Напоминание

"Методичка по релаксации для детей раннего возраста"


Автор: Тарганова Алла Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУЗ НСО "Региональный специализированный дом ребенка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методичка по релаксации для детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




государственное бюджетное учреждение здравоохранения НСО

«Региональный специализированный дом ребенка»

Методичка по релаксации для

детей раннего возраста

Подготовила педагог – психолог Тарганова А.Н.

2020г.

1

Релаксация (от лат. relaxatio – ослабление, расслабление) – глубокое

мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического

напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и

произвольной, достигнутой в результате применения специальных

прихофизиологических техник.

Актуальность: В доме ребенка находятся дети раннего возраста, с

ограниченными возможностями развития. Поэтому необходимо использовать

те способы, которые смогут улучшить здоровье, повысить умственные

способности, снизить стресс и утомляемость, возбудимость и эмоциональное

возбуждение.

Даже небольшое количество времени отведенное в течении дня на

релаксацию ( пассивное слушание музыки, дыхание, физические

упражнения, игры, арт -терапия, мышечные усилия и расслабления),

позволяет снизить стрессовые состояния, утомляемость и напряжение.

Цель работы: Сохранение здоровья детей с помощью релаксации.

Задача: Воздействовать на эмоциональное и психологическое состояние

детей с помощью релаксации.

Что такое релаксация для детей? Это самый лучший способ снятия

напряжения (нервного, физического и психического), а также расслабления,

что позволяет ликвидировать фактор раздражения.

Что дает релаксация?

-снимает нервное напряжение, устраняет последствия стрессовых ситуаций,

укрепляет нервную систему;

-релаксация благотворно влияет на физиологическое состояние организма;

-релаксация способствует эффективной умственной деятельности, повышает

трудоспособность и активность:

- релаксация позволяет достичь спокойствия.

Ребенок устал? Что может помочь? А помочь могут - физминутки,

подвижные игры и упражнения, просто сесть или лечь и что приятное

представить или просто полежать под музыку, успокоиться, подышать или

наоборот выполнить физические упражнения в виде мышечного напряжения

или расслабления.

2

Релаксация в доме ребенка применяется давно. Релаксация используется на

занятиях по физической культуре, музыкальных занятиях, на занятиях, после

занятий, в течении дня. Релаксация используются на физкультурных

занятиях в заключительной части. Релаксация проводится психологом в

темной сенсорной комнате (необыкновенный свет, много разных световых

эффектов, мягкая среда).

При релаксации дети могут лечь на пол, могут принять любую удобную позу,

очень полезны наклоны и потягивания тела. Музыка служит фоном.

Упражнения на мышечные расслабления проводятся сотрудником,

работающим с детьми (психологом, воспитателем и медсестрой). Такие

занятия могут являться элементом оздоровительного курса. Простая игровая

релаксация для детей используется воспитателями в течении дня.

Расслабление вызывается специальными игровыми приемами, каждый из

которых, как правило, имеет образное название (это способно увлечь детей).

Дети выполняют упражнения на расслабление, не только копируя движения

воспитателя. Дети перевоплощаются и входят в заданный им образ. Новые

игры способны заинтересовать ребенка, что позволяет ему хорошо

расслабиться. Эффект от занятия заметен сразу по спокойному выражению

лица, ритмичному и ровному дыханию и т. д.

В зависимости от возраста детей, особенностей здоровья (дети с

ограниченными возможностями здоровья), релаксация с детьми раннего

возраста длится от 5 до10-15 минут.

Методы релаксации

3

Водные процедуры

Когда ребенок испытывает сильное психоэмоциональное напряжение ему

можно предложить: попить, принять теплый душ, умыться или несколько

минут подержать в воде руки по локоть, игры с водой.

Арт- терапия

Арт- терапия, это все что относится к искусству, но делается не с целью

достичь высокого художественного результата, а с целью расслабиться в

процессе. Арт- терапия – это рисование, лепка из пластилина и теста,

раскрашивание картинок и мандал, работа с природным и пластическим

материалом, коллаж, конструирование. Методика организации арт-терапии

может быть директивной и недирективной. Недирективная форма

предполагает самостоятельный выбор ребенком фигурки для лепки,

материала и цвета.

