Напоминание

Совместное творчество родителей и педагога в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.


Авторы: Сапронова Ольга Васильевна, Гаврилей Варвара Сергеевна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида" №37
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Совместное творчество родителей и педагога в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Совместное творчество родителей и педагога в нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов

дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями,

чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической

культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических

умений, навыков. Повышение педагогической культуры родителей разрешает

сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его

использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.

Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы

начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить,

радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт

«жить среди людей». Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны,

каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательный

и образовательный процессы, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить

интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных

мероприятиях детского сада. Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно

стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-

ориентированной модели взаимодействия взрослых. Семья и детский сад - два важных

института социализации детей. Для всестороннего развития ребёнка необходимо их

взаимодействие. «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий

гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно

приходить к детям», – эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе

воспитателя с детьми, и с их родителями. Работа по сотрудничеству с родителями

складывалась не просто. Родители без особого интереса и желания принимали участие в

совместных мероприятиях, посещаемость родительских собраний оставляла желать

лучшего. Ситуацию нужно было менять. Благодатной темой для установления тесного

сотрудничества с семьёй явилось нравственно патриотическое воспитание дошкольников.

Ведь работу в этом направление нельзя реализовать в полном объёме без тесного

взаимодействия с родителями воспитанников.

С чего мы начали. Первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с

семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и практический.

Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по нравственно-

патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по

данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе.

Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с

родителями. Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму

блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в

вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли

такие традиционные формы работы с родителями как групповые родительские собрания

– постоянная форма взаимодействия с семьёй.

Немаловажную

роль

играет

печатная информация.

Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества

являются индивидуальные беседы, консультации. Затем мы перешли к последнему блоку

– практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и

разнообразны.

В детском саду проходят праздники и развлечения. На наших праздниках

родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к

праздникам родители вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют

костюмы.

Также родители участвуют в совместных театральных постановках, совместных

выставках «Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки

из овощей, сезонные выставки.

• Совместная работа «Мастерская Деда Мороза», «У мамы руки золотые». Досуги,

праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «День защитников

Отечества».

• Родители наших воспитанников помогают и в организации и оформлении предметно-

развивающей среды детского сада. Одним из эффективных средств формирования

положительного

отношения

к

своей

семье

является

знакомство

с

семейным

фотоальбомом. В таких альбомах представлены семейные фотографии, листая подобный

альбом, ребёнку несомненно вспомнятся самые яркие и добрые фрагменты из жизни,

захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями. Тематика фотоальбомов

разнообразна: «Моя семья», «Мой Воронеж».

Ещё одной традицией стало проведение «Недели добрых дел». В течении данной недели

родители изготовили кормушки для птиц, и скворечники.

Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек,

дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Это и начало нравственно-

патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к

родителям, своей семье.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение

ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью

возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение

детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой

живешь. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию

эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также

сохранению

вертикальных

семейных

связей.

Таким

образом,

нравственно-

патриотическое

воспитание

детей

одна

из

основных

задач

дошкольного

образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с

родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и

терпения,

так

как

в

молодых

семьях

вопросы

воспитания

патриотизма,

гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Необходимо отметить, что в последнее время у людей наблюдается интерес к

исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в

разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям

начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: с нашими родителями.

Основной целью проведения выставок «Герб семьи», «Девиз семьи» является воспитание

любви к своим родным, семье.

У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей

страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать

историю своего народа.

Мы совместно с родителями посетили музей, познакомили детей с жизнью, бытом и

творчеством русского народа.

Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии,

ощущают любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывают чувство

защищенности, не стесняются открыто проявлять свои чувства, высказывать желание и

быть уверенным, что его поймут, самые близкие люди – его родители.

Внравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в

особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи

дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и

трудовых подвигов необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед

Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Важно

подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в

названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.



В раздел образования