Автор: Дерябина Ольга Владимировна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 11 "Полянка"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Поэтапное описание организованной коммуникативно- практической деятельности старших дошкольников с ОНР в процессе освоения тематических циклов."
Раздел: дошкольное образование
1
Поэтапное описание организованной коммуникативно-практической деятельности
старших дошкольников с ОНР в процессе освоения тематических циклов
Тематический цикл «У нас гости»
Начальный этап
Тема коммуникативно-практической деятельности
«Гость в группе»
Задачи:
ознакомление детей с компонентами, входящими в структуру ситуации «Гость в
группе»;
ознакомление с построением программы речевого высказывания и способом ее
реализации при сочетании вербальных и невербальных средств;
коррекция
особенностей
речевого
поведения
детей:
воспитание
отношений
партнерства (соподчинения и равенства); выработка выдержки, умения внимательно слушать
собеседника, вступать в беседу, дождавшись своей очереди; стимулирование к речевому
взаимодействию малоактивных детей.
Коммуникативно-практическая деятельность
I.Вводная часть.
1.
Приветствие.
Логопед и дети приветствуют друг друга, встав в круг.
Логопед: Мягко положите руки друг другу на плечи. Приветливо посмотрите в глаза друг
другу. Поздоровайтесь за руку.
Дети выполняют инструкцию логопеда по памяти.
Логопед: Мы друг друга встретили
И радостно общаемся.
А когда придет пора,
Друг с другом попрощаемся.
2.
Сообщение темы.
Логопед: Ребята, в нашей группе много интересного. Поэтому у нас часто бывают гости.
Вот и сегодня мы ожидаем приход взрослого человека – гостя нашей группы.
2
II.
Основная часть.
1.
Обучение правильному речевому поведению в ситуации «Приветствие гостя».
Логопед: Давайте представим, что гостья уже пришла. Я буду этим незнакомым взрослым
человеком. Хорошо ли будет, если при встрече не поприветствовать друг друга?
Дети: Плохо.
Логопед: Как вы думаете, кто должен поздороваться первым: дети или взрослый?
Дети: Дети.
Логопед: Согласна, первыми это должны сделать дети,
когда гостья войдет. Нужно
подойти к гостье, приветливо посмотреть ей в глаза и, слегка склонив голову, поздороваться.
Кто хочет поздороваться первым?
Миша: Я… . Здравствуйте!
Логопед: Если сейчас утро, то можно поздороваться так: «Доброе утро!». Днем можно
сказать: «Добрый день», а вечером «Добрый вечер!». Долгожданной гостье можно сказать:
«Приветствую вас!» или «Рад вас видеть!»
Логопед помогает детям реализовывать ту или иную формулу приветствия с
использованием невербальных средств; от лица гостьи отвечает на приветствия детей.
Логопед-гостья: Рада приветствовать вас, ребята! Я давно хотела побывать у вас в гостях.
Логопед: Вот мы поздоровались. Ребята, нужно пригласить гостью пройти в группу. При
этом лучше смотреть в глаза человеку, указывая направление в группу вытянутой рукой. Катя,
скажи так: «Проходите, пожалуйста, в группу»
(Логопед демонстрирует образец речи и движений).
Логопед: Чтобы гостья не растерялась, нужно предложить ей осмотреться. Дима, слегка
разведи руки в стороны и доброжелательно скажи: «Располагайтесь» (Логопед демонстрирует
образец речи и движений).
Логопед: Еще можно помочь гостье чувствовать себя поудобнее словами: «Располагайтесь
поудобнее!». А можно предложить гостье стул: «Пожалуйста, присаживайтесь!»
Логопед демонстрирует образец речи и движений, а затем помогает детям поочередно
реализовать формулы доброжелательного отношения, отвечая на них от лица гостьи.
2.
Обучение правильному речевому поведению в ситуации «Знакомство с гостем».
Логопед: Неприлично оставлять гостью в одиночестве и заниматься своими делами.
Следует познакомиться с ней. Надо подойти к гостье, представиться и узнать, как ее зовут. Это
можно сделать так: «Разрешите с вами познакомиться?! Меня зовут Катя. А как ваше имя-
3
отчество?» (Вместе с образцом речи логопед демонстрирует характерные для ситуации
движения). Катя, попробуй!
Логопед-гостья: Я рада познакомиться с тобой, Катя!
Логопед: Катя, надо ответить гостье, а то она может подумать, что ты не рада знакомству.
Скажи так: «Я тоже рада познакомиться с вами!»
Логопед: Как еще можно ответить гостье? Кто скажет по-другому? Иначе? (возможные
варианты: «Очень приятно!», «Мне очень приятно с вами познакомиться!», «Я раз
познакомиться с вами!»). Еще можно сказать: «Рад познакомиться!».