4

методы

релаксации

аромате

рапия

дыхатель

ные

техники

арт-

терапия

лекарстве

нная

релаксац

ия

сон

музыка

массаж

рассслабл

яющий

физичес

кие

упражнен

ия

водные

процеду

ры

Медитация

Музыка может использоваться, как фон на занятиях, в какой –то

отрезок. Дети что-то рисуют, лепят, строят - музыка звучит как фон.

Во всех вариантах игра, занятие проводится с использованием

медитативной музыки. Цель – релаксация.

1.

Рисование на сухом песке.

2.

Рисование на мокром песке .

3.

Создание мандалы на песке, круге, тарелке с использованием

мелких предметов (ракушек, фасоли, макарон, бусинок и пр.).

4.

Создание рисунка, мандалы на листе бумаги, промазанной

клеем, с использованием разноцветного и разнофактурного

песка, природного материала (методом посыпания). Работа

осуществляется только с помощью рук. После высыхания

рисунок, мандала может долго сохраняться.

5.

Пересыпание песка из разных емкостей, игры с песком.

6.Строительство домиков из очень мокрого песка (методом

натекания).

5

Послушать музыку

В релаксациях, проводимых в режиме дня, важно дать ребенку

почувствовать свое тело, его собственный тонус, показать возможности им

управлять, научить расслабляться при напряжении. И в этом процессе детям

помогает музыка, ее образное начало, средства выразительности (динамика,

метроритм, темп). Релаксации могут проводиться в конце занятий,

требующих от ребенка большого напряжения и таким образом снимать его,

или в начале занятия, когда после двигательной активности от детей

требуется определенный настрой на занятие. Музыкальное сопровождение

для релаксаций используется в аудиозаписи, произведения подбираются в

соответствии и с образом, и с задачей релаксации.

6

способы

релаксации

дыхани

е

послуша

ть

музыку

попеть

самому

пение

колыбел

ьных

успокаива

ющие

рассказы,

сказки

посмотреть

любимый

мультфи

льм

укачиван

ие

рассматр

ивать

картинки

"Сухой

бассейн"

релаксац

ионные

игры

поглаж

ивание

упражне

ния на

релаксац

ию

"Темная

сенсорная

комната"

Вариантом релаксации под музыку (в аудиозаписи) может быть мини-

сценарий, условно обозначенный как «музыкальный сон». Такая релаксация

может проводиться лежа (на ковре, кровати) после активной деятельности

детей, прогулки. Продолжительность музыкального сна 5—7 мин. Его

тематика может быть различна: «На лесной лужайке», «Малыш на берегу

моря», «На волшебном облаке». После одно -двухминутного дыхания в

индивидуальном для ребенка темпе детям предлагается один из вариантов

рассказа на фоне звучащей музыки в аудиозаписи — «Волшебство леса» и

др. После релаксации сеанс завершается разными движениями

(потягиванием с открытыми глазами, хлопками в ладоши, глубоким вдохом и

выдохом и т. п.).

Слушать сказки.

Воспитатель рассказывает перед сном, расслабляющие сказки. Релаксация

для детей дошкольного возраста перед сном проводится именно с ними.

Сюжет их прост и понятен для ребенка. Сказочный персонаж в таких

историях всегда должен хотеть спать и в конце крепко засыпать. Голос

рассказчика - монотонный и плавный. Это успокаивает и расслабляет

малыша. Он отключается от окружающего и засыпает.

Придумать релаксационную сказку не сложно. Следует только соблюдать

некоторые правила:

ребенок должен хорошо знать главного персонажа сказки и любить его;

текст истории составляется с применением простых предложений;

повторы слов, способствующие покою и расслаблению;

в конце сказки главный герой должен обязательно уснуть;

голос рассказчика обязательно должен быть тихим.

Если одну и ту же релаксационную сказку рассказывать много раз, то у

ребенка выработается условный рефлекс, позволяющий ему быстро и

спокойно уснуть.

Расслабление наступит и под умиротворяющую мелодию, а также под звуки

природы. Перед засыпанием в спальне включаем музыку (звуки природы,

дождя…).

7

Особенности выполнения релаксационных упражнений детьми раннего

возраста:

- Время выполнения одного упражнения не более 2-3 минут.

