Автор: Емельянова Наталья Анатольевна
Должность: Учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГБУЗ НСО "Региональный специализированный дом ребёнка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игровое взаимодействие «Круг» - ресурс в развитии коммуникативно – речевой деятельности с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Новосибирской области
«Региональный специализированный дом ребёнка»
Игровое взаимодействие «Круг» -
ресурс в развитии коммуникативно – речевой деятельности
с детьми раннего возраста
Опыт работы учителя – дефектолога
в разновозрастной группе дома ребёнка
Емельяновой Натальи Анатольевны
Материал представлен на семинаре – практикуме «Этапы
коммуникативно – речевой адаптации детей в доме ребёнка»,
февраль, 2020г.
2020г.
Большинство воспитанников дома ребёнка имеют трудности в освоении
коммуникативно – речевой области развития. Причина этому, как правило,
состояние эмоциональных переживаний, которые характерны для детей в
период поступления в учреждение. Именно эти эмоциональные нарушения
влияют
на
все
психические
функции
и
навыки
ребёнка,
которые
формируются с запаздыванием. У наших детей всегда есть угроза социальной
дезадаптации. В фокусе внимания у специальных педагогов – базовые
потребности детей раннего возраста: безопасность эмоциональная, которую
обеспечивает весь персонал группы, и особая роль в этом у значимого
близкого взрослого; благополучие ребёнка – ежедневный опыт коммуникации
со взрослыми и сверстниками и развитие навыков, которые помогают ребёнку
быть активным в настоящий момент его жизни. Способность ребёнка
самостоятельно общаться – проявлять инициативу к общению «ребёнок –
взрослый», «ребёнок – ребёнок», поддерживать «речевое» взаимодействие –
это его путь к социальному благополучию. И для нас наиболее важной
является задача содействовать развитию
речи у ребёнка как средства
общения.
В течение пяти лет мы освоили и внедрили в практику групповой работы
с разновозрастной группой игровое коммуникативное занятие «Круг»,
которое
доказало
положительную
значимость
и
результативность
в
поддержке активности и участия ребёнка в нерегламентированной ситуации
игрового обучения. В игровом занятии участвуют 3-5 детей в возрасте от двух
до четырёх лет, в том числе, дети с ОВЗ. Подготовка, выбор содержания,
приёмов работы направлены на понимание уровня мотивации и навыков в
общении каждого ребёнка. За содержание материала отвечают специальные
педагоги: учитель – дефектолог и педагог – психолог. Главной фигурой
групповой коммуникации всегда является воспитатель группы. Он – самый
близкий и значимый для детей человек. Ребёнок доверяет своему взрослому,
лучше всего подражает ему, учится у него. Групповая форма работы для
детей дома ребёнка необходимая часть коррекционно – педагогической
работы. Специальные педагоги, которые курируют группу (учитель –
дефектолог,
педагог
–
психолог)
заботятся
о
том,
чтобы
все
дети
разновозрастной группы в коммуникативно – игровом занятии получили
индивидуальный опыт доречевой и речевой коммуникации: подражание
мимике, жестам, ритмизованным действиям и речи.
Наш многолетний опыт доказывает, что принципы и содержание игрового
занятия «Круг» хорошо способствуют вовлечённости педагогов групп в
научении детей разным способам возможной коммуникации. Для детей
раннего возраста наиболее важным результатом мы считаем освоение детьми
навыков подражания и собственной коммуникативно – речевой инициативы и
активности. Мы эти навыки у детей получаем - и значительно снижаем риск
отставания в нервно – психическом развитии и социальной дезадаптации.
Для персонала групп: воспитателей, медицинских сестёр и помощников
воспитателей регулярно проводятся мастер – классы в группе с обучением
навыкам
в
проведении
индивидуальных
упражнений
с
детьми
по
коммуникативно – речевому развитию, где все присутствующие взрослые –
участники игровой коммуникации «Круг» осваивают методику.
