Напоминание

"Поэтапное описание организованной коммуникативно- практической деятельности старших дошкольников с ОНР в процессе освоения тематических циклов."


Автор: Дерябина Ольга Владимировна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 11 "Полянка"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Поэтапное описание организованной коммуникативно- практической деятельности старших дошкольников с ОНР в процессе освоения тематических циклов."
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Поэтапное описание организованной коммуникативно-практической деятельности

старших дошкольников с ОНР в процессе освоения тематических циклов

Тематический цикл «У нас гости»

Начальный этап

Тема коммуникативно-практической деятельности

«Гость в группе»

Задачи:

ознакомление детей с компонентами, входящими в структуру ситуации «Гость в

группе»;

ознакомление с построением программы речевого высказывания и способом ее

реализации при сочетании вербальных и невербальных средств;

коррекция

особенностей

речевого

поведения

детей:

воспитание

отношений

партнерства (соподчинения и равенства); выработка выдержки, умения внимательно слушать

собеседника, вступать в беседу, дождавшись своей очереди; стимулирование к речевому

взаимодействию малоактивных детей.

Коммуникативно-практическая деятельность

I.Вводная часть.

1.

Приветствие.

Логопед и дети приветствуют друг друга, встав в круг.

Логопед: Мягко положите руки друг другу на плечи. Приветливо посмотрите в глаза друг

другу. Поздоровайтесь за руку.

Дети выполняют инструкцию логопеда по памяти.

Логопед: Мы друг друга встретили

И радостно общаемся.

А когда придет пора,

Друг с другом попрощаемся.

2.

Сообщение темы.

Логопед: Ребята, в нашей группе много интересного. Поэтому у нас часто бывают гости.

Вот и сегодня мы ожидаем приход взрослого человека – гостя нашей группы.

2

II.

Основная часть.

1.

Обучение правильному речевому поведению в ситуации «Приветствие гостя».

Логопед: Давайте представим, что гостья уже пришла. Я буду этим незнакомым взрослым

человеком. Хорошо ли будет, если при встрече не поприветствовать друг друга?

Дети: Плохо.

Логопед: Как вы думаете, кто должен поздороваться первым: дети или взрослый?

Дети: Дети.

Логопед: Согласна, первыми это должны сделать дети,

когда гостья войдет. Нужно

подойти к гостье, приветливо посмотреть ей в глаза и, слегка склонив голову, поздороваться.

Кто хочет поздороваться первым?

Миша: Я… . Здравствуйте!

Логопед: Если сейчас утро, то можно поздороваться так: «Доброе утро!». Днем можно

сказать: «Добрый день», а вечером «Добрый вечер!». Долгожданной гостье можно сказать:

«Приветствую вас!» или «Рад вас видеть!»

Логопед помогает детям реализовывать ту или иную формулу приветствия с

использованием невербальных средств; от лица гостьи отвечает на приветствия детей.

Логопед-гостья: Рада приветствовать вас, ребята! Я давно хотела побывать у вас в гостях.

Логопед: Вот мы поздоровались. Ребята, нужно пригласить гостью пройти в группу. При

этом лучше смотреть в глаза человеку, указывая направление в группу вытянутой рукой. Катя,

скажи так: «Проходите, пожалуйста, в группу»

(Логопед демонстрирует образец речи и движений).

Логопед: Чтобы гостья не растерялась, нужно предложить ей осмотреться. Дима, слегка

разведи руки в стороны и доброжелательно скажи: «Располагайтесь» (Логопед демонстрирует

образец речи и движений).

Логопед: Еще можно помочь гостье чувствовать себя поудобнее словами: «Располагайтесь

поудобнее!». А можно предложить гостье стул: «Пожалуйста, присаживайтесь!»

Логопед демонстрирует образец речи и движений, а затем помогает детям поочередно

реализовать формулы доброжелательного отношения, отвечая на них от лица гостьи.

2.

Обучение правильному речевому поведению в ситуации «Знакомство с гостем».

Логопед: Неприлично оставлять гостью в одиночестве и заниматься своими делами.

Следует познакомиться с ней. Надо подойти к гостье, представиться и узнать, как ее зовут. Это

можно сделать так: «Разрешите с вами познакомиться?! Меня зовут Катя. А как ваше имя-

3

отчество?» (Вместе с образцом речи логопед демонстрирует характерные для ситуации

движения). Катя, попробуй!

Логопед-гостья: Я рада познакомиться с тобой, Катя!

Логопед: Катя, надо ответить гостье, а то она может подумать, что ты не рада знакомству.

Скажи так: «Я тоже рада познакомиться с вами!»

