Автор: Хаткевич Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ ТЦО" Дошкольное отделение №3
Населённый пункт: Всеволожский район, ГП Токсово, В/Г 61
Наименование материала: Программа по арт-терапии "Сказкотерапия"
Тема: "Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии"
Раздел: дошкольное образование
Программа арт-терапии.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у
сказки»
(использование метода «сказкотерапии»)
Цель занятия: развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста.
Задачи занятия:
1. Развитие творческого воображения и фантазии.
2.
Стимулирование
творческого
самовыражения,
способности
к
«самопрезентации».
3. Развитие эмоционально – волевой сферы.
Время проведения: 45 мин.
Оснащение: демонстрационный материал (сюжетные картинки для
беседы), книжки, раскраски, картинки (которые можно использовать для
вырезания героев), ватман (либо обои), ножницы «с тупым наконечником»
(детские), клей-карандаши, восковые мелки, краски, карандаши, маркеры,
посылка (коробочка для сюрпризного момента); диск с музыкой.
Ход занятия
Дети заходят в зал, становятся в круг, берутся за руки, и, улыбаясь друг
другу, здороваются, после чего садятся в круг на ковёр.
Вводный этап
Эмоциональная игра «Пульс».
Цель: научить
детей
слушать
своё
сердце;
прививать
доверие,
отзывчивость;
воспитывать
чуткость,
доброту;
игра
способствует
положительной групповой динамике, сплочению группы.
Психолог рассказывает о сердечке, показывает, как нужно и можно
услышать свое сердечко (положить правую ладонь на левую часть грудной
клетки). А затем в тишине показывает, как можно почувствовать свой пульс
(у виска, на руке). Дети упражняются на себе, проверяют пульс друг друга.
Упражнение «Подари тепло своего сердца».
Цель: воспитание приветливости, доброты, чуткости.
Психолог говорит «Ребята, а теперь давайте положим руку на наше
сердечко и мысленно вложим в нее все свое тепло, доброту, улыбку, любовь
и дружбу, и подарим друг другу». Каждый ребёнок прикладывает к своему
сердцу ручку. Закрывают глаза, представляют тепло своего сердца и, открыв
глазки, посылают друг другу тепло своего сердца.
Основной этап
Беседа с репродуктивными вопросами (с использованием сюжетных
картинок).
Цель: активизация воображения, фантазии, творческих способностей,
познавательных процессов.
Беседа с репродуктивными вопросами: «Кто придумывает и пишет нам
сказки?» «Кто такой писатель? Чем он занимается?», «Вы любите слушать
сказки?», «А сочинять?», «Какой ваш любимый сказочный герой?»,
«Почему?», «Хотели бы вы превратиться на один день писателем и
придумать свою сказку?»
Под
музыку
«В
гостях
у
сказки»
психолог
приглашает
детей
отправиться в гости к Принцессе Сказке. Дети закрывают глаза, и под
спокойную музыку отправляются в сказку. На счёт один-два-три открывают
глаза.
Психолог: «Ребята, мы с вами превратились в писателей. Я получила
телеграмму от Принцессы Сказки. Она придумала для нас с вами задание.
Если удастся справиться с ним, тогда нас ждёт сказочное волшебство, но это
пока сюрприз».
Упражнение. Коллективная работа методом «Коллаж».
Цель: повышение
уровня
сплочённости
в
группе,
повышение
эмоционального фона настроения в группе; развитие словарного запаса,
вербального (сочинение сказки) и невербального воображения (создание
иллюстрации
к
сказке);
стимулирование
творческого
самовыражения,
способности к «самопрезентации».
Психолог предлагает выбрать среди картинок, книжек, иллюстраций
разложенных на полу, 1-2 героев из понравившейся сказки. Объясняет
ребятам, что сказка будет одна – общая, а не у каждого своя, но с разными
героями.
Выбираются герои, затем вырезается картинка. Работа проводится под
музыку
(«Пение
птиц»,
«Звуки
природы»),
которая
способствует
активизации продуктивной деятельности.
Психолог: «Ребята, давайте посмотрим, какие герои у нас хотят
поучаствовать в сказке?»
