Напоминание

"Моя педагогическая философия"


Автор: Габдуллина Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Муравленко, ЯНАО
Наименование материала: Эссе
Тема: "Моя педагогическая философия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе «Моя педагогическая философия»

Габдуллина Екатерина Александровна,

учитель-логопед МБДОУ "ДС "Дельфин",

г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

Выбор профессии,

главного дела в жизни – это своеобразный критерий,

позволяющий человеку разобраться, состоялась его жизнь или не состоялась… Моя

точно состоялась!

Я работаю учителем-логопедом,

и с уверенностью могу сказать,

что очень

счастлива оттого, что выбрала для себя профессию, которая делает счастливыми детей и

их родителей!

Вспоминаю, как определялся мой выбор… Я выросла в семье, где педагогические

проблемы обсуждались чаще, чем политические и хозяйственные. Еще бы! Моя бабушка

– учитель математики с более чем сорокалетним стажем, моя мама долгое время работала

воспитателем, заведующей детским садом. Тети и дяди – учителя русского языка,

литературы, трудового обучения, воспитатели. И даже папа в своё время три месяца

учился на подготовительном отделении педагогического института и до сих пор охотно

участвует в обсуждении проблем в образовании!

В одной из газетных статей я встретила такое высказывание: «Учителем надо

родиться, и только после этого стать…». Только по-настоящему любящий детей человек

может стать педагогом. Я думаю, что у меня это получается, потому что с самого

рождения меня окружают преданные своей профессии люди, которые учили меня

относиться к чужим детям также, как к своим, часто повторяя слова Антона Павловича

Чехова: «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения».

Пять лет

работы в детском саду - это годы поисков, раздумий, колебаний,

открытий, которые перевернули всю мою жизнь и позволили мне применить систему

общетеоретических и специальных профессиональных знаний, полученных за годы

учебы в университете. От меня требуется понимание психологии ребенка с речевыми

расстройствами и психологии его родителей, умение сопереживать с ними. Стараюсь

быть терпеливой, тактичной и доброжелательной, быть особенно осторожной в оценке

тяжести нарушений речи. Я уверена, что главное мое предназначение как учителя-

логопеда – помочь моим воспитанникам научиться правильно и чётко говорить, обрести

счастье полноценного человеческого общения, взаимопонимания, чтобы проявились

индивидуальность и неповторимость личности каждого из них.

Работа логопеда – дело очень тонкое и сложное. К сожалению, сложился

определенный стереотип, что стоит только начать работу по исправлению недостатков

звукопроизношения у ребенка, как тут же исчезнут сами по себе все его речевые

проблемы. Зачастую родители, впервые обратившись к специалисту, не осознают

сложности и кропотливости предстоящей совместной работы по исправлению небольших

(как им кажется!) «фефектов» речи. Мне кажется, что всю логопедическую работу

можно представить в виде огромного моря или океана, где дефекты звукопроизношения –

это лишь пена на гребне волн, которую все сразу замечают. А в глубине, под толщей

воды, скрываются проблемы, не видимые никому, кроме специалиста. Это и бедный

словарный запас, неумение правильно построить предложение, нарушение звуко-

слоговой структуры слова и фонематических процессов, неразвитая связная речь,

проблемы с дыханием и мелкой моторикой, затем нарушение письма, чтения, и другие!

Эти проблемы влекут за собой еще более серьёзные последствия: неуверенность в себе,

замкнутость, стеснительность, которые могут негативно повлиять как на успешное

школьное обучение, так и на всю дальнейшую жизнь ребенка. Ведь не зря говорят, что

логопед – это врач, который учит или же учитель, который исцеляет! В моей профессии

необходимы знания, как из области коррекционной педагогики, так и медицины. Не имея

знаний об особенностях развития ребенка, не зная анатомического строения органов

артикуляции, нервной системы - невозможно правильно диагностировать речевое

нарушение, а тем более работать над коррекцией звукопроизношения.

В моем понимании учитель-логопед – это педагог, который не только исправляет

речь, избавляет от будущих школьных ошибок при письме и чтении, но и вселяет в

душу ребенка надежду на будущее и уверенность в собственных силах. А добиться этого

может только

человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы,

ставящий цели, достигающий результата, который стремиться все время что-то изменить,

улучшить.

