Автор: Гайфуллина Римма Рафисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №28"
Населённый пункт: город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным краем и городом через организацию и работу клуба выходного дня"
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным краем и городом через
организацию и работу клуба выходного дня.
Ведущими целями взаимодействия детского сада с семьей являются создание в детском саду необходимых условий
для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное
развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Как правило, в работе
дошкольных учреждений применяются традиционные формы взаимодействия с семьей (собрания, круглые столы,
индивидуальные консультации), но часто родители остаются недостаточно активными и заинтересованными. Поэтому,
мы решили создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов и
организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного
эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ. В связи с этим возникает необходимость по-иному взглянуть на
проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в
совместном воспитании дошкольников. Одним из решений данной проблемы, по нашему мнению, стал
созданный в нашей группе детско-родительский Клуб выходного дня "Увлекательные субботы"
Одной из важных задач, которые стоят перед педагогами, является нравственно-патриотическое и гражданское
воспитание. Наблюдая за детьми , общаясь с родителями , выявили ,что дети, начиная с дошкольного возраста,
страдают дефицитом знаний в этом направлении. В связи с этим мы решили организовать проект по семейно-
патриотическому воспитанию КВД «Растем вместе» в рамках проекта по семейно-патриотическому воспитанию «Я
люблю Башкортостан» , направленный на вовлечение семей, общественников в воспитание малышей, поскольку личный
пример родителей, педагогов играет немаловажную роль в становлении личности ребенка.
Данный проект средней продолжительности. Работа клуба была запланирована на 5 месяцев. Встречи проходили 1
раз в месяц. Предполагалось широкое участие родителей; совместное с педагогами и детьми посещение музея, театра,
экскурсий по городу Уфа, организация встреч за круглым столом, творческих мастерских.
Цель клуба: воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в процессе ознакомления с природой,
историей, культурой родного края при взаимодействия ДОУ и семьи.
Основными задачами деятельности семейного клуба стали:
- организация совместного досуга родителей и детей;
- знакомство детей с культурой и историей своего края;
- формирование чувства сопричастности к культурному наследию родного края;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
1 этап проекта - Подготовительный
1. Провели анкетирование родителей с целью выявления желающих посещать клуб.
2. Разработали положение семейного клуба.
3. Разработали план мероприятий – маршрутов.
3. Составили расписания встреч, назначение ответственных.
2 этап проекта - Практический
Цель практического этапа:
- повышение педагогической компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании ребёнка;
- знакомство с культурными, природоведческими маршрутами города, через организацию занимательного развивающего
досуга с детьми и родителями в выходной день;
- обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи.
Формы организации детской деятельности могут быть различными: это и экскурсии, и практические мастерские, и
прогулки по городу, и посещение выставок и
• совместная творческая деятельность (выставки)
• мастер – классы
• обсуждение и распространение семейного опыта
• анкетирование, беседы, консультации
• почта доверия, сайт ДОУ
• семейные презентации многое другое…
Способы оценки
• Анкетирование родителей
• Педагогические наблюдения
• Сравнительный анализ анкетирования
• Отзывы родителей
• Участие в семейных мероприятиях различного уровня
Ожидаемый результат
Занимаясь в клубе выходного дня, мы планировали развивать способности ребенка, научить родителей совместной с
ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием, надеялись, что начавшееся
в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и
родителей.
Содержательный раздел
Месяц
Семейные маршруты
выходного дня
Направление работы
Ответственные
Сентябрь
Открытие клуба
выходного дня "Растем
вместе".
Вызвать
заинтересованность
родителей в посещении
КВД
Наметить и утвердить
план работы.
Чаепитие "Будем
знакомы"
Провести игры с
родителями и детьми
Воспитатели
Октябрь
«Творческая
мастерская». Совместное
творчество на тему «Я
люблю Уфу».
Организация выставки
Доставить радость
общения между детьми и
взрослыми. Определить
ценностное отношение к
своему народу, родному
Воспитатели.
рисунков.
краю, городу.
Побуждать детей и
взрослых к совместному
творчеству, в процессе
работы устанавливать
дружеские,
доверительные
отношения.
Ноябрь
Совместное создание
тематического лэпбука
по нравственно-
патриотическому
воспитанию.
Раскрывать творческий
потенциал
воспитанников, помочь
формированию у детей
правильных
представлений о
достопримечательностях
родного края, его важных
социокультурных
объектах
.
Воспитатели, члены
инициативной
группы.
Декабрь
«Творческая мастерская».
Изготовление макетов
«Достопримечательности
родного города».
Создание мини-музея
« Мой край любимый и
родной».
Вызвать у родителей и
детей желание создавать,
творить, проявлять свои
умения в различных
поделках
Воспитатели.
Вызвать у родителей
и детей желание
создавать, творить,
проявлять свои
умения в различных
поделках.
Январь
Посещение
национального
краеведческого музея РБ
Ознакомление
дошкольников с
историко-культурными,
национальными,
географическими,
природными
особенностями родного
края.
Воспитатели,
члены инициативной
группы.
Продукты проекта
Презентация проекта
Выставки совместных творческих работ по предложенным темам: рисунков по теме "Мой любимый детский сад",
макетов «Достопримечательности родного города»; организация мини-музея « Мой край любимый и родной».
Заключение
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает
воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает
само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого
дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или
добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде
всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно
проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к
народной памяти, национально-культурным традициям.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение
культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи
систематическую целенаправленную работу, которая проводится в нашем дошкольном учреждении по формированию у
детей нравственных зачатков самосознания истинных Патриотов своей Родины.
Использование проектного метода клуба выходного дня в системе нравственно-патриотического воспитания
считаем удачным , так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим
профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического
воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода КВД в целях формирования
нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Поэтому решено
продолжать работу в этом направлении