультативные стенды, где родители могут узнать, в какие музыкальные
игры можно поиграть с ребенком дома, либо получить ответ, на любой
вопрос, касающийся музыкального воспитания детей в семье.
13
Глава 3. Анализ результатов использования музыкально-дидактических
игр на музыкальных занятиях в детском саду
В практическом исследовании принимала участие группа детей 6-7 лет.
При проведении мониторинга уровня развития музыкальных способностей я
обратила внимание на то, что у воспитанников недостаточный уровень
развития
музыкальных
способностей.
Проанализировав
полученные
результаты, я выявила, что в среднем у 10-12% воспитанников на начало года
имеют низкий уровень развития музыкальных способностей, это означает,
что средний результат освоения программы составляет 40%. Было принято
решение
включить
в
образовательную
деятельность
необходимые
музыкально-дидактические игры по всем видам музыкальных способностей:
ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
(Приложение 1)
Все используемые музыкально - дидактические игры и пособия применялись
в течение нескольких занятий, постепенно становясь разнообразней и
сложней, что позволило судить о своеобразии музыкального развития
каждого
ребенка
и
соответственно
корректировать
содержанием
музыкальных занятий. На конец года низкий уровень развития музыкальных
способностей
составляет
0%.
Динамику
развития
музыкальных
способностей детей можно рассмотреть в сводной таблице. (Приложение 2)
Для развития музыкальных способностей детей, составляя календарный план
воспитательно-образовательной работы, на основе диагностических данных я
подбирала соответствующие музыкально-дидактические игры на развитие
этих способностей, и систематически включала их в образовательную
деятельность. С детьми, которые показали низкий уровень развития
музыкальных
способностей,
был
запланирован
индивидуальный
образовательный
маршрут.
Одновременно
была
проведена
работа
с
14
воспитателями
групп.
Был
проведен
мастер-класс
«Музыкально-
дидактические игры своими руками» (Приложение 3)
В результате проведенной работы было выявлено:
- слуховое внимание детей стало более организованным;
- появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки;
ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в
передаче его звучащими жестами и на металлофоне;
- улучшилась реакция детей на определении инструментов по тембровому и
динамическому звучанию.
Таким образом, проведенная работа показала, что в соответствии с целью,
объектом, предметом исследования, и в процессе изучения методической
литературы по проблеме развития у детей музыкальных способностей, мы
пришли к выводу, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для
развития общих музыкальных способностей ребенка. И развитие этих
способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у
воспитателя,
музыкально
руководителя,
осуществляться
различными
методами и средствами. В том числе с помощью музыкально-дидактических
игр и пособий. В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность
этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и
желание участвовать в них.
15
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о важности музыкально-дидактических
игр для становления ребёнка, об их влиянии на развитие как музыкальных,
так и общих способностей детей.
Музыкально-дидактические
игры
находят
широкое
применение
в
разнообразных
видах
деятельности
дошкольников.
Это
музыкальные
занятия, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в
которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё
это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки,
разнообразить
детскую
деятельность
и
повысить
результативность
воспитательной работы с детьми.
Необходимо отметить, что важна систематичность, последовательность
применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Это возможно
при
условии
правильного
перспективного
планирования
музыкально-
дидактических игр, а также при тесном взаимодействии музыкального
руководителя и воспитателя, так как освоенные на музыкальных занятиях
дидактические игры переносятся в самостоятельную деятельность в группе,
включаются в развлечения и досуги.
16
Список литературы
1. Музыкальные занятия. Подготовительная группа / Арсенина Е.Н., 2010
2. Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш / Радынова О.П., 2009
3. Музыкальные шедевры: Природа в музыке / Радынова О.П., 2009
4. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке / Радынова О.П.,
2009
5. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицях / Радынова О.П.,
2009
6. Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших
дошкольников / Н.Г. Кшенникова, Волгоград: учитель, 2010 г. - 48 с.
7. Музыкальные игры для детей 3-5 лет / И. Бондаренко - М.: Айрис-пресс,
2009, 144 с.
8. Музыкальные игры для детей 5-7 лет / И. Бондаренко - М.: Айрис-пресс,
2009, 144 с.
5. Каплунова И.М. Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз.
руководителя дет. сада. - С-П.: Изд. «Композитор», 2005.
6. Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» Пособие для
студентов пед. Института. М: Просвещение 1983 г.
