Автор: Войтко Марина Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 127 "Карамелька" г. Саратова
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание детей на основе культуры и традиций народов Поволжья
Раздел: дошкольное образование
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРЫ
И ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
М.Н. Войтко
В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века,
ЮНЕСКО в Париже в 1997 году, подчеркивается, что образование должно
способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и
тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой
стороны — привить ему уважение к другим культурам (Макаев этой задачи, на
наш взгляд, необходимо создать условия для ознакомления детей с культурой,
традициями, обычаями народов, ближайшее окружение.
Саратовское Поволжье - регион, который характеризуется исторически
сложившимся многонациональным составом, подвижностью миграционных
процессов, разнообразием, взаимодействием и взаимовлиянием национальных
культур. В данном контексте особенно актуальной для нашего региона
становится
проблема
формирования
этнотолерантности
подрастающего
поколения как готовности взаимодействовать с другими культурами на основе
согласия и уважения.
В 2017 г. на базе нашего ДОУ был открыт долгосрочный проект
«Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на основе
традиций народов Поволжья».
Участниками проекта стали директор, его заместители, ведущие спе-
циалисты, председатели попечительского совета и родительского комитета,
преподаватели кафедры педагогики начального и дошкольного образования
Педагогического
института
СГУ
им.
Н.Г.
Чернышевского,
сотрудники
Городского центра национальных культур г. Саратова и Саратовского
этнографического музея.
Определяет
задачи
проекта
осуществляет
мониторинг
и
анализ
результатов работы.
В
основе
концепции
лежит
этнофункциональный
подход,
который
позволяет на основе общих элементов органически соединять национальные
культуры с русской. Реализация данного подхода предполагает комплексное
использование
произведений
народного
творчества,
обеспечивающих
нравственно-эстетическое
воздействие.
В
художественной
деятельности
возникает феномен причастности ребенка к миру других людей, и вместе с тем
понимание
уникальности
каждой
человеческой
жизни,
что
имеет
первостепенное значение для его нравственного воспитания.
Творческая
группа
проводила
большую
работу
по
модернизации
содержания работы на каждом этапе, апробации нетрадиционных подходов
согласно теме исследования, участвует в создании базы данных передового
педагогического опыта и информационно-методического обеспечения проекта.
К ее наиболее эффективным формам методической работы можно отнести:
-
консультации;
-
методические объединения;
-
обучающие
семинары,
например
«Воспитание
у
детей
этики
1
межнационального общения», «Народная педагогика и нравственно-
эстетическое воспитание», «Развивающая среда в образовательном
учреждении», «Малые фольклорные жанры и их роль в воспитании
ребенка», семинар- практикум по народному костюму и др.
-
мастер-классы, открытые мероприятия;
-
составление аннотаций на новую литературу по этнопедагогике;
-
выставки методических разработок и стендовых докладов;
-
конкурс
между
группами
на
лучшую
организацию
предметно-
пространственной среды по теме проекта и другие формы.
Творчески работали не только группа наиболее инициативных педагогов -
весь педагогический коллектив работал по единой теме проекта. За каждой
группой детского сада была закреплена специальная тематика, посвященная
культуре того или иного народа, проживающего на территории Саратовского
Поволжья. Педагоги вместе с детьми и родителями подбирали материал об
истории, культуре конкретного народа, собирали картотеку подвижных игр,
произведений устного народного творчества, оформляли методические папки,
альбомы, книжные уголки, мини-музеи по теме исследования. Такой подход
позволяет включить всех субъектов образовательного процесса в проектно-
исследовательскую
деятельность.
Воспитанниками
и
их
родителями
осуществлены проекты «Название рек Саратовской области», «Название
городов Саратовской области», «Народный календарь (праздники, приметы,
пословицы, поговорки)», «Национальный костюм», «Тайна имени», «Откуда
пришли фамилии» и другие.
