Напоминание

10 игровых заданий с индивидуальными пеналами «Альтернативная коммуникация» на логопедических занятиях.


Автор: Корчуганова Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СПб ГБУ "ЦСРИИДИ Приморского района"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: 10 игровых заданий с индивидуальными пеналами «Альтернативная коммуникация» на логопедических занятиях.
Раздел: дошкольное образование





Назад




10

игровых

заданий

с

индивидуальными

пеналами

«Альтернативная коммуникация» на логопедических занятиях.

Корчуганова Т.А. учитель-логопед

СПБ ГБУ «ЦСРИИДИ Приморского района СПб»

Все чаще педагоги используют мультисенсорный подход в обучении,

основанном на теории «множественности интеллекта» Говарда Гарднера.

Согласно этой теории, все люди отличаются друг от друга по ведущему

каналу восприятия, мышления и памяти. Соответственно, у одних детей

лучше

развита

зрительная

память,

у

других

слуховая,

а

третьи

воспринимают большую часть информации через осязание и с помощью

движений. Для успешного восприятия материала детьми, владеющими

разными видами обработки информации в разной степени, необходимо

использовать задания и упражнения, позволяющие активизировать все

каналы восприятия. Также важным является то, что данная теория

ориентирована на восприятие детей не как способных или неспособных, а

как умных и способных по-разному.

На практике, традиционные формы логопедической работы не всегда бывают

эффективны в случаях с детьми, долгое время остающимися неговорящими.

В развитии их коммуникативной компетенции весьма продуктивным

является способ формирования навыков общения с помощью средств

поддерживающей коммуникации (карточек, пиктограмм, символов). В

первую очередь, невербальные средства создают условия для повышения

мотивации к общению: с помощью карточек, пиктограмм, а также жестов

неговорящий ребенок включается в процесс коммуникации, выражает свои

мысли и желания. Отвечая на вопросы с помощью средств поддерживающей

(альтернативной) коммуникации, выражая свое отношение к происходящему,

планируя свою деятельность, ребенок участвует в образовательном процессе.

В этой статье подробно будет рассмотрено применение игровых наборов для

альтернативной

коммуникации,

разработанные

группой

компаний

Образовательные

технологии

совместно

со

специалистами

СПб

ГБУ

«ЦСРИИДИ

Приморского

района

Санкт-Петербурга»

пеналы

индивидуальные: Расписание на день, Действия, Еда, Я и мое окружение,

Занятия. Досуг. Игры). Каждый набор состоит из деревянного пенала с

выдвижной крышкой и 20 двухслойных карточек на которых нанесено

изображение с пропилом в верхнем слое по контуру. Это позволяет

задействовать не только слуховой и зрительный, но и тактильный канал

восприятия информации, а также использовать пеналы для работы со

слабовидящими детьми.

Цель используемых комплектов – создать предметно-развивающую среду

для формирования у неговорящего ребёнка навыков применения средств

поддерживающей коммуникации. Актуальность комплекта сохраняется и для

детей, имеющих трудности при самостоятельном построении предложения, а

также с самостоятельным рассказом заученного наизусть текста или

пересказом, то есть, для плохоговорящих детей, имеющих логопедические

проблемы.

Предлагаю 10 игровых заданий и упражнений, используемых мной на

логопедических занятиях

1. Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие артикуляционной моторики

В пенале «Занятия. Досуг. Игры» есть карточка, обозначающая «занятия с

логопедом». В зависимости от ситуации карточка может иметь разные

значения. Например, дразниться, в сочетании с едой –

«вкусно». Я использую ее как символ артикуляционной

гимнастики.

Проводя

комплекс

артикуляционной

гимнастики,

выкладываю на крышку пенала карточки, символизирующие

упражнения.

Упражнение «Тарелочка» («Блинчик»)

Широкия язык лежит неподвижно на нижней губе.

Упражнение «Морковка» («Иголочка»)

Рот приоткрыт. Кончик языка узкий.

