Напоминание

Конспект урока в 3 классе "Картин-пейзаж"


Автор: Макарова Эльвира Юрьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ "Лицей № 4"
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока в 3 классе "Картин-пейзаж"
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект урока ИЗО на тему: «Картина - пейзаж».

3 класс, 4-четверть, 3 урок

Учитель : Макарова Эльвира Юрьевна

Тип урока:
урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Вид занятия:
рисование на тему (по представлению, по памяти).
Цель урока:
выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении весенней композиции.
Задачи урока
(образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные:
 Активизировать познавательный интерес к искусству и природе;  Учить осознанно, выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;  Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.
Развивающие:
 Развивать память, внимание и кругозор учащихся;  Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;  Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;  Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
 Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;  Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;  Воспитывать бережное отношение к природе.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы:
репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично- поисковый.
К концу урока дети должны знать:
Особенности изображения весенней композиции, способы и последовательность работы над композицией.
Уметь:
выполнять законченную композицию, используя полученные ранее знания. Соблюдать последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя (словесную или иллюстративную).

Оборудование, необходимое для урока:
 Аудиозаписи с музыкальными произведениями (П.И.Чайковский «Времена года».Апрель, Вивальди «Времена года».Весна);  Оформление доски;  Проектор, интерактивная доска, документ-камера;  Репродукции с картин художников на тему весны.
Для учащихся:
 Альбом или листы А4  Гуашь или акварель;  Кисти;  Баночка с водой;  Палитра.
Ход урока:

I.

Орг.момент – 2 мин
.
II.

Основная часть:
Вступление (цель) – 3 мин. Ознакомительная беседа с объяснением темы и проверкой пройденного материала – 5-6 мин. Беседа о сюжете на заданную тему, о правилах построения рисунка – 4-5 мин. Самостоятельная работа детей над темой и композицией весеннего сюжета (набросок сюжета и прорисовка деталей) – 20-25 мин. Оформление работы в цвете. Физ.минутка (1-2 мин. в процессе работы).
III.

Заключение.
Обобщение.Подведение итогов занятия, анализ удачных работ – 5-6 мин. Домашнее задание.
Содержание урока:

Вступление.
Ребята, начнем наш урок творчества. Ведь творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха… и все - то прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце.
Сегодня, ребята, на уроке мы с вами постараемся разглядеть красоту весеннего дня, красоту живой природы весной. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной! Но прежде, чем приступить к изучению новой темы давайте, ребята, вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках. (Показ презентации) - Говорили мы с вами об известных музеях изобразительных искусств (Слайд 1). Ваша задача, ребята, назвать правильно музеи (работа на интерактивной доске: ученик к изображению музея ставит нужное название). - А где, ребята, находятся эти музеи? (ученик на интерактивной доске пишет под каждым изображением музея город, в котором он находится). - Что же объединяет все эти музеи? Что мы в них можем увидеть? Правильно, произведения искусства. - И так мы с вами уже приступили к изучению картин, хранящихся в музеях, на прошлом уроке. Кто мне скажет, о каком жанре изобразительного искусства мы с вами говорили на прошлом уроке? (отвечают дети) - О натюрморте! Правильно, так что же такое натюрморт? Давайте, ребята расскажем нашим гостям. - Натюрморт это картины, героями которых являются различные предметы домашнего обихода, фрукты, цветы или снедь (Слайд 2). - «Натюрморт» - слово французское, означает оно буквально «мертвая природа». Кто ответит, почему? (ответы детей) - Но если на картине изображено какое-либо живое существо, то натюрморт будет называться «тихая жизнь». Что за существа, ребят? (бабочка, птичка, гусеница, стрекоза и др.) - Давайте посмотрим на доску (Слайд 3) и вы определите, какие натюрморты вы назовете «тихая жизнь», а какие «мертвая природа», при этом объяснив свой выбор (ученик на интерактивной доске определяет название к соответствующим картинам). - Ну что ж, ребята, вы молодцы! 2. - Сейчас мы продолжим знакомство с картинами, хранящимися в музеях (включается аудиозапись песенки Гладкова «Если видишь на картине…»). - Конечно же, речь сегодня пойдет о пейзаже, еще одним из жанров изобразительного искусства. - Ребята, а кто мне скажет, что же такое пейзаж и что на картинах изображают художники? (отвечают дети) - Пейзаж – (с фр. – страна, местность) – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания (Слайд 4).
Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Художник Васильев утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста – помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить его. Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко. - Уже лепестки распустились и отзвенела капель! На яркой апрельской палитре разводит весну акварель! (Слайд 5) - Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой. А. Саврасов «Грачи прилетели». Типичный для России средней полосы пейзаж. В картине одновременно и печаль, и радость, и улыбка, и раздумье… На еще голых ветках покривившихся берез множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева птичьего поселка. До самого леса узкой лентой синеющей на горизонте раскинулись побуревшие поля с остатками снега. Прозрачный свежий весенний воздух чувствуется в высоких, нежно-голубеющих облаках. Поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд. Он так написал весну, что мы слышим не только грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление жизни и запах весны. Картина написана в холодном колорите с преобладанием серых и серо-голубых тонов. И.Левитан «Март» (Слайд 6) Красота-то, какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник ждет своих жильцов. Природа погружена еще в зимний сон, но снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени голубые - голубые! Сугробы потеряли свою белизну, осели… И все вокруг залито солнцем! Вот так правдиво и точно художники передают красоту весенней природы, ее настроение. Казалось бы одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость. Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы изучим их (Слайд 7). Существует линейная и воздушная перспективы.
Линейная перспектива:
 Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами: ближе - больше, дальше - меньше. Рассмотрим фото с изображением пейзажа и картину, написанную художником. Использовал ли художник это правило перспективы? (ответы детей).  Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта (Слайд 8). Посмотрим фото с пейзажем и
снова сравним с картинами художников. Удалось ли им воспользоваться этим правилом? (отвечают дети).
Воздушная перспектива:
 Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше (Слайд 9).  Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные – бледными. Давайте посмотрим на фото и картины. Все ли получилось у художников? (ответы детей).  Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше (Слайд 10). И так посмотрим на фото и картины художников. Посмотрите, ребята, как точно и удивительно реально художники передали красоту облаков. А сейчас мы закрепим, полученные знания о перспективе, прежде, чем начнем работу над весенним пейзажем. Собери пейзаж по правилам перспективы (Слайд 11). На интерактивной доске вам, ребята, необходимо расположить элементы пейзажа на фон, по правилам перспективы. - Ты справился, молодец! Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора приступить к созданию весеннего пейзажа в своих альбомах. Сейчас мы с вами рассмотрим основные этапы рисунка (Слайд 12). 1- фон, 2- лес на линии горизонта и река на переднем плане, 3- проталины, 4- солнце и облака, 5- деревья. - За работу ребята, смелее! Удачи вам. Самостоятельная работа учащихся над весенним пейзажем красками, без предварительного рисунка карандашом. После первого этапа работы физ. минутка (тема весны – упражнения для глаз в сопровождении музыки «Веснушки»). - И снова, ребята, за работу! С новыми силами и прекрасным настроением заканчивайте свою работу. И так, ребята, работа завершена и сейчас мы устроим маленький вернисаж (через документ – камеру удачные работы учащихся проецируются на интерактивную доску, идет обсуждение рисунков). Урок заканчивается и мне хотелось бы услышать, ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке (Слайд 13) (термины: пейзаж, линейная и воздушная перспектива). Молодцы, ребята, вы сегодня постарались и все у вас получилось. Спасибо вам всем за внимание и активную работу на уроке. Домашнее задание: любоваться весенней природой и картинами известных художников, в которых со всем великолепием передается красота весны.


В раздел образования