Напоминание

«Подготовка учащихся к сценическому выступлению»


Автор: Гантковская Ольга Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ" МО г. Армавир
Населённый пункт: г. Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Подготовка учащихся к сценическому выступлению»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Подготовка учащихся к сценическому выступлению»

Проблема психологической подготовки музыканта к выступлению – одна из

важнейших тем в исполнительском искусстве. Нет музыканта, который ни разу бы

не волновался перед выходом на сцену. Но дети младшего возраста не волнуются,

так как они ещё не знают, что традиция поведения исполнителя включает

обязательное волнение. Более того, им нравится выступать на сцене. Уже к 3-4

классу дети получают твердую установку на волнение (обычно от педагогов,

старших товарищей или родителей). В последующие годы эта установка

закрепляется.

Римский-Корсаков часто повторял, что волнение тем больше, чем хуже

выучено произведение. Нередко причиной излишнего волнения является боязнь

играть наизусть. В большинстве случаев, это страх «нечистой совести». Сочинение

либо недостаточно прочно выучено на память, либо недавно выучено, и ученик еще

не успел в него «выграться». Но даже если исполнитель уверен в качестве освоения

музыкального материала, негативное психологическое состояние может помешать

успешному выступлению.

Внутренние психологические причины зачастую обусловлены индивидуально-

типологическими

особенностями

личности,

типом

нервной

системы,

темпераментом.

К числу главных внутренних причин волнения можно отнести чрезмерную

концентрацию человека на своем «я». Весьма распространено мнение, что причина

волнения кроется в скромности человека, неверии в свои способности, недооценке

дарования. Однако может быть, что причина волнения заключается в переоценке

своих способностей, в чрезмерном любовании собой. Собственному выступлению

придается слишком большое значение. «Как бы кто не подумал, что я

недостаточно… (профессионален, талантлив, музыкален, техничен и т.п.)!» В

данном случае рекомендуется сосредотачивать внимание на самом произведении, а

не на том, как выглядишь со стороны, какую оценку получишь. Иными словами,

снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение

«победы» или «поражения».

Большинство людей боятся публичных выступлений из-за страха сделать

ошибку перед всеми. Эта тревога еще больше усиливает вероятность ошибок. А от

них не застрахованы даже профессиональные исполнители. Но они не считают

свои ошибки препятствием к успеху, а наоборот - хорошим стимулом для развития.

Секрет в том, чтобы относиться к ним как к случайностям и развивать умение

быстро выходить из трудных положений.

Боязнь чужого мнения, оценивания, критики – распространенная причина

многих страхов, внутренних зажимов. Одним из стрессовых факторов является

«присутствие

значимых

людей»

во

время

деятельности

человека.

Этими

«значимыми» людьми могут оказаться и неприятные для нас люди, и, наоборот,

любимые. Например, кого-то может взволновать присутствие друзей или родителей

на экзамене, тогда как присутствие преподавателей будет беспокоить меньше.

Накануне экзамена школьнику следует подумать над тем, нужна ли ему «группа

поддержки» в лице родителей или друзей, или ему комфортнее справляться с

переживаниями самостоятельно.

1. Поэтому тренировка навыков комфортного пребывания на сцене для многих

музыкантов

является

необходимостью.

Большое

значение

для

устранения

чрезмерного волнения имеют частые выступления. Сцена должна стать привычным

«рабочим

местом»

музыканта-исполнителя.

Люди,

выполняющие

работу,

действительно

связанную с риском для жизни, практически не волнуются,

несмотря на объективную опасность их труда. Достигнув определенного уровня

профессионализма, они просто выполняют работу. Поэтому нужно как можно

больше находится на сцене. Даже не как музыкант, а просто, например, уносить-

выносить стулья.

Также для тренировки полезно устраивать маленькие домашние концерты -

собирать родственников, соседей, друзей, представляя при этом зал с комиссией.

Можно отрепетировать концерт в присутствии детских кукол, представляя, что это

зрители на концерте - рассадить их в пустом зале на кресла, имитируя присутствие

зрителей. В случае волнения перед устным ответом у доски, можно использовать

этот же способ, или же рассказывая материал перед зеркалом.

2. Один из способов по преодолению сценического волнения - представить

результат, который хотите получить. Некоторые заранее проигрывают в мыслях

свой провал во всех страшных подробностях. В этот момент им нужно заставить

себя остановиться, отвлечься от этих мыслей. Можно представить себе ситуацию в

смешном виде, мысленно надев на свою аудиторию клоунские костюмы или

прокрутив ситуацию в быстром темпе. И представить себе свое выступление в

самом выгодном виде.