Дети по очереди вступают в краткий диалог с логопедом-гостьей.
Логопед: Дима, что-то Света стоит в стороне: может быть стесняется. Помоги ей
познакомиться с гостьей, ты мужчина. Подведи гостью поближе и скажи: «Познакомьтесь,
пожалуйста: это Света. Она тоже ходит в нашу группу».
Логопед помогает вступить в диалог малоактивному ребенку, используя облегченную
форму речи:
Логопед-гостья: Будем знакомы, Света?!
Света: Будем знакомы.
Логопед-гостья: Меня зовут Ольга Владимировна. Ты запомнила мое имя-отчество?
Света: Да - Ольга Владимировна.
Логопед-гостья: Ты рада со мной познакомиться?
Света: Да, рада.
3.
Обучение правильному речевому поведению в ситуации «Беседа с гостем».
Логопед: Чтобы гостья не чувствовала себя одиноко, нужно ее занять. Для этого надо
поближе познакомиться с ней. Как вы считаете, нужно спешить говорить о себе или быть
внимательными к гостье?
Катя: Надо быть внимательными к гостье.
Миша: Надо говорить о себе.
Логопед: Если вы сразу начнете говорить о себе, гостья останется без внимания. А вы
проявите себя как негостеприимные хозяева. Лучше сразу проявить внимание к интересам
гостьи. Можно задать ей вопросы, а если она спросит вас о чем-либо, надо обязательно
ответить. Согласны со мной?
Дети: Да.
Логопед: Давайте узнаем, где работает Ольга Владимировна (Мише). Кем она работает
(Кате).
Дети, соблюдая очередность и выжидая ответы гостьи, расспрашивают ее о работе.
4
Логопед-гостья: Дима, а где работает твоя мама? Кем она работает?
Дима: Моя мама работает в банке. Она кассир, выдает людям деньги.
Логопед-гостья: Света, твой папа работает на заводе или в больнице?
Света: В больнице.
Логопед-гостья: Кем твой папа работает в больнице, санитаром?
Света: Нет, врачом.
Логопед стимулирует речевую активность детей с учетом их речевых возможностей.
Логопед: Давайте узнаем об интересах Ольги Владимировны. Катя, спроси: «Ольга
Владимировна, чем вы увлекаетесь?»
Логопед-гостья: В свободное время читаю книги. А еще иногда сочиняю стихи. А ты чем
занимаешься?
Катя: Я хожу на танцы в «Ракету».
Логопед: Попробуй сказать так: «Я хожу в клуб «Ракета». Там я занимаюсь танцами,
потому что мне нравится танцевать под музыку».
Миша: Я тоже занимаюсь танцами, только в другом клубе – «Юность».
Логопед-гостья: Света, ты играешь в шахматы или играешь на скрипке?
Света: Играю на скрипке.
Логопед-гостья: Какая музыкальная пьеса у тебя любимая?
Света: «Кузнечики».
Логопед-гостья: Ты могла бы научить играть на скрипке меня или сама еще учишься?
Света: Я учусь.
Дима: Я умею играть в шахматы. А вы умеете?
Логопед-гостья: Нет, я не умею играть в шахматы, только в шашки.
Дима: Давайте я вас научу!
Логопед: Сначала лучше узнать, хочет ли этого гостья. Попробуй сказать так: «Ольга
Владимировна, вы хотите научиться играть в шахматы? Я могу вас научить».
Дима оречевляет предложение.
Логопед-гостья: Спасибо, Дима, в следующий раз я возьму у тебя несколько уроков по
шахматам.
4.
Обучение правильному речевому поведению в ситуации «Обращение с просьбой».
Логопед: Ребята, вы узнали, чем увлекается наша гостья: она сочиняет стихи. Хотите
послушать стихи Ольги Владимировны?
Дети: Да.
5
Логопед: Нужно попросить гостью почитать ее стихи. Только сначала надо узнать, сможет
ли она выполнить вашу просьбу. Можно спросить гостью, обратившись к ней по имени: «Ольга
Владимировна, не могли бы вы почитать свои стихи?» Если гостья согласится, попросите:
«Почитайте, пожалуйста!» Катя, сначала узнай, а потом попроси.
Катя: Ольга Владимировна, вы могли бы почитать нам свои стихи?
Логопед-гостья: Да, с удовольствием!
Катя: Почитайте, пожалуйста!
Логопед-гостья: Хорошо. Только у меня не просто стихи, а стихи, которые можно
оживить:
Слушайте стихотворение внимательно!
Повторяйте все движения обязательно!
