Автор: Ахметшина Лейсан Ильдусовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Народные куклы как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Народные куклы как средство
этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного
возраста
В настоящее время в теории и практике все чаще отмечается
необходимость развития социально-личностных качеств ребенка, в том числе
речевой активности, инициативности, эмоциональности, креативности, т.е.
способности к творчеству. При воспитании данных качеств педагоги
используют
разнообразные
виды
кукол:
варежковые,
перчаточные,
марионетки, штоковые, куклы для двоих и т.п
Опираясь на положение Л.С. Выготского о том, что в игре всё может
быть всем, решили использовать кукол, которые стали постоянными
персонажами
театрально-игровой
деятельности.
Они
отражают
определенные образы, могут быть использованы в танцевальной, песенной,
речевой,
речевой,
изобразительной,
театральной
деятельности.
Педагоги выступают инициаторами использования кукол, стимулируют
активность и творчество детей в создании эскизов, речевых и танцевальных
образов, музыкально-театральных этюдов, на праздниках и развлечениях, в
культурно-досуговой деятельности, на интегрированных занятиях (развитие
речи, грамоты, пластики, творчества и т.д.) куклы являются не только
информационным, но и эмоционально – практическим источником радости
открытия, познания, созидания. Педагог выступает
носителем игровой
культуры, посредником между куклами и ребенком. Кукла в руках педагога
может вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства,
театра. Именно взрослый активизирует и актуализирует личный опыт
ребенка,
его эмоции:
интеллектуальные
(догадка,
сомнение, радость,
удивление), нравственные (доброта, милосердие, честность, соперничество,
взаимопомощь и т.д.), эстетические (восхищение, любование, радость
открытия и т.д
В нашем детском саду работает инновационная площадка по теме
«Куклы». Проводя свои музыкальные занятия мы вместе с воспитателями
стараемся
использовать
все
возможные
способы
театрализованной
деятельности с помощью кукол.(платковые куклы, куклы-крупенички,
куклы- перчатки бибабо, куклы-перчатки маппеты.)
1.Платковые куклы. Эти куклы называются так потому, что сделаны из
платков. К шее прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки.
Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно
двигаться, танцевать. Платковые куклы создают имитацию характерных
действий, эмоциональность, активное включение детей в театрализованную
деятельность
в
рамках
занятий,
в
совместную
и
самостоятельную
деятельность.
При
помощи
платковых
кукол
мы
вместе
с
детьми
инсценировали сказку «Как времена года поссорились» использовали альбом
П.И. Чайковского «Времена года»
Теперь наши платковые куклы – неотъемлемый атрибут любых
мероприятий, проводимых в ДОУ. Они используются в музыкальной,
театрализованной, речевой деятельности. Через кукольный образ дети
получают новые знания: интеллектуальные, нравственные, эстетические.
Платковые куклы стали постоянным источником радости, стремления детей
выразить свои чувства, эмоции через определённый образ.
2.Куклы-крупенички.
Крупеничка
-
народная
обереговая
кукла,
сделанная из тряпок и ниток. Считалось, что при изготовлении обрядовых
кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми
человек мог пораниться. Обрядовой или обережной кукле не рисовалось
лицо. Крупеничка - это насыпная кукла. Наши детки при изготовлении такой
куклы слушали русские народные песни. На музыкальных занятиях с
куклами-крупеничками мы вместе с детьми придумывали сказки или
проигрывали известную сказку. Дети придумывали всем куклам имена и
обращались с ними, как с лучшими друзьями. Все действия сопровождались
музыкальными оформлениями.
3.Куклы- перчатки (бибабо). При показе спектаклей кукольного театра
применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-
декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение. Создает
детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них
эмоции.
В нашем детском саду спектакль кукольного театра не проходит без
пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка
оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни
сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с
героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя
знакомые движения в играх и в танцах.
4. Куклы- перчатки (маппеты) При помощи кукол маппетов детям
можно предложить создать собственный кукольный театр. Ребята обожают
смотреть
сценки,
которые
показываются
при
помощи
кукол.
Эти
выступления интересны, ярки и вызывают чувство восторга. А уж если
привлечь ребят показывать эти сценки своим младшим товарищам - чувствам
и эмоциям ребят не будет предела. Такой театр дает воспитательные уроки
детям, обучая их правилам общения, дружбы, любви, трудолюбия, правды,
добра и зла. А также высмеиваются негативные качества людей: лень,
зазнайство, обидчивость, капризность и т п. У ребят формируется свое
определенное отношение к таким свойствам характера.
А также нельзя забывать, что если дети сами принимают участие в
постановке кукольного театра, то они развивают память, воображение,
инициативность и раскрывают свои творческие способности и даже,
возможно, талант.