Автор: Нина Владимировна Турчанинова
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 16 станица Архонская"
Населённый пункт: Станица Архонская, Пригородный район, РСО-Алания
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство с музыкальными инструментами в мини-музее"
Раздел: дошкольное образование
Знакомство с музыкальными инструментами в мини-
музее музыкальных инструментов.
Ребята, посмотрите, что появилось новое в нашем музыкальном зале?
Это – Музей Музыкальных инструментов. Сейчас мы с вами находимся в
музыкальном зале. Весь этот зал заполнен звуками, но... в зале полная
тишина. Почему? Да потому, что звуки спрятались внутри всевозможных
музыкальных инструментов. Но мы чувствуем присутствие звуков, когда
смотрим на музыкальные инструменты. Это – Мир Музыкальных
Инструментов.
И вы, наверное, с нетерпением хотите услышать звучание этих музыкальных
инструментов, взять их в руки, поиграть.
Ребята! А вы знаете, что в каждом инструменте скрывается своя тайна? И
только человеческая рука, рука умелого музыканта способна извлечь эту
тайну. Потому что сами по себе инструменты не зазвучат. Существует
несколько способов извлечения звуков на инструменте.
Например:
В одни инструменты бьют или их трясут. Как вы думаете, как называются
такие инструменты, по которым ударяют? (Правильно, ударные).
В другие – дуют, они называются? (Духовые);
Третьи инструменты щиплют за струны или водят по ним смычком. Их
называют? (Струнные).
Сейчас я покажу вам ударные инструменты.
Инструменты эти ударными зовут, потому что музыканты их частенько
бьют.
Он в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно,…………….(Барабан)
Этот инструмент очень древний (показать картинку). Барабан в древности
делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в
жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы
передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об
опасности своих соседей, живших очень далеко.
Дети находят барабан, и грают на нем.
Стихия ударных инструментов – ритм. Наверное, каждому известен такой
популярный ударный инструмент, как бубен или тамбурин (показать
картинку).
Этот инструмент настолько древний и настолько распространенный, что
трудно сейчас определить, какой народ его придумал. Уже много
тысячелетий звучит он в Азии, Европе, Африке. Называют его везде по-
разному: «тар», «тамбурин», «пандеро». Многие народные танцы и песни
сопровождаются звуками бубнов. Скажите, в нашем музее есть такой
инструмент?
Дети находят бубен, играют на нем.
Далее я расскажу вам немного о музыкальных инструментах, которые вам
каждый день приходится держать в руках во время еды. Это – самые
обычные ложки. Трудно сказать, кто и когда впервые вздумал превратить
обыкновенную деревянную ложку, которой едят щи и кашу, в ударный
музыкальный инструмент. Но именно этот колоритный русский инструмент
стал одним из самых популярных в России. Играть можно и на обычных
ложках, но существуют и специальные музыкальные ложки. Их
изготавливают из лучших сортов дерева и делают несколько толще обычных,
от этого звук получается более сильным. Конечно, вы можете сказать: «Ну
что ту трудного? Играть на ложках сможет каждый из нас».
Дети отстукивает ритм на ложках.
Показать картинку с изображением трещотки. Трещотка не только подпевала
бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от
вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.
Дети находят трещотку, играют на ней.
Следующий музыкальный инструмент – кастаньеты (показать картинку).
Это две деревянные чашечки, соединенные шнурком. Обвив шнурок вокруг
большого и безымянного пальцев, испанские танцоры прищелкивают ими во
время исполнения фламенко, болеро или хоты. Есть кастаньеты в нашем
музее?
Дети находят кастаньеты, играют на них.
А этот инструмент вы назовете сразу, если правильно определите
геометрическую форму, которую он напоминает. Правильно, треугольник.
Треугольник часто применяется в оперной и симфонической музыке. Он
представляет из себя стальной прут в виде равностороннего треугольника, по
которому легонько ударяют стальным гвоздем-палочкой (показать
картинку). А треугольник есть в нашем музее?