Гостья читает стихотворение, а дети выполняют имитационные движения:
Раз, два, три, четыре, пять!
Дети вышли погулять.
Поиграли, отдохнули,
К другу в гости заглянули.
Дети расходятся по комнате, выполняя
имитационные движения «На прогулке».
Дети садятся на любой стул.
Логопед-гостья: Дима, к кому в гости ты заглянул?
Дима: К Мише.
Логопед-гостья: А ты, Миша, чьим гостем стал?
Миша: Катиным.
Логопед-гостья: Света, у кого в гостях ты оказалась?
Света: У Димы.
При повторении игры гостья заменяет имитационные движения «На прогулке».
Логопед: Ребята, вам понравилось ожившее стихотворение?
Дети: Да!
Логопед: Тогда необходимо сказать об этом гостье и поблагодарить ее за выполненную
просьбу. Кто хочет первый?
Миша: Я.
Логопед с Мишей: Ольга Владимировна! Мне очень понравилось ваше стихотворение.
Большое спасибо!
Логопед
с
Димой:
Ольга
Владимировна!
Замечательное
стихотворение,
я
даже
развеселился. Спасибо вам!
Логопед с Катей: Благодарю вас, Ольга Владимировна! Стихотворение на самом деле
оживилось. Как в сказке! было очень интересно играть.
6
Логопед-гостья приветливо кивает детям в ответ.
5.
Обучение правильному речевому поведению в ситуации «Показ творческих работ
детей».
Логопед: Ребята, у вас в группе очень много интересного. Человек, который первый раз
пришел к вам в гости не знает об этом. Можно познакомить гостью с вашими достижениями.
Например, рассказать о работах по аппликации. Сначала надо предложить пройти к выставке, а
потом по очереди рассказать о своих работах. Вы согласны?
Дети: Да.
Логопед (Мише): Скажите так: «Ольга Владимировна! Мы хотим показать вам наши
работы. Проходите, пожалуйста, к выставке. Я вас провожу»
Миша идет впереди, указывая дорогу гостье. Дети идут за ними.
Логопед (Диме): Расскажи, как называются работы, из чего они сделаны.
Дима: Это осенние букеты в вазах. Букеты мы мастерили из сухих листьев, стебельков, а
вазы – из цветной бумаги.
Логопед: А теперь, по очереди расскажите каждый о своей работе.
Дети поочередно показывают гостье свои аппликационные работы и рассказывают о
них, используя доступные формы речи и опираясь на помощь логопеда.
Логопед-гостья: Мне очень интересно общаться с вами, гостить в вашей группе. Но уже
пора уходить. Спасибо за гостеприимство! До новой встречи!
Миша: До свидания!
Логопед: Нужно не только попрощаться, а еще поблагодарить гостью.
Логопед со Светой: Спасибо! До свидания.
Логопед с Димой: Ольга Владимировна! Спасибо, что зашли к нам в гости. Мне тоже было
интересно общаться с вами. Всего доброго!
Логопед с Катей: Спасибо, Ольга Владимировна! Мы всегда рады гостям. Приглашаю
прийти к нам в следующий раз. Будем вас ждать, до свидания!
Логопед-гостья: До новой встречи!
III.
Заключительная часть.
1.
Повторение структуры ситуации «Гость в группе».
Логопед: Вижу, что вам понравилось встречать гостью у себя группе. Верно?
Дети: Да.
Логопед: Давайте вспомним, что мы сделали, чтобы гостье было уютно и интересно у нас.
7
«Мы вежливо поприветствовали гостью, предложили пройти в группу. И ей захотелось
побыть у нас».
«Мы познакомились с гостьей, и она не чувствовала себя одинокой».
«Мы расспросили гостью о ее работе, увлечениях. Потом рассказали о себе. И нам было
интересно узнавать друг о друге».
«Мы попросили гостью почитать стихи. Она поиграла с нами, и мы не скучали. А после
игры благодарили ее».
«Мы рассказали гостье о своих работах, они ей понравились».
«Мы попрощались с гостьей и пригласили ее еще побывать у нас.
2.
Поощрение речевого поведения детей.
Логопед:
Вы все были гостеприимными хозяевами: вежливыми и внимательными.
Уверена, что при встрече гостей вы будете вспоминать нашу игру. Вы постараетесь так
общаться с гостями, чтобы им было у вас уютно и интересно, чтобы они захотели погостить у
вас снова.
3.
Выход из отрабатываемой ситуации общения.
Логопед приглашает детей встать в круг.
Логопед: Мы друг друга встретили
И с радостью общаемся,
А теперь пришла пора –
Друг с другом попрощаемся.