Логопед: Как еще можно ответить гостье? Кто скажет по-другому? Иначе? (возможные

варианты: «Очень приятно!», «Мне очень приятно с вами познакомиться!», «Я раз

познакомиться с вами!»). Еще можно сказать: «Рад познакомиться!».

Дети по очереди вступают в краткий диалог с логопедом-гостьей.

Логопед: Дима, что-то Света стоит в стороне: может быть стесняется. Помоги ей

познакомиться с гостьей, ты мужчина. Подведи гостью поближе и скажи: «Познакомьтесь,

пожалуйста: это Света. Она тоже ходит в нашу группу».

Логопед помогает вступить в диалог малоактивному ребенку, используя облегченную

форму речи:

Логопед-гостья: Будем знакомы, Света?!

Света: Будем знакомы.

Логопед-гостья: Меня зовут Ольга Владимировна. Ты запомнила мое имя-отчество?

Света: Да - Ольга Владимировна.

Логопед-гостья: Ты рада со мной познакомиться?

Света: Да, рада.

3.

Обучение правильному речевому поведению в ситуации «Беседа с гостем».

Логопед: Чтобы гостья не чувствовала себя одиноко, нужно ее занять. Для этого надо

поближе познакомиться с ней. Как вы считаете, нужно спешить говорить о себе или быть

внимательными к гостье?

Катя: Надо быть внимательными к гостье.

Миша: Надо говорить о себе.

Логопед: Если вы сразу начнете говорить о себе, гостья останется без внимания. А вы

проявите себя как негостеприимные хозяева. Лучше сразу проявить внимание к интересам

гостьи. Можно задать ей вопросы, а если она спросит вас о чем-либо, надо обязательно

ответить. Согласны со мной?

Дети: Да.

Логопед: Давайте узнаем, где работает Ольга Владимировна (Мише). Кем она работает

(Кате).

Дети, соблюдая очередность и выжидая ответы гостьи, расспрашивают ее о работе.

4

Логопед-гостья: Дима, а где работает твоя мама? Кем она работает?

Дима: Моя мама работает в банке. Она кассир, выдает людям деньги.

Логопед-гостья: Света, твой папа работает на заводе или в больнице?

Света: В больнице.

Логопед-гостья: Кем твой папа работает в больнице, санитаром?

Света: Нет, врачом.

Логопед стимулирует речевую активность детей с учетом их речевых возможностей.

Логопед: Давайте узнаем об интересах Ольги Владимировны. Катя, спроси: «Ольга

Владимировна, чем вы увлекаетесь?»

Логопед-гостья: В свободное время читаю книги. А еще иногда сочиняю стихи. А ты чем

занимаешься?

Катя: Я хожу на танцы в «Ракету».

Логопед: Попробуй сказать так: «Я хожу в клуб «Ракета». Там я занимаюсь танцами,

потому что мне нравится танцевать под музыку».

Миша: Я тоже занимаюсь танцами, только в другом клубе – «Юность».

Логопед-гостья: Света, ты играешь в шахматы или играешь на скрипке?

Света: Играю на скрипке.

Логопед-гостья: Какая музыкальная пьеса у тебя любимая?

Света: «Кузнечики».

Логопед-гостья: Ты могла бы научить играть на скрипке меня или сама еще учишься?

Света: Я учусь.

Дима: Я умею играть в шахматы. А вы умеете?

Логопед-гостья: Нет, я не умею играть в шахматы, только в шашки.

Дима: Давайте я вас научу!

Логопед: Сначала лучше узнать, хочет ли этого гостья. Попробуй сказать так: «Ольга

Владимировна, вы хотите научиться играть в шахматы? Я могу вас научить».

Дима оречевляет предложение.

Логопед-гостья: Спасибо, Дима, в следующий раз я возьму у тебя несколько уроков по

шахматам.

4.

Обучение правильному речевому поведению в ситуации «Обращение с просьбой».

Логопед: Ребята, вы узнали, чем увлекается наша гостья: она сочиняет стихи. Хотите

послушать стихи Ольги Владимировны?

Дети: Да.

5

Логопед: Нужно попросить гостью почитать ее стихи. Только сначала надо узнать, сможет

ли она выполнить вашу просьбу. Можно спросить гостью, обратившись к ней по имени: «Ольга

Владимировна, не могли бы вы почитать свои стихи?» Если гостья согласится, попросите:

«Почитайте, пожалуйста!» Катя, сначала узнай, а потом попроси.

Катя: Ольга Владимировна, вы могли бы почитать нам свои стихи?

Логопед-гостья: Да, с удовольствием!

Катя: Почитайте, пожалуйста!