Упражнение «Чвшечка»

Рот приоткрыт. Язык широкий, кончик языка поднет вверх, боковые

края языка прижаты к зубам.

Упражнение «Колбаска» («Желобок»).

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх.

Упражнение «Горка»

Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка

прижать к верхним коренным зубам.

Упражнение «Качели»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с

внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с

внутренней стороны.

Упражнение «Моем тарелочку» («Часики»)

Рот открыт, выполняем круговые движения языком, имитируя

круговое движение стрелок. Губы сомкнуты, выполняем круговые

движения языком между зубами и губами, имитируя мытье посуды.

Упражнение «Спрячь конфетку»

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую

щеку.

После

выполнения

упражнения

карточка

переворачивается,

что

сигнализирует ребенку о выполнении задания.

2. Игры «Послушай, запомни, повтори», «Что звучит»

Цель: развитие слухового восприятия

Игра «Послушай, запомни, повтори». Предлагаете послушать, запомнить,

произнести цепочку из 2-5 слов и выложить соответствующие карточки на

крышку пенала.

Игра «Что звучит» имеет два этапа. Первый этап обучающий, на нем

происходит знакомство со звучащими предметами и соответствующими

картинками. Например: шелест страниц книги, стук мяча по полу, потирание

ладоней, звук режущих ножниц, и т. д. Второй этап – узнавание

соответствующего звука и демонстрация карточки. Усложнить задание

можно

предоставив

ребенку

узнать

цепочку

последовательно

продемонстрированных

звуков

и

выложить

серию

соответствующих

карточек на крышку пенала.

3. Игра «Угадай по первым звукам»

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза, представлений

На крышку пенала выкладываются карточки: банан, апельсин, торт, обед,

ножницы.

Ребенок

определяет

первый

звук

в

этих

словах

(«б»,«а»,«т»,«о»,«н»)

и подбирает соответствующую карточку

.

4. Игра «Чего не стало?».

Цель: отработка грамматической формы Родительного падежа

Выкладываем на пенал 5 карточек. Предлагаем закрыть глаза и убираем одну

карточку. Затем спрашиваете ребенка: «Чего не стало?». («банана»,

«апельсина», «молока» и т.д.)

5. Игра «Что лишнее?»

Цель:

развитие образно-логического мышления, умственных операций

анализа и обобщения, обогащение словарного запаса.

Игра «Что лишнее?». Выкладываем на крышку пенала 4 карточки 3 из

которых, объединены одним признаком, а 4-ая не подходит; вариативность

этой игры достаточно широкая: живое – не живое; быстро – медленно;

предметы – движение и т.п.

6. Игра «Друг за другом»

Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти

Выкладываем карточки на пенале (3 – 5 шт. в зависимости от возраста

ребенка),

затем

перемешиваем

их

и

просим

выложить

в

той

же

последовательности.

Решая

логопедические

задачи,

отрабатываем

грамматические

формы

употребления

творительного

падежа.

Выполняя

задание,

ребенок

комментирует: «За мамой – папа, за папой – кукла, за куклой - …». Также

отрабатываем правильные формы употребления предлогов: «за», «перед»,

«между».

7. Игры «Не зевай», «Пантомима»

Цель: развитие крупной моторики

Игра

«Не

зевай».

Быстро

меняя

карточки,

предлагаете

ребенку:

маршировать

(карточка

«идти»),

прыгать,

скакать,

танцевать,

бегать,

замереть (в данном случае «спать»). Следить за правильностью выполнения

движений и, если малыш не ошибается, хвалить его карточкой с поднятым

вверх пальцем.

Игра

«Пантомима».

Принцип

игры

аналогичен

предыдущей,

только

предлагаются изобразить такие действия, как шить, есть, резать, мыть руки,

спать, читать и т. д.

Игры «Не зевай» и «Пантомима» развивают внимание ребенка, а также

переключаемость с одного действия на другое. Расширяет глагольный

словарь.

В своих занятиях я использую эти игры в качестве физминутки.