Логопед: Мягко положите руки друг другу на плечи, посмотрите в глаза соседу и на
прощанье помашите рукой.
Дети выполняют инструкцию логопеда по памяти.
При повторном проигрывании ситуации «Гость в группе» в ее структуру могут быть
внесены изменения (за счет введения дополнительных компонентов, замены компонентов,
включения проблемной ситуации). Например:
–
гость обращается с просьбой к ребенку (детям);
–
во время игры ребенок нечаянно наступил на ногу гостю (сверстнику);
–
у гостя мало времени, он спешит.
И т. п.
8
Переходный этап
Тема коммуникативно-практической деятельности
«Гость в детском саду»
Задачи:
уточнение представлений детей о структуре ситуации «Гость в детском саду»;
упражнение в постановке коммуникативной задачи и построении программы
высказывания при опознавании детьми знакомой им ситуации;
упражнение в умении реализовывать внутреннюю речевую программу, используя
доступные вербальные и невербальные средства общения;
воспитание умения вести диалог, обращаться с просьбой, составлять рассказ,
актуализируя адекватные ситуации речевые формулы;
продолжение
работы
по
коррекции
особенностей
речевого
поведения
детей:
воспитание отношений партнерства (соподчинения и равенства), выработка умения управлять
собой в присутствии малознакомых людей, вовремя включаться в разговор, не перебивая
взрослых и сверстников; поощрение стремления к речевому взаимодействию, исходя из
индивидуальных навыков пользования самостоятельной речью.
Коммуникативно-практическая деятельность
Роль гостя выполняет сотрудница детского сада.
I.Вводная часть.
1.
Приветствие.
Логопед и дети приветствуют друг друга, встав в круг:
Мы друг друга встретили
И радостно общаемся.
А когда придет пора,
Друг с другом попрощаемся.
Логопед: Возьмитесь за руки, закройте глаза, по кругу передавайте приветствие теплым
рукопожатием.
Дети выполняют инструкцию по памяти.
Логопед: Теперь передайте теплый привет друг другу нежным взглядом и добрыми
словами: «Я рад тебя видеть».
9
Дети выполняют инструкцию по памяти.
2.
Сообщение темы.
Логопед: Ребята, сегодня я предлагаю вам пообщаться в нашей гостеприимной гостиной.
Как вы к этому относитесь?
Ответы детей.
Логопед: Полностью с вами согласна. Мне, как и вам, тоже приятно бывать в нашей
уютной гостиной.
II.Основная часть.
1.
Уточнение представлений детей о структуре ситуации «Приветствие гостя».
Логопед: В нашем садике часто бывают гости. Если, идя в гостиную, мы повстречаем
кого-нибудь из гостей, что нужно сделать?
Миша: Надо поздороваться с человеком.
Логопед: Напомните, пожалуйста, правила приветствия гостя.
Катя: Дети должны поприветствовать гостя первыми. Не выкрикивать слова издалека.
Лучше поздороваться по очереди, когда подойдешь ближе к гостю.
Логопед: Что можно сказать во время приветствия?
Света: Можно сказать: «Приветствую вас!» и посмотреть в глаза.
Дима: Можно посмотреть в глаза и сказать: «Добрый день!». А потом еще кивнуть
головой.
Логопед: Как можно узнать, услышал ли гость ваше приветствие?
Катя: Гость тоже здоровается в ответ, кивает головой, улыбается.
Логопед: Верно, очень приятно, когда человек откликается на твои слова. Значит, он
действительно рад тебя видеть.
2.
Обучение детей правильному речевому поведению в беседе при обсуждении
проблемной ситуации «Приглашение гостя».
Логопед: Гость, наверное, еще ни разу не бывал в нашей гостиной. Что вы можете сделать
в этой ситуации?
Катя: Мы можем пригласить гостя в нашу гостиную.
Логопед: Отличная идея! Но гость один, а вас много. Посоветуйтесь друг с другом, кто
будет приглашать гостя: кто-то один или все сразу. А потом мы вместе решим, кто и что будет
делать.
10
Дети обсуждают проблему. Логопед следит за ходом беседы и помогает вести ее.
Миша: Все сразу пригласим гостя.
Света: Гость не разберет, что мы говорим сразу все.
Катя: Кто-то один может пригласить гостя. А кто-то другой покажет дорогу в нашу
гостиную, чтобы гость не заблудился.
Логопед:
Ребята, у гостя могут быть срочные дела. Сначала лучше спросить его
разрешения пригласить в гости. Как это сделать?
Дима: Разрешите пригласить вас в гости?!
Катя: Можно пригласить вас в гости, если вы никуда не спешите?!
