Автор: Габдуллина Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Муравленко, ЯНАО
Наименование материала: Эссе
Тема: "Моя педагогическая философия"
Раздел: дошкольное образование
Эссе «Моя педагогическая философия»
Габдуллина Екатерина Александровна,
учитель-логопед МБДОУ "ДС "Дельфин",
г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ
Выбор профессии,
главного дела в жизни – это своеобразный критерий,
позволяющий человеку разобраться, состоялась его жизнь или не состоялась… Моя
точно состоялась!
Я работаю учителем-логопедом,
и с уверенностью могу сказать,
что очень
счастлива оттого, что выбрала для себя профессию, которая делает счастливыми детей и
их родителей!
Вспоминаю, как определялся мой выбор… Я выросла в семье, где педагогические
проблемы обсуждались чаще, чем политические и хозяйственные. Еще бы! Моя бабушка
– учитель математики с более чем сорокалетним стажем, моя мама долгое время работала
воспитателем, заведующей детским садом. Тети и дяди – учителя русского языка,
литературы, трудового обучения, воспитатели. И даже папа в своё время три месяца
учился на подготовительном отделении педагогического института и до сих пор охотно
участвует в обсуждении проблем в образовании!
В одной из газетных статей я встретила такое высказывание: «Учителем надо
родиться, и только после этого стать…». Только по-настоящему любящий детей человек
может стать педагогом. Я думаю, что у меня это получается, потому что с самого
рождения меня окружают преданные своей профессии люди, которые учили меня
относиться к чужим детям также, как к своим, часто повторяя слова Антона Павловича
Чехова: «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения».
Пять лет
работы в детском саду - это годы поисков, раздумий, колебаний,
открытий, которые перевернули всю мою жизнь и позволили мне применить систему
общетеоретических и специальных профессиональных знаний, полученных за годы
учебы в университете. От меня требуется понимание психологии ребенка с речевыми
расстройствами и психологии его родителей, умение сопереживать с ними. Стараюсь
быть терпеливой, тактичной и доброжелательной, быть особенно осторожной в оценке
тяжести нарушений речи. Я уверена, что главное мое предназначение как учителя-
логопеда – помочь моим воспитанникам научиться правильно и чётко говорить, обрести
счастье полноценного человеческого общения, взаимопонимания, чтобы проявились
индивидуальность и неповторимость личности каждого из них.
Работа логопеда – дело очень тонкое и сложное. К сожалению, сложился
определенный стереотип, что стоит только начать работу по исправлению недостатков
звукопроизношения у ребенка, как тут же исчезнут сами по себе все его речевые
проблемы. Зачастую родители, впервые обратившись к специалисту, не осознают
сложности и кропотливости предстоящей совместной работы по исправлению небольших
(как им кажется!) «фефектов» речи. Мне кажется, что всю логопедическую работу
можно представить в виде огромного моря или океана, где дефекты звукопроизношения –
это лишь пена на гребне волн, которую все сразу замечают. А в глубине, под толщей
воды, скрываются проблемы, не видимые никому, кроме специалиста. Это и бедный
словарный запас, неумение правильно построить предложение, нарушение звуко-
слоговой структуры слова и фонематических процессов, неразвитая связная речь,
проблемы с дыханием и мелкой моторикой, затем нарушение письма, чтения, и другие!
Эти проблемы влекут за собой еще более серьёзные последствия: неуверенность в себе,
замкнутость, стеснительность, которые могут негативно повлиять как на успешное
школьное обучение, так и на всю дальнейшую жизнь ребенка. Ведь не зря говорят, что
логопед – это врач, который учит или же учитель, который исцеляет! В моей профессии
необходимы знания, как из области коррекционной педагогики, так и медицины. Не имея
знаний об особенностях развития ребенка, не зная анатомического строения органов
артикуляции, нервной системы - невозможно правильно диагностировать речевое
нарушение, а тем более работать над коррекцией звукопроизношения.
В моем понимании учитель-логопед – это педагог, который не только исправляет
речь, избавляет от будущих школьных ошибок при письме и чтении, но и вселяет в
душу ребенка надежду на будущее и уверенность в собственных силах. А добиться этого
может только
человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы,
ставящий цели, достигающий результата, который стремиться все время что-то изменить,
улучшить.