Собранный материал позволяет педагогам обмениваться опытом и широко
используется
в
процессе
подготовки
к
занятиям
по
развитию
речи,
ознакомлению с окружающим миром, в процессе изодеятельности,
на
музыкальных занятиях, на праздниках, посвященным культуре, традициям,
обычаям народов Поволжья, а также используется при организации свободной
деятельности детей.
Народное искусство показывает окружающий мир, социальную
действительность через призму образности, передавая детям ощущение
эстетической значимости национальных культур. Ознакомление детей с жан-
рами
народного
творчества
мы
строили
на
усложнении
содержания
воспринимаемых произведений, средств выразительности, а также методов
работы. Сначала давали детям общие понятия о народном искусстве (деко-
ративно-прикладное искусство, музыкальный фольклор, устное народное
творчество), затем выделяли образы, давали им эстетическую характеристику,
связывая со средствами выразительности. При этом выбирались произведения
одного
вида
и
жанра,
но
разной
национальной
принадлежности.
Использовались следующие способы обучения: вычленение единичного в
произведениях разных национальных культур, метод целостного восприятия
образа, беседа или рассказ воспитателя искусствоведческого характера,
сравнение настроения, передаваемого разными видами народного искусства,
синтез искусств, творческие задания на перевод из одного художественного
ряда в другой, организация продуктивной художественной деятельности и
другие.
2
В систему занятий органично вписывалась серия творческих заданий, в
которых учебно-творческая задача ставилась перед детьми в игровой форме.
Игровые
приёмы
и
творческие
задания
способствовали
зарождению
оригинальных замыслов, проявлению речевой активности, а также, что
наиболее важно, активности творческой - желанию выразиться в пластическом
танце, рисунке. Эффективными формами вариативных занятий стали ярмарки,
мастерские, путешествия, выставки и т.п.
Была продумана система подбора игр народов Поволжья и методика их
внесения в детскую среду. При построении системы игр учитывались
специфика народных игр, их разнообразие (подвижные, словесные, хоро-
водные), интересы и желания детей, уровень их самостоятельности и само-
организации. В среднем за день проводилось по две игры. Всячески поощряли
самостоятельность
детей
в
организации
и
проведении
народных
игр.
Поощрялось
проявление
взаимовыручки,
выдержки,
настойчивости,
со-
блюдения правил, качества двигательных действий.
Одна из особенностей воспитательной работы - тесный контакт с
культурно-образовательными
учреждениями:
Городским
центром
национальных культур и Этнографическим музеем.
Сотрудники этнографического музея читали у нас выездные лекции
(например, «Игры наших прабабушек»), проводят праздники (например,
«Рождество», «Масленица» и другие). Наши дети - частые гости в музее. Детям
нравятся интерактивные экскурсии (например, экскурсия по мордовскому залу
«Свадебный сундук и не только»),
Городской центр национальных культур организовывал для наших детей
выставки творчества народных мастеров-ремесленников, проводил праздники.
Специально для нас сотрудники ГЦНК разработали и провели познавательно-
развлекательные программы «Тиха украинская ночь», «Здесь моя Русь, рядом
мой Казахстан», «Слово «Мама» на всех языках звучит одинаково», «Сары-
тау» (о татарско-башкирской культуре), «Чувашская национальная культура»,
Фестиваль национальных культур, посвященный международному Дню танца
и др.
Мы придаем особое значение работе с семьей. Ведь именно в семье
сохраняются и передаются из поколения в поколения традиции и обычаи.
Родители, члены семей наших воспитанников - активные участники педа-
гогического процесса. Они принимают участие в праздниках, где исполняют
роли, читают стихи, участвуют в играх, проводят совместно с воспитателем
занятия, активно обсуждают вопросы воспитания на педагогических советах,
родительских собраниях. Активное участие принимали родители в поисковой
работе.