Логопед: Хорошо, гость никуда не спешит и согласен принять ваше приглашение. Как вы
пригласите его? Посоветуйтесь друг с другом.
Миша: Давайте я скажу гостю: «Мы с ребятами приглашаем вас в нашу гостиную. Там
очень интересно.
Дима: Тогда я буду показывать гостю дорогу в нашу гостиную, пойду впереди.
Логопед: Если ты просто будешь идти впереди, это будет выглядеть неприлично. Да и
гость не поймет, что ты показываешь ему правильный путь.
Дима: Я буду показывать дорогу рукой.
Света: А можно еще сказать: «Проходите, пожалуйста, сюда. Теперь направо. Сейчас
налево…».
Дима: Спасибо за совет, я так и сделаю.
Логопед: Когда вы подведете гостя к дверям гостиной, как лучше поступить, что лучше
сказать?
Миша: Нужно открыть двери перед гостем, пропустить гостя вперед.
Катя: Надо сказать: «Добро пожаловать в нашу гостиную!»
Света: Можно сказать: «Проходите, пожалуйста, к нам в гости. Это наша гостиная.
Логопед:
Согласна с вами, нужно пригласить гостя пройти приветливым голосом,
взглядом и жестом. Теперь решите, как поможете гостью расположиться в гостиной,
чувствовать себя удобно.
Дима: Можно я принесу гостю стул и скажу «Присаживайтесь, пожалуйста!»
Света: В гостиной есть мягкий диванчик. На нем удобнее.
Катя: Подведи гостя к диванчику и скажи: «Располагайтесь поудобнее!»
3.
Обучение детей умению подводить итог беседы, аргументировать свой выбор в
проблемной ситуации.
Логопед: Ребята, вы обсудили, как лучше пригласить гостя. Какие у вас идеи?
11
Катя: Лучше, чтобы кто-то один приглашал гостя.
Дима: А мальчик может показать дорогу.
Света: Лучше делать все по порядку.
Логопед: Вы дружно решали, что делать и дружно пригласите гостя. Миша, как ты
считаешь, кто предложит гостю побывать в гостиной?
Миша: Я считаю, что Катя спросит разрешение, потому что она знает нужные слова. Если
гость согласится, то я могу пригласить его.
Логопед: Ребята, вы согласны? Почему?
Дима: Миша уже придумал, что можно сказать.
Света: Он смелый.
Логопед: Кому можно доверить показывать гостю дорогу в нашу гостиную? Как вы
думаете?
Миша: Я думаю, можно доверить Диме, потому что он предложил это.
Катя: Я думаю, что можно доверить Свете, потому что она не путает стороны, знает, куда
повернуть.
Логопед: Дима и Света могут это делать вместе, помогая друг другу, если нужно. Я
думаю, что каждый из вас с удовольствием сделает свое дело, верно?
Дети: Да.
Логопед: Что ж, нам пора отправляться в нашу гостиную.
4.
Закрепление правильного речевого поведения в ситуациях «Приветствие гостя» и
«Приглашение гостя».
После выхода из группы, в холле, дети встречают гостью. Дети поочередно
приветствуют ее.
Логопед: Катя, узнай, не занята ли наша гостья?
Катя: Извините, вы не очень заняты?
Гостья: Нет, я никуда не спешу.
Катя: Разрешите пригласить вас в гости, если вы никуда не спешите?
Миша: Мы приглашаем вас в нашу гостиную, там очень интересно.
Гостья: Спасибо, ребята! Я с удовольствием принимаю ваше приглашение.
Логопед: Дима, предложи гостье показать дорогу.
Дима: Я могу показать вам дорогу в нашу гостиную. Проходите за мной.
Гостья: Хорошо.
Все продвигаются по пути следования.
Логопед: Света, помоги Диме: скажи гостье в какую сторону надо повернуть.
12
Света: Здесь вам надо повернуть направо. Теперь вам нужно идти прямо.
Гостья: А здесь нужно сворачивать или идти прямо?
Света: Здесь надо повернуть налево. Вот мы и пришли!
Логопед: Дима, мы подошли к нашей гостиной. Вспомни, как предложить гостье пройти.
Дима: Добро пожаловать в нашу гостиную!
Гостья: Спасибо, ребята!
Логопед: Миша, гостья прошла в нашу гостиную. Подумай, что надо предложить.
Миша: Проходите, пожалуйста, в нашу гостиную.
Катя: Располагайтесь поудобнее на этом диванчике.
Гостья: Спасибо, правда, очень удобно!
5.
Уточнение структуры ситуации «Знакомство с гостем».
Логопед: Вот мы и в гостиной. Что вы сделаете, чтобы не оставлять гостью в одиночестве?
