Напоминание

"Компетентностный подход"


Автор: Шустова Татьяна Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Красулинская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Красулино,Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Компетентностный подход"
Раздел: начальное образование





Назад




Компетентностный подход. Главное в работе учителя начальной школы – научить детей учиться, развить их речь, ум, воображение. В процессе обучения следует особое внимание обращать на компетентностный подход. Для этого необходимо искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы. Разные учащиеся по - разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Современная школа обладает огромным набором форм, методов, средств обучения, основным типом обучения выступает вербальный: использование печатного текста и устной речи, где учитель в основном передает знания учащимся и контролирует уровень их усвоения. Под влиянием ситуации на рынке труда, ускоренным развитием общества, информационной среды система обучения стала устаревать. Образование, ориентированное только на получение знаний, уходит в прошлое. Современное общество требует от системы образования формирования у учащихся таких качеств, как мобильность, гибкость, инициативность, инновационность, динамизм и конструктивность. Ученик должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, а главное - уметь принимать самостоятельные решения, уметь работать в команде, владеть и пользоваться новыми технологиями. Воспитание такой профессионально активной личности требует от учителя применения совершенно новых приемов, методов и форм работы, поэтому необходимо прежде всего применять активные методы и формы обучения, развивающие технологии, которые направлены на развитие познавательной, коммуникативной, личностной активности учеников. На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека. Различные подходы существуют и к выделению оснований для классификации компетенций учащихся. Рассмотрим один из таких подходов. Хуторской А.В. предлагает трехуровневую иерархию компетенций школьников и выделяет: - ключевые компетенции, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; - общепредметные компетенции, которые относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; - предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Ключевые и общепредметные компетенции всегда проявляются в контексте предмета или предметной области (или предметной компетенции) и обнаруживается в личностно значимой деятельности (предметноинформационной, деятельно стно-коммуникативной, ценностноориентационной). Нельзя выявить непроявленную компетентность. В документах по модернизации российского образования предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников, должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетенции. Компетентностный подход не отрицает, но существенно изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений, а все остальные знания рассматриваются
как справочные, которые хранятся в Интернете, справочниках, а не в головах учеников, а при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем. ЗУНовский и компетентностный подходы близки друг другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, а второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. На смену пришли надпредметные образовательные результаты, поэтому приходится осваивать для себя новые позиции: партнера, эксперта, организатора самостоятельной деятельности. Вместе с учениками, осваивая новые технологии, учу их работать в группе, организовывать учебные дискуссии. На уроках технологии учу учеников задавать вопросы, объясняю им, что необходимо сначала выслушать мнение всех, но при этом за ними сохраняется право согласиться или не согласиться с мнением большинства, они должны всегда аргументировать свое мнение. Я стараюсь поддержать учеников, когда они делают ошибки, объясняю им, что "не знаю", "не умею", "не понимаю" - это не стыдно, а только первый шаг к "знаю", "умею", "понимаю". На своих уроках формирую элементарные общеучебные компетенции школьников, учу их:  всегда точно формулировать мысли по теме;  исследовать различные варианты решения задач, при этом выбирать наилучшие, принимая во внимание различные критерии;  выбору основного содержания из прочитанного или услышанного;  работать в сотрудничестве при выполнении общего задания (ученик-ученик, ученик-учитель);  оценивать результат своей деятельности. Одной из главных задач для меня – обеспечить включенность всех детей в урок на основе знания и учета индивидуальных возможностей каждого, стараюсь привлечь к осмыслению личного социального опыта, побуждаю высказывать собственное мнение, даю возможность выразить личностную оценку, создаю условия для свободного творческого самовыражения. Для проведения текущей и промежуточной диагностики использую тестовые методики. Анализ их выполнения учениками дает мне информацию о типичных ошибках, допускаемых учениками, позволяет провести анализ, сделать выводы о том, какие образовательные навыки отработаны, а на чем нужно заострить внимание. Серьезное место отвожу формированию умения учеников создавать и публично представлять собственные творческие продукты – ученические проекты. Проекты ориентирую на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. При организации проектной деятельности делаю акцент на закрепление уже полученных навыков владения основными исследовательскими методами, таких как: анализ изученной литературы, поиск новых источников информации, объяснение полученных результатов, выдвижение новых проблем, методов их решения. Компетентностный подход также требует и изменения системы оценивания: оценку выставлять не за понимание текста, а за умение работать с информацией, оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным. В каждой из ключевых компетенций возможно выделение трёх основных составляющих, подлежащих оценке: - знания и умения; - ситуационное поведение; - способность к осмысливанию и оцениванию возникших ситуаций.


В раздел образования