Автор: Макарова Эльвира Юрьевна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: МОУ "Лицей № 4" Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия Наименование материала: методическая разработка Тема: Конспект урока в 3 классе "Картин-пейзаж" Раздел: начальное образование
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти).
Цель урока: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать
умения и навыки детей в изображении весенней композиции.
Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес к искусству и природе;
Учить осознанно, выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и
известные правила перспективы;
Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.
Развивающие:
Развивать память, внимание и кругозор учащихся;
Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное
восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее
удивительные особенности;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-
поисковый.
К концу урока дети должны знать:
Особенности изображения весенней композиции, способы и последовательность работы над
композицией.
Уметь: выполнять законченную композицию, используя полученные ранее знания. Соблюдать
последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя
(словесную или иллюстративную).
Оборудование, необходимое для урока:
Аудиозаписи с музыкальными произведениями (П.И.Чайковский «Времена года».Апрель,
Вивальди «Времена года».Весна);
Оформление доски;
Проектор, интерактивная доска, документ-камера;
Репродукции с картин художников на тему весны.
Для учащихся:
Альбом или листы А4
Гуашь или акварель;
Кисти;
Баночка с водой;
Палитра.
Ход урока:
I.
Орг.момент – 2 мин .
II.
Основная часть:
Вступление (цель) – 3 мин.
Ознакомительная беседа с объяснением темы и проверкой пройденного материала – 5-6 мин.
Беседа о сюжете на заданную тему, о правилах построения рисунка – 4-5 мин.
Самостоятельная работа детей над темой и композицией весеннего сюжета (набросок сюжета и
прорисовка деталей) – 20-25 мин.
Оформление работы в цвете.
Физ.минутка (1-2 мин. в процессе работы).
III.
Заключение.
Обобщение.Подведение итогов занятия, анализ удачных работ – 5-6 мин.
Домашнее задание.
Содержание урока:
Вступление.
Ребята, начнем наш урок творчества. Ведь творчество – это источник доброты, истины и
красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и
ласковы. Глубоко вдохните и выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них.
Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть
весеннего воздуха… и все - то прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце.
Сегодня, ребята, на уроке мы с вами постараемся разглядеть красоту весеннего дня, красоту
живой природы весной. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится
прекрасной!
Но прежде, чем приступить к изучению новой темы давайте, ребята, вспомним, о чем мы
говорили на прошлых уроках. (Показ презентации)
- Говорили мы с вами об известных музеях изобразительных искусств (Слайд 1). Ваша задача,
ребята, назвать правильно музеи (работа на интерактивной доске: ученик к изображению музея
ставит нужное название).
- А где, ребята, находятся эти музеи? (ученик на интерактивной доске пишет под каждым
изображением музея город, в котором он находится).
- Что же объединяет все эти музеи? Что мы в них можем увидеть? Правильно, произведения
искусства.
- И так мы с вами уже приступили к изучению картин, хранящихся в музеях, на прошлом
уроке. Кто мне скажет, о каком жанре изобразительного искусства мы с вами говорили на прошлом
уроке? (отвечают дети)
- О натюрморте! Правильно, так что же такое натюрморт? Давайте, ребята расскажем нашим
гостям.
- Натюрморт это картины, героями которых являются различные предметы домашнего
обихода, фрукты, цветы или снедь (Слайд 2).
- «Натюрморт» - слово французское, означает оно буквально «мертвая природа». Кто ответит,
почему? (ответы детей)
- Но если на картине изображено какое-либо живое существо, то натюрморт будет называться
«тихая жизнь». Что за существа, ребят? (бабочка, птичка, гусеница, стрекоза и др.)
- Давайте посмотрим на доску (Слайд 3) и вы определите, какие натюрморты вы назовете
«тихая жизнь», а какие «мертвая природа», при этом объяснив свой выбор (ученик на интерактивной
доске определяет название к соответствующим картинам).
- Ну что ж, ребята, вы молодцы!
2. - Сейчас мы продолжим знакомство с картинами, хранящимися в музеях (включается аудиозапись
песенки Гладкова «Если видишь на картине…»).
- Конечно же, речь сегодня пойдет о пейзаже, еще одним из жанров изобразительного
искусства.