Катя: Мы познакомимся с ней.
Логопед: Как ты это сделаешь?
Катя: Я скажу: «Разрешите с вами познакомиться?! Меня зовут Катя. А как ваше имя-
отчество?»
Логопед: Что вы будете делать, когда гостья назовет свое имя-отчество?
Дима: Я улыбнусь ей.
Логопед: Верно, можно улыбнуться, глядя гостье в глаза. Как еще можно ответить гостье,
чтобы она поняла, что вы рады знакомству?
Миша: Можно сказать: «Очень приятно!».
Дима: Я скажу: «Очень приятно с вами познакомиться!».
Логопед: Кто скажет по-другому?
Света: Я скажу: «Я рада познакомиться с вами!».
6.
Закрепление правильного речевого поведения в ситуации «Знакомство с гостем».
Дети знакомятся с гостем. Логопед направляет детей на параллельное использование
речевых и неречевых средств общения, стимулирует инициативу детей.
7.
Уточнение структуры ситуации «Беседа с гостем».
Логопед: Ребята, что лучше сделать, чтобы и гостье, и вам вместе было интересно?
Миша: Лучше о чем-нибудь поговорить.
Логопед: О чем можно поговорить с гостьей? Ведь вы о ней ничего не знаете: ни о ее
работе, ни о ее увлечениях.
Катя: Можно спросить, где работает гостья, кем она работает, чем занимается на работе.
13
Дима: Еще можно узнать, чем занимается гостья в свободное время.
Логопед: Как надо вести беседу, чтобы всем было понятно, о чем спросили и что
ответили?
Дима: Надо говорить по очереди.
Катя: Нельзя перебивать гостью и ребят. Нужно слушать до конца, что спрашивают и что
отвечают.
Логопед: Ребята, как вы поступите, если вас о чем-то спросит сама гостья? Например, чем
вы занимаетесь в нашей гостиной.
Миша: Если меня спросят, то я буду отвечать.
Света: Молчать невежливо. Если спрашивают, надо обязательно отвечать.
Логопед:
Помните: некрасиво сразу рассказывать о себе, сначала нужно проявить
внимание гостье.
8.
Закрепление правильного речевого поведения в ситуации «Беседа с гостем».
Дети беседуют с гостьей. Роль логопеда:
направление
детей
на
построение
речевой
программы
и
ее
реализацию
с
использованием речевых и неречевых средств;
стимулирование
вступления
в
речевое
взаимодействие
малоактивных
детей,
повышение их речевой инициативы (для этого логопед сам вступает в беседу с гостьей, а
затем вовлекает в разговор стеснительного ребенка);
регулирование
темпо-ритмических,
интонационных
характеристик
речи
детей
(например, просьба говорить чуть громче, чтобы гостья могла услышать вопрос);
отслеживание очередности детей в диалоге.
9.
Закрепление правильного речевого поведения в ситуации «Совместная игра».
Гостья: Спасибо, ребята, мне очень интересно было узнать, чем вы занимаетесь в вашей
гостиной. Скажите, а для чего вам нужен в гостиной микрофон?
Миша: Микрофон нам нужен для игры «Потеряшка».
Гостья: Вы могли бы научить меня играть в эту игру? Мне очень хочется!
Дети: Да, можем!
Гостья: Кто из вас объяснит правила игры?
Катя: Я объясню! Надо выбрать водящего. Все остальные дети встают в круг. Водящий в
микрофон рассказывает о «потеряшке»: какой он, какого цвета волосы, глаза, какая прическа,
какая одежда. Потом дети помогают водящему отыскать «потеряшку».
Гостья: Расскажите, как вы выбираете ведущего в игру?
14
Дима: Мы считаемся считалочкой: Микрофончик, микрофон. Кто водящий, выйди вон!
Гостья: Кто же потом становится водящим, когда найдется «потеряшка»?
Света: Водит тот, кто первым угадает «потеряшку».
Логопед:
Ребята, не забудьте рассказать нашей гостье, как вы отмечаете то, что
«потеряшка» отыскалась. Расскажи, Миша!
Миша: Мы беремся за руки, идем по кругу и говорим слова:
Дети были в магазине,
Любовались на витрины.
Любовались, любовались,
Ненадолго потерялись.
А потом говорим:
Время даром не ведите,
Свою парочку найдите.
Мы расходимся по комнате и отыскиваем свою пару.
Гостья: Спасибо, ребята! Вы хорошо объяснили правила, и я поняла, как нужно играть.
Логопед: Дима, приглашай гостью и ребят на игру.
Дима: Марина Петровна, ребята! Я приглашаю вас на игру. Давайте поиграем вместе!
