Автор: Чайка Валерия Сергеевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: город Белогорск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в
современных условиях ДОУ
Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми,
имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих,
развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные
задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у
дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с
воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и
воспитании. Формирование правильной речи имеет большое значение для
развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение
дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в
дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом
эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения
учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать. С учетом этого
особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия
специалистов ДОУ.
Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть
отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания
интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию
(создание совместных программ для оптимизации развития детей). При
разработке содержания деятельности в данном направлении учитывается, то
что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах
партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и
преемственности. Поэтому в течении учебного года проводились встречи, в
ходе которых воспитатели и учитель-логопед обменивались мнениями о
формах и содержании совместной работы, процессе подготовки детей к
школе. В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателя с
результатами обследования детей, а так — же программой коррекционной
работы на учебный год, разъясняет цели, задачи и методы реализации
программы, определяет сроки и продолжительность ее осуществления,
проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по
реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания
коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план,
уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у
каждого ребёнка.
:Цель работы :это выстраивание единой системы взаимодействия учителя-
логопеда и воспитателей ДОУ
Задачи: Разработатывать единые (вариативные) подходы по взаимодействию
учителя-логопеда и воспитателя ДОУ. Разграничить зоны ответственности
учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
Отбирать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и
воспитателя c использованием ИКТ.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике,
определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении
коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.
Функционал учителя-логопеда и воспитателей. Выстраивание
взаимодействия с использованием информационно-компьютерных
технологий.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат
следующие принципы: Принцип комплексного подхода к организации
коррекционно-педагогического процесса. Принцип единства диагностики и
непосредственного коррекционно-педагогического процесса Принцип
сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического
процесса. Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе
воспитания у них правильной речи. Для удобства работы нами были
разработаны: Перспективный план взаимодействия со специалистами.
Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей
направленности для организации коррекционно-развивающей работы во
второй половине дня. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы
над звуками речи у каждого ребенка. Совместная коррекционная работа в
речевой группе предусматривает решение следующих задач: логопед
формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов воспитатель
закрепляет сформированные речевые навыки
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и
воспитателя 1. Совместное изучение содержания программы обучения и
воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление
совместного плана работы. 2. Совместное планирование занятий
воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных
видах деятельности детей. 3. Обсуждение результатов совместного изучения
детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни. 4. Совместная
подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал,
а воспитатель закрепляет его). 5. Разработка общих рекомендаций для
родителей.
Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателя, работать с
каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций.
Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания,
заполняется один раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем
разделам: 1. Логопедические пятиминутки. 2. Игры и упражнения. 3.
Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.
Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в
разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть
достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс.
Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем
эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на
неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи
у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи,
которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное
их описание. Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом,
могут проводиться воспитателями во второй половине дня или
использоваться во время динамических пауз. Коррекционно-развивающая
деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в
первой, так и во второй половине дня.
Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит
артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и
дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы,
которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов
есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового
внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации
речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду
достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду
написание ежедневных заданий для воспитателей.
Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая
непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные
моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и
не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-
логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их
представление о коррекционной работе, они овладевают приемами,
методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист. Только
тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет
добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ
проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на
логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда
пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием
компьютера использование определенного видеоряда (например, картинный
материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных
занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической
группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его
занятиях и в режимные моменты во второй половине дня использование
различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях
воспитателя по заданию логопеда.
Логопедические занятия с применением компьютерных программ и
технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов: использование
новых моделей компьютера работа с компьютером на одном занятии в
течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю
(индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы
периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 — 2 минуты
на несколько секунд включение в логопедические занятия игр, направленных
на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-
пространственных отношений В конце учебного года проводятся
заключительные встречи воспитателей и учителя –логопеда, в оде которых
обсуждается трудности в организации совместной коррекционно-
воспитательной работы, определяются результативность и перспективы
деятельности, оценивается динамика развития детей. Следует отметить, что
организованное таким образом взаимодействие воспитателей учителя-
логопеда позволило обеспечить положительную динамику речевого развития
детей, что является одним из ключевых показателей готовности детей к
обучению в школе.