Напоминание

"Знакомство с музыкальными инструментами в мини-музее"


Автор: Нина Владимировна Турчанинова
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 16 станица Архонская"
Населённый пункт: Станица Архонская, Пригородный район, РСО-Алания
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство с музыкальными инструментами в мини-музее"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Знакомство с музыкальными инструментами в мини-

музее музыкальных инструментов.

Ребята, посмотрите, что появилось новое в нашем музыкальном зале?

Это – Музей Музыкальных инструментов. Сейчас мы с вами находимся в

музыкальном зале. Весь этот зал заполнен звуками, но... в зале полная

тишина. Почему? Да потому, что звуки спрятались внутри всевозможных

музыкальных инструментов. Но мы чувствуем присутствие звуков, когда

смотрим на музыкальные инструменты. Это – Мир Музыкальных

Инструментов.

И вы, наверное, с нетерпением хотите услышать звучание этих музыкальных

инструментов, взять их в руки, поиграть.

Ребята! А вы знаете, что в каждом инструменте скрывается своя тайна? И

только человеческая рука, рука умелого музыканта способна извлечь эту

тайну. Потому что сами по себе инструменты не зазвучат. Существует

несколько способов извлечения звуков на инструменте.

Например:

В одни инструменты бьют или их трясут. Как вы думаете, как называются

такие инструменты, по которым ударяют? (Правильно, ударные).

В другие – дуют, они называются? (Духовые);

Третьи инструменты щиплют за струны или водят по ним смычком. Их

называют? (Струнные).

Сейчас я покажу вам ударные инструменты.

Инструменты эти ударными зовут, потому что музыканты их частенько

бьют.

Он в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно,…………….(Барабан)

Этот инструмент очень древний (показать картинку). Барабан в древности

делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в

жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы

передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об

опасности своих соседей, живших очень далеко.

Дети находят барабан, и грают на нем.

Стихия ударных инструментов – ритм. Наверное, каждому известен такой

популярный ударный инструмент, как бубен или тамбурин (показать

картинку).

Этот инструмент настолько древний и настолько распространенный, что

трудно сейчас определить, какой народ его придумал. Уже много

тысячелетий звучит он в Азии, Европе, Африке. Называют его везде по-

разному: «тар», «тамбурин», «пандеро». Многие народные танцы и песни

сопровождаются звуками бубнов. Скажите, в нашем музее есть такой

инструмент?

Дети находят бубен, играют на нем.

Далее я расскажу вам немного о музыкальных инструментах, которые вам

каждый день приходится держать в руках во время еды. Это – самые

обычные ложки. Трудно сказать, кто и когда впервые вздумал превратить

обыкновенную деревянную ложку, которой едят щи и кашу, в ударный

музыкальный инструмент. Но именно этот колоритный русский инструмент

стал одним из самых популярных в России. Играть можно и на обычных

ложках, но существуют и специальные музыкальные ложки. Их

изготавливают из лучших сортов дерева и делают несколько толще обычных,

от этого звук получается более сильным. Конечно, вы можете сказать: «Ну

что ту трудного? Играть на ложках сможет каждый из нас».

Дети отстукивает ритм на ложках.

Показать картинку с изображением трещотки. Трещотка не только подпевала

бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от

вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Дети находят трещотку, играют на ней.

Следующий музыкальный инструмент – кастаньеты (показать картинку).

Это две деревянные чашечки, соединенные шнурком. Обвив шнурок вокруг

большого и безымянного пальцев, испанские танцоры прищелкивают ими во

время исполнения фламенко, болеро или хоты. Есть кастаньеты в нашем

музее?

Дети находят кастаньеты, играют на них.

А этот инструмент вы назовете сразу, если правильно определите

геометрическую форму, которую он напоминает. Правильно, треугольник.

Треугольник часто применяется в оперной и симфонической музыке. Он

представляет из себя стальной прут в виде равностороннего треугольника, по

которому легонько ударяют стальным гвоздем-палочкой (показать

картинку). А треугольник есть в нашем музее?

Дети находят треугольник, играют на нем.

А сейчас речь пойдет об инструменте, на котором, могу с вами поспорить,

играл в самом раннем детстве каждый из вас. Когда вы начинали

капризничать, мамы вкладывали вам в руку этот инструмент, и вы, безо

всякого труда, исполняли на нем самые незамысловатые вариации

собственного сочинения. Кто-то уже догадался, о каком инструменте идет

речь? (Ребята отвечают – погремушка). Правильно.

– Этот музыкальный инструмент можем мы назвать в один момент.

Нет, пожалуй, в мире никого кто бы обходился без него.

Скажет каждая старушка, каждый школьник и студент,

что игрушка-погремушка – популярный инструмент.

Показывает звучание инструмента.

– А вот настоящее название у этого музыкального инструмента – маракас

(показать картинку, найти этот инструмент).

– Ребята! А вот этот инструмент называется румба. Как вы думаете, а на

какие два инструмента похожа румба? Румба — это нечто среднее между

маракасом и бубном. Его можно трясти как маракас, а металлические

тарелочки внутри корпуса как у бубна.

– Ребята! Вот вы уже услышали звучание некоторых музыкальных

инструментов. А как вы думаете, звуки, извлекаемые на ударных

инструментах, получаются музыкальные или шумовые? Правильно шумовые.

Но, есть среди ударных инструментов и такие, на которых можно даже

исполнять мелодию; например, металлофон и колокольчики.

Металлофон – это инструмент, состоящий из металлических пластинок,

расположенных на деревянном каркасе в виде клавиатуры (как у

фортепиано), по которым ударяют деревянными палочками.

Музыкальный руководитель исполняет на металлофоне мелодию детской

песенки «Во саду ли в огороде».

