Автор: Пушкина Наталья Фёдоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 20
Населённый пункт: г. Артем, Приморский край
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: Активизация мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПЕДАГОГАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. АРТЕМА
ПО АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила:
учитель-логопед МБДОУ № 20
Пушкина Наталья Фёдоровна
2020 г.
Проблема развития, коррекция и совершенствование мышления детей с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) - одна из важнейших в
психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный
путь ее решения - рациональная организация воспитательного процесса.
Содержание работы по формированию мышления направлено на
развитие ориентировочной деятельности и познавательной активности, на
укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной
деятельности: действием, словом и образом. Формирование мышления
рассматривается как единый диалектический процесс, где каждый из видов
мышления является необходимым компонентом общего мыслительного
процесса.
Самым
эффективным
способом
развития
наглядно-действенного
мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее
полно
воплощается
в
деятельности
конструирования.
Поэтому
было
рекомендовано иметь в группах набор самых разных конструкторов
(пластмассовых,
металлических,
деревянных).
Развитию
этого
этапа
мышления способствуют и упражнения со спичками (выложить фигуру из
определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить
другую фигуру), а также задания с ножницами и бумагой.
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие
виды
заданий:
рисование,
прохождение
лабиринтов,
работа
с
конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной
инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде
должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его
реализовать
Операции классификации, обобщения можно ввести практически в
любую игру. Например, детям наскучила игра, куча игрушек брошена на
полу. Но прежде чем убрать игрушки, можно попросить классифицировать
игрушки по произвольному признаку подобия («Сложите похожее с
похожим»).
Обязательно
следует
попросить
детей
объяснить
принцип
формирования групп игрушек (Почему сложили игрушки именно так?
Какие игрушки оказались именно в этой кучке?). Это уже будет логическая
операция обобщения.
Для того чтобы сформировать структурность образов ребенка, научить
его выделять главное для решения задачи, очень полезно предлагать ему
различные задания с использованием схем и моделей с изображением
символов и схем-представлений, которые наиболее доступны детям. Игра
«Найди по картинке» проводится в помещении или на улице, ею руководит
взрослый. Дети по заранее заготовленным карточкам с линиями-указателями
ищут
спрятанную
игрушку.
Один
ребенок
ищет,
другие
следят
за
правильностью выполнения. Схемы можно менять.
Для развития активного словаря ребенка, для формирования словесно-
логического мышления детям могут быть предложены игры «Какой? Какая?
Какое?», где называется как можно больше признаков, соответствующих
данному предмету; различные игры со словами, например, «Цепочка», где
каждая последующее слово начинается с последнего звука предыдущего
слова. Также можно использовать игру «Сочини сказку» по разрезанным и
перемешанным картинкам (картинки связаны сюжетом). А затем обсудить ее
содержание, характер героев и детям нетрудно будет выполнить задание:
«Назовите добрых героев». После обобщить понятие доброты. Аналогично
предложить назвать злых героев, спросить, почему эти герои не нравятся.
С постоянным интересом дети находят отличия предметов в игре
«Сравни предмет», где в двух картинках дети называют различия (можно
постепенно усложнять игру большим количеством сравниваемых предметов).
Пополнению
словаря
и
активизации
мышления
способствует
наблюдение, включение детей в деятельность, где проявляется их активность
(труд, участие в играх—драматизациях, кукольных театрах).
В игре «Сравни и заполни», развивается умение осуществлять
зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур, закрепляется
представление о геометрических фигурах. Игроки должны рассмотреть свою
табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их
расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса
положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро
справится с заданием. Фигуры и знаки вопроса можно менять местами.
Вызывает интерес игра «Найди лишнее слово», где три слова
объединяются по общему признаку, а четвертое соответственно лишнее.
Ребенку читают серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов, 3 слова в
каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему
для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено:
1. СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.
2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.
3. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША.
4. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.
5. ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.
6. ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.
7. ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.
8. МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.
9. БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.
10. КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН.
Интересна игра «Дерево», в которой содержится соревновательный
момент, а дети учатся классифицировать по цвету, форме, величине. В
комплекте 24 фигуры (4 формы, 3 цвета, 2 величины), название фигуры
состоит из названия трех свойств: красный большой прямоугольник, желтый
маленький круг, зеленый большой квадрат и т.д. На рисунке изображено
дерево, на котором должно «вырасти» фигуры. Возьмем, например,
маленький зеленый прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева
вверх по веткам. Следуя указателям цвета, мы должны двигать фигуру по
правой ветви. Дошли до разветвления. Дальше елочки показывают, что по
левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой –
маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Так же поступаем с
остальными фигурами. Перед тем, как использовать игровой материал
«Фигуры», необходимо хорошо изучить его.
Развивать мышление может, как известно, только тот, кто сам способен
творить. Поэтому педагог должен подходить к подбору или к разработке
самих
заданий,
направленных
на
развитие
творческого
мышления,
ориентированных не на «натаскивание» ребенка при подготовке ребенка к
ожидаемому тестированию, а направленных на движение от простого к
сложному. Задания дадут более полный эффект, когда занятия будут
проводиться систематически. Лучше всего такие занятия проводить с
половиной
стандартной
группы
(5-6
человек).
В
результате
такого
организационного подхода в работу оказываются вовлеченными все дети.
Это важно потому, что кроме коррекции интеллектуального и творческого
развития
на
данном
этапе
необходимо
провести
диагностику
и
прогнозирование дальнейшего развития. В результате можно получить
информацию об уровне интеллектуального развития каждого ребенка, а
также предсказать их развитие на дальнейших возрастных этапах.