Дети играют вместе с гостьей.
10.
Закрепление правильного речевого поведения детей в ситуациях «Обращение с
просьбой» и «Прощание».
Гостья: Ребята, спасибо за игру! Я бы еще у вас погостила, но мне уже пора.
Логопед: Ребята, вспомните о гостевом альбоме нашей гостиной. Узнайте у Марины
Петровны, сможет ли она продолжить нашу традицию.
Катя: Марина Петровна, вы могли бы оставить запись на память в альбоме для гостей?
Гостья: Замечательная традиция! С большим удовольствием!
Логопед: Света, предложи Марине Петровне альбом и ручку.
Света: Марина Петровна! Распишитесь, пожалуйста!
Гостья делает запись в альбоме.
Гостья: Вот, пожалуйста!
Дети: Большое спасибо!
Гостья: Приятно было с вами пообщаться! До свидания!
Миша: Мне тоже было приятно с вами общаться. Всего доброго!
Света: Будем ждать вас в гости еще. До свидания!
Катя: Мы всегда рады гостям. До новой встречи!
15
Гостья уходит. Дети возвращаются в кабинет логопеда.
III.Заключительная часть.
1.
Анализ и оценка речевого поведения детей.
Логопед поощряет активность и инициативу в общении, доброжелательное отношение к
гостю и друг другу, зрительный контакт с собеседником; отмечает положительные
особенности в мимике, жестах, позе, осанке детей во время коммуникации. Анализируются
варианты речевой программы в проблемой ситуации (при изменении компонентов ситуации),
выбирается лучший вариант для этой ситуации.
2.
Выход из обрабатываемой ситуации общения.
Логопед и дети, встав в круг, произносят четверостишье – прощание. Затем дети
выполняют инструкцию логопеда.
Логопед: Попрощайтесь друг с другом теплым взглядом и теплыми словами: «До новой
встречи!»
16
Завершающий этап
Тема коммуникативно-практической деятельности
«Гости в детском саду»
Задачи:
закрепление у детей навыков правильного речевого поведения в немоделируемой
ситуации «Гости в детском саду»: постановки коммуникативной задачи,
построении
внутренней программы высказывания, реализации речевой программы при сочетании
вербальных и невербальных средств общения;
закрепление умения проявлять инициативу и активность в коммуникативном
взаимодействии, способности выстраивать партнерские отношения (соподчинения и равенства),
умения
внимательно
выслушивать
собеседника,
вовремя
включаться
в
разговор,
перестраиваться в соответствии с реакцией собеседника, не перебивать партнера при желании
высказаться;
продолжение работы по воспитанию у детей общего поведения в различной
обстановке, независимо от деятельности и окружения: умения сдерживать эмоциональное
возбуждение при необходимости, выполнять установленные правила.
Коммуникативно-практическая деятельность
I.
Вводная часть.
1.
Приветствие.
Логопед и дети приветствуют друг друга, встав в круг:
Мы друг друга встретили
И радостно общаемся.
А когда придет пора,
Друг с другом попрощаемся.
Логопед:
Поделитесь друг
с
другом своей улыбкой и
приветливыми
словами.
Почувствуйте, как с ними к вам приходит тепло и доброта.
Дети поочередно выполняют задание.
2.
Сообщение темы.
Логопед: Ребята, вы знаете, что скоро вся Россия будет отмечать великий праздник День
Победы. И завтра мы ожидаем приход гостей – ветеранов Великой Отечественной войны.
17
II.
Основная часть.
1.
Уточнение представлений детей о структуре ситуации накануне предстоящей
функциональной тренировки.
Логопед: Ребята, вспомните, пожалуйста, что необходимо сделать при встрече гостей?
Ребенок: Надо обязательно поздороваться с гостями.
Логопед: Интересно, все ли правила приветствия вы помните?
Уточняются правила приветствия, обращается внимание на то, какими должны быть
при этом осанка, поза, мимика, движения; особый акцент делается на зрительном контакте с
коммуникантом.
Логопед: Ребята, подумайте, куда вы можете пригласить таких почетных гостей, чтобы все
они смогли разместиться, чтобы обстановка соответствовала торжественному случаю – Дню
Победы?
Обсуждение проблемы детьми, выбор наиболее приемлемого варианта (музыкальный зал)
с направляющей помощью логопеда.
Логопед: Согласна с вами, ребята! Музыкальный зал – самое подходящее место для
встречи победителей в Великой Отечественной войне. Что же нужно сделать перед тем, как
гости, вошедшие в детский сад с улицы, попадут зал?
Обсуждение проблемы детьми с направляющей помощью логопеда. В итоге обсуждения:
1.