7. «Методика музыкального воспитания в д/с». Дошкольное воспитание. Под
редакцией Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская,
и др. 3-е издание, М:
Просвещение 1989 г.
17
Приложение 1
Игры для развития ладового чувства
Слушаем музыку
Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения.
Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых
детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные
пьесы), проигрыватель .
Ход
игры: Дети
рассаживаются
полукругом,
перед
ними
на
столе
располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим.
Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок
должен
найти
соответствующую
картинку,
назвать
произведение
и
композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.
Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.
Волшебный волчок
Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.
Игровой
материал: На
планшете
располагаются
иллюстрации
к
программным
произведениях
по
слушанию
или
пению,
в
центре
вращающаяся стрелка.
Ход игры: Вариант 1. В записи или на фортепиано исполняется знакомое
детям
произведение.
Вызванный
ребенок
указывает
стрелкой
на
соответствующую
иллюстрацию,
называет
композитора,
написавшего
музыку.
Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной
песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по
содержанию к данной мелодии
Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку,
остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в
разделе
слушания
и
пения.
Третий
вариант
обыгрывается
детьми
самостоятельно в свободное от занятий время.
Игра может быть использована и в группах младшего дошкольного возраста.
18
Что делают в домике?
Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных
произведений, их жанры.
Игровой
материал:
На
планшете
изображены
сказочные
домики
с
открывающимися
ставнями.
В
окошках
домиков
находятся
рисунки,
соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Проигрыватель и
поощрительные значки.
Ход игры: Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать,
что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано
(или звучит мелодия в записи). По музыке дети узнают, например, «Детскую
польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки
ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением
танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок.
Выигрывает тот, кто получит большее число значков.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
Назови композитора музыки
Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.
Игровой материал: Проигрыватель, записи программных произведений М.
Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.
Ход
игры: Педагог
показывает
детям
портреты
композиторов
П.
Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые
произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает
очко.
Затем
музыкальный
руководитель
проигрывает
то
или
иное
произведение (или звучит запись). Вызванный ребенок должен назвать это
произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка.
Выигрывает тот, кто получит большее число очков.
Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве
развлечения.
19
Три танца
Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных
произведений, разновидности танцев.
Игровой материал: Магнитофон, аудиозаписи полек, вальсов, народных
плясовых
мелодий;
карточки
с
изображением
деревянного
башмака,
туфельки, сапога.
Ход игры: Предварительно дети ознакомлены с разновидностями танцев, их
характерными особенностями. Педагог-ведущий предлагает детям послушать
музыку
и
угадать,
какой
звучит
танец.
Дети
поднимают
условно
обозначенные карточки (сапог – плясовая, башмак – полька, туфелька –
вальс). Правильно ответившие дети, исполняют импровизированный танец
под ранее звучавшую музыку.
Песня – танец – марш
Цель: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность
различать песню, танец, марш.
Игровой материал: 1-й вариант: Длинные белые карточки, разделённые на
три квадрата. На маленьких карточках изображены флейта, бубен, барабан
(песня, танец, марш).
2-й вариант: На квадратах большой карточки изображены: поющая девочка,
пляшущая девочка, марширующий мальчик с барабаном.
Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. После
прослушивания берут квадрат с рисунком (соответствующий жанру) и кладут
его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают
фишкой соответствующий рисунок.
Музыкальный материал: «Труба» Тиличеевой или «Две тетери» р.н.п., «Под
яблоней зелёной» р.н.м., «Марш» по выбору.
20
Подбери музыку
Цель: Учить детей различать характер музыки (лирический, героический,
комический).
Игровой материал: Три карточки, на них изображены шапочка клоуна,
корона, пилотка, фишки.
Ход игры: Дети прослушивают музыкальные пьесы: «Кавалерийская»,
«Вальс», «Клоуны» узнают их, называют. За правильные ответы получают
фишки.
Цвет-настроение
Цель: Различать контрастный характер музыки, выражать его через цвет.
Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие
настроению в музыке:
Синий – спокойное, уверенное;
Зелёный – гордое, торжественное, сила;
Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное;
Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;
Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное;
Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное;
Белый – надежда, вера.
Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные
фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.
Какую линию выбрать?
Цель: Отобразить впечатление от музыки с помощью графических линий.
