Напоминание

"Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии"


Автор: Хаткевич Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "СОШ ТЦО" Дошкольное отделение №3
Населённый пункт: Всеволожский район, ГП Токсово, В/Г 61
Наименование материала: Программа по арт-терапии "Сказкотерапия"
Тема: "Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа арт-терапии.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у

сказки»

(использование метода «сказкотерапии»)

Цель занятия: развитие творческих способностей детей дошкольного

возраста.

Задачи занятия:

1. Развитие творческого воображения и фантазии.

2.

Стимулирование

творческого

самовыражения,

способности

к

«самопрезентации».

3. Развитие эмоционально – волевой сферы.

Время проведения: 45 мин.

Оснащение: демонстрационный материал (сюжетные картинки для

беседы), книжки, раскраски, картинки (которые можно использовать для

вырезания героев), ватман (либо обои), ножницы «с тупым наконечником»

(детские), клей-карандаши, восковые мелки, краски, карандаши, маркеры,

посылка (коробочка для сюрпризного момента); диск с музыкой.

Ход занятия

Дети заходят в зал, становятся в круг, берутся за руки, и, улыбаясь друг

другу, здороваются, после чего садятся в круг на ковёр.

Вводный этап

Эмоциональная игра «Пульс».

Цель: научить

детей

слушать

своё

сердце;

прививать

доверие,

отзывчивость;

воспитывать

чуткость,

доброту;

игра

способствует

положительной групповой динамике, сплочению группы.

Психолог рассказывает о сердечке, показывает, как нужно и можно

услышать свое сердечко (положить правую ладонь на левую часть грудной

клетки). А затем в тишине показывает, как можно почувствовать свой пульс

(у виска, на руке). Дети упражняются на себе, проверяют пульс друг друга.

Упражнение «Подари тепло своего сердца».

Цель: воспитание приветливости, доброты, чуткости.

Психолог говорит «Ребята, а теперь давайте положим руку на наше

сердечко и мысленно вложим в нее все свое тепло, доброту, улыбку, любовь

и дружбу, и подарим друг другу». Каждый ребёнок прикладывает к своему

сердцу ручку. Закрывают глаза, представляют тепло своего сердца и, открыв

глазки, посылают друг другу тепло своего сердца.

Основной этап

Беседа с репродуктивными вопросами (с использованием сюжетных

картинок).

Цель: активизация воображения, фантазии, творческих способностей,

познавательных процессов.

Беседа с репродуктивными вопросами: «Кто придумывает и пишет нам

сказки?» «Кто такой писатель? Чем он занимается?», «Вы любите слушать

сказки?», «А сочинять?», «Какой ваш любимый сказочный герой?»,

«Почему?», «Хотели бы вы превратиться на один день писателем и

придумать свою сказку?»

Под

музыку

«В

гостях

у

сказки»

психолог

приглашает

детей

отправиться в гости к Принцессе Сказке. Дети закрывают глаза, и под

спокойную музыку отправляются в сказку. На счёт один-два-три открывают

глаза.

Психолог: «Ребята, мы с вами превратились в писателей. Я получила

телеграмму от Принцессы Сказки. Она придумала для нас с вами задание.

Если удастся справиться с ним, тогда нас ждёт сказочное волшебство, но это

пока сюрприз».

Упражнение. Коллективная работа методом «Коллаж».

Цель: повышение

уровня

сплочённости

в

группе,

повышение

эмоционального фона настроения в группе; развитие словарного запаса,

вербального (сочинение сказки) и невербального воображения (создание

иллюстрации

к

сказке);

стимулирование

творческого

самовыражения,

способности к «самопрезентации».

Психолог предлагает выбрать среди картинок, книжек, иллюстраций

разложенных на полу, 1-2 героев из понравившейся сказки. Объясняет

ребятам, что сказка будет одна – общая, а не у каждого своя, но с разными

героями.

Выбираются герои, затем вырезается картинка. Работа проводится под

музыку

(«Пение

птиц»,

«Звуки

природы»),

которая

способствует

активизации продуктивной деятельности.

Психолог: «Ребята, давайте посмотрим, какие герои у нас хотят

поучаствовать в сказке?»