постановка и определение последовательности реализации коммуникативных задач:
«Сначала нужно предложить гостям раздеться», «Потом надо пригласить их в музыкальный
зал», «После этого нужно проводить гостей в зал»;
2.
построение речевой программы для решения каждой коммуникативной задачи; при
необходимости, проигрывание образцов;
3.
уточнение невербального компонента (например, провожая пожилого человека в зал,
ребенок может не только указывать дорогу, но и предложить руку помощи для опоры).
Логопед: Что вы сделаете, чтобы пожилые люди чувствовали себя в зале удобно, не
растерялись? Как вы это сделаете? Что скажите при этом?
Дети отвечают на вопросы логопеда.
Логопед: Ребята, вам бы хотелось узнать, кто такие гости? Что для этого нужно сделать?
Кто должен представиться первым: гости или вы?
Уточняется поведение детей в ситуации «Знакомство».
18
Логопед: Вас, ребята, несколько человек. А гости уже пожилые люди и им может быть
трудно запомнить имя каждого из вас. Подумайте, как бы вы могли представиться гостям?
Нужно ли делать это хором? Почему?
Дети с помощью логопеда обсуждают проблемную ситуацию, выбирают наиболее
приемлемую формулу представления для данной ситуации знакомства.
Логопед: Ребята, что вы сделаете, чтобы подольше пообщаться с гостями и, чтобы эта
встреча была интересной?
Ребенок: Надо побеседовать с гостями, предложить какую-нибудь тему.
Логопед: О чем можно поговорить с людьми, которые воевали в Великой Отечественной
войне, защищали нашу Родину?
Дети предлагают вопросы для гостей, логопед уточняет, конкретизирует детские
вопросы, при необходимости дополняет.
Логопед: Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя во время беседы с гостями, чтобы
разговор был всем слышен, понятен, интересен. Как вы поступите, если гости сами зададут вам
вопросы?
Дети оречевляют правила общего и речевого поведения во время беседы.
Логопед: Что вы будете делать после беседы с гостями?
Ответы детей.
Логопед: Можно ли поиграть с ветеранами в подвижную игру? Почему нельзя?
Ответы детей.
Логопед: Что же можно сделать, чтобы порадовать наших гостей в праздничный день?
Ответы детей.
Логопед:
Замечательные
предложения!
Можно
порадовать
ветеранов
Великой
Отечественной войны веселой песней. И конечно, им будет очень приятно получить от вас
сувениры. Тогда у гостей останется память о встрече с вами. Давайте вспомним подходящую
песню.
Дети проходят в музыкальный зал и под аккомпанемент исполняют по куплету из 2-3-х
песен, затем возвращаются в кабинет логопеда.
Логопед: Ребята, подумайте, каким образом преподнести гостям сувениры.
Обсуждение речевой программы детьми с направляющей помощью логопеда. В итоге
обсуждения выстраивается примерная речевая программа: «Надо подойти к ветеранам,
поздравить их с Днем Победы и вручить сувенир». При необходимости дети оречевляют
высказывание.
Логопед: Теперь, ребята, давайте вспомним, как следует прощаться с гостями.
19
В ходе обсуждения поочередно вырабатываются коммуникативные задачи: «Сначала
нужно поблагодарить гостей за интересную беседу», «После этого можно помочь одеться»,
«И, наконец, попрощаться».
2.
Закрепление навыков правильного речевого поведения в немоделируемой ситуации
«Почетные гости».
Проводится на следующий день.
III.
Заключительная часть.
1.
Оценка речевого поведения самими детьми и логопедом.
Логопед: Ребята, мне очень понравилась встреча с ветеранами. А вам?
Ответы детей.
Логопед: Как вы думаете, почему всем нам понравилась эта встреча?
Ответы детей.
Логопед: Ребята, подумайте, что и у кого во время встречи получалось лучше всего?
Ответы детей.
Логопед: Чему вы научились друг у друга?
Ответы детей.
Логопед: Я рада за вас. Вы были очень доброжелательны, вежливы с гостями…
Логопед анализирует степень активности, самостоятельности детей, их общее и
речевое поведение.
2.
Выход из отрабатываемой ситуации общения.
Логопед и дети, встав в круг, произносят четверостишье – прощание. Затем дети
выполняют задание логопеда.
Логопед: Поделитесь друг с другом своей улыбкой и попрощайтесь ненадолго, ведь через
минутку вы снова встретитесь.
Дети используют формулы прощания, предполагающие скорую встречу («До встречи!»,
«До скорого!», «До скорой встречи!», «Пока, мы скоро увидимся», «Счастливо, до встречи!» и
др.).
20