Логопед-гостья: Хорошо. Только у меня не просто стихи, а стихи, которые можно

оживить:

Слушайте стихотворение внимательно!

Повторяйте все движения обязательно!

Гостья читает стихотворение, а дети выполняют имитационные движения:

Раз, два, три, четыре, пять!

Дети вышли погулять.

Поиграли, отдохнули,

К другу в гости заглянули.

Дети расходятся по комнате, выполняя

имитационные движения «На прогулке».

Дети садятся на любой стул.

Логопед-гостья: Дима, к кому в гости ты заглянул?

Дима: К Мише.

Логопед-гостья: А ты, Миша, чьим гостем стал?

Миша: Катиным.

Логопед-гостья: Света, у кого в гостях ты оказалась?

Света: У Димы.

При повторении игры гостья заменяет имитационные движения «На прогулке».

Логопед: Ребята, вам понравилось ожившее стихотворение?

Дети: Да!

Логопед: Тогда необходимо сказать об этом гостье и поблагодарить ее за выполненную

просьбу. Кто хочет первый?

Миша: Я.

Логопед с Мишей: Ольга Владимировна! Мне очень понравилось ваше стихотворение.

Большое спасибо!

Логопед

с

Димой:

Ольга

Владимировна!

Замечательное

стихотворение,

я

даже

развеселился. Спасибо вам!

Логопед с Катей: Благодарю вас, Ольга Владимировна! Стихотворение на самом деле

оживилось. Как в сказке! было очень интересно играть.

6

Логопед-гостья приветливо кивает детям в ответ.

5.

Обучение правильному речевому поведению в ситуации «Показ творческих работ

детей».

Логопед: Ребята, у вас в группе очень много интересного. Человек, который первый раз

пришел к вам в гости не знает об этом. Можно познакомить гостью с вашими достижениями.

Например, рассказать о работах по аппликации. Сначала надо предложить пройти к выставке, а

потом по очереди рассказать о своих работах. Вы согласны?

Дети: Да.

Логопед (Мише): Скажите так: «Ольга Владимировна! Мы хотим показать вам наши

работы. Проходите, пожалуйста, к выставке. Я вас провожу»

Миша идет впереди, указывая дорогу гостье. Дети идут за ними.

Логопед (Диме): Расскажи, как называются работы, из чего они сделаны.

Дима: Это осенние букеты в вазах. Букеты мы мастерили из сухих листьев, стебельков, а

вазы – из цветной бумаги.

Логопед: А теперь, по очереди расскажите каждый о своей работе.

Дети поочередно показывают гостье свои аппликационные работы и рассказывают о

них, используя доступные формы речи и опираясь на помощь логопеда.

Логопед-гостья: Мне очень интересно общаться с вами, гостить в вашей группе. Но уже

пора уходить. Спасибо за гостеприимство! До новой встречи!

Миша: До свидания!

Логопед: Нужно не только попрощаться, а еще поблагодарить гостью.

Логопед со Светой: Спасибо! До свидания.

Логопед с Димой: Ольга Владимировна! Спасибо, что зашли к нам в гости. Мне тоже было

интересно общаться с вами. Всего доброго!

Логопед с Катей: Спасибо, Ольга Владимировна! Мы всегда рады гостям. Приглашаю

прийти к нам в следующий раз. Будем вас ждать, до свидания!

Логопед-гостья: До новой встречи!

III.

Заключительная часть.

1.

Повторение структуры ситуации «Гость в группе».

Логопед: Вижу, что вам понравилось встречать гостью у себя группе. Верно?

Дети: Да.

Логопед: Давайте вспомним, что мы сделали, чтобы гостье было уютно и интересно у нас.

7

«Мы вежливо поприветствовали гостью, предложили пройти в группу. И ей захотелось

побыть у нас».

«Мы познакомились с гостьей, и она не чувствовала себя одинокой».

«Мы расспросили гостью о ее работе, увлечениях. Потом рассказали о себе. И нам было

интересно узнавать друг о друге».

«Мы попросили гостью почитать стихи. Она поиграла с нами, и мы не скучали. А после

игры благодарили ее».

«Мы рассказали гостье о своих работах, они ей понравились».

«Мы попрощались с гостьей и пригласили ее еще побывать у нас.

2.

Поощрение речевого поведения детей.

Логопед:

Вы все были гостеприимными хозяевами: вежливыми и внимательными.

Уверена, что при встрече гостей вы будете вспоминать нашу игру. Вы постараетесь так

общаться с гостями, чтобы им было у вас уютно и интересно, чтобы они захотели погостить у

вас снова.

3.

Выход из отрабатываемой ситуации общения.

Логопед приглашает детей встать в круг.