В.А.Сухомлинский, с полным правом сказавший: «Сердце отдаю детям», написал в
одной из своих последних книг: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому –
Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком». Я тоже думаю,
что, только вернувшись в свое детство, можно лучше понять детей. Я вспоминаю себя
ребёнком, свои детские радости, переживания, тревоги и понимаю, что чувствуют мои
маленькие воспитанники – Миша или Лиза, Артем или Лера. Я представляю, с какой
тревогой переступает каждый из них порог логопедического кабинета, волнуясь из-за
того, что язычок пока не очень послушен, и трудно произнести самые простые слова. И я
понимаю, какую досаду при этом чувствует ребенок! Я хочу помочь ему, стараюсь, чтобы
он увидел во мне друга, доверял мне и впустил меня в свой мир. Если я всегда буду
стремиться понимать детей, тогда смогу стать для них и учителем, и товарищем по игре,
и близким человеком, который поддержит и поможет.
Осознание того, что ты в силах помочь ребенку, сделать его дальнейшую жизнь
успешнее – именно это так привлекает меня в моей профессии. Дети с нарушениями
речи испытывают трудности в общении, и если в детском саду ребенка это мало волнует,
то в школе могут появиться насмешки и обидные прозвища. Поэтому так важно помочь
ребенку справиться с этими проблемами как можно раньше и обрести уверенность в себе.
С каждым днём я все больше убеждаюсь, что работа логопеда – великолепный
источник для безграничного творчества. Настроить и организовать маленького ребенка на
продуктивную работу нелегко, многократные повторения утомительны и неинтересны
малышу. Но без них нет результата, поэтому пытаюсь создать такие условия, чтобы
ребёнок сам захотел исправить свою речь. Порой сделать это довольно непросто, но
вполне возможно.
Играя и импровизируя с детьми,
подвожу их
к
правильному,
интонационно выразительному произношению и помогаю каждому раскрыться. Любое
серьезное упражнение или задание стараюсь преподнести ребёнку в виде игры, да так,
чтобы он не замечал никаких усилий со своей стороны. Ведь игра - прерогатива детства, а
дети играют, как дышат.
Кстати, маленький ребенок делает в минуту более 20 вдохов и выдохов! И, к
сожалению, взрослые не всегда обращают должное внимание на дефекты дыхания у
ребенка. А зря, ведь даже незначительная «неисправность» дыхания вредно отражается
на его речи и здоровье в целом. Проблемой формирования речевого дыхания я
заинтересовалась еще в студенческие годы. Ведь правильное дыхание - энергетическая
база
для
речевой
системы,
основа
для
голосообразования,
нормального
звукопроизношения.
Только научившись правильно дышать, малыш сможет верно
произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать
необходимые паузы!
Активно применяя в работе технологию развития речевого и физиологического
дыхания, я вижу, что её использование повышает эффективность логопедической работы,
способствует не только коррекции речевых нарушений,
но и укрепляет сердечную,
нервную
и
иммунную
системы
ребёнка,
помогает
малышам справляться
с
психоэмоциональными нагрузками, стрессами, страхами.
Все дети разные, у каждого свой характер, и поэтому каждому ребенку нужно
предложить свой путь в удивительный мир звуков и слов. Я стараюсь быть для детей
одновременно и маленьким другом и взрослым наставником, всегда готовым дать ответ
на детские вопросы, помочь и поддержать каждого ребёнка. Ежегодно меняются мои
воспитанники, и с ними меняюсь и я. Но неизменным остается стремление к тому, чтобы
дети
росли
веселыми,
активными,
самостоятельными
и
доброжелательными,
любознательными и инициативными, уверенными в себе и открытыми к новому.
Пример моих многочисленных родственников показывает, что настоящий учитель,
воспитатель – это счастливый и всегда радостный человек! Ведь учитель – не профессия,
а образ жизни! Я с каждым годом всё больше и больше чувствую себя счастливой, а,
значит, у меня есть реальный шанс продлить уже более чем вековую историю нашего
семейного и профессионального счастья!
Я счастлива, когда вижу, что ребенок идет на занятие с желанием и радостью, когда
он рассказывает, как тренировался дома в произношении трудного звука и показывал
свои достижения маме.
Я счастлива, что могу помочь ребенку решить маленькую проблему в раннем
детстве для того, чтобы избежать больших проблем во взрослой жизни.
Я счастлива, когда вижу радость от успеха в глазах ребенка!
Я счастлива, что живу в мире сказок, игр, восторгов, фантазий и волшебных
желаний – в стране детства!