В.А.Сухомлинский, с полным правом сказавший: «Сердце отдаю детям», написал в

одной из своих последних книг: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому –

Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком». Я тоже думаю,

что, только вернувшись в свое детство, можно лучше понять детей. Я вспоминаю себя

ребёнком, свои детские радости, переживания, тревоги и понимаю, что чувствуют мои

маленькие воспитанники – Миша или Лиза, Артем или Лера. Я представляю, с какой

тревогой переступает каждый из них порог логопедического кабинета, волнуясь из-за

того, что язычок пока не очень послушен, и трудно произнести самые простые слова. И я

понимаю, какую досаду при этом чувствует ребенок! Я хочу помочь ему, стараюсь, чтобы

он увидел во мне друга, доверял мне и впустил меня в свой мир. Если я всегда буду

стремиться понимать детей, тогда смогу стать для них и учителем, и товарищем по игре,

и близким человеком, который поддержит и поможет.

Осознание того, что ты в силах помочь ребенку, сделать его дальнейшую жизнь

успешнее – именно это так привлекает меня в моей профессии. Дети с нарушениями

речи испытывают трудности в общении, и если в детском саду ребенка это мало волнует,

то в школе могут появиться насмешки и обидные прозвища. Поэтому так важно помочь

ребенку справиться с этими проблемами как можно раньше и обрести уверенность в себе.

С каждым днём я все больше убеждаюсь, что работа логопеда – великолепный

источник для безграничного творчества. Настроить и организовать маленького ребенка на

продуктивную работу нелегко, многократные повторения утомительны и неинтересны

малышу. Но без них нет результата, поэтому пытаюсь создать такие условия, чтобы

ребёнок сам захотел исправить свою речь. Порой сделать это довольно непросто, но

вполне возможно.

Играя и импровизируя с детьми,

подвожу их

к

правильному,

интонационно выразительному произношению и помогаю каждому раскрыться. Любое

серьезное упражнение или задание стараюсь преподнести ребёнку в виде игры, да так,

чтобы он не замечал никаких усилий со своей стороны. Ведь игра - прерогатива детства, а

дети играют, как дышат.

Кстати, маленький ребенок делает в минуту более 20 вдохов и выдохов! И, к

сожалению, взрослые не всегда обращают должное внимание на дефекты дыхания у

ребенка. А зря, ведь даже незначительная «неисправность» дыхания вредно отражается

на его речи и здоровье в целом. Проблемой формирования речевого дыхания я

заинтересовалась еще в студенческие годы. Ведь правильное дыхание - энергетическая

база

для

речевой

системы,

основа

для

голосообразования,

нормального

звукопроизношения.

Только научившись правильно дышать, малыш сможет верно

произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать

необходимые паузы!

Активно применяя в работе технологию развития речевого и физиологического

дыхания, я вижу, что её использование повышает эффективность логопедической работы,

способствует не только коррекции речевых нарушений,

но и укрепляет сердечную,

нервную

и

иммунную

системы

ребёнка,

помогает

малышам справляться

с

психоэмоциональными нагрузками, стрессами, страхами.

Все дети разные, у каждого свой характер, и поэтому каждому ребенку нужно

предложить свой путь в удивительный мир звуков и слов. Я стараюсь быть для детей

одновременно и маленьким другом и взрослым наставником, всегда готовым дать ответ

на детские вопросы, помочь и поддержать каждого ребёнка. Ежегодно меняются мои

воспитанники, и с ними меняюсь и я. Но неизменным остается стремление к тому, чтобы

дети

росли

веселыми,

активными,

самостоятельными

и

доброжелательными,

любознательными и инициативными, уверенными в себе и открытыми к новому.

Пример моих многочисленных родственников показывает, что настоящий учитель,

воспитатель – это счастливый и всегда радостный человек! Ведь учитель – не профессия,

а образ жизни! Я с каждым годом всё больше и больше чувствую себя счастливой, а,

значит, у меня есть реальный шанс продлить уже более чем вековую историю нашего

семейного и профессионального счастья!

Я счастлива, когда вижу, что ребенок идет на занятие с желанием и радостью, когда

он рассказывает, как тренировался дома в произношении трудного звука и показывал

свои достижения маме.

Я счастлива, что могу помочь ребенку решить маленькую проблему в раннем

детстве для того, чтобы избежать больших проблем во взрослой жизни.

Я счастлива, когда вижу радость от успеха в глазах ребенка!

Я счастлива, что живу в мире сказок, игр, восторгов, фантазий и волшебных

желаний – в стране детства!



В раздел образования