Напоминание

"Игровое взаимодействие «Круг» - ресурс в развитии коммуникативно – речевой деятельности с детьми раннего возраста"


Автор: Емельянова Наталья Анатольевна
Должность: Учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГБУЗ НСО "Региональный специализированный дом ребёнка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игровое взаимодействие «Круг» - ресурс в развитии коммуникативно – речевой деятельности с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Новосибирской области

«Региональный специализированный дом ребёнка»

Игровое взаимодействие «Круг» -

ресурс в развитии коммуникативно – речевой деятельности

с детьми раннего возраста

Опыт работы учителя – дефектолога

в разновозрастной группе дома ребёнка

Емельяновой Натальи Анатольевны

Материал представлен на семинаре – практикуме «Этапы

коммуникативно – речевой адаптации детей в доме ребёнка»,

февраль, 2020г.

2020г.

Большинство воспитанников дома ребёнка имеют трудности в освоении

коммуникативно – речевой области развития. Причина этому, как правило,

состояние эмоциональных переживаний, которые характерны для детей в

период поступления в учреждение. Именно эти эмоциональные нарушения

влияют

на

все

психические

функции

и

навыки

ребёнка,

которые

формируются с запаздыванием. У наших детей всегда есть угроза социальной

дезадаптации. В фокусе внимания у специальных педагогов – базовые

потребности детей раннего возраста: безопасность эмоциональная, которую

обеспечивает весь персонал группы, и особая роль в этом у значимого

близкого взрослого; благополучие ребёнка – ежедневный опыт коммуникации

со взрослыми и сверстниками и развитие навыков, которые помогают ребёнку

быть активным в настоящий момент его жизни. Способность ребёнка

самостоятельно общаться – проявлять инициативу к общению «ребёнок –

взрослый», «ребёнок – ребёнок», поддерживать «речевое» взаимодействие –

это его путь к социальному благополучию. И для нас наиболее важной

является задача содействовать развитию

речи у ребёнка как средства

общения.

В течение пяти лет мы освоили и внедрили в практику групповой работы

с разновозрастной группой игровое коммуникативное занятие «Круг»,

которое

доказало

положительную

значимость

и

результативность

в

поддержке активности и участия ребёнка в нерегламентированной ситуации

игрового обучения. В игровом занятии участвуют 3-5 детей в возрасте от двух

до четырёх лет, в том числе, дети с ОВЗ. Подготовка, выбор содержания,

приёмов работы направлены на понимание уровня мотивации и навыков в

общении каждого ребёнка. За содержание материала отвечают специальные

педагоги: учитель – дефектолог и педагог – психолог. Главной фигурой

групповой коммуникации всегда является воспитатель группы. Он – самый

близкий и значимый для детей человек. Ребёнок доверяет своему взрослому,

лучше всего подражает ему, учится у него. Групповая форма работы для

детей дома ребёнка необходимая часть коррекционно – педагогической

работы. Специальные педагоги, которые курируют группу (учитель –

дефектолог,

педагог

психолог)

заботятся

о

том,

чтобы

все

дети

разновозрастной группы в коммуникативно – игровом занятии получили

индивидуальный опыт доречевой и речевой коммуникации: подражание

мимике, жестам, ритмизованным действиям и речи.

Наш многолетний опыт доказывает, что принципы и содержание игрового

занятия «Круг» хорошо способствуют вовлечённости педагогов групп в

научении детей разным способам возможной коммуникации. Для детей

раннего возраста наиболее важным результатом мы считаем освоение детьми

навыков подражания и собственной коммуникативно – речевой инициативы и

активности. Мы эти навыки у детей получаем - и значительно снижаем риск

отставания в нервно – психическом развитии и социальной дезадаптации.

Для персонала групп: воспитателей, медицинских сестёр и помощников

воспитателей регулярно проводятся мастер – классы в группе с обучением

навыкам

в

проведении

индивидуальных

упражнений

с

детьми

по

коммуникативно – речевому развитию, где все присутствующие взрослые –

участники игровой коммуникации «Круг» осваивают методику.

