Автор: Аветисова Анна Саркисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г.Краснодар
Населённый пункт: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар
Наименование материала: Живая библиотека
Тема: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через использование в педагогическом процессе «живой библиотеки», как нетрадиционного метода активизации познавательной деятельности детей».
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Формирование экологической культуры у детей старшего
дошкольного возраста через использование в педагогическом процессе
«живой библиотеки», как нетрадиционного метода активизации
познавательной деятельности детей».
старший воспитатель Аветисова Анна Саркисовна
Природа – редкость, красота, феноменальна, чудо света,
В ней гармонично всё всегда, она всегда даёт ответы.
И на вопрос ты свой любой найди в природе настоящей,
Ответ и будет он с тобой в душе огнём животворящим.
Природа-мать так глубока, она ведь жизни упоенье,
Универсальна и всегда нам дарит мать своё ученье.
Актуальность
Природа - это все то, что окружает человека и сделано не его руками, а
именно: воздух, вода, растения, животные, и т.д. Мы созерцаем, любуемся,
наслаждаемся ею. Она является источником вдохновения для писателей,
художников и музыкантов, которые воспевали и будут воспевать её в своих
творениях. Красота и гармония природы оказывает исцеляющее воздействие
на организм и является источником здоровья, радости и духовного богатства.
Но, человечество вошло в фазу экологических проблем, охвативших
всю планету Земля. При этом у людей отсутствует разумный план действий
по выходу из сложившейся ситуации.
В следствие чего же общество столкнулось с экологическими
проблемами? Ответ заключается в трёх основных причинах:
1) Неинформированность. Отсутствие у человека информации по тому
или иному вопросу. Как пример, сюда можно привести ситуацию, когда
человек срывает растение, занесенное в Красную книгу, не отдавая себе в
этом отчет.
2) Несознательность. Неумение отдавать отчет о вреде собственных
действий, несмотря на общую критику подобных явлений в обществе. В
качестве примера, возьмем человека, выбрасывающего мусор на асфальт. Он,
в общем-то, понимает, что это не хорошо, но, тем не менее, совершает этот
поступок. Необходимо задуматься, почему человек имеющий информацию о
вреде подобных действий, совершает их. Тут мы столкнемся со многими
причинами. Это и подражание окружающим и самооправдание («это не так
вредно для природы», «тут всё равно грязно», «нет урн» и прочие).
3) Равнодушие. Совершение вредных и опасных действий с полным
пониманием их последствий, ради материальной выгоды, либо своего
удовольствия.
Так
же
это
можно
трактовать,
как
крайнюю
форму
1
несознательности.
Самым
красочным
примером
может
служить
браконьерство. Человек понимает, что наносит огромный вред, оставаясь
безразличным к этому. Должны пройти годы, чтобы увидеть изменения в
этом направлении.
Выше перечисленные причины являются составляющими одного
целого и имеют общее происхождение, обладая разной силой вреда и
уничтожения природы. Из этого следует вывод о необходимости воспитания
экологической культуры, как высшей формы сознательности человека,
которую необходимо формировать с раннего детства, так как, дошкольный
возраст,
по
утверждению отечественных
и
зарубежных
педагогов-
психологов, это сенситивный период для становления ребёнка как личности.
Сущность экологического образования и воспитания заключается в
обретении каждым ребёнком чувства природы, умения вникать в её мир, в её
ничем незаменимую ценность и красоту, в понимании того, что природа есть
основа всего живого на Земле.
Таким образом, рациональным способом решения экологических
проблем, является организованная педагогами деятельность, направленная на
формирование
экологической
культуры
дошкольников,
то
есть
популяризация
гуманно-нравственного
отношения
к
природному
и
животному миру и восприятию себя как части природы.
Теоретические основания включения в педагогический процесс
метода
активизации
познавательной
деятельности
дошкольников
«живая библиотека».
Многие исследования показали, что большинство людей усваивают те
или иные убеждения с детства, еще до того, как приобретают возможность
критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у
детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от 8 лет и
старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить
которые уже трудно. Поэтому, любовь к природе, сознательное, бережное и
заинтересованное
отношение
к
ней
каждого
человека
должны
воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Для формирования начальных основ экологической культуры у
дошкольников необходима система экологического воспитания. И хотя
определённые усилия по созданию базовых элементов такой системы в
нашей стране предпринимаются в виде государственных программ по
экологическому воспитанию различных групп населения и в форме
деятельности различных общественных организаций, происходит этот
процесс
медленно
и
нуждается
в
совершенствовании.
Система
экологического воспитания включает определённое содержание, методы и
формы работы, а также требует создания условий, необходимых для
постоянного
общения
детей
с
природными
объектами
и
людьми,
занимающимися экологическими вопросами.
2
Для
формирования
экологической
культуры
дошкольников
мы
предлагаем
использовать
нетрадиционный
метод
активизации
их
познавательной деятельности – «Живая библиотека».
Идея создания «Живой библиотеки» возникла у датских подростков
после того, как на их друга напали хулиганы на улице. Он чудом выжил.
Пока молодой человек лежал в больнице, его друзья, обычные люди, создали
общественную организацию «Останови насилие», и в Дании в 2000 году на
музыкальном фестивале Roskilde Festival ими был представлен проект под
названием «Живая библиотека», с целью дать возможность каждому
человеку участвовать в диалоге для развития взаимопонимания в обществе.
С тех пор проекты «Живые библиотеки» с разной целью прошли в 50
странах мира, в том числе и в России, в таких городах, как Екатеринбург,
Новосибирск, Москва и Нижний Новгород.