В 2016 - 2017 учебном году на заседании Педагогического совета было
принято решение объединить все виды деятельности с детьми по ознакомлению
с традициями народов Поволжья в национальные недели. С ноября 2016 г. по
апрель 2017 г. на базе проекта прошли Недели русской, татарской, мордовской,
чувашской, башкирской, белорусской, украинской, казахской национальных
культур. Каждая неделя включала в себя открытые занятия, экскурсии,
инсценировки
народных
сказок,
проведение
народных
подвижных
игр,
3
ознакомление детей с национальной кухней, ручной труд по изготовлению
предметов быта разных народов, населяющих нашу область. Завершилась эта
работа открытым музыкальным занятием «Хоровод дружбы».
Была организована работа по повышению квалификации педагогов ДОУ г.
Саратова. Ныло проведено несколько семинаров, включающих научные
доклады,
выставки
новинок
литературы
и
методических
материалов,
дискуссии, мастер-классы, творческие мастерские.
В 2017 г. мы показали фестиваль «Традиции и культура народов
Поволжья». В мае 2018 года городской семинар «Воспитание детей на основе
культуры и традиций народов Поволжья» прошел в помещении и при активном
участии сотрудников Саратовского областного краеведческого музея.
Рефлексивной деятельности участников проекта способствует мониторинг
оценки качества деятельности площадки.
Программа психолого-педагогического мониторинга разработана кафедрой
педагогики начального и дошкольного образования Педагогического института
Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Преподавателями
кафедры
были
проведены
отбор
диагностических
методик и обучение работы с ними педагогов.
Основным содержанием работы на первом этапе (2016 - 2017 гг.) стало
изучение научной литературы по теме, проведение поисковых экспериментов,
которые
позволили
нам
уточнить
проблему
исследования,
подбор
диагностических
методик,
обучение
сотрудников
методам
практико-
ориентированных исследований.
В сентябре 2016 г. мы провели анкетирование родителей. В анкетировании
принимали
участие
более
ста
человек.
Анкета
содержала
вопросы,
позволяющие определить степень развития толерантного сознания и этни-
ческой идентификации родителей.
На вопрос «В какой степени для вас значима ваша национальная
принадлежность?» 75 % респондентов ответили, что «ни в какой степени, не
имеет значимости», 25 % ответили, что гордятся своей национальностью, она
для них очень значима. При этом 80 % респондентов ответили, что
придерживаются в семье национальных традиций, однако лишь 25 % из них
могли дать конкретный ответ на поставленный вопрос (в основном, это
православные праздники (Пасха, Рождество), связанные с ними обряды, а также
национальная (чаще русская) кухня). Вероятно, это связано не только с тем, что
95 % опрошенных причисляли себя к русскому этносу, идентифицировали себя
с русской культурой, но и рядом других причин. Возможно, некоторые
традиции русского народа настолько прочно вошли в быт, что на уровне
обыденного сознания не выделяются. Другой возможной причиной является
стандартизация жизни в России, так называемая «городская культура», которая
стирает все своеобразие национальной культуры.
Подавляющее большинство родителей (95 %) считают, что если люди
разных национальностей живут рядом, то общество становится духовно богаче
и культурнее. 70 % родителей обеспокоены тем, что их ребенок не обладает
достаточными для его возраста знаниями о своей стране, о своем народе и
культуре.
4
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них ха-
рактерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше,
помочь детскому саду и начальной школе по мере возможности в приобщении
детей к народным традициям. Наибольший процент толерантных текстов
наблюдается в ответах тех респондентов, для которых наиболее значимы семья
и
семейное
воспитание.
Вместе
с
тем
ответы
родителей
показали
недостаточную информированность семей о традициях народов Поволжья.
