Автор: Потапова Елена Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с"Золотые зернышки"
Населённый пункт: Кировской области ЗАТО Первомайский
Наименование материала: статья
Тема: "Книга в жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Книга в жизни дошкольника.
Потапова Е.М., старший воспитатель
МКДОУ д/с «Золотые зернышки» ЗАТО Первомайский
Кировской области
«Всем хорошим во мне я обязан книгам»
Максим Горький.
Не случайно свою информацию я начала со слов замечательного
писателя Максима Горького.
Не читая, человек не развивается, не
совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не
усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать,
анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать».
Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность,
творческие способности, умение думать самостоятельно.
Однако не всякая детская книга может научить хорошему: написанная
автором
с
взрослым
видением,
она
может
сформировать
ложные
представления у ребенка, а иногда и вызвать настоящий страх.
Красиво оформленными детскими книжками на любой вкус завалены
прилавки книжных магазинов. Но найти в этом потоке книгу, которая
действительно
заинтересует
ребёнка —
не важно,
детсадовца
или
подростка — задача почти непосильная.
Начать хотя бы с комиксов. Графические романы тоже книги, но в
картинках. И они очень нравятся как самым маленьким, так и подросткам. А
красочные блокбастеры по их мотивам лишь подогревают интерес
.
Бетмены
и супермены стали для детей настоящими героями. Важно, чтобы герой
комиксов были положительными героями, на которых дети могли бы
равняться
Ещё одно увлечение детей— книги, написанные по мотивам мультиков.
Так, некоторое время назад были очень популярны истории из цикла
«Гравити Фолз». Несмотря на то, что оригинальный сериал снял «Дисней», а
данная кинокомпания всегда очень осторожно относилась к контенту для
детей, творение Алекса Хирша далеко не все взрослые назовут подходящим
для своих дочек и сыночков. Слишком уж там много пошлостей и двойных
стандартов.
Журналы в темно - белых или темно - розовых тонах в которых пишется
о
куклах «Монстер Хай» очень полюбились детям. Рисунки детей
свидетельствуют о том, что куклы «Монстр Хай» являются для них неким
эталоном
красоты.
Эти
книги
не
несут
в
себе
воспитательного
и
развивающего смысла, и при этом у детей формируется не правильное
восприятие красоты.
Родители в силу своей загруженности на работе мало читают книг дома,
хотя
доказано, чем чаще читают детям книги родители, тем больше
возрастает интерес к книге у ребёнка.
Чтение книг взрослыми детям – это
незабываемый для ребенка момент общения
.
Прекрасно, когда в семье
чтение становиться неким ритуалом, например, чтение перед сном, при этом
важно, чтобы обязательно книга заканчивалась добром, и ребёнок засыпал
спокойно.
В педагогике есть такой принцип подобное вызывается
подобным. Ребенок дошкольник по своей природе подражатель. Если в доме
положительное отношение к книге, родители читают, то скорее всего и
ребенок в дальнейшем будет активным читателем. Привычка становится
потребностью.
Не у всех родителей есть специальные знания, как выбрать литературу
для дошкольника. Выбирая книгу, родитель обращает внимание на её
внешний вид, красочность, а содержание просматривает бегло. При чтении
содержание книги может быть не приемлемым для ребенка как по возрасту,
так и психологическому климату.
Родители
сами
поддерживают
интерес
ребенка
к
разного
рода
«странным» книгам, так как ребенок увлечен героями этих книг,
не
задумываясь о том, какой вред может нанести психике дошкольника та или
иная книга. На начальных этапах воспитания родительская цензура важна и
нужна. Только взрослые могут ввести ребенка в мир хорошей литературы.
Какие книжки еще могут являться вредными для детей? К ним относятся
те издания, которые оформлены неправильно с точки зрения детского
восприятия. Так, книжки для самых маленьких с искажением реальных
вещей вредны. Например, синяя лиса или медведь зеленого цвета нарушают
целостную картину восприятия. Нет ничего хорошего в большом количестве
ярких маленьких картинок, особенно напечатанных на темном фоне. Для
маленьких детей гораздо полезнее книжки с белыми станицами, с четкими,
хорошо прорисованными большими картинками.
Когда родители покупают ребенку какую-то книгу, стоит позаботиться
о том, чтобы потом малышу было комфортно читать ее самому. Совершенно
неправильно покупать сначала сокращенный вариант «Чиполлино» для
маленьких, а потом расширенную версию той же сказки. Ребенок привыкает
к отрывочным фразам и, зная сюжет в целом, в дальнейшем не имеет
желания читать то же самое, но более длинное произведение.
Как результат дети мало читают, или вообще чтение заменили на
просмотр мультфильмов или игр на компьютере.
Чтобы ребёнка оградить от
нежелательной информации, его нужно искренне любить и показывать мир
интересных вещей, в том числе через книги, а не запрещать что-то и сеять
ещё больший интерес к запретному.
Книга обязательно должна присутствовать в жизни ребёнка. Она учит
детей выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Из книг
ребенок учится абстрактным понятиям, характеризующим познавательную
деятельность, и расширяет горизонты своего мира.
Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с
другим.
В
настоящее
время
актуален
некрасовский
афоризм
из
стихотворения «Сеятелям», который можно применить как к художественной
литературе для детей, так и к взрослым которые занимаются воспитанием
подрастающего поколения.
«Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ..