Напоминание

Роль детской художественной литературы в формировании личности и всестороннем развитии ребенка


Авторы: Иванова Мария Андреевна, Макарова Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Чувашская Республика г.Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: Роль детской художественной литературы в формировании личности и всестороннем развитии ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль

в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но

и все человечество,

мир в целом.

Заложенные

в

дошкольном

детстве

образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты

определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и

состояние всей цивилизации.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развитие культуры

речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И.

Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В.

Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова

и др.)

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни

и в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет

опираться

всё

последующее

знакомство

с

огромным

литературным

наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на

этой основе - усвоения языка.

Художественная литература служит могучим, действенным средством

умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает

огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает

эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы

русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают

лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность,

напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед

ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь

юмором,

живыми

и

образными

выражениями,

сравнениями.

(Н.С.

Карпинская).

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное

произведение доносит до них взрослый.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда.

Тот,

кто

читает,

много

знает.

Если

ребенок

понимает

содержание

прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты,

если объединены усилия воспитателей и родителей.

Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного

возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство

детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у

взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной

культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и

компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека.

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в

клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели

дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом

педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги,

обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе

личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях

восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии,

педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и

критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми,

телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом

выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у

младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в

структуре свободного времени детей. Многие современные дети не знают

героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и

компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои,

но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот

уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и

эмоциональное

и

нравственное

воспитание,

и

многие

составляющие

гармоничного развития личности.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память,

внимание,

воображение,

не

усваивает

и

не

использует

опыт

предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать

выводы.

Книга

же,

напротив,

дает

возможность

домыслить,

“дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает

креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством

умственного,

нравственного

и

эстетического

воспитания

детей,

она

оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет

ребенку

жизнь

общества

и

природы,

мир

человеческих

чувств

и

взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает

воображение

и

дает

дошкольнику

прекрасные

образцы

русского

литературного языка.

Наша задача – приобщение воспитанников к детской литературе и детскому

чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были

грамотными читателями. Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый

должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать

те книги, которые будут важны для ребенка, следить за новинками детской

литературы, уметь интересно беседовать с ребенком, быть искренним в

выражении своих чувств

.



В раздел образования