Также нами было проведено анкетирование воспитателей. Большинство
педагогов указали на недостаточное методическое обеспечение по теме
проекта. Основная трудность, с которой столкнулся коллектив — это
отсутствие апробированных диагностических методик и программы психолого-
педагогического мониторинга инноваций. Все педагоги, принявшие участие в
анкетировании, были единодушны в том, что эстетическое воспитание играет
большую роль в формировании этнотолерантности детей дошкольного и
младшего возраста. Однако отмечались расхождения в аргументации. Не
смогли аргументировать свой ответ 15% от общего числа опрошенных. 25%
воспитателей
не
смогли
сформулировать
значение
предметно-
пространственной среды в эстетическом развитии ребенка, однако отмечали
огромную
роль
развивающей
среды
для
интеллектуального
развития
дошкольника.
Только
30
%
воспитателей
указали
на
необходимость
обновления предметно-пространственной среды для развития у дошкольников
представлений о культуре народов Поволжья.
Кроме того, мы провели серию экспериментов, направленных на вы-
явление
у
воспитанников
уровня
сформированности
нравственно-
эстетического отношения к окружающей действительности. В исследовании
принимали участие 20 детей 5-6 лет. Отбирались задания, связанные с
культурой, традициями и обычаями народов Поволжья. Выполнение заданий
требовало творческого подхода. Каждый ребенок в течение года выполнил пять
заданий,
которые
были
включены
в
комплексные
занятия.
Детям
об
эксперименте не сообщалось. Выполнение каждого задания оценивалось в
баллах (по трехбалльной шкале). Составлялась таблица, в которой пыли
отражены результаты каждого ребенка и группы в целом, а также результаты
каждой серии. Детей условно разделили на три группы, соответствующие
высокому, среднему и низкому уровням сформированности нравственно-
эстетического отношения к окружающей действительности.
Анализ результатов, полученных в течение года, показал положительную
динамику. Первая группа (высокий уровень) увеличилась 10 % (в основном за
счет перехода из второй группы). Численность третьей группы (низкий
уровень) уменьшилась на 40 % из-за перехода некоторых детей но вторую
группу. Численность второй группы (средний уровень) возросла на К) %:
несмотря на то, что часть детей перешла в первую группу, она пополнилась
детьми из третьей группы. Большинство испытуемых перешли на более
высокий уровень нравственно-эстетического поведения в окружающей их
действительности, выраженного в вербальной оценке, в умении видеть себя в
нравственных отношениях и понимать смысл нравственной нормы по
отношению к природе родного края, персонажам и образам художественных
5
произведений, к традициям, культуре и искусству народов Поволжья.
Весной 2017 года мы предложили родителям оценить наши усилия.
Большинство родителей (80 %) считают, что работа участников проекта
способствует приобщению детей к общечеловеческим ценностям; утверждают,
что прогулки по городу, поездки на природу, посещение музеев и выставок,
проведение
праздников обогащают впечатления ребенка,
эмоционально-
положительно влияют на его поведение, расширяют познавательный интерес.
58 % от общего числа опрошенных родителей указали, что не имеют зачастую
достаточно знаний, чтобы ответить на
вопросы детей. Из них 28 %
респондентов отмечают, что вынуждены искать соответствующую литературу
и, что особенно ценно, расспрашивать старших родственников. Беседы с
родителями, данные, полученные в ходе анкетирования, показали, что в семьях
наших воспитанников стали больше внимания уделять вопросу ознакомления с
историей и культурой родного края, чаще обращать внимание на нравственно--
эстетические проблемы. Однако если говорить о результатах работы с ро-
дителями в целом, то, по мнению воспитателей, необходимо отметить, что
более существенные изменения наблюдать сложно, так как у взрослых людей
устойчивые собственные ценности, и если они меняются, то очень медленно.
Второй этап проекта (2017 - 2018 уч. г.) включал в себя дальнейшую
работу по апробации концепции, обобщению опыта работы педагогов,
наблюдение, опросы детей, педагогов и родителей, а также экспресс-
диагностику,
направленную
на
выявление
уровня
этнокультурной
компетентности воспитанников.
В результате обработки анкет родителей мы сделали следующие выводы.