Логопед: Мы друг друга встретили

И с радостью общаемся,

А теперь пришла пора –

Друг с другом попрощаемся.

Логопед: Мягко положите руки друг другу на плечи, посмотрите в глаза соседу и на

прощанье помашите рукой.

Дети выполняют инструкцию логопеда по памяти.

При повторном проигрывании ситуации «Гость в группе» в ее структуру могут быть

внесены изменения (за счет введения дополнительных компонентов, замены компонентов,

включения проблемной ситуации). Например:

гость обращается с просьбой к ребенку (детям);

во время игры ребенок нечаянно наступил на ногу гостю (сверстнику);

у гостя мало времени, он спешит.

И т. п.

8

Переходный этап

Тема коммуникативно-практической деятельности

«Гость в детском саду»

Задачи:

уточнение представлений детей о структуре ситуации «Гость в детском саду»;

упражнение в постановке коммуникативной задачи и построении программы

высказывания при опознавании детьми знакомой им ситуации;

упражнение в умении реализовывать внутреннюю речевую программу, используя

доступные вербальные и невербальные средства общения;

воспитание умения вести диалог, обращаться с просьбой, составлять рассказ,

актуализируя адекватные ситуации речевые формулы;

продолжение

работы

по

коррекции

особенностей

речевого

поведения

детей:

воспитание отношений партнерства (соподчинения и равенства), выработка умения управлять

собой в присутствии малознакомых людей, вовремя включаться в разговор, не перебивая

взрослых и сверстников; поощрение стремления к речевому взаимодействию, исходя из

индивидуальных навыков пользования самостоятельной речью.

Коммуникативно-практическая деятельность

Роль гостя выполняет сотрудница детского сада.

I.Вводная часть.

1.

Приветствие.

Логопед и дети приветствуют друг друга, встав в круг:

Мы друг друга встретили

И радостно общаемся.

А когда придет пора,

Друг с другом попрощаемся.

Логопед: Возьмитесь за руки, закройте глаза, по кругу передавайте приветствие теплым

рукопожатием.

Дети выполняют инструкцию по памяти.

Логопед: Теперь передайте теплый привет друг другу нежным взглядом и добрыми

словами: «Я рад тебя видеть».

9

Дети выполняют инструкцию по памяти.

2.

Сообщение темы.

Логопед: Ребята, сегодня я предлагаю вам пообщаться в нашей гостеприимной гостиной.

Как вы к этому относитесь?

Ответы детей.

Логопед: Полностью с вами согласна. Мне, как и вам, тоже приятно бывать в нашей

уютной гостиной.

II.Основная часть.

1.

Уточнение представлений детей о структуре ситуации «Приветствие гостя».

Логопед: В нашем садике часто бывают гости. Если, идя в гостиную, мы повстречаем

кого-нибудь из гостей, что нужно сделать?

Миша: Надо поздороваться с человеком.

Логопед: Напомните, пожалуйста, правила приветствия гостя.

Катя: Дети должны поприветствовать гостя первыми. Не выкрикивать слова издалека.

Лучше поздороваться по очереди, когда подойдешь ближе к гостю.

Логопед: Что можно сказать во время приветствия?

Света: Можно сказать: «Приветствую вас!» и посмотреть в глаза.

Дима: Можно посмотреть в глаза и сказать: «Добрый день!». А потом еще кивнуть

головой.

Логопед: Как можно узнать, услышал ли гость ваше приветствие?

Катя: Гость тоже здоровается в ответ, кивает головой, улыбается.

Логопед: Верно, очень приятно, когда человек откликается на твои слова. Значит, он

действительно рад тебя видеть.

2.

Обучение детей правильному речевому поведению в беседе при обсуждении

проблемной ситуации «Приглашение гостя».

Логопед: Гость, наверное, еще ни разу не бывал в нашей гостиной. Что вы можете сделать

в этой ситуации?

Катя: Мы можем пригласить гостя в нашу гостиную.

Логопед: Отличная идея! Но гость один, а вас много. Посоветуйтесь друг с другом, кто

будет приглашать гостя: кто-то один или все сразу. А потом мы вместе решим, кто и что будет

делать.

10

Дети обсуждают проблему. Логопед следит за ходом беседы и помогает вести ее.

Миша: Все сразу пригласим гостя.

Света: Гость не разберет, что мы говорим сразу все.

Катя: Кто-то один может пригласить гостя. А кто-то другой покажет дорогу в нашу

гостиную, чтобы гость не заблудился.

Логопед:

Ребята, у гостя могут быть срочные дела. Сначала лучше спросить его

разрешения пригласить в гости. Как это сделать?

Дима: Разрешите пригласить вас в гости?!

Катя: Можно пригласить вас в гости, если вы никуда не спешите?!

Логопед: Хорошо, гость никуда не спешит и согласен принять ваше приглашение. Как вы

пригласите его? Посоветуйтесь друг с другом.

Миша: Давайте я скажу гостю: «Мы с ребятами приглашаем вас в нашу гостиную. Там

очень интересно.

Дима: Тогда я буду показывать гостю дорогу в нашу гостиную, пойду впереди.

Логопед: Если ты просто будешь идти впереди, это будет выглядеть неприлично. Да и

гость не поймет, что ты показываешь ему правильный путь.

Дима: Я буду показывать дорогу рукой.

Света: А можно еще сказать: «Проходите, пожалуйста, сюда. Теперь направо. Сейчас

налево…».

Дима: Спасибо за совет, я так и сделаю.

Логопед: Когда вы подведете гостя к дверям гостиной, как лучше поступить, что лучше

сказать?

Миша: Нужно открыть двери перед гостем, пропустить гостя вперед.

Катя: Надо сказать: «Добро пожаловать в нашу гостиную!»

Света: Можно сказать: «Проходите, пожалуйста, к нам в гости. Это наша гостиная.

Логопед:

Согласна с вами, нужно пригласить гостя пройти приветливым голосом,

взглядом и жестом. Теперь решите, как поможете гостью расположиться в гостиной,

чувствовать себя удобно.

Дима: Можно я принесу гостю стул и скажу «Присаживайтесь, пожалуйста!»

Света: В гостиной есть мягкий диванчик. На нем удобнее.

Катя: Подведи гостя к диванчику и скажи: «Располагайтесь поудобнее!»

3.

Обучение детей умению подводить итог беседы, аргументировать свой выбор в

проблемной ситуации.

Логопед: Ребята, вы обсудили, как лучше пригласить гостя. Какие у вас идеи?

11

Катя: Лучше, чтобы кто-то один приглашал гостя.

Дима: А мальчик может показать дорогу.

Света: Лучше делать все по порядку.

Логопед: Вы дружно решали, что делать и дружно пригласите гостя. Миша, как ты

считаешь, кто предложит гостю побывать в гостиной?

Миша: Я считаю, что Катя спросит разрешение, потому что она знает нужные слова. Если

гость согласится, то я могу пригласить его.

Логопед: Ребята, вы согласны? Почему?

Дима: Миша уже придумал, что можно сказать.

Света: Он смелый.

Логопед: Кому можно доверить показывать гостю дорогу в нашу гостиную? Как вы

думаете?

Миша: Я думаю, можно доверить Диме, потому что он предложил это.

Катя: Я думаю, что можно доверить Свете, потому что она не путает стороны, знает, куда

повернуть.

Логопед: Дима и Света могут это делать вместе, помогая друг другу, если нужно. Я

думаю, что каждый из вас с удовольствием сделает свое дело, верно?

Дети: Да.

Логопед: Что ж, нам пора отправляться в нашу гостиную.

4.

Закрепление правильного речевого поведения в ситуациях «Приветствие гостя» и

«Приглашение гостя».

После выхода из группы, в холле, дети встречают гостью. Дети поочередно

приветствуют ее.

Логопед: Катя, узнай, не занята ли наша гостья?

Катя: Извините, вы не очень заняты?

Гостья: Нет, я никуда не спешу.

Катя: Разрешите пригласить вас в гости, если вы никуда не спешите?

Миша: Мы приглашаем вас в нашу гостиную, там очень интересно.

Гостья: Спасибо, ребята! Я с удовольствием принимаю ваше приглашение.

Логопед: Дима, предложи гостье показать дорогу.

Дима: Я могу показать вам дорогу в нашу гостиную. Проходите за мной.

Гостья: Хорошо.

Все продвигаются по пути следования.

Логопед: Света, помоги Диме: скажи гостье в какую сторону надо повернуть.

12

Света: Здесь вам надо повернуть направо. Теперь вам нужно идти прямо.

Гостья: А здесь нужно сворачивать или идти прямо?

Света: Здесь надо повернуть налево. Вот мы и пришли!

Логопед: Дима, мы подошли к нашей гостиной. Вспомни, как предложить гостье пройти.

Дима: Добро пожаловать в нашу гостиную!

Гостья: Спасибо, ребята!

Логопед: Миша, гостья прошла в нашу гостиную. Подумай, что надо предложить.

Миша: Проходите, пожалуйста, в нашу гостиную.

Катя: Располагайтесь поудобнее на этом диванчике.

Гостья: Спасибо, правда, очень удобно!

5.

Уточнение структуры ситуации «Знакомство с гостем».