Дети находят треугольник, играют на нем.
А сейчас речь пойдет об инструменте, на котором, могу с вами поспорить,
играл в самом раннем детстве каждый из вас. Когда вы начинали
капризничать, мамы вкладывали вам в руку этот инструмент, и вы, безо
всякого труда, исполняли на нем самые незамысловатые вариации
собственного сочинения. Кто-то уже догадался, о каком инструменте идет
речь? (Ребята отвечают – погремушка). Правильно.
– Этот музыкальный инструмент можем мы назвать в один момент.
Нет, пожалуй, в мире никого кто бы обходился без него.
Скажет каждая старушка, каждый школьник и студент,
что игрушка-погремушка – популярный инструмент.
Показывает звучание инструмента.
– А вот настоящее название у этого музыкального инструмента – маракас
(показать картинку, найти этот инструмент).
– Ребята! А вот этот инструмент называется румба. Как вы думаете, а на
какие два инструмента похожа румба? Румба — это нечто среднее между
маракасом и бубном. Его можно трясти как маракас, а металлические
тарелочки внутри корпуса как у бубна.
– Ребята! Вот вы уже услышали звучание некоторых музыкальных
инструментов. А как вы думаете, звуки, извлекаемые на ударных
инструментах, получаются музыкальные или шумовые? Правильно шумовые.
Но, есть среди ударных инструментов и такие, на которых можно даже
исполнять мелодию; например, металлофон и колокольчики.
Металлофон – это инструмент, состоящий из металлических пластинок,
расположенных на деревянном каркасе в виде клавиатуры (как у
фортепиано), по которым ударяют деревянными палочками.
Музыкальный руководитель исполняет на металлофоне мелодию детской
песенки «Во саду ли в огороде».
– А колокольчик — это инструмент, звучание которого очень похоже на
звучание металлофона, потому что он тоже металлический. Поэтому тембр
звучания у него получается серебристый, волшебный. Используют
колокольчики для того, чтобы придать музыке необычайный фантастический
колорит.
Играет на колокольчиках
Все эти инструменты, которые мы с вами сейчас называли называются
ударные. Чтобы эти инструменты звучали по ним нужно стучать, ударять. А
теперь давайте рассмотрим следующие инструменты.
Показываю картинки дудочки, саксофона, губной гармошки. Дети по
картинкам находят нужные инструменты.
Это инструменты духовые. Чтобы они зазвучали, в них нужно подуть.
– Это что за инструменты, необычные такие?
Называются они – клавишные духовые!
– А инструменты эти – баян и аккордеон, русская гармошка, осетинская
гармошка, которые относятся к семейству гармоник. Без этих инструментов,
которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй,
представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в
сельском клубе... Кажется, что гармонь существовала всегда.
– Гармонь, гармонь! Гуляют песни звонко.
За каждый покачнувшийся плетень...
Гармонь, гармонь! Родимая сторонка!
Поэзия российских деревень.
Звучит «Русский народный хоровод» в исполнении оркестра народных
инструментов.
– Есть на нем клавиши, как у фортепиано,
есть на нем кнопочки, как у баяна.
Меха раздув, повысив тон, для вас поет ... (аккордеон).
– А сейчас – викторина. По приведенному ниже описанию угадайте, о каком
инструменте идет речь?
Не одну сотню лет известна она на Руси. Под нее пели и плясали, про нее
слагали сказки, стихи и песни. У нее треугольная форма и всего три струны.
(Балалайка). Показать картинку. Найти инструмент.
Звонче балалайки
В целом мире нет.
Она исконно русский
Народный инструмент.
Пели под неё, плясали
И грустили, и вздыхали
В праздники под охи, Потешались скоморохи.
Слушание русской народной песни исполненной на балалайке
(звукозапись)
И так, мы перешли с вами к инструментам, которые называются струнные.