– А колокольчик — это инструмент, звучание которого очень похоже на

звучание металлофона, потому что он тоже металлический. Поэтому тембр

звучания у него получается серебристый, волшебный. Используют

колокольчики для того, чтобы придать музыке необычайный фантастический

колорит.

Играет на колокольчиках

Все эти инструменты, которые мы с вами сейчас называли называются

ударные. Чтобы эти инструменты звучали по ним нужно стучать, ударять. А

теперь давайте рассмотрим следующие инструменты.

Показываю картинки дудочки, саксофона, губной гармошки. Дети по

картинкам находят нужные инструменты.

Это инструменты духовые. Чтобы они зазвучали, в них нужно подуть.

– Это что за инструменты, необычные такие?

Называются они – клавишные духовые!

– А инструменты эти – баян и аккордеон, русская гармошка, осетинская

гармошка, которые относятся к семейству гармоник. Без этих инструментов,

которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй,

представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в

сельском клубе... Кажется, что гармонь существовала всегда.

– Гармонь, гармонь! Гуляют песни звонко.

За каждый покачнувшийся плетень...

Гармонь, гармонь! Родимая сторонка!

Поэзия российских деревень.

Звучит «Русский народный хоровод» в исполнении оркестра народных

инструментов.

– Есть на нем клавиши, как у фортепиано,

есть на нем кнопочки, как у баяна.

Меха раздув, повысив тон, для вас поет ... (аккордеон).

– А сейчас – викторина. По приведенному ниже описанию угадайте, о каком

инструменте идет речь?

Не одну сотню лет известна она на Руси. Под нее пели и плясали, про нее

слагали сказки, стихи и песни. У нее треугольная форма и всего три струны.

(Балалайка). Показать картинку. Найти инструмент.

Звонче балалайки

В целом мире нет.

Она исконно русский

Народный инструмент.

Пели под неё, плясали

И грустили, и вздыхали

В праздники под охи, Потешались скоморохи.

Слушание русской народной песни исполненной на балалайке

(звукозапись)

И так, мы перешли с вами к инструментам, которые называются струнные.

Один из этих инструментов гитара (показать картинку). Струн у нее бывает

шесть или семь. А голос у нее не очень громкий, зато звучный, приятный,

звонкий тембр, и в нашем музее тоже такой инструмент есть.

Звучит концерт Вивальди.

Ребята, вы узнали какой инструмент сейчас звучал? Правильно скрипка.

Показать картинку скрипки.

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

У каждой скрипки, есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведёт

И плачет скрипка, и поёт

Скрипку называют «Королевой оркестра», потому что на скрипке всегда

исполняют главною тему музыкального произведения, т.е. лейтмотив. У

скрипки четыре струны.

Показываю картинки пианино и синтезатора.

С этими инструментами вы знакомы.

Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое

исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным

помощником на наших праздниках и занятиях.

По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название

перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо».

Синтезатор – это электронное цифровое пианино, а называется он так

потому, что он может синтезировать звучание музыки (показать звучание).

А сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете музыкальные

инструменты и для этого я загадаю вам загадки.

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке.

Бьют его, а он гремит –

В ногу всем шагать велит....(Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, находит музыкальный инструмент и играет

на нем.

Деревянные подружки

Звонко бьются друг о дружку.

Расписные, как матрешки.

Угадали? Это…(ложки)

Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

.

Как тарелка круглый он,

Встряхнешь его – и слышишь звон.

Ладошка по нему стучит, потряхивает вольно.

А он звенит, гремит, ему совсем не больно. (Бубен)

Ты возьми меня в ладошки.

Потряси меня рукой.

И услышишь голос мой,

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас)

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны,

Ей для музыки нужны.

Кто такая, отгадай-ка?

Это наша …(балалайка)

Балалайка, балалайка,

Веселее заиграй-ка.

Слушание русской народной песни исполненной на балалайке.

Кто-то пуговиц сто штук по нему рассыпал.

Из-под пуговицы звук к слушателю выплыл.

Мощный, словно океан, Разливается ... (баян).

На этом инструменте играть очень любил,

Герой известного мультфильма… Гена Крокодил …(гармошка)

Слушание исполнение песни Крокодила Гены исполненной на гармошке

Ребята! А задумывались ли вы когда-нибудь, почему исполнение музыки

называется игрой? Играют на скрипке, играют на баяне, играют на пианино,

на балалайке... Даже про самый большой оркестр, в котором сидят взрослые

солидные музыканты, говорят: оркестр играет. Почему? (Выслушать мнение

детей).

А может быть потому, что с игры, с игрушек когда-то и начинались

музыкальные инструменты? У вас есть дома музыкальные инструменты? А

где можно приобрести музыкальные инструменты?

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Дети по картинкам определяют правильную последовательность действий,

изображенных на картинке, и составляют рассказ.

1.

Мастер мастерит музыкальный инструмент.

2.

Покупаем инструмент в магазине.

3.

Играем с инструментами в детском саду.

4.

Обучаются в музыкальной школе.

5.

Играют в оркестре на сцене.

Игра на детских музыкальных инструментах в оркестре

– Ребята! Сегодня вы много нового узнали о самых различных

инструментах, а также смогли услышать их звучание. А ведь есть еще один,

самый древний, музыкальный инструмент, который есть внутри каждого из

нас, это – человеческий голос. Он звучит благодаря вибрации голосовых

связок. Это легко можно ощутить, если во время пения положить пальцы на

горло. Пусть каждый из вас прижмет свою ладонь к горлу и попоет звук «а».

Вы почувствовали внутри себя этот замечательный инструмент? Но чтобы

уметь правильно им пользоваться, нужно много заниматься и бережно

обращаться со своим голосом».



В раздел образования