Предлагаемые методические материалы «Групповая коммуникация
«Круг» как форма игрового занятия в режиме дня группы» являются
руководством к действию персонала групп и всех специалистов дома ребёнка.
Групповая коммуникация
«Круг»
как форма игрового занятия в режиме дня группы
Что такое Круг?
В лечебной педагогике традиционно используются ритмические игры в
кругу. Такие занятия положительно влияют на состояние детей с самыми
разными нарушениями.
Обычно занятия в группе начинаются с того, что дети и педагоги
собираются вместе и садятся в круг на стульчики или на пол, чтобы
поздороваться и поиграть. Это первое общее занятие помогает детям
включиться в групповой день, побуждает их к активности, способствует
развитию общения.
Зачем нужен Круг? Какие задачи на нем решаются?
Индивидуальные занятия с педагогом позволяют сформировать
эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Эмоционально
значимая связь со взрослым не только расширяет представления ребенка об
окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Так начинается
процесс социализации ребенка, его адаптации к окружающему миру.
Однако невозможно представить себе процесс социализации ребенка без
опыта общения с другими детьми. В норме у детей в 2–3 года появляется
потребность в общении друг с другом, с возрастом эта потребность
увеличивается. В общении со сверстниками ребенок усваивает правила
поведения, развивается его эмоциональная и волевая сфера, подражательная
деятельность.
У детей с нарушениями развития множество психических функций и
навыков формируется с запаздыванием, в том числе и навыки общения.
Поэтому необходима специально организованная среда, в которой ребенок
может
увидеть
других
детей,
начать
подражать
им,
научиться
взаимодействовать, соблюдать правила поведения.
Главная программная задача:
Развивать способы общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками:
Смотреть в лицо собеседнику (зрительное внимание)
Слушать собеседника (слуховое внимание)
Совместное внимание к предмету, деятельности
Делать выбор материала, действия, высказывания
Подражать речи
Соблюдать очередность (в выполнении действий и речевых реакциях)
Понимать вербальные сообщения, жестовые сообщения
Общаться с помощью речи
Формировать готовность к совместной деятельности со взрослым и
сверстниками (сотрудничество)
Главная цель занятия «Круг» - дать каждому ребёнку возможность
получить опыт такого взаимодействия с другими детьми, освоить разные
формы такого взаимодействия — от мимики, жестов, подражания до
способности коммуникации с помощью слова).
На занятии решаются как общие задачи, направленные на социальное и
эмоциональное развитие ребёнка, так и специфические, непосредственно
связанные с особенностями развития детей группы.
Подходы (принципы) групповой коммуникации «Круг» с точки
зрения психического здоровья воспитанников
Для нас психическое здоровье маленького ребёнка это эмоциональная
безопасность, которую обеспечивает взрослый, благополучие (естественная
среда и комфорт в ней), развитие (стимулы соответствуют потребностям
ребёнка и возможностям его здоровья)
Безопасность
Принцип предсказуемости:
обеспечение надёжного социального окружения для каждого ребёнка
(«свой» взрослый)
сообщение детям (ребёнку) о предстоящих событиях
предоставление детям (ребёнку) времени на понимание ситуации, на
начало действия, на самостоятельность и активность (паузы)
наблюдение за реакциями и действиями детей (ребёнка) и адекватная
поддержка
Благополучие
Принцип естественной среды:
среда понятная
доступная
комфортная (для детей с ОВЗ опора – тело взрослого или
индивидуальный стульчик)
количество одинаковых предметов (игрушек) соответствует количеству
детей
Развитие
Принцип учёта индивидуальных потребностей и возможностей ребёнка
выбор методов и способов научения навыкам коммуникации и игры
отдельно для каждого ребёнка (количество инструкций, повторов и
т.д.)
групповая работа с маленькими детьми (инструкция и обратная вязь
одновременно для всех детей; инструкция и обратная связь для
каждого ребёнка отдельно)
С игрушкой мы выполняем ритмизованное действия все вместе, с
подражанием, потом с игрушкой выполняет каждый ребёнок.