Мысленно

отрепетировать

ситуацию

успешного

выступления.

Можно

попробовать с максимальной яркостью представить атмосферу ожидаемого в

будущем

публичного

выступления

зрительный

зал,

членов

комиссии,

«значимых» людей, и как можно глубже и отчётливее «вжиться» в представляемую

обстановку вплоть до мельчайших подробностей. Но с обязательным «хэппи

эндом».

Таким образом, программируется ум и тело на тот благоприятный

результат, который нужен.

3. Аналогично действует и ролевая подготовка. Ее смысл заключается в том,

что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед ответственным выступлением,

вопреки своему состоянию начинает играть роль человека, который уверен в себе и

ничего не боится. Молодому музыканту можно посоветовать представить себе

уверенного и смелого концертанта, а может - любимого киногероя, на которого ему

хотелось бы быть похожим. Далее надо с максимально возможной полнотой

постараться вжиться в этот образ. Надо скопировать манеру держаться этого

человека,

разговаривать,

смеяться,

как

он,

перенять

манеру

сидеть

за

инструментом. При этом внутри неминуемо будет рождаться новое психическое

состояние, в котором будут преобладать настроения уверенности и мажорного

мироощущения. Если робкий и застенчивый пианист или скрипач во время

аутогенного погружения будет достаточно долго и уверенно, а главное – с большим

убеждением говорить себе: «Я первоклассный исполнитель, у меня свободные и

непринужденные движения, мне нравится играть при большом стечении публики»,

«Я играю, как Рахманинов» (Паганини, Горовиц, Венявский и т.д.), «Я получаю

огромное наслаждение от своей игры», - он наверняка в значительной мере

избавится от гнетущего чувства уязвимости во время публичного выступления.

4.

Перед

самим

выступлением

рекомендуется

хорошо

отдохнуть

и

постараться, чтобы на день выступления не попадали другие стрессовые события,

типа визита к стоматологу.

5.

Для

людей

с

повышенной

возбудимостью

желательно

проводить

предконцертный

период

в

спокойном

состоянии,

избегая

будоражащих

впечатлений. Для людей, отличающихся уравновешенностью, бывает полезно

слегка «взвинтить» себя перед концертом.

6. Перед самим выступлением в процессе разыгрывания рук перед концертом

нужно помнить о такой психологической особенности исполнителя, как темпы

проигрывания: игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену обычно ведет

к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной

энергии. Полезнее будет играть гаммы и упражнения или медленно проигрывать

небольшие куски.

7. Если вы замечаете, что у вас трясутся и потеют руки, то постарайтесь

«помочь» им в этом. Намеренно сделайте так, чтобы они тряслись и потели еще

больше, и если вам это удастся, то через некоторое время вы заметите, что дрожь

прошла. Это объясняется тем, что, усилив дрожь, вы смогли ее контролировать.

Научившись ее контролировать, вы можете полностью от нее избавиться.

8.

Перед выходом на сцену бывает полезна короткая, но достаточно

интенсивная нагрузка (один из очень известных музыкантов выполнял несколько

отжиманий от пола), перед шагом на сцену сделать глубокий выдох и выйти

твердой походкой "от бедра". Перед первым звуком опустить плечи, расслабить

мышцы.

9. И помнить о дыхании. Тревога вызывает напряжение мускулов грудной

клетки и горла, прерывая доступ кислорода к легким, дыхание становится боле

учащенным и неглубоким. Глубокое дыхание снабдит легкие и мозг кислородом. А

также для того, чтобы успокоиться - резкий и сильный вдох (лучше через нос) -

медленный выдох через рот вдвое длиннее вдоха; активизировать - медленный

вдох и резкий выдох (ха). Проделать раза 3-4. Чтобы дыхание было ровным,

считаем про себя: на три счета – вдох, на три – выдох.

10. Перед самим выступлением представить, что оно уже успешно состоялось.

Представить то облегчение, ту радость, которую испытываешь после этого. И сразу

плечи становятся легкими и свободными, волнение отступает.

Ну и, конечно, разным исполнителям необходимы различные приемы

самонастроя. Единого «рецепта» преодоления сценического волнения для всех нет

и быть не может. Каждый вправе выбирать то «лекарство», которое на него

оказывает положительное воздействие.



В раздел образования