Предлагаемые методические материалы «Групповая коммуникация

«Круг» как форма игрового занятия в режиме дня группы» являются

руководством к действию персонала групп и всех специалистов дома ребёнка.

Групповая коммуникация

«Круг»

как форма игрового занятия в режиме дня группы

Что такое Круг?

В лечебной педагогике традиционно используются ритмические игры в

кругу. Такие занятия положительно влияют на состояние детей с самыми

разными нарушениями.

Обычно занятия в группе начинаются с того, что дети и педагоги

собираются вместе и садятся в круг на стульчики или на пол, чтобы

поздороваться и поиграть. Это первое общее занятие помогает детям

включиться в групповой день, побуждает их к активности, способствует

развитию общения.

Зачем нужен Круг? Какие задачи на нем решаются?

Индивидуальные занятия с педагогом позволяют сформировать

эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Эмоционально

значимая связь со взрослым не только расширяет представления ребенка об

окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Так начинается

процесс социализации ребенка, его адаптации к окружающему миру.

Однако невозможно представить себе процесс социализации ребенка без

опыта общения с другими детьми. В норме у детей в 2–3 года появляется

потребность в общении друг с другом, с возрастом эта потребность

увеличивается. В общении со сверстниками ребенок усваивает правила

поведения, развивается его эмоциональная и волевая сфера, подражательная

деятельность.

У детей с нарушениями развития множество психических функций и

навыков формируется с запаздыванием, в том числе и навыки общения.

Поэтому необходима специально организованная среда, в которой ребенок

может

увидеть

других

детей,

начать

подражать

им,

научиться

взаимодействовать, соблюдать правила поведения.

Главная программная задача:

Развивать способы общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и

сверстниками:

Смотреть в лицо собеседнику (зрительное внимание)

Слушать собеседника (слуховое внимание)

Совместное внимание к предмету, деятельности

Делать выбор материала, действия, высказывания

Подражать речи

Соблюдать очередность (в выполнении действий и речевых реакциях)

Понимать вербальные сообщения, жестовые сообщения

Общаться с помощью речи

Формировать готовность к совместной деятельности со взрослым и

сверстниками (сотрудничество)

Главная цель занятия «Круг» - дать каждому ребёнку возможность

получить опыт такого взаимодействия с другими детьми, освоить разные

формы такого взаимодействия — от мимики, жестов, подражания до

способности коммуникации с помощью слова).

На занятии решаются как общие задачи, направленные на социальное и

эмоциональное развитие ребёнка, так и специфические, непосредственно

связанные с особенностями развития детей группы.

Подходы (принципы) групповой коммуникации «Круг» с точки

зрения психического здоровья воспитанников

Для нас психическое здоровье маленького ребёнка это эмоциональная

безопасность, которую обеспечивает взрослый, благополучие (естественная

среда и комфорт в ней), развитие (стимулы соответствуют потребностям

ребёнка и возможностям его здоровья)

Безопасность

Принцип предсказуемости:

обеспечение надёжного социального окружения для каждого ребёнка

(«свой» взрослый)

сообщение детям (ребёнку) о предстоящих событиях

предоставление детям (ребёнку) времени на понимание ситуации, на

начало действия, на самостоятельность и активность (паузы)

наблюдение за реакциями и действиями детей (ребёнка) и адекватная

поддержка

Благополучие

Принцип естественной среды:

среда понятная

доступная

комфортная (для детей с ОВЗ опора – тело взрослого или

индивидуальный стульчик)

количество одинаковых предметов (игрушек) соответствует количеству

детей

Развитие

Принцип учёта индивидуальных потребностей и возможностей ребёнка

выбор методов и способов научения навыкам коммуникации и игры

отдельно для каждого ребёнка (количество инструкций, повторов и

т.д.)

групповая работа с маленькими детьми (инструкция и обратная вязь

одновременно для всех детей; инструкция и обратная связь для

каждого ребёнка отдельно)

С игрушкой мы выполняем ритмизованное действия все вместе, с

подражанием, потом с игрушкой выполняет каждый ребёнок.