Инструкция взрослого: мишка играет с Олей. Все дети наблюдают.
Потом новая инструкция: мишка играет с Серёжей. Все дети
наблюдают.
Круг способствует:
- активизации зрительного и слухового внимания;
- стимуляции сенсорного развития;
- стимуляции тактильного взаимодействия ребенка с другими;
- развитию подражания;
- развитию способности к переключению внимания и др.
«Круг» может использоваться в групповых занятиях для детей с
различными видами нарушений.
Содержание «Круга», его ход и основная направленность игр всегда
связаны с уровнем готовности ребенка к установлению эмоционального
контакта со взрослым и с другими детьми.
5 правил в «круге»
1. Ведущий — ключевая фигура, он организует весь ход занятия. Остальные
взрослые — наравне с детьми выполняют все задания и оказывают помощь
детям.
2. Взрослый не управляет ребёнком, а только помогает направляющими
движениями
3. Взрослый не ограничивает ребёнка в пространстве
4. Взрослый не удерживает ребёнка при отказе от взаимодействия
5. Взрослый не делает замечаний во время занятия
Когда, где и кто проводит «Круг»
- Фиксированный день недели
- Утреннее время «семейного часа»
- Место на ковре
- Ключевая фигура в «Круге» - воспитатель
Принципы организация занятия «Круг»
Круг хорошо знакомых взрослых и детей – на полу. Участники –
близкие детям взрослые – могут быть воспитатель, медсестра, няня,
специалисты.
Принципиально – у каждого ребенка «свой взрослый»
З
адача взрослого – помочь ведущему включить ребенка в общение
и
игру и поддерживать активность ребенка в течение всего занятия
Конспект занятия составляется один на месяц (ответственный
специальный педагог группы – логопед (дефектолог)
Единая тема для всех частей занятия
Порядок и содержание игр в течение занятия повторяется несколько раз
Взрослый не мешает ребенку действовать самостоятельно, только в
исключительном случае помогает
«Круг» чаще завершается спонтанной игрой (из практики)
Дети садятся в круг на стульчики или располагаются кружком на полу
Такое расположение ограничивает на время внешнее пространство, помогая
детям сосредоточится друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга
объединяет детей, позволяет каждому испытать единство с остальными
участниками, почувствовать себя частью группы, не нарушая при этом
личного пространства ребёнка
Дети и взрослые выступают как равноправные участники группового
занятия, все соблюдают очередность и каждый становится участником игры
Структура «Круга» чётко определена и остаётся неизменной
Содержание «Круга» учитывает сезонные изменения в природе
Важным условием проведения коммуникации «Круг» является его
эмоциональная и сенсорная насыщенность. Взрослые постоянно находятся в
контакте с детьми, эмоционально комментируют ход занятия, «заражают»
своими эмоциями детей
Основные составляющие «Круга»:
- приветствие;
- сенсорные игры;
- ритмические игры;
- игры по правилам;
- окончание занятие
Приветствие - предполагает адресное обращение к каждому, кто находится
в круге. Педагог показывает как это делается.
* Приём: взрослый – взрослый.
Я – Наташа. Поворачивается к взрослому, улыбается, смотрит в глаза,
здоровается с ним, называет его по имени и катит ему мяч. Здравствуй Люда.
Люда ловит мяч и отвечает: здравствуй Наташа. И потом возвращает мяч. И
так с каждым ребёнком. Приветствие одинаковое всем детям (можно доброе
утро Катя, можно здравствуй Катя и т.п.)
* Вариант: взяться за руки, взглянуть друг другу в глаза и хором ритмично
проговорить: здравствуйте!
* Вариант: дети берутся за руки и ритмично проговаривают: всем, всем,
всем доброе утро!