- Большинство упражнений направлено на расслабление определенных

групп мышц.

Релаксация может включать в себя как многоразовое выполнение одного

упражнения, так и комплекса из 3-4 упражнений на разные группы мышц. -

Завершение релаксации только на позитиве.

Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и

текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил.

Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей

восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного

применения.

Обучающее занятие (основы расслабления).

Выберите место на ковре или теплом полу, где вы можете расположиться

вместе с ребенком. Вы – рядом, но не касаетесь друг друга.

1. Тебе надо лечь на спину, чтобы было удобно и приятно отдохнуть вместе

со мной несколько минут. Мы просто поговорим и расслабимся, отдохнем.

Ты видишь, что я тоже здесь, на коврике, вместе с тобой. Закрой глаза, и

представь себе…

2. Глазки твои закрыты. Послушай, что я тебе расскажу: Мы с тобой сейчас

оказались на солнечной полянке, где тихо стрекочут кузнечики, летают

разноцветные бабочки и чуть слышно поют птицы. Ветерок легко касается

твоего лица, ручек и всего тела. Тебе очень тепло и приятно, ты – отдыхаешь,

расслабляешься. (Звучит негромкая музыка релаксации – «Звуки природы»).

3. Когда закончится музыка - ты откроешь глаза, и силы вернутся к тебе,

настроение будет радостным и бодрым.

Дети лежат на ковре и слушая музыку успокаиваются, отдыхают.

Предлагаем детям представить что-то, уже на следующем этапе - когда их

уровень развития будет этому соответствовать.

Релаксационные игры, упражнения.

8

Релаксационные игры – это способ снятия психоэмоционального

напряжения у детей раннего возраста. Дети нередко находятся в состоянии

высокого психоэмоционального возбуждения (адаптационный стресс, кризис

трех лет, усталость). Релаксационные игры помогут снять

психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные

эмоции, успокоят его и наладят сон.

Цель игр-релаксаций: снятие психоэмоционального напряжения,

нормализация мышечного тонуса, улучшения настроения.

Упражнения по психической релаксации предлагается детям в игровой

форме. Психорелаксационые упражнения проводятся хотя бы один раз в

день, поэтому включены в режим дня детей.

В упражнениях используются образы сказочных персонажей, любимых

детьми зверей, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют.

Тексты для психорелаксации должны соответствовать возрастному

восприятию, не содержать отрицание «не» и слов, вызывающих дискомфорт.

Взрослый произносит текст спокойным, доброжелательным голосом, в

медленном темпе. Каждое упражнение сопровождается музыкой, которая

служит фоном, снимающим психоэмоциональное напряжение.

Существуют разные релаксационные игры.

1.Игры помогающие достичь состояния релаксации путем чередования

сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела:

«Льдинки»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в льдинки. Ведущий: «Вы -

льдинки. Вас только что принесли с улицы. Льдинки твердые как камень.

Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко,

льдинка стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими,

расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела...»

«Ручки-ножки»

Хлоп-хлоп, где наши ручки?

Топ-топ, где наши ножки?

Хлоп-хлоп, вот наши ручки!

Топ-топ, вот наши ножки!

9

Дети встают в круг, выполняют движения, в конце упражнения уронить

ручки вниз и похлопать по коленочкам.

2. Игры помогающие добиться состояния релаксации путем чередования

ритмичного дыхания и дыхания с задержкой:

«Согреем птичку»

Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.

Дети сидят в кругу на стульях. Педагог показывает воображаемую птичку,

рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее

своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Педагог рассказывает, что птичка

согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких

вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы

трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

3.Игры с прищепками – релаксация достигается путем сжимания и

разжимания кистей рук с обычной бельевой прищепкой.

4.Игры «усыплялки», колыбельные, рассказ взрослым релаксационных

сказок.

Аудио - фонотека для релаксации.

1. «Веселая планета» (мелодии из европейской фольклорной музыки).

(«Приход весны», «Волшебный май», «Веселый охотник», «Домик у ручья»,

«Кукушечка».).

2.Вечное движение моря («Бесконечное море», «Наши друзья киты»,

«Следы на песке», «Тайна океанов», «Прогулка по волнам»).