Один из этих инструментов гитара (показать картинку). Струн у нее бывает
шесть или семь. А голос у нее не очень громкий, зато звучный, приятный,
звонкий тембр, и в нашем музее тоже такой инструмент есть.
Звучит концерт Вивальди.
Ребята, вы узнали какой инструмент сейчас звучал? Правильно скрипка.
Показать картинку скрипки.
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив.
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье – скрипка!
У каждой скрипки, есть смычок.
Он верный, преданный дружок.
Когда скрипач смычок ведёт
И плачет скрипка, и поёт
Скрипку называют «Королевой оркестра», потому что на скрипке всегда
исполняют главною тему музыкального произведения, т.е. лейтмотив. У
скрипки четыре струны.
Показываю картинки пианино и синтезатора.
С этими инструментами вы знакомы.
Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое
исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным
помощником на наших праздниках и занятиях.
По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название
перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо».
Синтезатор – это электронное цифровое пианино, а называется он так
потому, что он может синтезировать звучание музыки (показать звучание).
А сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете музыкальные
инструменты и для этого я загадаю вам загадки.
Игра «Музыкальная отгадай-ка»
Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит....(Барабан)
Ребенок, отгадавший загадку, находит музыкальный инструмент и играет
на нем.
Деревянные подружки
Звонко бьются друг о дружку.
Расписные, как матрешки.
Угадали? Это…(ложки)
Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи ими хлебать,
А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)
.
Как тарелка круглый он,
Встряхнешь его – и слышишь звон.
Ладошка по нему стучит, потряхивает вольно.
А он звенит, гремит, ему совсем не больно. (Бубен)
Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос мой,
Деревянный, озорной. (Трещотка)
Ты возьми его в ладонь,
Слышен будет перезвон.
Динь-динь-динь, дон-дон-дон,
Чей же это звон? (Колокольчик)
Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!.. (Маракас)
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны,
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка?
Это наша …(балалайка)
Балалайка, балалайка,
Веселее заиграй-ка.
Слушание русской народной песни исполненной на балалайке.
Кто-то пуговиц сто штук по нему рассыпал.
Из-под пуговицы звук к слушателю выплыл.
Мощный, словно океан, Разливается ... (баян).
На этом инструменте играть очень любил,
Герой известного мультфильма… Гена Крокодил …(гармошка)
Слушание исполнение песни Крокодила Гены исполненной на гармошке
Ребята! А задумывались ли вы когда-нибудь, почему исполнение музыки
называется игрой? Играют на скрипке, играют на баяне, играют на пианино,
на балалайке... Даже про самый большой оркестр, в котором сидят взрослые
солидные музыканты, говорят: оркестр играет. Почему? (Выслушать мнение
детей).
А может быть потому, что с игры, с игрушек когда-то и начинались
музыкальные инструменты? У вас есть дома музыкальные инструменты? А
где можно приобрести музыкальные инструменты?
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Дети по картинкам определяют правильную последовательность действий,
изображенных на картинке, и составляют рассказ.
1.
Мастер мастерит музыкальный инструмент.
2.
Покупаем инструмент в магазине.
3.
Играем с инструментами в детском саду.
4.
Обучаются в музыкальной школе.
5.
Играют в оркестре на сцене.
Игра на детских музыкальных инструментах в оркестре
– Ребята! Сегодня вы много нового узнали о самых различных
инструментах, а также смогли услышать их звучание. А ведь есть еще один,
самый древний, музыкальный инструмент, который есть внутри каждого из
нас, это – человеческий голос. Он звучит благодаря вибрации голосовых
связок. Это легко можно ощутить, если во время пения положить пальцы на
горло. Пусть каждый из вас прижмет свою ладонь к горлу и попоет звук «а».
Вы почувствовали внутри себя этот замечательный инструмент? Но чтобы
уметь правильно им пользоваться, нужно много заниматься и бережно
обращаться со своим голосом».