Многие родители, так же, как и в прошлом году, не считают важным
акцентировать внимание на национальной принадлежности детей. При этом все
родители уверенно ответили, что необходимо приобщать детей к национальной
культуре (в прошлом году - только 80 %, из которых 25 % родителей (в
основном, детей 3 — 5 лет) считали, что их дети «еще маленькие» для
получения таких знаний).
Однако некоторые родители указали, что не знают, как приобщать детей
культуре и традициям народов Поволжья, так как нет специализированной
литературы (популярной, детской, для семейного чтения). Они не чувствуют
себя компетентными по данному вопросу и считают, что основную работу по
приобщению детей к национальной культуре должен вести детский сад, а
родители - только помогать в этом.
На этом этапе исследования мы решили выявить зависимость подходов к
этнокультурному воспитанию в семье от уровня образования родителей.
Родители с высшим образованием, приобщая детей к национальной культуре, в
основном обращают внимание на ознакомление детей с устным народной
творчеством и плохо осведомлены о национальных подвижных играх, которые
можно использовать в воспитании ребенка.
Большинство родителей детей старшего дошкольного возраста рас-
сказывают ребенку о предках и корнях семьи, отвечают на вопросы, инте-
ресующие ребенка, но, в отличие от родителей со средним образованием, мало
уделяют внимания и времени совместным семейным чаепитиям и досугу со
6
своими детьми.
Родители со средним образованием акцентируют внимание на ис-
пользовании подвижных игр, которые знакомят детей с национальными
обрядами и традициями. Фольклор больше используют в режимных моментах.
Было организовано наблюдение за деятельностью педагогов и детей на
занятиях и в свободное время, проводились индивидуальные беседы и
анкетирование педагогов. Текст анкеты включал следующие вопросы:
1.
Уделяется ли место в Вашей работе с детьми знакомству с традициями и
культурой народов Поволжья?
2.
Используете ли Вы в работе с детьми устное народное творчество?
3.
В каких режимных моментах, занятиях Вы чаще всего используете
фольклор? Что конкретно используете?
4.
Какие традиции и праздники существуют в образовательном уч-
реждении?
5.
Имеют ли место в работе мероприятия, направленные на приобщение
детей и их родителей к традициям и культуре народов Поволжья?
6.
Знакомите ли Вы детей с прикладным народным творчеством, на каких
занятиях?
7.
Существуют ли у Вас в группе (классе) детские игры, которые знакомят
воспитанников
с
национальными
обрядами
и
традициями?
Если
существуют, то какие это игры?
8.
Какие национальные подвижные игры Вы используете в работе с детьми?
9.
Укажите, на Ваш взгляд, главные причины затруднений в осуществлении
этнокультурного воспитания детей дошкольного и младшего школьного
возраста.
Характерной чертой для всех педагогов по-прежнему являлась потребность
повышения квалификации по данному направлению работы. Воспитатели всех
возрастных групп
отмечали недостаточность литературы и методических
пособий по данной проблеме. Несмотря на это, все педагоги ведут поисковую
работу по теме проекта и имеют уже свои методические копилки, которые
постоянно пополняются. В то же время у ряда педагогов недостаточно развиты
проектировочные умения: трудность представляет планирование, педагоги
испытывают затруднения по включению регионального материала в общую
систему работы.
Проводилась оценка деятельности детей в игре (игры народов Поволжья
применялись на занятиях, а затем входили в «игровой репертуар» свободной
деятельности
детей).
Данные,
полученные
в
ходе
наблюдения,
корректировались в ходе опроса детей. Были зафиксированы следующие
данные:
80 % - называют от 9 до 12 народных игр,
75 % - четко различают правила и ход игры,
30 % — способны самостоятельно брать на себя роль водящего и са-
мостоятельно организовывать игры.
Кроме того, по данным педагога-психолога, у 45 % детей снизился уровень
тревожности, улучшились межличностные и межгрупповые отношения.