Игровой материал: Фломастеры, бумага.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку под звучание музыкального
произведения начертить линии: плавные, волнообразные под медленную и
спокойную; прямые, изогнутые - под решительную; прерывистые – под
лёгкую, отрывистую музыку. Линии могут быть такого цвета, который по
21
мнению ребёнка, больше всего подходит к настроению исполняемого
фрагмента.
Море
Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных
произведений .
Игровой материал: Три карточки с изображением моря – спокойного,
взволнованного, бушующего; запись.
Ход игры: Муз. руководитель предлагает послушать детям пьесу Римского-
Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил картины
моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При
повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той
последовательности, в которой они звучали.
Весело-грустно
Цель: Развивать у детей представление о характере музыки: весёлая,
спокойная, грустная.
Игровой материал: Карточка из плотного картона или дерева разделена на
три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на
втором – спокойным; на третьем – грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Ход игры: Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного
характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать две
или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они
звучали.
Музыкальный материал: «Три настроения» Левкодимова.
22
Игры для развития музыкально-слуховых представлений
Музыкальное лото
Цель: Развивать у детей звуковысотный слух.
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы
пять
линеек
(нотный
стан),
кружочки-ноты,
детские
музыкальные
инструменты ( металлофон, триола).
Ход игры: Педагог-ведущий играет мелодию на одном из инструментов
вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-
кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной
линейке.
Игра проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности и в
свободное от занятий время.
Ступеньки
Цель: Учить детей различать движение звуков вверх и вниз.
Игровой материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка,
зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная
гармошка).
Ход игры: Сначала педагог, а затем и ребенок-ведущий исполняет на любом
инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх,
вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например,
зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной
ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
В игре участвует несколько детей.
Бубенчики
Цель: Учить детей различать звучание трех звуков по высоте.
Игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех
бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь»; маленькие
карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному);
металлофон.
23
Ход
игры: Педагог-ведущий
показывает
детям
большую
карточку
с
бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три
бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит
так (поет «до» первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит
немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет «ми» первой
октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы
назовем его «динъ», и звучит он так (поет «соль» первой октавы): динь -
динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий,
средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.
Музыкальный руководитель показывает маленькую карточку, например, с
желтым «бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-
динь-динь» («соль» первой октавы). Педагог дает ему карточку, и ребенок
закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том
случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).
В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового
материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит
маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или
сыграет его на металлофоне.
Учёный кузнечик
Цель: Развивать у детей звуковысотный слух.
Игровой материал: Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика,
металлофон.
Ход игры: Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему
указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А
теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз.
Примечание: Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением
руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом
инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и
выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика
24
можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время
пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок,
скок…».
Три поросенка
Цель: Совершенствовать умение детей различать высоту звуков.
Игровой материал: На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем
вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех
поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф
желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в
окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом
поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой «фа»
первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке -Нуф-Нуфа,
под пластинкой «ля» первой октавы - поросенок в красной шапочке -Наф-
Наф, под пластинкой «до» второй октавы - поросенок в желтой шапочке -
Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который
свободно и легко вынимается из петельки. 8-12 больших карт (по числу
играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением
шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой
красивый дом, - говорит педагог. - Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-
Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в
домике и выйдут только тогда, когда вы споете так, как поют они. У Ниф-
Нифа самый высокий голос: «Я Ниф-Ниф» (поет и играет на пластинке «до»
второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поет и играет на
пластинке «фа» первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше» (поет и
играет на пластинке «ля» первой октавы). Затем музыкальный руководитель
объясняет правила игры, которые заключаются в следующем. Дети по
очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросенок например, в
желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я Ниф-Нифа» - на звуке до второй
октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой
25
шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке.
Если ребенок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто
раньше закроет все три части своей карты.
Игра проводится в свободное от занятий время и на музыкальном занятии
(без раздачи карточек).
Игры для развития чувства ритма
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»
Подготовительная работа: подбор ударных инструментов ( бубен,
колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник и др.), а также
сюжетов сказок.
Цель: активизация интереса детей к различным видам
инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие
фантазии и тренировка памяти.
Ход игры:
дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.
* Каждый участник игры представляет свой инструмент.
* Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают
инструмент, подходящий по звучанию каждому герою
сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.
Например: Карабас-Барабас - бубен,
Буратино – ксилофон,
Мальвина – колокольчик,
Пьеро – треугольник,
Артемон – трещотка на сильную долю такта.
* Текст сказки озвучивается.
* Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в
сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную
26
при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной
последовательности, а значит, дети создают практически новую историю).
«ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ»
Цель: развитие чувства ритма.
Демонстрационный материал: плоские фигурки сказочных персонажей их
картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать
матрешки.
Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Ход игры:
фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом.
Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
«Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки
(матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка,
Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и
хотят вас научить.
Вот так умеет Дашенька! (Берет матрешку и выстукивает ритмический
рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать в
руки кубики, отхлопать ритм ладошками или притопать ногами. Ритмы
также могут демонстрироваться детям на фортепиано).
«ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ»
Цель: развитие чувства ритма.
Демонстрационный материал: большая кукла, разрисованная в русском
стиле (высота 65 см). Одна рука прикреплена так, что может двигаться
вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик так, чтобы он стучал по
краю сарафана.
Ход игры:
«Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой.
Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает,
так вы и повторяйте (звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза»).
Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взят в
27
руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей по подгруппам и
дать разные предметы, то получится оркестр.
«ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА»
Цель: научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна,
металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство.
Музыкально-дидактический материал:
музыкальные инструменты.
Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы,
белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».
Ход игры:
дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову
шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в
своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.
«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут
погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание
металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не
обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на
месте остаются, никуда не убегают!»
Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной
последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим
инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры
все «звери» должны спрятаться в своих домиках.
«К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ»
Цель: развивать чувство ритма.
Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка).
Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры:
«Сегодня к нам в гости должны придти игрушки». Слышится стук в
дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на
руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами
играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет
28
медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу.
Остальные дети хлопают в ладоши.
Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары
молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары
музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки
колокольчика.
«ЗАЙЦЫ»
Цель: развивать чувство ритма.
Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или
кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы
пляшут»).
Ход игры:
Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку.
«Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда
услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка.
Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в
кармашек.
«ПЕТУШОК»
Цель: дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.
Игровой материал:
большой и маленький петушок.
Ход игры:
Спеть песню «Петушок». Во время пения показать жестом восьмые
длительности коротким движением руки вправо, а четверти – более длинным
движением тоже вправо. Ребенок поет вместе со взрослым и показывает шаг
маленького петушка коротким движением руки, а шаг большого петушка –
длинным движением.
«БЕЛОЧКА»
Цель: развивать чувство ритма.
Ход игры: проговорить с детьми слово «БЕ-лоч-ка». Прохлопать в
ладоши, по коленям ритм. Выложить на фланелеграфе цепочку из
29
картинок и ритмично проговорить названия игрушки.
«ТУК-ТУК, МОЛОТКОМ»
Цель: развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.
Ход игры:
выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.
Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на
сильную долю такта. «Строитель» и дети стараются стучать так же.
Тук- тук, мо - лот - ком
мы по – стро - им но - вый дом.
Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм.
Музыкальный руководитель должен обратить внимание детей на то, что они
споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.
Как усложнение:
1) и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую
партию по строчкам песни;
2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук»), 2-й –
палочкой по треугольнику.
«ПЕРЕДАЙ РИТМ»
Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры:
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.
Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И
тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех)
«передает» ритм, хлопая в ладоши.
Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в
паровозике на стульчиках.
30
Приложение 2
Позитивная динамика развития воспитанников
Результаты педагогической диагностики
реализации программы музыкального развития детей 3-4 лет
за 2019 – 2020 уч. год.
Таблица № 1
№
№ группы
Группа №1
Начало года
Конец года
1.
Ладовое чувство
50
90
2.
Музыкально-слуховые представления
34
92
3.
Чувство ритма
45
85
Средний результат (%):
45
89
Результаты педагогической диагностики
реализации программы музыкального развития детей 3-4 лет
за 2019 – 2020 уч. год.
Таблица № 2
№
№ группы
Группа №2
Начало года
Конец года
1.
Ладовое чувство
44
95
2.
Музыкально-слуховые представления
34
80
3.
