Напоминание

"ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР"


Автор: Ивашкина Наталия Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей "МОк №2"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР"
Раздел: начальное образование





Назад





ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Ивашкина Н. В.
учитель начальных классов МБОУ «Лицей «МОК № 2» Советского района г. Воронежа
Краткая аннотация.
В статье рассматривается роль дидактических игр в познавательном развитии младших школьников. Обобщается опыт работы учителей начальной школы по развитию у учащихся познавательных УУД.
Ключевые слова:
деятельность, школа, начальная, проект, задания, урок, активность, познавательные. Современное общество ставит перед будущим поколением свои задачи, и решать их нужно творчески, индивидуально. Новые стандарты обучения предъявляют к выпускникам свои требования, включая и интеллектуальное развитие. Учитель начальных классов призван не только научить детей читать, писать, решать задачи, но и научить каждого ребенка творчески мыслить, уметь самостоятельно найти необходимую информацию по теме, применить полученные знания в практической деятельности. Одной из задач начальной школы является развитие интеллектуальных способностей, развитие критического мышления и творческих способностей младших школьников. Именно учитель намечает индивидуальный маршрут своего ученика и ведет его к поставленной цели. От этого пути развития зависит дальнейшее развитие и обучение ребенка. В процессе обучения и развития учителю необходимо строить образовательный процесс с учетом возрастных, психологически, физических качеств личности. Как мы знаем, ведущей деятельностью дошкольника является игра. Придя в первый класс, происходит смена ведущей деятельности. Младший школьник теперь осваивает азы наук. Но, можно ли резко сменить вид деятельности? Нет. Этот переход для ребенка должен происходить плавно. Поэтому в своей работе я учитываю этот фактор. Образовательный и воспитательный процесс строю с учетом игровой деятельности. При построении уроков использую активные и игровые методы обучения. Начало урока можно начать с красивого стихотворения, девиза или игрового момента. На положительный настрой можно настроить ребят, используя игру «Подарок другу». Дети передают под музыку подарок друг другу и высказывают пожелания своим товарищам. Подарок получит тот, у кого останется подарок после окончания музыки. Перед началом урока можно предложить ребятам подарить свои улыбки одноклассникам и учителю. Дети младшего возраста будут проявлять наибольшую познавательную активность, если включить в урок игровые моменты. Например, к нам на урок приходят разные сказочные герои с заданиями, мы отправляемся в виртуальные путешествия, решаем проблемные ситуации. Большую помощь в активизации познавательной деятельности учащихся оказывают различные интерактивные игры и тренажёры, созданные по теме урока и с учетом задач занятия. Задания тренажеров позволяют детям не только выполнить конкретное задание, но и формируют личностные, регулятивные УУД. За правильно выполненное задание дети получают виртуальный подарок или одобрение героя. Как стараются дети выполнить задание без ошибок! Для активизации деятельности детей, перед началом изучения новой темы, выясняю, что дети уже знают и умеют, а чему еще предстоит научиться. В процессе практической деятельности, наблюдений и экспериментов, дети сами приходят к новому открытию и делают выводы. С целью формирования коммуникативных и познавательных УУД организую групповую работу, включая ее в общий сценарий учебного занятия. Активизируют познавательную деятельность учащихся индивидуальные творческие задания. Дети, работая в группе или самостоятельно, составляют для своих одноклассников
тесты, викторины, кроссворды, кластеры. На уроке эти работы предлагаются одноклассникам. Такая работа не оставит равнодушным даже самого равнодушного школьника. Большой интерес у учащихся вызывает работа над проектами. Дети изучают материал по теме и представляют его своим одноклассникам. Защита проекта включает не только сообщение научных сведений, ни и игровые материалы. Это могут быть загадки, кроссворды, ребусы, викторины. За правильные ответы дети получают поощрительные призы. Формированию познавательной активности детей способствует участие в интеллектуальных конкурсах, играх. Регулярно в классе проводится «Конкурс юных эрудитов». В подборе заданий активное участие принимают ученики. Во внеклассной работе также большое внимание уделяется познавательному развитию детей. На классных часах часто проводятся интеллектуальные игры, викторины, конкурсы. Форма их организации различна: «Крестики – нолики», «Поле Чудес», «Путешествие по…», «Своя игра», КВНы и конкурсы по предметам. В подготовке мероприятий и подборе заданий важное значение придается активности детей. При организации интеллектуальных игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, так как младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Главное чувство, которое дети испытывают на таких занятиях – удивление. А именно - с удивления начинается мышление и желание постигать новое. Жизнь школьников, лишённых удивления и радости открытий очень бедна. Задача учителя – наполнить школьные будни своих учеников радостью открытий, удивлений. Главная награда учителя за его труд – желание детей познавать новое каждый день, удивлять их чем-то новым и интересным, давать детям простор для творчества и самостоятельности.
Используемая литература:
1. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. - № 4. - с.63-68. 2. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа. 2006. - № 5. - с.30-31.


В раздел образования