8. Игра «Ребусы»

Цель: развитие логического мышления, интуиции, смекалки, зрительной

памяти; расширение кругозора.

Ребус - это загадывание слова в виде рисунков, букв, специальных знаков.

Если

ребёнок

составляет

ребус

сам,

то

развиваются

творческие,

познавательные и интеллектуальные способности. С помощью ребусов дети

зрительно учатся понимать лексическое значение некоторых слов и понятий.

Особенно

это

важно

для

детей,

имеющих

проблемы

с

вербальной

коммуникацией. Например, работая с картинкой «дом» и сочетая с ней

картинки «собака», «учиться», «птица», «музыка», «играть», «ножницы»,

«плыть», получаем понятия «будка» или «конура», «школа», «скворечник»

или «гнездо», «театр», «детский сад», «парикмахерская», «бассейн».

= гараж.

= музыкальная школа.

= больница.

Сочетая картинку «конфета» с «мяч» получаем «чупа-чупс». Карточка

«конфета» может трактоваться как «сладкий», а «мяч» в данном случае –

«круглый».

= сгущенка.

Для детей более старшего возраста можно предложить самим составить

ребусы, т.е. объяснить с помощью карточек значение слова. Например:

радуга (солнце, вода, акварель), пижама (одежда, спать), сахарная вата

(облако, конфета), корабль (плыть, машина), сухой бассейн (акварель,

мыльные пузыри) и т.д.

= радуга

9. Игра «Он – она»

Цель: развитие понимания и употребления категории рода.

Формируем у детей понимание взаимозависимости слов: она моя - женский

род, он мой - мужской род.

В пенале «Я и мое окружение» Карточки «мужчина»,

«женщина» использую как маркеры мужского и женского

рода. Предлагаю ребенку разложить предметы на две

группы, комментируя: «Это книга. Она моя. Это мяч. Он мой». Средний род

включаю

в

коррекционный

процесс

тогда,

когда

дети

успешно

дифференцируют мужской и женский род.

10. Рассказ о себе (социальный)

Цель: развитие связной речи.

С помощью карточек ребенок рассказывает о себе, о том, что сегодня делал,

или будет делать. Карточки могут быть использованы как опорные маркеры

для транслирования правильной последовательности действий.

«После школы я обедал, а потом читал книгу».

«Сначала я мою руки, потом обедаю».

«Мы будем рисовать. Потом пойдем гулять. Потом будем делать уроки».

«Это – я. Я учусь в школе. У меня есть друг. Мы вместе ходим в бассейн».

В

процессе

логопедической

работы

проводится

закрепление

двухкомпонентных словосочетаний, в основном глагольных и именных и

распространение предложений.

«Я ем большое яблоко», «Я люблю гулять в парке», «Поедем домой на

машине».

Работая с игровыми наборами карточек, дети приобретают практические

навыки пользования средствами альтернативной коммуникации и тем самым

создают

условия

для

повышения

мотивации

к

самостоятельному

(инициативному)

общению.

У

детей

с

ТНР

быстрее

усваивается

импрессивная

сторона

речи,

раскрываются

внутренние

возможности

(мышление и познавательная активность)

Список литературы:

1. Ананьева И.Н. Средства поддерживающей коммуникации в системе

работы логопеда: метод. пособие для работы с неговорящими

дошкольниками. – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2015.

2. Баряева Л.Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и

тяжёлой умственной отсталостью. – СПб., 2004

3. Баряева Л.Б. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая

тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008.

4. Горудко Т.В. Руководство к применению персонифицированного

словаря картинных символов коммуникации / под ред.

Н. Н. Баль. – Минск: БГПУ, 2009.

5. Davis, Katie; Christodoulou, Joanna; Seider, Scott & Gardner, Howard (2011),

The Theory of Multiple Intelligences, in Sternberg, Robert J. & Kaufman, Barry,

The Cambridge Handbook of Intelligence, Cambridge University Press, с. 485–

503, ISBN 978-0521518062



В раздел образования