Чувство ритма
45
80
Средний результат (%):
40
85
Результаты педагогической диагностики
31
реализации программы музыкального развития детей 3-4 лет
за 2019 – 2020 уч. год.
Таблица №3
№
№ группы
Группа №3
Начало года
Конец года
1.
Ладовое чувство
44
92
2.
Музыкально-слуховые представления
34
90
3.
Чувство ритма
45
90
Средний результат (%):
40
90
Результаты педагогической диагностики
реализации программы музыкального развития детей 4-5 лет
за 2019 – 2020 уч. год.
Таблица №4
№
№ группы
Группа №1
Начало года
Конец года
1.
Ладовое чувство
44
90
2.
Музыкально-слуховые представления
34
90
3.
Чувство ритма
40
90
Средний результат (%):
40
90
Результаты педагогической диагностики
реализации программы музыкального развития детей 4-5лет
32
за 2019 – 2020 уч. год.
Таблица №5
№
№ группы
Группа №2
Начало года
Конец года
1.
Ладовое чувство
44
92
2.
Музыкально-слуховые представления
38
87
3.
Чувство ритма
42
87
Средний результат (%):
42
89
Результаты педагогической диагностики
реализации программы музыкального развития детей 6-7 лет
за 2019 – 2020 уч. год.
Таблица №6
№
№ группы
Начало года
Конец года
1.
Ладовое чувство
44
98
2.
Музыкально-слуховые представления
44
95
3.
Чувство ритма
44
95
Средний результат (%):
44
96
33
3-4 года № 1
3-4 года №2
3-4 года № 3
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Результаты пед. диагностики
"МУЗЫКА"
за 2019 - 2020 уч. г.
младший возраст
4-5 лет № 1
4-5 лет № 2
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Результаты пед. диагностики
"МУЗЫКА"
за 2019 - 2020 уч. г.
средний возраст
4-5 лет
34
6-7 лет
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Результаты пед. диагностики
"МУЗЫКА"
за 2019 - 2020 уч. г.
6-7 лет
конец года
0
20
40
60
80
100
120
Результаты на конец 2019-2020 уч.г.
по всем группам
3-4 № 1
3-4 № 2
3-4 № 3
4-5 № 1
4-5 № 2
6-7 лет
35
Результаты педагогической диагностики усвоения программ:
«Музыка»
за 3 учебных года
2017-2018
2018-2019
2019-2020
82
83
84
85
86
87
88
89
90
85
87
90
Серия1
36
Приложение 3
МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
СВОИМИ РУКАМИ»
Подготовила: Агаева Маргарита Александровна
Музыкальный руководитель МДОАУ № 19
г. Оренбург
2019 г.
СЛАЙД №1 Заставка
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса.
37
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 19»
(МДОАУ № 19)
СЛАЙД №2
Цель мастер-класса - передача опыта, обмен опытом.
Основные задачи:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования
роста творческого потенциала педагогов;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Мастер-класс — это форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и
воспитания.
Мастер-класс может иметь разовый характер, может повторяться или иметь серийный
характер.
По формам мастер-класс может быть проведен:
- с педагогами и для них, без участия детей;
- с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории.
Мастер-класс — это двусторонний процесс, и активная роль всех его участников
являются абсолютно необходимым. Непрерывный контакт — вот то, что отличает мастер-
классы от всех остальных форм обучения.
СЛАЙД: №3
Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей
музыкальные способности.
Задачи:
- вызвать интерес к музыке и творчеству;
- развивать музыкально-сенсорные способности;
-приобщать детей к музыкальной культуре;
- формировать знания о средствах музыкальной выразительности
и свойствах музыкального звука
( громкость, длительность, высота).
Тема нашего мастер – класса музыкально – дидактические игры, и игровые упражнения.
Музыкально-дидактические игры - одно из важнейших средств развития
самостоятельной, музыкальной деятельности детей.
Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.
Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный
ребёнок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен на
обычном занятии. Дидактическая игра делает процесс обучения более лёгким.
СЛАЙД: 4
Картинка - заставка
Как дать детям представление о том, что мелодия может двигаться по - разному, в
любом направлении? Как дать детям представление о плавных и резких, высоких и
низких звуках.
В этом может помочь ДИ «Музыкальная линия», игра, развивающая воображение.
На листе бумаги, которая прикреплена к магнитной доске, при помощи рисования
фломастером, показываю, как может двигаться мелодия: вверх, вниз, зигзагообразно,
прямо, линия может прерывается, может возобновиться, и.т.д. Предлагаю пропеть,
нарисованную мной линию (выполнение всеми участниками )
В ходе этой игры мы следим за движением руки, и это помогает координировать слух и
голос. Эта игра способствует развитию звуковысотного слуха, развитию голосовых
способностей.
38
У вас на столах лежат альбомные листы, пожалуйста, составьте свои музыкальные
узоры. Коллеги их составляют, пропевают их. (выполнение микро коллективами)
Развивать внутренний слух, внимание, поможет игра «Червячок».Предлагаю
желающим поиграть в эту игру.
СЛАЙД 5
Маленькой ёлочке холодно зимой.
Из лесу ёлочку взяли мы домой.
Сколько на ёлочке шариков цветных,
Розовых пряников, шишек золотых!
Бусы повесили, встали в хоровод,
Весело, весело встретим Новый год!
По моему дирижёрскому жесту поём песню «Маленькой ёлочке холодно зимой», со
звуком, обычно. Затем, звук убираем и поём про себя, внутри себя. И опять звонко, со
звуком. (выполнение всеми участниками ) Эта игра не требует никаких
педагогических усилий, она не затейлива, но интересна детям. Является ярким примером
сочетания обучающей и игровой целей музыкально – дидактической игры.
.
СЛАЙД: 6
Картинка – заставка
Одной из музыкальных способностей, которая формируется у детей в процессе
музыкально – дидактических игр это тембровый слух. Что такое тембр? Что такое
тембровый слух? Под тембровым слухом понимают способность к различению окраски
музыкальных инструментов и голосов. Недостаточно развитый тембровый слух обедняет
восприятие музыки, снижает эмоциональный отклик на художественные образы
музыкальных произведений. Благодаря тембру звуки одинаковой высоты, исполняемые на
различных инструментах, отличаются друг от друга. Возможности узнавания тембровой
окраски музыкальных инструментов обусловлены музыкальным опытом детей. И наличие
опыта определяется условиями, которые создают педагоги для ознакомления детей с
тембрами музыкальных инструментов.
Вашему вниманию предлагаю один фрагмент музыкально – дидактической игры
«Музыка в картинках».
Всё в нашей жизни подчиняется определённому ритму и времена года, и время суток. В
любой музыке есть ритм. В любом ритме есть жизнь. Ритм присутствует во всех
моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических
движениях.
Что же такое музыкальный ритм? (возможно ответы коллег) Ритм – это чередование
долгих и коротких длительностей. Ритм – один из центральных, основополагающих
элементов музыки.
Я предлагаю вам придумать свои песенки поиграть в музыкально - дидактическую игру
«Придумай и спой». Эта игра поможет детям дать представление о долгих и коротких
звуках. У вас на столах лежат снежинки большие и маленькие. Большая снежинка –
долгий звук, его назовём - ЛЯ, маленькая снежинка - короткий звук, его назовём ЛЁ.
СЛАЙД: 7
Изображение большой снежинки - слог ЛЯ
Изображение маленькой снежинки - слог ЛЁ
Выложите пожалуйста свой ритмический рисунок, затем пропойте его. (выполнение
микро коллективами)
39
Игра «Придумай и спой» развивает творчество - выкладываются разные
последовательности, и происходит подготовка голоса к пению, распевание.
Кира Владимировна Тарасова, Борис Михайлович Теплов и другие исследователи,
отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым,
оно должно быть двигательным, что в развитии чувства ритма должно участвовать всё
наше тело.
Развивать чувство ритма помогают игровые упражнения: речевые игры, пальчиковая
гимнастика, логоритмика, фонопедические упражнения.
СЛАЙД: 8
Игровые упражнения - мини игры, относятся к методам активного обучения и
включают игровые действия незначительной продолжительности, не имеющие сложных
правил, с примитивной процедурой действий.
Главная цель применения игровых упражнений во включении непроизвольного
внимания. Используются игровые упражнения в основном для активизации
традиционных форм занятий.
Слово и движение – вот те источники, из которых родилась музыка. «Звучащие
жесты» - так называется игра звуками своего тела, термин Гунильд Кетман, соратницы
Карла Орфа. Главный принцип работы – использование всего простого,
элементарного, доступного детям.