Логопед: Вот мы и в гостиной. Что вы сделаете, чтобы не оставлять гостью в одиночестве?

Катя: Мы познакомимся с ней.

Логопед: Как ты это сделаешь?

Катя: Я скажу: «Разрешите с вами познакомиться?! Меня зовут Катя. А как ваше имя-

отчество?»

Логопед: Что вы будете делать, когда гостья назовет свое имя-отчество?

Дима: Я улыбнусь ей.

Логопед: Верно, можно улыбнуться, глядя гостье в глаза. Как еще можно ответить гостье,

чтобы она поняла, что вы рады знакомству?

Миша: Можно сказать: «Очень приятно!».

Дима: Я скажу: «Очень приятно с вами познакомиться!».

Логопед: Кто скажет по-другому?

Света: Я скажу: «Я рада познакомиться с вами!».

6.

Закрепление правильного речевого поведения в ситуации «Знакомство с гостем».

Дети знакомятся с гостем. Логопед направляет детей на параллельное использование

речевых и неречевых средств общения, стимулирует инициативу детей.

7.

Уточнение структуры ситуации «Беседа с гостем».

Логопед: Ребята, что лучше сделать, чтобы и гостье, и вам вместе было интересно?

Миша: Лучше о чем-нибудь поговорить.

Логопед: О чем можно поговорить с гостьей? Ведь вы о ней ничего не знаете: ни о ее

работе, ни о ее увлечениях.

Катя: Можно спросить, где работает гостья, кем она работает, чем занимается на работе.

13

Дима: Еще можно узнать, чем занимается гостья в свободное время.

Логопед: Как надо вести беседу, чтобы всем было понятно, о чем спросили и что

ответили?

Дима: Надо говорить по очереди.

Катя: Нельзя перебивать гостью и ребят. Нужно слушать до конца, что спрашивают и что

отвечают.

Логопед: Ребята, как вы поступите, если вас о чем-то спросит сама гостья? Например, чем

вы занимаетесь в нашей гостиной.

Миша: Если меня спросят, то я буду отвечать.

Света: Молчать невежливо. Если спрашивают, надо обязательно отвечать.

Логопед:

Помните: некрасиво сразу рассказывать о себе, сначала нужно проявить

внимание гостье.

8.

Закрепление правильного речевого поведения в ситуации «Беседа с гостем».

Дети беседуют с гостьей. Роль логопеда:

направление

детей

на

построение

речевой

программы

и

ее

реализацию

с

использованием речевых и неречевых средств;

стимулирование

вступления

в

речевое

взаимодействие

малоактивных

детей,

повышение их речевой инициативы (для этого логопед сам вступает в беседу с гостьей, а

затем вовлекает в разговор стеснительного ребенка);

регулирование

темпо-ритмических,

интонационных

характеристик

речи

детей

(например, просьба говорить чуть громче, чтобы гостья могла услышать вопрос);

отслеживание очередности детей в диалоге.

9.

Закрепление правильного речевого поведения в ситуации «Совместная игра».

Гостья: Спасибо, ребята, мне очень интересно было узнать, чем вы занимаетесь в вашей

гостиной. Скажите, а для чего вам нужен в гостиной микрофон?

Миша: Микрофон нам нужен для игры «Потеряшка».

Гостья: Вы могли бы научить меня играть в эту игру? Мне очень хочется!

Дети: Да, можем!

Гостья: Кто из вас объяснит правила игры?

Катя: Я объясню! Надо выбрать водящего. Все остальные дети встают в круг. Водящий в

микрофон рассказывает о «потеряшке»: какой он, какого цвета волосы, глаза, какая прическа,

какая одежда. Потом дети помогают водящему отыскать «потеряшку».

Гостья: Расскажите, как вы выбираете ведущего в игру?

14

Дима: Мы считаемся считалочкой: Микрофончик, микрофон. Кто водящий, выйди вон!

Гостья: Кто же потом становится водящим, когда найдется «потеряшка»?

Света: Водит тот, кто первым угадает «потеряшку».

Логопед:

Ребята, не забудьте рассказать нашей гостье, как вы отмечаете то, что

«потеряшка» отыскалась. Расскажи, Миша!

Миша: Мы беремся за руки, идем по кругу и говорим слова:

Дети были в магазине,

Любовались на витрины.

Любовались, любовались,

Ненадолго потерялись.

А потом говорим:

Время даром не ведите,

Свою парочку найдите.

Мы расходимся по комнате и отыскиваем свою пару.

Гостья: Спасибо, ребята! Вы хорошо объяснили правила, и я поняла, как нужно играть.

Логопед: Дима, приглашай гостью и ребят на игру.