В конце года проводилась экспресс-диагностика старших дошкольников,
7
включающая
пять
серий.
Её
цель
-
выявить
изменение
уровня
ин-
теллектуальной, социокультурной и художественной компетенции детей в
области традиций и культуры народов Поволжья. Использовались материалы
Н.В. и Ю.В. Микляевых и М.Ю. Новицкой (Микляева 2006). При сохранении
сути
методик
был
подобран
новый
стимульный
материал,
более
соответствующий теме проекта.
По результатам экспресс-диагностики выделялись три группы детей,
соответствующие высокому, среднему и низкому уровню интеллектуальной,
социокультурной и художественной компетенции детей в области культуры
народов Поволжья.
Обобщение и интерпретация полученных результатов позволили нам
сделать следующие выводы. Дети овладели на достаточном уровне знаниями
названий и назначения предметов народного быта и декоративно-прикладного
искусства (67 % детей - средний уровень, 33 % - высокий уровень, низкого
уровня компетенции нет). Полученными знаниями дети пользовались в
обыгрывании сюжетов сказок, в театрализованных постановках.
Повысился уровень знаний разных видов народно-прикладного творчества
и умений использовать их в своих работах (58 % детей - высокий уровень, 42 %
- средний, 0 % - низкий уровень). К концу года ярко видна динамика развития
технических навыков. Дети не затруднялись, с чего начать, смело приступали к
работе, проявляли фантазию на занятиях по замыслу.
Воспитанники принимали осмысленное и активное участие в подготовке и
проведении народных праздников и театрализованных игр. Уровень стал
высоким у 25 % воспитанников, у остальных детей средний уровень -15% ,
детей с низким уровнем - 0 % . В течение года у ребят сформировался интерес к
народным праздникам. Дети активно участвовали в подвижных народных
играх, хорошо знали правила, выполняли народные танцевальные движения.
Поэтому в итоге, во время словесной дидактической игры «Отгадай праздник»,
дети смогли назвать народные праздники и объяснить, что это за праздники и
когда они бывают.
В целом за год повысился уровень компетенции детей. С высоким уровнем
- 33 % воспитанников, средний уровень у 67 % детей, с низким уровнем — 0 %.
Это подтвердило результативность второго этапа проекта
и доказало
эффективность предложенных форм, средств и методов приобщения детей к
традициям и культуре народов Поволжья.
Содержание работы на третьем этапе (2018 — 2019 гг.) заключалось в
продолжение систематической работы по теме исследования, проведение
Недель национальных культур, обобщение результатов исследования.
Мы провели анкетирование педагогов и родителей и сравнили результаты с
данными, полученными на первом и втором этапах. В результате обработки
анкет родителей мы сделали следующие выводы. Многие родители не считают
важным акцентировать внимание на национальной принадлежности детей,
полагают, что это признак интолерантности. В то же время все родители
уверенно ответили, что необходимо приобщать детей к национальной культуре.
Если раньше многие родители отвечали, что не знают, как приобщать
детей культуре и традициям народов Поволжья, то сейчас большинство из них
8
(около 68 %) чувствуют себя компетентными по данному вопросу. Это связано,
на наш взгляд, с работой проекта над развитием совместной проектно-
исследовательской деятельности детей и взрослых.
Предыдущие
исследования
показывали,
что
родители
были
плохо
осведомлены о народных подвижных играх. Анкетирование 2018 года показало,
что многие родители называют подвижные игры, которые дети показывали на
праздниках. Однако лишь немногие родители указывают, что используют эти
игры
в
семейном
воспитании.
Вырос
интерес
родителей
к
истории
Саратовского края. Большинство родителей детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста рассказывают ребенку о предках и корнях семьи,
семейных и национальных традициях, отвечают на вопросы, интересующие
ребенка. Родители больше стали уделять внимание совместным семейным
чаепитиям и досугу со своими детьми. Они чаще стали использовать малые
фольклорные формы в режимных моментах. Наиболее широко в воспитании
детей родители используют устное народное творчество.
