Напоминание

СТАТЬЯ


Автор: Кулешова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ: детский сад
Населённый пункт: город Асино, Томской области
Наименование материала: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ ВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: СТАТЬЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кулешова Мария Николаевна, воспитатель.

Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я пойму.

Позволь мне сделать самому, и я научусь

(Конфуций)

Организация научно-исследовательской деятельности с воспитанниками -

это составная часть обучения и воспитания детей нашей группы на

современном этапе. Детям 3-4 лет присуще наглядно-действенное мышление

именно поэтому они очень любят экспериментировать, что соответствует этим

возрастным особенностям. В дошкольном возрасте эксперимент является

ведущим, а в первые три года — практически единственным способом

познания мира.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий

экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.

Знания, почерпнутые ребенком не из книг, а добытые самостоятельно, всегда

являются осознанными и более прочными. В нашей группе эксперименты

незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое

целое.

Наблюдение

является

непременной

составной

частью

любого

эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы

и ее результатов. Например, наши малыши, отвечая на вопрос «Можно ли

увидеть воздух?», давали разные ответы. Чтобы ответить на вопрос, вместе с

детьми был проведён цикл экспериментов, чтобы пронаблюдать наличие

воздуха в окружающем мире. Дети «ловили» воздух в пакеты, перемещали его

с помощью вееров, дули в трубочку на руку и в воду с лодочкой. В итоге

сделали вывод: воздух без цвета, но его можно ощутить, услышать,

почувствовать, воздух обладает силой, может быть холодным и теплым и т.д.

В экспериментировании существует связь с изобразительной дея-

тельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем

точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то

же время, чем глубже ребенок изучит объект, в процессе ознакомления с

природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной

деятельности. Например, с нашими детьми второй младшей группы мы учились

смешивать краски и получать новые цвета. Малыши получили неожиданные

результаты, что очень их удивило и порадовало. Они сопоставили полученные

цвета со знакомыми им овощами и фруктами: «как баклажан», «как слива»,

«как апельсин» и т.д.

Не

требует

особого

доказательства

связь

экспериментирования

с

формированием элементарных математических представлений. Во время

проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять,

сравнивать, определять форму и размер, массу, производить иные операции.

Все это придает математическим представлениям реальную значимость и

способствует их осознанию. В то же время владение математическими опера-

циями облегчает экспериментирование.

В летний период на прогулке мы с детьми наблюдали поведение тел в

воде. Дети погружали в воду предметы из всевозможных материалов, разных

размеров, форм, масс, цвета. Мы сделали вывод: тела могут плавать на

поверхности, тонуть, находиться в воде. Чтобы предмет не утонул, необходимо

закрепить его на предмете, который не тонет, например, на пенопласте или на

деревянном бруске.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и

предметным трудом.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей

трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для

экспериментирования,

с

другой

экспериментирование,

особенно

вызывающее

у

ребенка

большой

интерес,

способствует,

развитию

наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Наши эксперименты с водой продолжились зимой. Придя с прогулки,

дети принесли на своей одежде и обуви комочки снега. Пока ребята

раздевались, снег растаял, и на полу появились лужи. «Откуда на полу вода?

Кто разлил?» Так возникла необходимость в проведении экспериментов и

опытов с водой. Малыши узнали, что вода может быть жидкостью, твердым

телом (льдом) и газом (паром).

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие

речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при

формулировании цели, выдвижении гипотез, во время обсуждения методики и

хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко

выражать свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение

знаний способствует развитию речи.

На прогулке при уборке участка мы нашли несколько стеклянных

осколков. Я предупредила об осторожности обращения со стеклянными

предметами. Дети меня засыпали вопросами «Почему? Как? Зачем?». Так

возникла необходимость в проведении экспериментальной деятельности «В

мире стекла». Предварительно родителям было дано задание – принести

стеклянные предметы обихода для организации мини музея «Всё из стекла».

На занятии мы рассматривали предметы из разных материалов и давали

определения: из дерева – деревянный, из бумаги – бумажный, из пластмассы –

пластмассовый, из стекла – стеклянный…

Рассмотрев стеклянные стаканчики, мы узнали, что стекло прозрачно;

передает тепло; может быть гладким, шершавым, ребристым; очень хрупкое –

легко разбивается.

Недавно мы проводили эксперимент с луком. Каждый ребенок посадил

свою луковицу в землю. В течение недели дети наблюдали и зарисовывали

изменения,

происходящие

с

луковицами.

А

затем

подвели

итог

экспериментальной деятельности: кто редко поливал, у того зеленые стрелки

лука появились позже.

В ходе экспериментов у детей формируются не только экологические

знания, но и развиваются речевые навыки, а также такие психические

процессы, такие как: мышление, память, воображение и восприятие.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности —

чтением

художественной

литературы,

с

музыкальным

и

физическим

воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. А может, я ошибаюсь?

Используемая литература

Белошистая А. Занятия по математике: Развиваем логическое мышление

//Дошкольное воспитание, 2004 - № 9

Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Уч. Пособие –

м.: Педагогическое общество Россия, 2003

Развитие логической памяти у детей. Под ред. Смирнова А.А. М.: Педагогика,

1976



В раздел образования