Автор: Шустова Татьяна Андреевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Красулинская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: село Красулино,Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: "Компетентностный подход" Раздел: начальное образование
Компетентностный подход.
Главное в работе учителя начальной школы – научить детей учиться, развить их речь, ум,
воображение.
В процессе обучения следует особое внимание обращать на компетентностный подход.
Для этого необходимо искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы.
Разные учащиеся по - разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия
обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития,
как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Современная школа обладает огромным набором форм, методов, средств обучения,
основным
типом
обучения
выступает
вербальный:
использование
печатного
текста
и
устной речи, где учитель в основном передает знания учащимся и контролирует уровень
их усвоения.
Под
влиянием
ситуации
на
рынке
труда,
ускоренным
развитием
общества,
информационной
среды
система
обучения
стала
устаревать.
Образование,
ориентированное только на получение знаний, уходит в прошлое. Современное общество
требует
от
системы
образования
формирования
у
учащихся
таких
качеств,
как
мобильность, гибкость, инициативность, инновационность, динамизм и конструктивность.
Ученик должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, а
главное - уметь принимать самостоятельные решения, уметь работать в команде, владеть
и
пользоваться
новыми
технологиями.
Воспитание
такой
профессионально
активной
личности требует от учителя применения совершенно новых приемов, методов и форм
работы,
поэтому
необходимо
прежде
всего
применять
активные
методы
и
формы
обучения, развивающие технологии, которые направлены на развитие познавательной,
коммуникативной, личностной активности учеников.
На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же как нет и единой
точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека.
Различные
подходы
существуют
и
к
выделению
оснований
для
классификации
компетенций учащихся. Рассмотрим один из таких подходов. Хуторской А.В. предлагает
трехуровневую иерархию компетенций школьников и выделяет:
-
ключевые компетенции, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию
образования;
-
общепредметные компетенции, которые относятся к определенному кругу учебных
предметов и образовательных областей;
- предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим компетенциям,
имеющие
конкретное
описание
и
возможность
формирования
в
рамках
учебных
предметов.
Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных
областей
и
учебных
предметов
для
каждой
ступени
обучения.
Ключевые
и
общепредметные компетенции всегда проявляются в контексте предмета или предметной
области
(или
предметной
компетенции)
и
обнаруживается
в
личностно
значимой
деятельности
(предметноинформационной,
деятельно стно-коммуникативной,
ценностноориентационной). Нельзя выявить непроявленную компетентность.
В документах по модернизации российского образования предполагается, что в число
формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников, должны войти
информационная, социально-правовая и коммуникативная компетенции.
Компетентностный подход не отрицает, но существенно изменяет роль знаний. Знания
полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания,
которые необходимы для формирования умений, а все остальные знания рассматриваются
как справочные, которые хранятся в Интернете, справочниках, а не в головах учеников, а
при
необходимости
уметь
быстро
и
безошибочно
воспользоваться
всеми
этими
источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
ЗУНовский и компетентностный подходы близки друг другу, но первый ограничивается
рамками предметных умений и навыков, а второй делает акцент на применение знаний и
умений
во
внеучебных,
жизненных
ситуациях.
На
смену
пришли
надпредметные
образовательные результаты, поэтому приходится осваивать для себя новые позиции:
партнера, эксперта, организатора самостоятельной деятельности. Вместе с учениками,
осваивая новые технологии, учу их работать в группе, организовывать учебные дискуссии.
На уроках технологии учу учеников задавать вопросы, объясняю им, что необходимо
сначала выслушать мнение всех, но при этом за ними сохраняется право согласиться или
не согласиться с мнением большинства, они должны всегда аргументировать свое мнение.
Я стараюсь поддержать учеников, когда они делают ошибки, объясняю им, что "не знаю",
"не умею", "не понимаю" - это не стыдно, а только первый шаг к "знаю", "умею",
"понимаю".
На своих уроках формирую элементарные общеучебные компетенции школьников, учу их:
всегда точно формулировать мысли по теме;
исследовать различные варианты решения задач, при этом выбирать наилучшие,
принимая во внимание различные критерии;
выбору основного содержания из прочитанного или услышанного;
работать
в
сотрудничестве
при
выполнении
общего
задания
(ученик-ученик,
ученик-учитель);
оценивать результат своей деятельности.
Одной из главных задач для меня – обеспечить включенность всех детей в урок на основе
знания и учета индивидуальных возможностей каждого, стараюсь привлечь к осмыслению
личного
социального
опыта,
побуждаю
высказывать
собственное
мнение,
даю
возможность выразить личностную оценку, создаю условия для свободного творческого
самовыражения.
Для проведения текущей и промежуточной диагностики использую тестовые методики.
Анализ
их
выполнения
учениками
дает
мне
информацию
о
типичных
ошибках,
допускаемых
учениками,
позволяет
провести
анализ,
сделать
выводы
о
том,
какие
образовательные навыки отработаны, а на чем нужно заострить внимание.
Серьезное
место
отвожу
формированию
умения
учеников
создавать
и
публично
представлять собственные творческие продукты – ученические проекты. Проекты
ориентирую на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную,
групповую. При организации проектной деятельности делаю акцент на закрепление
уже полученных навыков владения основными исследовательскими методами, таких как:
анализ
изученной
литературы,
поиск
новых
источников
информации,
объяснение
полученных результатов, выдвижение новых проблем, методов их решения.
Компетентностный подход также требует и изменения системы оценивания: оценку
выставлять не за понимание текста, а за умение работать с информацией, оценивание
становится более дифференцированным и более прозрачным.
В каждой из ключевых компетенций возможно выделение трёх основных составляющих,
подлежащих оценке:
- знания и умения;
- ситуационное поведение;
- способность к осмысливанию и оцениванию возникших ситуаций.