3.Волшебные голоса природы « Малыш в деревне» ( Утро на ферме .

Итальянская песенка. Петр Чайковский.; Вечер на ферме; Лошади.

Итальянская полька. Сергей Рахманинов.).

4. Волшебные голоса природы «Малыш и мама».

5.Волшебные голоса природы «Малыш у озера».

6.Волшебные голоса природы «Малыш на лугу».

10

7.Дети океана («Океан», «Братья по разуму», «Хорошие новости»,

«Путешествие в глубину», «Ты не один», « Твои мечты», «По волнам»,

«Ласковая мама», «Дети океана», «Танец дельфинов», « Мы будем

вместе».).

8.Звуки природы Т. Гомез. («Звуки природы», « Все птички здесь», « Песня с

фермы», «Кукушка», «Песня с фермы», «Лошади бегут», «Звуки природы для

ребенка», «Дождь начинается», «Дождь начинается», «Красивый ручей»,

«Шепчущие ветра», «Маленькие волны»).

9. Классика для детей (П. Чайковский «Детский альбом»: «Игра в

лошадки», «Марш оловянных солдатиков», « Болезнь куклы», «Вальс», «

Мазурка», «Полька», «Итальянская песня», «Старинная французская

песенка», «Пение жаворонка»; Р. Шуман. «Дед мороз», «Весенняя песня»).

10. Колокольные звуки.

11. Малыш у моря ( Морской прибой . Ария. Иоганн Севастьян Бах.; Море. К

Элизе. Людвиг ван Бетховен.; Морской бриз. Лунная соната. Людвиг ван

Бетховен.; Океан. Прелюдия. Иоганн Себастьян Бах.; Океан, щторм, чайки..

Полонез. Михаил Огинский.; Океан, большие волны… Баркарола. Петр

Чайковский.; Море.. Лунный свет. Клод Дебюсси.; Океан. Прелюдия. Иоганн

Себастьян Бах.; Море на Закате. Вальс. Фридерик Шопен.).

12. Музыка счастья.

13. Пальчиковые игры («Мои ручки», «Вертушки», «Дождик», «Прятки»,

«Молотки», «Хлопки», «Зайчики», «Игра в снежки»).

14. . «Песенки – возгласы» (2. «Мяу- мяу», 6. «Кач- кач»- куколку».10» Ам-

ам»- собачка. 14. «Му-му» - бычок. 18. Мошка – «ай». 26. Мишка играет на

ложках, дудочке, барабане. 30. Лошадка – «но-но». 34. Жук – «жу-жу».46.

Игра с ручками. 58. Машина – «би-би». 62. Дятел – «тук – тук». 66. «Куколка и

кубики».)

15. «Песенки – потешки» (7. «Кукла хлопает, топает». 15. « Погремушка,

колокольчик, ложки». 17. «Кто у нас разумный?.21 «Где же наши ручки,

ножки, щечки, ушки, пальчики». 23. «Что мы будем делать? – хлопать,

топать, прыгать, гулять». 25. «Куколка» - глазки, кудри, ручки, ножки. 29. «Мы

11

по садику ходили». 33. «Кукла». 37. «Пляшет медвежонок». 41. «Где

мишка?».).

16. Птицы в дождливом лесу.

17. Путешествие по звукам. Железнова Е. (Молоток. Топор. Пила. Дрель.)

18.Путешествие по звукам. Железнова Е. (Вступление. Ветер. Дождь. Град.

Снег. Ручей. Волны).

19. Путешествие по звукам. Железнова Е. (Балалайка. Металлофон.

Фортепиано. Саксофон. Трещетки. Ксилофон. Кастаньеты. Арфа. Гусли и

стих.).

20.Путешествие по звукам. Железнова Е. (Корова. Лошадка. Гуси. Петушок.

Собака. Кошка.).

21. Развивалочки. Железнова Е. Гимнастика для малышей от 2 до 4 лет.

Музыкально - ритмические упражнения.

22. Сказки – шумелки ( Лиса и рыба. Пых. Зима в лесу. День рожденья. Три

поросенка.).

23. «Утешение» Ференц Лист.

12



В раздел образования