- Ребята, а кто мне скажет, что же такое пейзаж и что на картинах изображают художники?
(отвечают дети)
- Пейзаж – (с фр. – страна, местность) – это жанр изобразительного искусства, в котором
основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком
природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания (Слайд 4).
Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Художник
Васильев утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста –
помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить его. Природа – это книга мудрости.
Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он
изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее
сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.
- Уже лепестки распустились и отзвенела капель!
На яркой апрельской палитре разводит весну акварель! (Слайд 5)
- Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в
изображении весенней природы, с первозданной ее красотой.
А. Саврасов «Грачи прилетели». Типичный для России средней полосы пейзаж. В картине
одновременно и печаль, и радость, и улыбка, и раздумье… На еще голых ветках покривившихся
берез множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева птичьего поселка. До самого
леса узкой лентой синеющей на горизонте раскинулись побуревшие поля с остатками снега.
Прозрачный свежий весенний воздух чувствуется в высоких, нежно-голубеющих облаках.
Поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд. Он так написал весну, что мы слышим не
только грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление жизни и запах весны. Картина
написана в холодном колорите с преобладанием серых и серо-голубых тонов.
И.Левитан «Март» (Слайд 6)
Красота-то, какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами.
Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный
скворечник ждет своих жильцов. Природа погружена еще в зимний сон, но снег на крыше крыльца
подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени голубые - голубые! Сугробы потеряли свою
белизну, осели… И все вокруг залито солнцем!
Вот так правдиво и точно художники передают красоту весенней природы, ее настроение.
Казалось бы одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение,
один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.
Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы при изображении
природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы изучим их (Слайд 7).
Существует линейная и воздушная перспективы.
Линейная перспектива:
Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами: ближе
- больше, дальше - меньше. Рассмотрим фото с изображением пейзажа и картину,
написанную художником. Использовал ли художник это правило перспективы? (ответы
детей).
Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов,
сходятся в одной точке на линии горизонта (Слайд 8). Посмотрим фото с пейзажем и
снова сравним с картинами художников. Удалось ли им воспользоваться этим
правилом? (отвечают дети).
Воздушная перспектива:
Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета
заметны меньше (Слайд 9).
Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные – бледными.
Давайте посмотрим на фото и картины. Все ли получилось у художников? (ответы
детей).
Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии
горизонта, тем они больше (Слайд 10). И так посмотрим на фото и картины
художников.
Посмотрите, ребята, как точно и удивительно реально художники передали красоту облаков.
А сейчас мы закрепим, полученные знания о перспективе, прежде, чем начнем работу над
весенним пейзажем.
Собери пейзаж по правилам перспективы (Слайд 11). На интерактивной доске вам, ребята,
необходимо расположить элементы пейзажа на фон, по правилам перспективы.
- Ты справился, молодец!
Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора приступить к
созданию весеннего пейзажа в своих альбомах. Сейчас мы с вами рассмотрим основные этапы рисунка
(Слайд 12). 1- фон, 2- лес на линии горизонта и река на переднем плане, 3- проталины, 4- солнце и
облака, 5- деревья.
- За работу ребята, смелее! Удачи вам.
Самостоятельная работа учащихся над весенним пейзажем красками, без предварительного
рисунка карандашом. После первого этапа работы физ. минутка (тема весны – упражнения для глаз в
сопровождении музыки «Веснушки»).
- И снова, ребята, за работу! С новыми силами и прекрасным настроением заканчивайте свою
работу.
И так, ребята, работа завершена и сейчас мы устроим маленький вернисаж (через документ –
камеру удачные работы учащихся проецируются на интерактивную доску, идет обсуждение рисунков).
Урок заканчивается и мне хотелось бы услышать, ребята, что нового и интересного вы узнали
сегодня на уроке (Слайд 13) (термины: пейзаж, линейная и воздушная перспектива).
Молодцы, ребята, вы сегодня постарались и все у вас получилось. Спасибо вам всем за внимание
и активную работу на уроке.
Домашнее задание: любоваться весенней природой и картинами известных художников, в
которых со всем великолепием передается красота весны.