Придумывание названия сказки. Сочинение.

Психолог помогает ребятам определиться с названием сказки, если они

затрудняются. После того как название придумано, по кругу (можно по

желанию), начинается повествование сказки. Ребенок говорит несколько слов

о своем герое, а затем приклеивает его на коллаж. И так каждый по кругу

продолжает сказку своим дополнением, связывая свой сюжет с выбранным

героем.

Психогимнастика

Пальчиковая игра «Бабочка».

Цель: снятие напряжения.

Чтобы руки смогли превратиться в бабочку, их нужно скрестить в

запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив

пальцы. Бабочка сложила крылья. А теперь бабочка взлетает с цветка!

Ладони остаются выпрямленными и напряженными, пальцы не сгибаются –

ведь бабочка не может согнуть крылья, они у нее всегда прямые.

Пальчиковая игра «Пирожки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения.

Действия: просеиваем муку (ладошками); разобьем яйца (о ребро

ладони); солим правой ручкой; сластим левой ручкой; мнем тесто; отбиваем

кулаками; берем скалку – раскатываем; печем пирожки; делаем гребешки –

пальчики соединяются все по очереди с большим; укладываем на противень

– ставим в духовку; нюхаем – вдох, выдох; достаем пирожки, снимаем с

противня; угощаем всех и кушаем сами, говорим: «Вам, вам, вам»; все

кушают, жуют, гладят животики; вытираем пот со лба.

Тренинг эмоций

Игра «Баба-Яга».

Цель: стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

Дети становятся в круг.

- Давайте покажем злую Бабу-Ягу: она кричит: «У-у-у!», топает ногами,

клацает зубами, хмурит брови, руками машет, прыгает.

- Давайте подразним Бабу-Ягу:

Баба-Яга, костяная нога,

Печку топила, кашу варила.

- Вам нравится такая Баба-Яга?

Психолог знакомит детей с народной мудростью: «Добро век не

забудется».

- Как вы это понимаете?

- Давайте попросим Принцессу Сказки превратить злую Бабу-Ягу в

добрую, ласковую.

Игра «Добрая Баба-Яга»

Цель: развитие творческого воображения и фантазии, стимулирование

творческого самовыражения, способности к «самопрезентации».

Детям предлагается изобразить с помощью мимики и пантомимики

весёлую Бабу-Ягу.

Минутка изобразительной деятельности

Упражнение «Дорисуй коллаж».

Цель: развитие невербального воображения, восприятия, креативного

мышления, тонкой моторики рук, эстетического восприятия красоты;

закрепление цвета, оттенков; привитие правил работы в коллективе (умение

делиться, работать вместе).

Когда коллаж готов, все дети выступили, берём мелки, краски и

оформляем эстетически придуманную сказку, дорисовываем некоторые

элементы, которых нам не хватает. Все происходит под музыку «Шум моря и

звуки дельфинов, чаек», «Звуки фортепиано и дельфинов».

После завершения работы с коллажом, прикрепляем его на видное место

– выставку (для дальнейшего конкурса). Психолог приглашает детей

отдохнуть

на

берег

моря.

Психоэмоциональный

этюд

«Возле

моря». «Релаксация на берегу моря» под «Морской прибой, дельфины».

Психолог: «Ребята, пока вы отдыхали, мне пришла ещё одна телеграмма

от Принцессы Сказки, ей очень понравилась наша история. Вместе с

телеграммой пришла посылка с сюрпризом!!!»

Сюрпризный момент: награждение наклейками за активное участие в

занятии (жетонная система).

Завершающий этап

Психолог: «А теперь ребята пришло время возвращаться домой, в наш

любимый детский сад». Закрываем глаза и насчет «раз, два, три»

оказываемся дома…»

Рефлексия

занятия: закрепление

понятий

«писатель»,

«сюжет»,

«фантазия», «воображение», «сочинять».

Психолог: «Ребята,

вам

понравилось

сегодняшнее

занятие?

Что

понравилось больше всего? Чей герой показался вам самым интересным?»

Ритуал «Прощание».



В раздел образования