Инструкция взрослого: мишка играет с Олей. Все дети наблюдают.

Потом новая инструкция: мишка играет с Серёжей. Все дети

наблюдают.

Круг способствует:

- активизации зрительного и слухового внимания;

- стимуляции сенсорного развития;

- стимуляции тактильного взаимодействия ребенка с другими;

- развитию подражания;

- развитию способности к переключению внимания и др.

«Круг» может использоваться в групповых занятиях для детей с

различными видами нарушений.

Содержание «Круга», его ход и основная направленность игр всегда

связаны с уровнем готовности ребенка к установлению эмоционального

контакта со взрослым и с другими детьми.

5 правил в «круге»

1. Ведущий — ключевая фигура, он организует весь ход занятия. Остальные

взрослые — наравне с детьми выполняют все задания и оказывают помощь

детям.

2. Взрослый не управляет ребёнком, а только помогает направляющими

движениями

3. Взрослый не ограничивает ребёнка в пространстве

4. Взрослый не удерживает ребёнка при отказе от взаимодействия

5. Взрослый не делает замечаний во время занятия

Когда, где и кто проводит «Круг»

- Фиксированный день недели

- Утреннее время «семейного часа»

- Место на ковре

- Ключевая фигура в «Круге» - воспитатель

Принципы организация занятия «Круг»

Круг хорошо знакомых взрослых и детей – на полу. Участники –

близкие детям взрослые – могут быть воспитатель, медсестра, няня,

специалисты.

Принципиально – у каждого ребенка «свой взрослый»

З

адача взрослого – помочь ведущему включить ребенка в общение

и

игру и поддерживать активность ребенка в течение всего занятия

Конспект занятия составляется один на месяц (ответственный

специальный педагог группы – логопед (дефектолог)

Единая тема для всех частей занятия

Порядок и содержание игр в течение занятия повторяется несколько раз

Взрослый не мешает ребенку действовать самостоятельно, только в

исключительном случае помогает

«Круг» чаще завершается спонтанной игрой (из практики)

Дети садятся в круг на стульчики или располагаются кружком на полу

Такое расположение ограничивает на время внешнее пространство, помогая

детям сосредоточится друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга

объединяет детей, позволяет каждому испытать единство с остальными

участниками, почувствовать себя частью группы, не нарушая при этом

личного пространства ребёнка

Дети и взрослые выступают как равноправные участники группового

занятия, все соблюдают очередность и каждый становится участником игры

Структура «Круга» чётко определена и остаётся неизменной

Содержание «Круга» учитывает сезонные изменения в природе

Важным условием проведения коммуникации «Круг» является его

эмоциональная и сенсорная насыщенность. Взрослые постоянно находятся в

контакте с детьми, эмоционально комментируют ход занятия, «заражают»

своими эмоциями детей

Основные составляющие «Круга»:

- приветствие;

- сенсорные игры;

- ритмические игры;

- игры по правилам;

- окончание занятие

Приветствие - предполагает адресное обращение к каждому, кто находится

в круге. Педагог показывает как это делается.

* Приём: взрослый – взрослый.

Я – Наташа. Поворачивается к взрослому, улыбается, смотрит в глаза,

здоровается с ним, называет его по имени и катит ему мяч. Здравствуй Люда.

Люда ловит мяч и отвечает: здравствуй Наташа. И потом возвращает мяч. И

так с каждым ребёнком. Приветствие одинаковое всем детям (можно доброе

утро Катя, можно здравствуй Катя и т.п.)

* Вариант: взяться за руки, взглянуть друг другу в глаза и хором ритмично

проговорить: здравствуйте!

* Вариант: дети берутся за руки и ритмично проговаривают: всем, всем,

всем доброе утро!