На первом этапе около 93 % педагогов, указали, что их знания о традициях
и культуре пародов Поволжья бессистемны. В 2018 году столько же педагогов
указами,
что
ведут
систематическую
научно-методическую
работу
по
индивидуальной тематике. Большинство педагогов отмечают тесную связь с
родителями, подчеркивают, что без помощи родителей, невозможно было бы
справиться с таким объемом поисковой работы.
Широко использовали воспитатели всех групп устное народное творчество
и декоративно-прикладное искусство, систематически знакомили детей с
традициями, обычаями народов Поволжья, с национальными костюмами,
музыкальным фольклором. При этом педагоги отмечали, что при наличии
методической
литературы
этнопедагогической
направленности
и
искусствоведческой литературы по культуре разных народов, не хватает
методической литературы по проблеме приобщения детей к культуре и
традициям народов Саратовского Поволжья. Характерной чертой для всех
педагогов по-прежнему является потребность повышения квалификации по
данному направлению работы.
Было установлено, что большинство педагогов (более 60 %) осуществляли
аспектно-тематическую (частную) этнопедагогизацию, т.е. в деятельности
педагога отмечается привлечение в образовательный процесс элементов
материальной культуры народа, организация занятий по овладению элементами
национального рукоделия, проведение конкурсов, соревнований по народным
играм и народных праздников. Для одной трети (около 40 %) характерна
комплексно-комбинированная этнопедагогизация воспитательного процесса,
т.е. организация педагогического процесса осуществляется с использованием
комплекса средств, методов и форм народной педагогики.
Изучались также особенности формирования у старших дошкольников
эстетической оценки в процессе ознакомления с произведениями народного
искусства и уровень творческой активности детей.
Наличие эстетической оценки определяли с помощью разработанных
заданий. Это дидактическая игра «Разложи правильно», рассматривание
иллюстраций и оценка сказочных персонажей, игры-драматизации по сюжетам
9
народных сказок, творческое рисование и другие. К каждому заданию был
подобран соответствующий художественный материал и разработаны критерии
эстетической оценки.
Наблюдается положительная динамика эстетического развития детей
старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественным
творчеством народов Поволжья. На первом этапе работы проекта никто из
детей не смог дать эстетическую оценку произведениям народного творчества.
А на заключительном этапе мы выявили довольно много детей, способных
рассказать о художественных достоинствах произведений и высказать свое
мнение. Дети овладели умением чувствовать, выделять эстетические качества,
переживания в произведении, обогатился эмоциональный опыт общения и
художественная
деятельность,
расширились
представления
детей
о
художественном творчестве народов Поволжья.
Целенаправленная работа по эстетическому воспитанию детей средствами
художественной культуры народов Поволжья способствовала развитию их
творческой активности. Дети стали более общительными, улучшилось качество
речи,
повысился
уровень
эмоционально-оценочного
отношения
к
действительности, познавательной активности, оригинальности творческих
проявлений, отзывчивости на окружающие события, музыку.
За годы работы проекта (2016 - 2019) педагогическим коллективом создана
воспитательная система, направленная на комплексное решение проблем
приобщения детей к культуре и традициям народов Поволжья. Это выражается
в единстве воздействия на все стороны личности ребенка: интеллектуальную,
эмоциональную, волевую и действенно-практическую. В основе системы лежат
принципы гуманизации и демократизации образования, культуросообразности
воспитания,
многообразия
и
динамичности
образовательного
процесса.
Система учитывает многообразные связи образовательного учреждения с
социумом и охватывает весь педагогический процесс: организованные занятия,
праздники, развлечения, игры, свободную деятельность детей.
Литература.
Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование -
актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 1999. - N"4.-С. 5.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю.
Управление образо-
вательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом
образования. - М.:. Айрис-пресс, 2006.
-
10