Придумывание названия сказки. Сочинение.
Психолог помогает ребятам определиться с названием сказки, если они
затрудняются. После того как название придумано, по кругу (можно по
желанию), начинается повествование сказки. Ребенок говорит несколько слов
о своем герое, а затем приклеивает его на коллаж. И так каждый по кругу
продолжает сказку своим дополнением, связывая свой сюжет с выбранным
героем.
Психогимнастика
Пальчиковая игра «Бабочка».
Цель: снятие напряжения.
Чтобы руки смогли превратиться в бабочку, их нужно скрестить в
запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив
пальцы. Бабочка сложила крылья. А теперь бабочка взлетает с цветка!
Ладони остаются выпрямленными и напряженными, пальцы не сгибаются –
ведь бабочка не может согнуть крылья, они у нее всегда прямые.
Пальчиковая игра «Пирожки».
Цель: развитие мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения.
Действия: просеиваем муку (ладошками); разобьем яйца (о ребро
ладони); солим правой ручкой; сластим левой ручкой; мнем тесто; отбиваем
кулаками; берем скалку – раскатываем; печем пирожки; делаем гребешки –
пальчики соединяются все по очереди с большим; укладываем на противень
– ставим в духовку; нюхаем – вдох, выдох; достаем пирожки, снимаем с
противня; угощаем всех и кушаем сами, говорим: «Вам, вам, вам»; все
кушают, жуют, гладят животики; вытираем пот со лба.
Тренинг эмоций
Игра «Баба-Яга».
Цель: стабилизация психических процессов, снятие напряжения.
Дети становятся в круг.
- Давайте покажем злую Бабу-Ягу: она кричит: «У-у-у!», топает ногами,
клацает зубами, хмурит брови, руками машет, прыгает.
- Давайте подразним Бабу-Ягу:
Баба-Яга, костяная нога,
Печку топила, кашу варила.
- Вам нравится такая Баба-Яга?
Психолог знакомит детей с народной мудростью: «Добро век не
забудется».
- Как вы это понимаете?
- Давайте попросим Принцессу Сказки превратить злую Бабу-Ягу в
добрую, ласковую.
Игра «Добрая Баба-Яга»
Цель: развитие творческого воображения и фантазии, стимулирование
творческого самовыражения, способности к «самопрезентации».
Детям предлагается изобразить с помощью мимики и пантомимики
весёлую Бабу-Ягу.
Минутка изобразительной деятельности
Упражнение «Дорисуй коллаж».
Цель: развитие невербального воображения, восприятия, креативного
мышления, тонкой моторики рук, эстетического восприятия красоты;
закрепление цвета, оттенков; привитие правил работы в коллективе (умение
делиться, работать вместе).
Когда коллаж готов, все дети выступили, берём мелки, краски и
оформляем эстетически придуманную сказку, дорисовываем некоторые
элементы, которых нам не хватает. Все происходит под музыку «Шум моря и
звуки дельфинов, чаек», «Звуки фортепиано и дельфинов».
После завершения работы с коллажом, прикрепляем его на видное место
– выставку (для дальнейшего конкурса). Психолог приглашает детей
отдохнуть
на
берег
моря.
Психоэмоциональный
этюд
«Возле
моря». «Релаксация на берегу моря» под «Морской прибой, дельфины».
Психолог: «Ребята, пока вы отдыхали, мне пришла ещё одна телеграмма
от Принцессы Сказки, ей очень понравилась наша история. Вместе с
телеграммой пришла посылка с сюрпризом!!!»
Сюрпризный момент: награждение наклейками за активное участие в
занятии (жетонная система).
Завершающий этап
Психолог: «А теперь ребята пришло время возвращаться домой, в наш
любимый детский сад». Закрываем глаза и насчет «раз, два, три»
оказываемся дома…»
Рефлексия
занятия: закрепление
понятий
«писатель»,
«сюжет»,
«фантазия», «воображение», «сочинять».
Психолог: «Ребята,
вам
понравилось
сегодняшнее
занятие?
Что
понравилось больше всего? Чей герой показался вам самым интересным?»
Ритуал «Прощание».