Напоминание

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ


Автор: Чайка Валерия Сергеевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: город Белогорск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в

современных условиях ДОУ

Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми,

имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих,

развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные

задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у

дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с

воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и

воспитании. Формирование правильной речи имеет большое значение для

развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение

дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в

дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом

эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения

учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать. С учетом этого

особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия

специалистов ДОУ.

Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть

отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания

интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию

(создание совместных программ для оптимизации развития детей). При

разработке содержания деятельности в данном направлении учитывается, то

что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах

партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и

преемственности. Поэтому в течении учебного года проводились встречи, в

ходе которых воспитатели и учитель-логопед обменивались мнениями о

формах и содержании совместной работы, процессе подготовки детей к

школе. В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателя с

результатами обследования детей, а так — же программой коррекционной

работы на учебный год, разъясняет цели, задачи и методы реализации

программы, определяет сроки и продолжительность ее осуществления,

проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по

реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания

коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план,

уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у

каждого ребёнка.

:Цель работы :это выстраивание единой системы взаимодействия учителя-

логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи: Разработатывать единые (вариативные) подходы по взаимодействию

учителя-логопеда и воспитателя ДОУ. Разграничить зоны ответственности

учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

Отбирать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и

воспитателя c использованием ИКТ.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике,

определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении

коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.

Функционал учителя-логопеда и воспитателей. Выстраивание

взаимодействия с использованием информационно-компьютерных

технологий.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат

следующие принципы: Принцип комплексного подхода к организации

коррекционно-педагогического процесса. Принцип единства диагностики и

непосредственного коррекционно-педагогического процесса Принцип

сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми

Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического

процесса. Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе

воспитания у них правильной речи. Для удобства работы нами были

разработаны: Перспективный план взаимодействия со специалистами.

Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей

направленности для организации коррекционно-развивающей работы во

второй половине дня. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы

над звуками речи у каждого ребенка. Совместная коррекционная работа в

речевой группе предусматривает решение следующих задач: логопед

формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов воспитатель

закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и

воспитателя 1. Совместное изучение содержания программы обучения и

воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление

совместного плана работы. 2. Совместное планирование занятий

воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных

видах деятельности детей. 3. Обсуждение результатов совместного изучения

детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни. 4. Совместная

подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал,

а воспитатель закрепляет его). 5. Разработка общих рекомендаций для

родителей.

Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателя, работать с

каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций.

Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания,

заполняется один раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем

разделам: 1. Логопедические пятиминутки. 2. Игры и упражнения. 3.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.

Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в

разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть

достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс.

Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем

эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на

неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи

у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи,

которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное

их описание. Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом,

могут проводиться воспитателями во второй половине дня или

использоваться во время динамических пауз. Коррекционно-развивающая

деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в

первой, так и во второй половине дня.

Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит

артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и

дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы,

которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов

есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового

внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации

речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду

достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду

написание ежедневных заданий для воспитателей.

Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая

непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные

моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и

не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-

логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их

представление о коррекционной работе, они овладевают приемами,

методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист. Только

тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет

добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на

логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда

пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием

компьютера использование определенного видеоряда (например, картинный

материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных

занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической

группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его

занятиях и в режимные моменты во второй половине дня использование

различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях

воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и

технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов: использование

новых моделей компьютера работа с компьютером на одном занятии в

течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю

(индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)

проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы

периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 — 2 минуты

на несколько секунд включение в логопедические занятия игр, направленных

на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-

пространственных отношений В конце учебного года проводятся

заключительные встречи воспитателей и учителя –логопеда, в оде которых

обсуждается трудности в организации совместной коррекционно-

воспитательной работы, определяются результативность и перспективы

деятельности, оценивается динамика развития детей. Следует отметить, что

организованное таким образом взаимодействие воспитателей учителя-

логопеда позволило обеспечить положительную динамику речевого развития

детей, что является одним из ключевых показателей готовности детей к

обучению в школе.



В раздел образования