Автор: Кулешова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ: детский сад
Населённый пункт: город Асино, Томской области
Наименование материала: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ ВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: СТАТЬЯ
Раздел: дошкольное образование
СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кулешова Мария Николаевна, воспитатель.
Расскажи мне и я забуду.
Покажи мне и я пойму.
Позволь мне сделать самому, и я научусь
(Конфуций)
Организация научно-исследовательской деятельности с воспитанниками -
это составная часть обучения и воспитания детей нашей группы на
современном этапе. Детям 3-4 лет присуще наглядно-действенное мышление
именно поэтому они очень любят экспериментировать, что соответствует этим
возрастным особенностям. В дошкольном возрасте эксперимент является
ведущим, а в первые три года — практически единственным способом
познания мира.
При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий
экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.
Знания, почерпнутые ребенком не из книг, а добытые самостоятельно, всегда
являются осознанными и более прочными. В нашей группе эксперименты
незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое
целое.
Наблюдение
является
непременной
составной
частью
любого
эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы
и ее результатов. Например, наши малыши, отвечая на вопрос «Можно ли
увидеть воздух?», давали разные ответы. Чтобы ответить на вопрос, вместе с
детьми был проведён цикл экспериментов, чтобы пронаблюдать наличие
воздуха в окружающем мире. Дети «ловили» воздух в пакеты, перемещали его
с помощью вееров, дули в трубочку на руку и в воду с лодочкой. В итоге
сделали вывод: воздух без цвета, но его можно ощутить, услышать,
почувствовать, воздух обладает силой, может быть холодным и теплым и т.д.
В экспериментировании существует связь с изобразительной дея-
тельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем
точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то
же время, чем глубже ребенок изучит объект, в процессе ознакомления с
природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной
деятельности. Например, с нашими детьми второй младшей группы мы учились
смешивать краски и получать новые цвета. Малыши получили неожиданные
результаты, что очень их удивило и порадовало. Они сопоставили полученные
цвета со знакомыми им овощами и фруктами: «как баклажан», «как слива»,
«как апельсин» и т.д.
Не
требует
особого
доказательства
связь
экспериментирования
с
формированием элементарных математических представлений. Во время
проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять,
сравнивать, определять форму и размер, массу, производить иные операции.
Все это придает математическим представлениям реальную значимость и
способствует их осознанию. В то же время владение математическими опера-
циями облегчает экспериментирование.
В летний период на прогулке мы с детьми наблюдали поведение тел в
воде. Дети погружали в воду предметы из всевозможных материалов, разных
размеров, форм, масс, цвета. Мы сделали вывод: тела могут плавать на
поверхности, тонуть, находиться в воде. Чтобы предмет не утонул, необходимо
закрепить его на предмете, который не тонет, например, на пенопласте или на
деревянном бруске.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и
предметным трудом.
Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей
трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для
экспериментирования,
с
другой
—
экспериментирование,
особенно
вызывающее
у
ребенка
большой
интерес,
способствует,
развитию
наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Наши эксперименты с водой продолжились зимой. Придя с прогулки,
дети принесли на своей одежде и обуви комочки снега. Пока ребята
раздевались, снег растаял, и на полу появились лужи. «Откуда на полу вода?
Кто разлил?» Так возникла необходимость в проведении экспериментов и
опытов с водой. Малыши узнали, что вода может быть жидкостью, твердым
телом (льдом) и газом (паром).
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие
речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при
формулировании цели, выдвижении гипотез, во время обсуждения методики и
хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко
выражать свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение
знаний способствует развитию речи.
На прогулке при уборке участка мы нашли несколько стеклянных
осколков. Я предупредила об осторожности обращения со стеклянными
предметами. Дети меня засыпали вопросами «Почему? Как? Зачем?». Так
возникла необходимость в проведении экспериментальной деятельности «В
мире стекла». Предварительно родителям было дано задание – принести
стеклянные предметы обихода для организации мини музея «Всё из стекла».
На занятии мы рассматривали предметы из разных материалов и давали
определения: из дерева – деревянный, из бумаги – бумажный, из пластмассы –
пластмассовый, из стекла – стеклянный…
Рассмотрев стеклянные стаканчики, мы узнали, что стекло прозрачно;
передает тепло; может быть гладким, шершавым, ребристым; очень хрупкое –
легко разбивается.
Недавно мы проводили эксперимент с луком. Каждый ребенок посадил
свою луковицу в землю. В течение недели дети наблюдали и зарисовывали
изменения,
происходящие
с
луковицами.
А
затем
подвели
итог
экспериментальной деятельности: кто редко поливал, у того зеленые стрелки
лука появились позже.
В ходе экспериментов у детей формируются не только экологические
знания, но и развиваются речевые навыки, а также такие психические
процессы, такие как: мышление, память, воображение и восприятие.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности —
чтением
художественной
литературы,
с
музыкальным
и
физическим
воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. А может, я ошибаюсь?
Используемая литература
Белошистая А. Занятия по математике: Развиваем логическое мышление
//Дошкольное воспитание, 2004 - № 9
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Уч. Пособие –
м.: Педагогическое общество Россия, 2003
Развитие логической памяти у детей. Под ред. Смирнова А.А. М.: Педагогика,
1976