Авторы: Сапронова Ольга Васильевна, Гаврилей Варвара Сергеевна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида" №37
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Совместное творчество родителей и педагога в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Совместное творчество родителей и педагога в нравственно-патриотическом
воспитании дошкольников.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов
дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями,
чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической
культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических
умений, навыков. Повышение педагогической культуры родителей разрешает
сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его
использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы
начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить,
радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт
«жить среди людей». Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны,
каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательный
и образовательный процессы, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить
интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных
мероприятиях детского сада. Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно
стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-
ориентированной модели взаимодействия взрослых. Семья и детский сад - два важных
института социализации детей. Для всестороннего развития ребёнка необходимо их
взаимодействие. «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий
гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно
приходить к детям», – эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе
воспитателя с детьми, и с их родителями. Работа по сотрудничеству с родителями
складывалась не просто. Родители без особого интереса и желания принимали участие в
совместных мероприятиях, посещаемость родительских собраний оставляла желать
лучшего. Ситуацию нужно было менять. Благодатной темой для установления тесного
сотрудничества с семьёй явилось нравственно патриотическое воспитание дошкольников.
Ведь работу в этом направление нельзя реализовать в полном объёме без тесного
взаимодействия с родителями воспитанников.
С чего мы начали. Первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с
семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и практический.
Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по нравственно-
патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по
данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе.
Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с
родителями. Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму
блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в
вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли
такие традиционные формы работы с родителями как групповые родительские собрания
– постоянная форма взаимодействия с семьёй.
Немаловажную
роль
играет
печатная информация.
Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества
являются индивидуальные беседы, консультации. Затем мы перешли к последнему блоку
– практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и
разнообразны.
В детском саду проходят праздники и развлечения. На наших праздниках
родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к
праздникам родители вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют
костюмы.
Также родители участвуют в совместных театральных постановках, совместных
выставках «Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки
из овощей, сезонные выставки.
• Совместная работа «Мастерская Деда Мороза», «У мамы руки золотые». Досуги,
праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «День защитников
Отечества».
• Родители наших воспитанников помогают и в организации и оформлении предметно-
развивающей среды детского сада. Одним из эффективных средств формирования
положительного
отношения
к
своей
семье
является
знакомство
с
семейным
фотоальбомом. В таких альбомах представлены семейные фотографии, листая подобный
альбом, ребёнку несомненно вспомнятся самые яркие и добрые фрагменты из жизни,
захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями. Тематика фотоальбомов
разнообразна: «Моя семья», «Мой Воронеж».
Ещё одной традицией стало проведение «Недели добрых дел». В течении данной недели
родители изготовили кормушки для птиц, и скворечники.
Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек,
дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Это и начало нравственно-
патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к
родителям, своей семье.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение
ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью
возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение
детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой
живешь. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию
эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также
сохранению
вертикальных
семейных
связей.
Таким
образом,
нравственно-
патриотическое
воспитание
детей
–
одна
из
основных
задач
дошкольного
образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с
родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и
терпения,
так
как
в
молодых
семьях
вопросы
воспитания
патриотизма,
гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Необходимо отметить, что в последнее время у людей наблюдается интерес к
исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в
разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям
начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: с нашими родителями.
Основной целью проведения выставок «Герб семьи», «Девиз семьи» является воспитание
любви к своим родным, семье.
У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей
страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать
историю своего народа.
Мы совместно с родителями посетили музей, познакомили детей с жизнью, бытом и
творчеством русского народа.
Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии,
ощущают любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывают чувство
защищенности, не стесняются открыто проявлять свои чувства, высказывать желание и
быть уверенным, что его поймут, самые близкие люди – его родители.
Внравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в
особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи
дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и
трудовых подвигов необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед
Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Важно
подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в
названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.