Сенсорные игры -
(
стимулируют слуховое, зрительное внимание) - способ
понять ребёнку, что его органы зрения и слуха «помогают» ему познавать
окружающее
Сенсорные игры к «Кругу» помогают поднять эмоциональный тонус
ребёнка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и
взрослых и, тем самым, развивают его коммуникативные возможности
Отдельная задача — ожидание своей очереди, способность передать
привлекательную игрушку дальше по кругу
Ритмические игры
-
это предпосылки к появлению слоговой структуры
слова. Это помощь ребёнку в активизации движения: слово помогает
движению, движение - слову
Игры по правилам - направлены на развитие у детей произвольного
внимания и памяти. Упражняют в саморегуляции, ожидании и начала
действовать самостоятельно
Окончание занятия – варианты
участвует игрушка
Ритмичное проговаривание со всеми или отдельно с каждым ребёнком:
до - сви-да-ни- Алёша, по-ка Ваня
Все берутся за руки и произносят: Всем, всем спасибо!
Какой опыт получает ребенок в «Круге»?
Умение
работать
в
группе
сверстников
–
усваивает
правила
социального поведения (уроки нравственности)
Эмоционально откликаться на происходящее вокруг
(замечать эмоции, адекватно реагировать)
Общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
возможными для ребенка средствами (наблюдать, выполнять действия по
подражанию, развивать речевые реакции и высказывания)
Вариант конспекта игровой коммуникации круг
для детей в возрасте 2-4 года
Чему учит круг:
тренировать зрительное и слуховое внимание
накапливать разнообразные сенсорные ощущения
слухоречедвигательную координацию
довербальную и вербальную коммуникацию
Оборудование: мяч, бубен, корзинка, бумажные птички по количеству детей,
напольная пирамидка
Каждое упражнение повторяется не менее 2-х раз.
1. Ритуал приветствия
Вот расселись малыши, до чего же хороши!
(воспитатель по очереди здоровается с каждым ребёнком с помощью мяча,
катая мяч, называет ребёнка по имени: здравствуй Маша, и т.д. Ребёнок
возвращает мяч и тоже здоровается).
Когда поздоровались со всеми, поднимаем руки вверх и ритмично хлопая
произносим: здрав-ствуй-те все!
2. Ритмизованная игра с телом: «Где же наши ручки?»
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои? Прячем руки за спину.
Раз, два, три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять! Показываем руки.
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои? Закрываем уши ладошками.
Раз, два, три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять! Убираем ладошки
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои? Закрываем ладошками глаза
Раз, два, три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять! Убираем ладошки
3. Коммуникативная игра «Поиграем в бубен»
Дети по очереди берут в руки бубен, подговаривают вместе с педагогом текст
и передают друг другу:
Поиграй Алёша в бубен
Бум – бум – бум – бум,
Мы в ладоши хлопать будем,
Бум – бум – бум – бум.
Поиграй, поиграй
И Никите передай.
И так говорим про каждого ребёнка
4. Игра «Села птичка на ладошку»
- Что за крик, что за гам
Прилетели птички к нам
Дети берут из общей корзины одну птичку.
Педагог медленно читает стихотворение и показывает действия с птичкой по
тексту, дети повторяют за педагогом:
Села птичка на ладошку
Посиди у нас немножко
Посиди не улетай
Улетела птичка, ай!
5. Игра на подражание: «Гули – гули – гули – гоп»
Гули – гули – гули – гоп (хлопаем поочерёдно в ладоши и по коленкам)
Сели Машеньке на лоб (показываем)
Крылышками хлоп – хлоп (машем ладошками)
Гули – гули – гули – гоп (хлопаем поочерёдно в ладоши и по коленкам)
6. Игра по правилам: «Собираем пирамидку»
В пирамидку мы играем
Словно башню собираем
Все цвета мы подбираем
По размеру подставляем
Детям раздают большие кольца от пирамидки. Педагог называет имя ребёнка,
после чего он встаёт и надевает своё кольцо на стержень.
7. Ритуал прощания:
Хлопаем в ладоши со словами: До – сви – да – ни – я!
Составила учитель — дефектолог «РСДР» Емельянова Н. А. 2020г.