Педагогам необходимо уделять больше внимания формированию
наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей с ЗПР, т.к.
эти виды мышления, полноценно развитые в соответствии с возрастными
возможностями,
служат
неотъемлемой
основой
для
формирования
разнообразных способов словесно-логического мышления. Рекомендуем
примерное занятие для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста:
Примерное занятие по развитию мышления для детей с ЗПР старшего
дошкольного возраста.
Цели и задачи : Активизировать речь детей, обогащать их словарный запас.
Познакомить детей со строением тела человека.
Развивать мышление.
Корригировать фонематический слух.
Развивать умение работать самостоятельно.
Оборудование: картинки с изображением фотоаппарата, девочки; ножницы,
листочки для самостоятельной работы, фломастеры.
Ход урока.
В одном лесу жили три медведя: папа, мама и их маленький сынок.
Маму звали Настасья Петровна, папу – Михаил Иваныч, а их сыночка –
Мишутка.
Вы, наверное, узнали этих медведей. Из какой они сказки? Правильно,
они из сказки «Три медведя», которую сочинил Лев Николаевич Толстой.
Мишутка был замечательный малыш. Он очень любил учиться думать и
узнавать новое, он немножко научился сочинять загадки и сказки. А еще он
уже знает, что есть слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?, и
есть слова, которые отвечают на вопросы что делает? или что делают?
Много еще чего знает и умеет маленький медвежонок. Давайте и мы начнем
учиться вместе с ним!
Однажды Мишутка с дедушкой были на пляже. Там Мишутка встретил
свою подружку Юлю. У дедушки был фотоаппарат, и он сфотографировал и
Мишутку, и Юлю. После дедушка сделал две фотокарточки, отдал их
Мишутке и сказал: «Твою фотокарточку папа в альбом вставит, а Юле
подари ее фотокарточку, когда она к тебе в гости придет».
Положил Мишутка Юлин снимок на стол и стал домики вырезать.
Вырезал-вырезал да нечаянно Юлину фотокарточку на части разрезал.
Расплакался Мишутка, а дедушка и говорит: «Да, Миша, ты виноват. Прежде
чем за ножницы браться, нужно было Юлину фотокарточку со стола убрать.
Хватит плакать, для Юли я еще один снимочек сделаю. Давай-ка лучше о
другом поговорим, а Юлина фотокарточка нам поможет».
Давайте и мы делать то же, что Мишутка с дедушкой.
У всех предметов есть части. Давайте посмотрим, какие части есть у
ножниц.
Воспитатель берет ножницы в руки и показывает. Эта часть ножниц
называется ножами, или лезвиями. У ножниц два лезвия. А эта часть ножниц
называется ручками. Воспитатель показывает на винт. Как называется
эта часть ножниц, вы знаете, ребята? (винт, винтик). Ответы детей.
Повторите, пожалуйста, какие части есть у ножниц.
А сейчас я бы хотела, чтобы мы поговорили о частях тела человека.
Давайте-ка, рассмотрим разрезанную Юлину фотокарточку.
Покажите и назовите части тела человека… Молодцы, много частей
тела назвали. Указать на туловище. Скажите, а как называется эта часть
тела?
У каждой части
тела есть еще части. Вот, например, давайте
посмотрим, какие части есть у головы – лицо, волосы, уши…
А теперь скажите, что есть у человека на лице, назовите части лица…
(Лоб, брови, глаза, нос, щеки, губы, рот, подбородок, виски). Аналогичным
образом уточнить с детьми названия частей рук (ног, туловища).
Покажите, где у вас грудь, плечи, затылок, локти, ступни, подбородок,
ноздри,
указательный
палец,
безымянный,
мизинец…,
ресницы,
переносица…
Повторите, пожалуйста, какие части тела есть у человека.
Отгадайте загадки:
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).
У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы).
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза).
Давайте поиграем! Я буду говорить слова, а вы – говорите еще одно –
слово, которое подходит: глаза – видеть, нос -- …(дышать).
Скажите, а почему вы сказали слово «дышать»?
Аналогично – со словами: уши – слышать, голова -- … (думать).
Голова – головной убор, ноги -- … (обувь).
Дедушка очень старался успокоить Мишутку, чтобы он не огорчался
из-за того, что испортил Юлину фотокарточку. Но Миша все равно грустил.
Грустил, грустил, а потом и говорит: «Дедушка, давай Юлин портрет
нарисуем! Ты очень хорошо рисуешь, а я – нет. Поэтому ты начни, а я
закончу».
Дедушка согласился и начал рисовать Юлин портрет.
Давайте посмотрим, что Мишуткин дедушка нарисовал. (На доске –
недорисованный «портрет» девочки).
Скажите, что надо Мишутке дорисовать?..
(Бровь, ресницы, глаз,
зрачок, нижнее веко, ноздрю, нижнюю губу, плечо).
А теперь возьмите листочки с рисунком и помогите Мишутке
дорисовать Юлин портрет.
Итог занятия.
В подготовке педагога к занятиям может помочь использование следующей
литературы:
1.
Гаврина С.Е. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь. – «Росмэн-Издат»,
2000.
2.
Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – Санкт-Петербург. М., 2000.
3.
Давайте поиграем. Под ред. Столяра А.А. М., Просвещение, 1991.
4.
Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. –
Дельта, 1999.
5.
Логическое мышление. Составитель А.Дорофеева. – Мозаика-Синтез,
2000.
6.
Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия
развития, 2000.
7.
Узорова О.В. Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к
школе. ЗАО «Премьера» ГИППВ, 1999.