Напоминание

Народные куклы как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста


Автор: Ахметшина Лейсан Ильдусовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Народные куклы как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Народные куклы как средство

этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного

возраста

В настоящее время в теории и практике все чаще отмечается

необходимость развития социально-личностных качеств ребенка, в том числе

речевой активности, инициативности, эмоциональности, креативности, т.е.

способности к творчеству. При воспитании данных качеств педагоги

используют

разнообразные

виды

кукол:

варежковые,

перчаточные,

марионетки, штоковые, куклы для двоих и т.п

Опираясь на положение Л.С. Выготского о том, что в игре всё может

быть всем, решили использовать кукол, которые стали постоянными

персонажами

театрально-игровой

деятельности.

Они

отражают

определенные образы, могут быть использованы в танцевальной, песенной,

речевой,

речевой,

изобразительной,

театральной

деятельности.

Педагоги выступают инициаторами использования кукол, стимулируют

активность и творчество детей в создании эскизов, речевых и танцевальных

образов, музыкально-театральных этюдов, на праздниках и развлечениях, в

культурно-досуговой деятельности, на интегрированных занятиях (развитие

речи, грамоты, пластики, творчества и т.д.) куклы являются не только

информационным, но и эмоционально – практическим источником радости

открытия, познания, созидания. Педагог выступает

носителем игровой

культуры, посредником между куклами и ребенком. Кукла в руках педагога

может вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства,

театра. Именно взрослый активизирует и актуализирует личный опыт

ребенка,

его эмоции:

интеллектуальные

(догадка,

сомнение, радость,

удивление), нравственные (доброта, милосердие, честность, соперничество,

взаимопомощь и т.д.), эстетические (восхищение, любование, радость

открытия и т.д

В нашем детском саду работает инновационная площадка по теме

«Куклы». Проводя свои музыкальные занятия мы вместе с воспитателями

стараемся

использовать

все

возможные

способы

театрализованной

деятельности с помощью кукол.(платковые куклы, куклы-крупенички,

куклы- перчатки бибабо, куклы-перчатки маппеты.)

1.Платковые куклы. Эти куклы называются так потому, что сделаны из

платков. К шее прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки.

Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно

двигаться, танцевать. Платковые куклы создают имитацию характерных

действий, эмоциональность, активное включение детей в театрализованную

деятельность

в

рамках

занятий,

в

совместную

и

самостоятельную

деятельность.

При

помощи

платковых

кукол

мы

вместе

с

детьми

инсценировали сказку «Как времена года поссорились» использовали альбом

П.И. Чайковского «Времена года»

Теперь наши платковые куклы – неотъемлемый атрибут любых

мероприятий, проводимых в ДОУ. Они используются в музыкальной,

театрализованной, речевой деятельности. Через кукольный образ дети

получают новые знания: интеллектуальные, нравственные, эстетические.

Платковые куклы стали постоянным источником радости, стремления детей

выразить свои чувства, эмоции через определённый образ.

2.Куклы-крупенички.

Крупеничка

-

народная

обереговая

кукла,

сделанная из тряпок и ниток. Считалось, что при изготовлении обрядовых

кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми

человек мог пораниться. Обрядовой или обережной кукле не рисовалось

лицо. Крупеничка - это насыпная кукла. Наши детки при изготовлении такой

куклы слушали русские народные песни. На музыкальных занятиях с

куклами-крупеничками мы вместе с детьми придумывали сказки или

проигрывали известную сказку. Дети придумывали всем куклам имена и

обращались с ними, как с лучшими друзьями. Все действия сопровождались

музыкальными оформлениями.

3.Куклы- перчатки (бибабо). При показе спектаклей кукольного театра

применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-

декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение. Создает

детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них

эмоции.

В нашем детском саду спектакль кукольного театра не проходит без

пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка

оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни

сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с

героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя

знакомые движения в играх и в танцах.

4. Куклы- перчатки (маппеты) При помощи кукол маппетов детям

можно предложить создать собственный кукольный театр. Ребята обожают

смотреть

сценки,

которые

показываются

при

помощи

кукол.

Эти

выступления интересны, ярки и вызывают чувство восторга. А уж если

привлечь ребят показывать эти сценки своим младшим товарищам - чувствам

и эмоциям ребят не будет предела. Такой театр дает воспитательные уроки

детям, обучая их правилам общения, дружбы, любви, трудолюбия, правды,

добра и зла. А также высмеиваются негативные качества людей: лень,

зазнайство, обидчивость, капризность и т п. У ребят формируется свое

определенное отношение к таким свойствам характера.

А также нельзя забывать, что если дети сами принимают участие в

постановке кукольного театра, то они развивают память, воображение,

инициативность и раскрывают свои творческие способности и даже,

возможно, талант.



В раздел образования