Напоминание

Жилин и Костылин- два разных характера, две разных судьбы( по рассказу " Кавказский пленник").


Автор: Бильданова Дрия Ямалетдиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Елховокустинская СОШ
Населённый пункт: Ульяновская область,Новомалыклинский район,село Елховый Куст
Наименование материала: Разработка урока литературы по ФГОС в 5 классе
Тема: Жилин и Костылин- два разных характера, две разных судьбы( по рассказу " Кавказский пленник").
Раздел: полное образование





Назад




Технологическая карта урока Тема :
Жилин и Костылин- два разных характера, две разных судьбы( по рассказу « Кавказский пленник»).
Учитель : Бильданова Д.Я.. Дата проведения: 19.01.15г УМК: В.Я.Коровина. Класс- 5. Цели:
- деятельностная
: формирование способности к восприятию нового знания, систематизации и обобщению изученных знаний, как средства для построения нового способа действия,
содержательная
: организация деятельности учащихся по активизации и актуализации знаний по творчеству Толстого, организация работы с повестью» Кавказский пленник», развитие творческого воображения. Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД 1. Этап мотивации Приветствует, проверяет готовность к уроку. Организует работу с эпиграфом: «Война не сказка об Иване, И мы её не золотим..» Б.Пастернак. - Почему война не сказка? - Что значит- мы её не золотим? - Почему именно с этого эпиграфа я начала сегодняшний урок? - Что вы помните об этой войне? Готовятся к уроку. Читают эпиграф, отвечают на вопросы учителя. Война приносит смерть, страдания, даже если и заканчивается победой, то сколько страданий приносит, как дорого эта победа достаётся. О ней нельзя говорить с радостью, в ней нет положительных сторон. Это война на Кавказе между русскими и горцами(чеченами, татарами..), которые не желали терять своей свободы, самая продолжительная война в истории нашей страны.. Принятие и сохранение учебной задачи(Р), Построение речевого высказывания в устной и письменной форме(П).
2. Актуализация знаний. Война-это испытание на прочность, выносливость, человечность. В рассказе изображены два офицера. Назовите их. Какая тема урока? Цели? Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать офицер? Назовите основные эпизоды, где мы их видим. Называют героев, тему и цели урока(Ответы:Жилин и Костылин, два разных характера, сравнить их поведение в одних и тех же ситуациях). Перечисляют качества офицер(смелость, отвага, ответственность.) Называют эпизоды с Жилиным и Костылиным. ( попали в плен, выкуп, в плену, 1 побег, 2 побег). Формулирование собственного мнения(К), Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование(П),Принятие и сохранение учебной задачи(Р). 3. Проблемное объяснение нового материала. Организует работу по группам( формирование групп в зависимости от сложности задания).
1 группа
.( на оценку 3). Найдите в тексте и выпишите детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Заполните краткими цитатами таблицу. В словаре выясните значение слов: колода и удалой и охарактеризуйте героев.
2 группа
( на оценку 3). Как ведут себя Жилин и Костылин, когда с них требуют выкуп? Почему по –разному? Как вы Работают в группах. ( 1 группа).Костылин- мужчина грузный, толстый…Жилин хоть не велик ростом, а удал был. Колода- о толстом неповоротливом человеке. Удалой- полный удали. ( 2 группа).Костылин пишет письмо родным, чтобы выкупили его, а Жилин сначала торгуется, потом пишет, но адрес указал неверно. Костылин знает, что родные найдут деньги, а Жилин понимает, что матери взять денег негде, он надеется только на себя. Жилин достоин уважения. Осуществление необходимой информации для выполнения учебных задач(П),Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К),Принятие и сохранение учебной задачи(Р),Формирование границ собственного знания и « незнания»(Л).
относитесь к каждому из них?
3 группа
( на оценку 4). Перечислите причины, по которым Жилин и Костылин- офицеры оказались в плену. Могла ли ситуация разрешиться по –другому? При каких условиях?
4 группа
( на оценку 4). Почему о жизни Жилина в плену целый рассказ, а о жизни Костылина-лишь несколько фраз? Чьё поведение вам больше нравится и почему?
5 группа
( на оценку 5). Почему Костылин во время побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Что значит- обуза? Чтобы правильно ответить , выпишите глаголы, обозначающие действия Жилина, и глаголы, обозначающие действия Костылина.
6 группа
( на оценку 5). Сравните второй побег с первым, в чём разница, заполните таблицу. ( 3 группа). Костылин струсил и бросил Жилина одного, ружьё было только у Костылина, один Жилин с татарами ничего сделать не смог, тем более без ружья, да ещё татары убили лошадь Жилина. Она упала и придавила ему ногу. Ситуация, может, разрешилась бы по – другому, если бы Костылин не ускакал. ( 4 группа).Костылин в плену ничего не делал, только ждал ответа, писал письма, да спал, а Жилин жил, лечил, делал кукол, высматривал, готовился к побегу. Поведение Жилина нравится. ( 5 группа).Глаголы- действия Жилина: полез, выбрался, почёсывает, поднялся, примечает, снял, бросил, пошёл, попрыгивает, осмотрелся… Глаголы-действия Костылина: зацепил, загремел стал отставать, изрезал, одёт покряхтывает, отстаёт, охает.. Обуза- то, что мешает,
тяготит, лишнее. ( 6 группа). 1 побег: двое, Костылин мешает, помощников нет, заблудились; 2 побег: Жилин один, никто не мешает, была помощница-Дина. 4. Первичное закрепление. Организует работу по вопросам: От чего зависит, что люди, оказавшиеся в одних и тех же ситуациях, ведут себя по –разному? Почему героев, оказавшихся в плену, было двое, а рассказ называется «Кавказский пленник»? Рассуждают, высказывают своё мнение.( Ответ: всё зависит от человека, автор имел в виду одного Жилина, он достоин уважения, внимания). Поиск разнообразных способов решения задач(П),Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной(К),Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок(Р),Формирование границ собственного знания и незнания(Л). 5. Самостоятельная работа. Организует работу с составлением синквейна: Костылин, Жилин., Следит за выполнением задания. Составляют синквейн.( Жилин Храбрый, добрый Трудится, высматривает, готовится Под лежачий камень вода не течёт Молодец). Принятие и сохранение учебной задачи(Р),Формулирование собственного мнения(К),Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задачи(П). 6. Этап рефлексии. Подводит итоги урока, объявляет оценки и домашнее задание. Подводят итоги урока, выставляют оценки, записывают домашнее задание. Адекватное восприятие оценки учителя(Р),Осуществление пошагового и итогового контроля по результату(Р),
Умение задавать вопросы(К).


В раздел образования