«Живая Библиотека» – это игра, в рамках которой легче осуществить
общение, по тем или иным причинам нереализуемое в повседневной жизни.
Суть «Живой библиотеки» заключается в «чтении человека» как книги. И
единственное отличие «Живой книги» от обычной заключается в том, что это
не печатные произведения, а живые люди, с которыми происходит общение.
Общение является очень важной составляющей жизни человека. Мы
постоянно находимся в круговороте взаимодействия - дома, на работе, на
улице, мы встречаемся и разговариваем с большим количеством близких и
малознакомых людей,
в процессе чего происходит равноценный обмен
информацией, впечатлениями, чувствами. Чтобы оно было полноценным,
необходимо быть заинтересованным в собеседнике, уважать его, уметь
слушать и т.д.
Утверждение А. Сент-Экзюпери о том, что общение – единственная
настоящая роскошь, актуально в наши дни потому что, современный человек
больше времени проводит с вещами, чем с людьми или природой.
Компьютеры, автомобили, банкоматы, терминалы, станки и конвейеры - все
это
очень
удобно
и
полезно.
Интернет
и
СМИ
переполняют
нас
информацией. А в конце дня у человека остаётся все меньше возможности на
"живое" общение. И это плохо, потому что общение - наша духовная
потребность, благодаря которой мы развиваемся, учимся, расширяем
кругозор.
«Живая библиотека» как метод, позволяет детям познакомиться и
пообщаться с реальными людьми, с их жизненным и профессиональным
опытом, сообщить ребенку о таких явлениях, которые не встречались в его
собственной практике. Использование педагогами данного метода, вызывает
у ребенка стремление к общению для получения новых знаний, активизирует
интерес и желание обсуждать те или иные объекты и явления. Кроме того,
детям предоставляется возможность пообщаться с теми людьми, с которыми
они в повседневной жизни не сталкиваются.
Благотворное влияние «Живая библиотека», как метод, оказывает на
речевое развитие детей, т.к. основной формой проведения игры является
3
диалог, разговор, беседа со взрослыми. Благодаря живому общению с
взрослым, дошкольник овладевает умением вести диалог, умением слушать,
вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и задавать их,
объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами. Свободная
и непринужденная беседа, соответствующая возрастным возможностям и
интересам ребенка, позволяет детям удовлетворить потребность в выражении
своих мыслей, проявить речевую активность.
Новизна.
- Активизация психических процессов дошкольников (внимание,
восприятие, ощущение, речь) посредством неформального общения с
людьми, профессии которых непосредственно связаны с вопросами экологии
и природопользования.
-
Привлечение
к
реализации
задач
дошкольного
образования
специалистов других организаций.
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного
возраста.
Задачи:
Познавательные:
Формирование системы элементарных научных экологических знаний.
Развитие познавательного интереса к миру природы.
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного
и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и
явлениями.
Формирование
первоначальной
системы
ценностных
ориентаций
(восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Освоение
элементарных
норм
поведения
по
отношению
к
природе,
рационального природопользования.
Формирования элементарных навыков природоохранной деятельности.
Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых
своих действий по отношению к окружающей среде.
Речевые:
Овладение речью, как средством общения.
Обогащение активного словаря.
Развитие связной речи.
Воспитательные:
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его
красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и
поведении.
Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое
отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувства
эмпатии к объектам природы.
4
Общение педагога-эколога с детьми старшей группы по теме
«Жизнь птиц зимой»
5
Цель:
Формировать начала осознанно-правильного отношения к
зимующим птицам.
Задачи:
1.
Способствовать
расширению и обогащению представлений детей о
зимующих птицах.
2.
Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц,
способность
устанавливать связи между явлениями неживой и живой
природы на примере зимующих птиц.
3.
Воспитывать бережное отношение к птицам, вызвать желание заботится о
них.
Предварительная работа:
рассматривание изображений зимующих птиц в альбомах, фотографиях,
презентациях;
просмотр мультипликационных и документальных фильмов о зимующих
птицах;
чтение художественной литературы: Н. Сладков «Жалобная книга», З.
Александрова «Новая столовая»;
беседа с детьми с использованием модели трех вопросов: «что мы знаем о
зимующих птицах?», «что мы хотим узнать?» и «что нужно сделать, чтобы
узнать?». В процессе беседы воспитатель подводит детей к идее о встрече с
педагогом-экологом;
приглашение педагога-эколога для общения с детьми по теме «Жизнь
птиц зимой».
Структура беседы педагога-эколога с детьми:
1.
Введение в тему:
знакомство педагога-эколога с детьми;
короткий рассказ педагога-эколога о своей профессии.
2.
Ответы педагога-эколога на вопросы детей возникшие в процессе
изучения темы «Жизнь птиц зимой» (вопросы дети задают самостоятельно):
Почему не все птицы улетают на юг?
Где ночуют зимующие птицы?
Чем питаются?
Почему не замерзают?
Умеют ли птицы предсказывать погоду?
В холодную погоду воробьи взъерошенные, почему?
Почему утки залезают в воду в самый сильный мороз?
Литературная пауза
Ребенок читает стихотворение:
6
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся на крыльцо,
Стайки, как домой.
Сколько гибнет их не счесть
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Динамическая пауза:
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Ответы педагога-эколога на вопросы детей (продолжение):
Какие птицы строят гнезда зимой?
Какие птицы выводят птенцов зимой?
Что птицам страшнее голод или холод зимой?
Какую пользу природе приносят птицы?
Как люди могут помочь птицам зимой?
3.
Рефлексия: Интерактивная игра – викторина «Жизнь птиц зимой».
7