Автор: Земцова Татьяна Николаевна
Должность: Учитель - дефектолог
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" Д/C №198
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: Конспект НОД "Коммуникация"
Тема: "Насекомые"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД «Коммуникация».
Тема: «Насекомые»
Цель: Расширять и активизировать словарь посредством закрепления слов
существительных, обозначающих названия насекомых, части тела
насекомых, и глаголов, обозначающих их действия. Развивать
диалогическую и монологическую речь. Развивать умение строить
предложения. Развивать умение понимать и употреблять в речи предлог на.
Развивать умение понимать и употреблять обобщающее слово «насекомые».
Упражнять в умении согласовывать слова в предложении.
- «Познавательное развитие» -
расширять представление о насекомых,
способах передвижения, частях тела. Закреплять умение различать их по
внешним признакам.
Развивать умение классифицировать по родовым категориям. Закреплять
представление о признаках поздней весны. Развивать внимание, мышление,
восприятие, память.
- «Социально – коммуникативное развитие» - Развитие умения работать в
коллективе (в команде), согласовывать свои действия с действиями других
детей. Приучать дослушивать сверстников до конца, не перебивать друг
друга. Совершенствовать умение работать по цепочке.
Оборудование и материалы: предметные и сюжетные картинки по данной
теме, ватман, картинки для создания коллажа, картинки – символы (небо,
трава, небо и трава), силуэтное изображение бабочек (красного, желтого,
зеленого, синего), цветы (красного, желтого, зеленого, синего цвета),
изображение цветка на листе формата А3 с кармашками (на цветке, под
цветком), части тела бабочки (голова, крылья, лапы) из цветного картона.
Ход:
I.Орг.момент:
«Картина весны» (И.Т.: «Цепочка»)
- Ребята посмотрите, что находится на доске? (ответы детей)
- Это картина, она в рамке. На ней что – ни будь нарисовано? (нет)
А что художники рисуют на картинах? (ответы детей)
- А еще художники изображают времена года.
(Показ репродукций с изображением времен года (презентация).
- Какое сейчас время года? (весна)
- Мы сейчас с вами создадим картину весны. Но мы будем создавать ее не
красками и кистью, как это делают художники, а словами. Будем находить
нужное изображение, рассказывать про него и наклеивать на нашу картину.
На столе у дефектолога разложены силуэтные изображения признаков весны
(солнце, трава, дерево с листочками, цветы, птицы, люди сажают деревья).
Дети подходят к столу по одному, выбирают любой признак весны и
составляют по нему предложение (весной солнышко светит и греет, весной
появляется первая трава), затем наклеивают это изображение на картину.
II.Основная часть:
1.Игра: «Найдите насекомых» (И.Т.: «Цепочка»)
Ребята смотрите на нашей картине есть солнце, дерево, трава, цветы, птицы,
а кого еще не хватает на картине? Кто у нас еще появляется весной?
(насекомые). Нам сейчас с вами нужно выбрать насекомых для нашей
картины.
На столе у дефектолога силуэтное изображение птиц, животных, рыб и
насекомых. Дети подходят к столу по одному и находят изображение
насекомого, составляют предложение: весной появляется жук, весной
появляется божья коровка и т.д.
2. Появление пчёлки.
Ребята к нам в группу прилетела пчелка и принесла конверт, а нём написано
от пчелки Майи и ее друзей. Давайте посмотрим, что там. Педагог открывает
конверт и читает письмо.
Здравствуйте ребята, присылаем вам фотографии наших друзей насекомых,
они заколдованы, расколдовать их можно, угадав, кто спрятался на картинке
и рассказав, что они умеют делать. Поможем пчёлке?
Дети угадывают кто из насекомых изображен на зашумленной картинке и
рассказывают о способе передвижения.
Игра: «Летает, прыгает, ползет» (И.Т.: «Цепочка»).
- Ребята, давайте расскажем бабочке, что ее друзья – насекомые умеют
делать. А помогут нам в этом картинки.
На панно выставляются картинки – символы с изображением неба, травы
неба и травы.
Дети определяют способ передвижения насекомых и подбирают картинки
насекомых к картинкам – символам. Составляют предложения: гусеница
ползает по траве, бабочка летает по небу и т.д.
Физкультминутка.
«Найди цветок для бабочки»
К нам прилетели бабочки, они потерялись, они не могут найти свои
цветочки. Давайте им поможем. Как только вы услышите музыку, нужно
взять бабочку и посадить на свой цветочек (красную – на красный, желтую –
на желтый) и т.д.
По группе расставлены стулья на них нанесены изображения цветочков,
красного, желтого, зеленого, синего цвета.
Дефектолог разбрасывает бабочек по группе. Как только зазвучит музыка,
дети собирают бабочек и «сажают» их на цветочки нужного цвета.
3. Игра: «Кто где находится?» (И.Т.: «Цепочка»)
Пока мы с вами помогали бабочкам у нас в группе вырос красивый цветок.
Нашим бабочкам он тоже очень понравился, и они захотели на нем посидеть.
Давайте им в этом поможем, и посадим бабочек на цветочек. Выберите себе
бабочку любого цвета и подойдите к цветку.
На большом листе изображение цветка с кармашком (на цветке).
Дети выбирают бабочку, подходят по одному и по инструкции педагога
помещают бабочку на цветок.
Затем составляют предложение: бабочка сидит на цветке.
4. Игра: «Собери бабочку» (И.Т.: «Цепочка»)
Ребята, пчелка Майя скоро улетит, давайте сделаем ей подарок на память.
Сделаем для нее бабочку.
У дефектолога на столе части тела бабочки (крылья, глаза, усы, голова,
лапки). Дети выходят по одному выбирают часть тела бабочки, наклеивают и
составляют предложение: у бабочки есть усы, у бабочки есть крылья, у
бабочки есть лапки, у бабочки есть голова, у бабочки есть глаза.
Дети дарят изображение бабочки пчелке.
Пчелка угощает детей конфетами из ведерка.
III.Заключительная часть:
- ребята ваш подарок очень понравились бабочке, и она решила вам тоже
сделать сладкие подарки. Педагог раздает конфеты с изображением
насекомых.