Дима: Марина Петровна, ребята! Я приглашаю вас на игру. Давайте поиграем вместе!

Дети играют вместе с гостьей.

10.

Закрепление правильного речевого поведения детей в ситуациях «Обращение с

просьбой» и «Прощание».

Гостья: Ребята, спасибо за игру! Я бы еще у вас погостила, но мне уже пора.

Логопед: Ребята, вспомните о гостевом альбоме нашей гостиной. Узнайте у Марины

Петровны, сможет ли она продолжить нашу традицию.

Катя: Марина Петровна, вы могли бы оставить запись на память в альбоме для гостей?

Гостья: Замечательная традиция! С большим удовольствием!

Логопед: Света, предложи Марине Петровне альбом и ручку.

Света: Марина Петровна! Распишитесь, пожалуйста!

Гостья делает запись в альбоме.

Гостья: Вот, пожалуйста!

Дети: Большое спасибо!

Гостья: Приятно было с вами пообщаться! До свидания!

Миша: Мне тоже было приятно с вами общаться. Всего доброго!

Света: Будем ждать вас в гости еще. До свидания!

Катя: Мы всегда рады гостям. До новой встречи!

15

Гостья уходит. Дети возвращаются в кабинет логопеда.

III.Заключительная часть.

1.

Анализ и оценка речевого поведения детей.

Логопед поощряет активность и инициативу в общении, доброжелательное отношение к

гостю и друг другу, зрительный контакт с собеседником; отмечает положительные

особенности в мимике, жестах, позе, осанке детей во время коммуникации. Анализируются

варианты речевой программы в проблемой ситуации (при изменении компонентов ситуации),

выбирается лучший вариант для этой ситуации.

2.

Выход из обрабатываемой ситуации общения.

Логопед и дети, встав в круг, произносят четверостишье – прощание. Затем дети

выполняют инструкцию логопеда.

Логопед: Попрощайтесь друг с другом теплым взглядом и теплыми словами: «До новой

встречи!»

16

Завершающий этап

Тема коммуникативно-практической деятельности

«Гости в детском саду»

Задачи:

закрепление у детей навыков правильного речевого поведения в немоделируемой

ситуации «Гости в детском саду»: постановки коммуникативной задачи,

построении

внутренней программы высказывания, реализации речевой программы при сочетании

вербальных и невербальных средств общения;

закрепление умения проявлять инициативу и активность в коммуникативном

взаимодействии, способности выстраивать партнерские отношения (соподчинения и равенства),

умения

внимательно

выслушивать

собеседника,

вовремя

включаться

в

разговор,

перестраиваться в соответствии с реакцией собеседника, не перебивать партнера при желании

высказаться;

продолжение работы по воспитанию у детей общего поведения в различной

обстановке, независимо от деятельности и окружения: умения сдерживать эмоциональное

возбуждение при необходимости, выполнять установленные правила.

Коммуникативно-практическая деятельность

I.

Вводная часть.

1.

Приветствие.

Логопед и дети приветствуют друг друга, встав в круг:

Мы друг друга встретили

И радостно общаемся.

А когда придет пора,

Друг с другом попрощаемся.

Логопед:

Поделитесь друг

с

другом своей улыбкой и

приветливыми

словами.

Почувствуйте, как с ними к вам приходит тепло и доброта.

Дети поочередно выполняют задание.

2.

Сообщение темы.

Логопед: Ребята, вы знаете, что скоро вся Россия будет отмечать великий праздник День

Победы. И завтра мы ожидаем приход гостей – ветеранов Великой Отечественной войны.

17

II.

Основная часть.

1.

Уточнение представлений детей о структуре ситуации накануне предстоящей

функциональной тренировки.

Логопед: Ребята, вспомните, пожалуйста, что необходимо сделать при встрече гостей?

Ребенок: Надо обязательно поздороваться с гостями.

Логопед: Интересно, все ли правила приветствия вы помните?

Уточняются правила приветствия, обращается внимание на то, какими должны быть

при этом осанка, поза, мимика, движения; особый акцент делается на зрительном контакте с

коммуникантом.

Логопед: Ребята, подумайте, куда вы можете пригласить таких почетных гостей, чтобы все

они смогли разместиться, чтобы обстановка соответствовала торжественному случаю – Дню

Победы?

Обсуждение проблемы детьми, выбор наиболее приемлемого варианта (музыкальный зал)

с направляющей помощью логопеда.

Логопед: Согласна с вами, ребята! Музыкальный зал – самое подходящее место для

встречи победителей в Великой Отечественной войне. Что же нужно сделать перед тем, как

гости, вошедшие в детский сад с улицы, попадут зал?