СЛАЙД 9
Варианты исполнения:
Хлопки: всей ладонью, тихие с согнутыми ладонями.
Удары верхними частями кистей друг о друга.
Потирание ладоней.
Притопы: всей стопой, пяткой и носком.
Шлепки: по коленям, по груди, по бокам.
Щелчки: пальцами, по надутым щекам.
Цоканье языка.
Хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье языка. В сочетании с речью они эффективно
развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения. Кроме того,
использование звучащих жестов, способствуют развитию внимания и координации у
детей. Использовать этот приём можно при разучивании стихов. Ритм заложенный в
словах и фразах легко усваивается детьми, развивает артикуляцию, вводит в мир
динамических оттенков. Можно эту игру перенести на озвучивание музыкального
произведения. Посмотрите видео ролик, дети с большим удовольствием играют в такую
игру.
(выполнение группой детей)
СЛАЙД 10
Изображение героев с описанием возможных движений.
Игровое упражнение «Сказочные человечки» - это использование элементов
пантомимы, проявляет музыкальные двигательные способности, развивает творческие
воображение, и просто поднимет настроение.
Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:
Внимание на экран
40
а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;
б) стеклянных человечков ходят осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются
хаотично;
г) железных человечков
- ходят тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы
неподвижны.
д) водяных человечков - двигаются как ручеёк, сначала маленькая струйка ощупывает
дорогу. (выполнение желающими)
Такое упражнение может стать весёлой музыкальной игрой.
СЛАЙД 11
МДИ «СКАЗКА - ШУМЕЛКА»
Цель: Учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания
сказки.
Задачи: Активизация интереса детей к различным видам инструментов.
Формирование ритмического мышления.
Развитие фантазии.
Тренировка памяти.
Музыкально – дидактическая игра «Сказка-шумелка» — это забавные упражнения для
слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у
детей дошкольного возраста.
СЛАЙД 12 - 20
Заставка название сказки + картинки сопровождение
Вашему вниманию предоставляется сказка «Всюду музыка живёт». Она построена на
основе музыкально – дидактической игры «Сказка - шумелка».
(выполнение группой детей)
Жили - были весёлые нотки, где они жили не известно толи в лесу, толи в поле. Жили,
не тужили, и звали их: до ре ми фа соль ля си до. Жили они слано, и песню напевали.
(исполение попевочки на слоги)
Песню свою любили и решили её кому - нибудь подарить.
Прямо возле их дома росли высокие, красивые деревья. Нотки предложили им свою
песенку. Но деревья ответили, что у них есть своя песенка послушайте, как листочки её
поют: (озвучивание султанчиками).
Побежали нотки по тропинке, встретили ручеёк прозрачный, быстрый, журчащий, и
ему предложили свою песенку, но ручеёк сказал, что у него тоже своя песенка
(озвучивание металлофоном).
Может камешкам подарить нашу песенку? Они так переливаются на солнышке.
Спросили нотки. Камешки в ответ спели свою песенку (озвучивание кастаньетами).
Нотки расстроились, заплакали, и пошёл дождик сначала мелкий, редкий, (озвучивание
треугольником).
Затем подул ветер и началась гроза, и сильный ливень (озвучивание султанчиками
+бубенцами + барабан). Но вскоре выглянуло солнышко (озвучивание металлофоном
через две ступеньки вверх соль - до - ми ).
Прилетела птичка. (озвучивание свистулькой).
Я вам помогу, в городе живёт композитор, летите к нему прямо в окошко. Нотки так и
поступили, влетели к композитору в окошко и запели: (исполение попевочки на слоги)
41
Композитору понравилась песенка. С тех пор нотки живут у композитора и помогают сочинять
новую музыку.
Под одну из таких мелодий нотки исполнят для вас танец.
Дети исполняют танец и уходят.
Дети в подобной игре реализуют свои представления и образы в шумах, звуках, ритмах.
Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки
общения.
СЛАЙД 21 - 28
Заставка название + очерёдность инструментов.
Закончить практическую часть МК хочу пожеланиями здоровья и радости в наступающем году,
хороших и весёлых вам утренников, и счастливых личных семейных праздников.
Улыбнёмся друг другу, послушаем замечательную музыку Микаэла Таривердиева
«Ожидание праздника» (к/ф «Ирония судьбы») и помузицируем. (выполнение всеми
участниками )
42