Сенсорные игры -

(

стимулируют слуховое, зрительное внимание) - способ

понять ребёнку, что его органы зрения и слуха «помогают» ему познавать

окружающее

Сенсорные игры к «Кругу» помогают поднять эмоциональный тонус

ребёнка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и

взрослых и, тем самым, развивают его коммуникативные возможности

Отдельная задача — ожидание своей очереди, способность передать

привлекательную игрушку дальше по кругу

Ритмические игры

-

это предпосылки к появлению слоговой структуры

слова. Это помощь ребёнку в активизации движения: слово помогает

движению, движение - слову

Игры по правилам - направлены на развитие у детей произвольного

внимания и памяти. Упражняют в саморегуляции, ожидании и начала

действовать самостоятельно

Окончание занятия – варианты

участвует игрушка

Ритмичное проговаривание со всеми или отдельно с каждым ребёнком:

до - сви-да-ни- Алёша, по-ка Ваня

Все берутся за руки и произносят: Всем, всем спасибо!

Какой опыт получает ребенок в «Круге»?

Умение

работать

в

группе

сверстников

усваивает

правила

социального поведения (уроки нравственности)

Эмоционально откликаться на происходящее вокруг

(замечать эмоции, адекватно реагировать)

Общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

возможными для ребенка средствами (наблюдать, выполнять действия по

подражанию, развивать речевые реакции и высказывания)

Вариант конспекта игровой коммуникации круг

для детей в возрасте 2-4 года

Чему учит круг:

тренировать зрительное и слуховое внимание

накапливать разнообразные сенсорные ощущения

слухоречедвигательную координацию

довербальную и вербальную коммуникацию

Оборудование: мяч, бубен, корзинка, бумажные птички по количеству детей,

напольная пирамидка

Каждое упражнение повторяется не менее 2-х раз.

1. Ритуал приветствия

Вот расселись малыши, до чего же хороши!

(воспитатель по очереди здоровается с каждым ребёнком с помощью мяча,

катая мяч, называет ребёнка по имени: здравствуй Маша, и т.д. Ребёнок

возвращает мяч и тоже здоровается).

Когда поздоровались со всеми, поднимаем руки вверх и ритмично хлопая

произносим: здрав-ствуй-те все!

2. Ритмизованная игра с телом: «Где же наши ручки?»

У меня пропали руки.

Где вы, рученьки мои? Прячем руки за спину.

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять! Показываем руки.

У меня пропали уши.

Где вы, ушеньки мои? Закрываем уши ладошками.

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять! Убираем ладошки

У меня пропали глазки.

Где вы, глазоньки мои? Закрываем ладошками глаза

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять! Убираем ладошки

3. Коммуникативная игра «Поиграем в бубен»

Дети по очереди берут в руки бубен, подговаривают вместе с педагогом текст

и передают друг другу:

Поиграй Алёша в бубен

Бум – бум – бум – бум,

Мы в ладоши хлопать будем,

Бум – бум – бум – бум.

Поиграй, поиграй

И Никите передай.

И так говорим про каждого ребёнка

4. Игра «Села птичка на ладошку»

- Что за крик, что за гам

Прилетели птички к нам

Дети берут из общей корзины одну птичку.

Педагог медленно читает стихотворение и показывает действия с птичкой по

тексту, дети повторяют за педагогом:

Села птичка на ладошку

Посиди у нас немножко

Посиди не улетай

Улетела птичка, ай!

5. Игра на подражание: «Гули – гули – гули – гоп»

Гули – гули – гули – гоп (хлопаем поочерёдно в ладоши и по коленкам)

Сели Машеньке на лоб (показываем)

Крылышками хлоп – хлоп (машем ладошками)

Гули – гули – гули – гоп (хлопаем поочерёдно в ладоши и по коленкам)

6. Игра по правилам: «Собираем пирамидку»

В пирамидку мы играем

Словно башню собираем

Все цвета мы подбираем

По размеру подставляем

Детям раздают большие кольца от пирамидки. Педагог называет имя ребёнка,

после чего он встаёт и надевает своё кольцо на стержень.

7. Ритуал прощания:

Хлопаем в ладоши со словами: До – сви – да – ни – я!

Составила учитель — дефектолог «РСДР» Емельянова Н. А. 2020г.



В раздел образования