Обсуждение проблемы детьми с направляющей помощью логопеда. В итоге обсуждения:

1.

постановка и определение последовательности реализации коммуникативных задач:

«Сначала нужно предложить гостям раздеться», «Потом надо пригласить их в музыкальный

зал», «После этого нужно проводить гостей в зал»;

2.

построение речевой программы для решения каждой коммуникативной задачи; при

необходимости, проигрывание образцов;

3.

уточнение невербального компонента (например, провожая пожилого человека в зал,

ребенок может не только указывать дорогу, но и предложить руку помощи для опоры).

Логопед: Что вы сделаете, чтобы пожилые люди чувствовали себя в зале удобно, не

растерялись? Как вы это сделаете? Что скажите при этом?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

Логопед: Ребята, вам бы хотелось узнать, кто такие гости? Что для этого нужно сделать?

Кто должен представиться первым: гости или вы?

Уточняется поведение детей в ситуации «Знакомство».

18

Логопед: Вас, ребята, несколько человек. А гости уже пожилые люди и им может быть

трудно запомнить имя каждого из вас. Подумайте, как бы вы могли представиться гостям?

Нужно ли делать это хором? Почему?

Дети с помощью логопеда обсуждают проблемную ситуацию, выбирают наиболее

приемлемую формулу представления для данной ситуации знакомства.

Логопед: Ребята, что вы сделаете, чтобы подольше пообщаться с гостями и, чтобы эта

встреча была интересной?

Ребенок: Надо побеседовать с гостями, предложить какую-нибудь тему.

Логопед: О чем можно поговорить с людьми, которые воевали в Великой Отечественной

войне, защищали нашу Родину?

Дети предлагают вопросы для гостей, логопед уточняет, конкретизирует детские

вопросы, при необходимости дополняет.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя во время беседы с гостями, чтобы

разговор был всем слышен, понятен, интересен. Как вы поступите, если гости сами зададут вам

вопросы?

Дети оречевляют правила общего и речевого поведения во время беседы.

Логопед: Что вы будете делать после беседы с гостями?

Ответы детей.

Логопед: Можно ли поиграть с ветеранами в подвижную игру? Почему нельзя?

Ответы детей.

Логопед: Что же можно сделать, чтобы порадовать наших гостей в праздничный день?

Ответы детей.

Логопед:

Замечательные

предложения!

Можно

порадовать

ветеранов

Великой

Отечественной войны веселой песней. И конечно, им будет очень приятно получить от вас

сувениры. Тогда у гостей останется память о встрече с вами. Давайте вспомним подходящую

песню.

Дети проходят в музыкальный зал и под аккомпанемент исполняют по куплету из 2-3-х

песен, затем возвращаются в кабинет логопеда.

Логопед: Ребята, подумайте, каким образом преподнести гостям сувениры.

Обсуждение речевой программы детьми с направляющей помощью логопеда. В итоге

обсуждения выстраивается примерная речевая программа: «Надо подойти к ветеранам,

поздравить их с Днем Победы и вручить сувенир». При необходимости дети оречевляют

высказывание.

Логопед: Теперь, ребята, давайте вспомним, как следует прощаться с гостями.

19

В ходе обсуждения поочередно вырабатываются коммуникативные задачи: «Сначала

нужно поблагодарить гостей за интересную беседу», «После этого можно помочь одеться»,

«И, наконец, попрощаться».

2.

Закрепление навыков правильного речевого поведения в немоделируемой ситуации

«Почетные гости».

Проводится на следующий день.

III.

Заключительная часть.

1.

Оценка речевого поведения самими детьми и логопедом.

Логопед: Ребята, мне очень понравилась встреча с ветеранами. А вам?

Ответы детей.

Логопед: Как вы думаете, почему всем нам понравилась эта встреча?

Ответы детей.

Логопед: Ребята, подумайте, что и у кого во время встречи получалось лучше всего?

Ответы детей.

Логопед: Чему вы научились друг у друга?

Ответы детей.

Логопед: Я рада за вас. Вы были очень доброжелательны, вежливы с гостями…

Логопед анализирует степень активности, самостоятельности детей, их общее и

речевое поведение.

2.

Выход из отрабатываемой ситуации общения.

Логопед и дети, встав в круг, произносят четверостишье – прощание. Затем дети

выполняют задание логопеда.

Логопед: Поделитесь друг с другом своей улыбкой и попрощайтесь ненадолго, ведь через

минутку вы снова встретитесь.

Дети используют формулы прощания, предполагающие скорую встречу («До встречи!»,

«До скорого!», «До скорой встречи!», «Пока, мы скоро увидимся», «Счастливо, до встречи!» и

др.).

20



В раздел образования