"Универсальные учебные действия на уроках географии, в рамках реализации ФГОС"
Автор: Ипатова Оксана Петровна Должность: учитель географии Учебное заведение: МАОУ Ильинская СОШ Населённый пункт: город Домодедово, Московская область Наименование материала: статья Тема: "Универсальные учебные действия на уроках географии, в рамках реализации ФГОС" Раздел: среднее образование
«Универсальные учебные действия на уроках географии, в
рамках реализации ФГОС»
Ипатова Оксана Петровна
Учитель географии МАОУ Ильинской СОШ
Городского округа Домодедово
Государственные
образовательные
стандарты
общего
образования
второго поколения определяют новые требования к результатам освоения
основных образовательных программ основного общего образования. Особое
место
в
реализации
ФГОС
отводится
формированию
универсальных
учебных действий (УУД).
Новые
социальные
запросы
определяют цели
образования
как
общекультурное,
личностное
и
познавательное
развитие
обучающегося,
обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить
учиться» .
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности
«универсальных
учебных
действий»,
обеспечивающих
«умение
учиться»,
способность
личности
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путем
сознательного
и
активного присвоения нового социального опыта , а не только освоение
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
При
этом
знания,
умения
и
навыки
формируются,
применяются
и
сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную
идентичность, социальную компетентность,
толерантность,
способность
к
самостоятельному
усвоению
новых
знаний
и
умений,
включая
организацию
самостоятельной
учебной
деятельности.
1
Авторы
стандартов
второго
поколения
рассматривают
УУД
как
обеспечение
возможностей
учащегося
самостоятельно
действовать
при
получении образования.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую
компетенцию
обучающегося– умение учиться, т.е. учить себя, а также
применение полученных в школе знаний в жизни.
Что дают универсальные учебные действия?
•
обеспечивают
возможность
самостоятельно
осуществлять
деятельность
учения,
ставить
учебные
цели,
искать
и
использовать необходимые средства и способы их достижения,
уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее
результаты;
•
создают
условия
развития
личности
и
ее
самореализации
на
основе
«умения
учиться»
и
сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает
личности
готовность
к
непрерывному
образованию,
высокую
социальную и профессиональную мобильность;
•
обеспечивают
успешное
усвоение
знаний,
умений
и
навыков,
формирование
картины
мира,
компетентностей
в
любой
предметной области познания.
•
Качество
усвоения
знаний
определяется многообразием
и
характером видов универсальных действий.
•
В качестве основных видов универсальных учебных действий
разработчики
стандарта
выделяют
личностные,
регулятивные,
познавательные и коммуникативные УУД.
•
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов.
Каждый
учебный
предмет
раскрывает
свои
собственные,
специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в
первую
очередь,
функцией
учебного
предмета
и
его
предметным
содержанием.
2
Личностные
УУД
позволяют
сделать
учение
осмысленным,
обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с
реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание,
исследование
и
принятие
жизненных
ценностей
и
смыслов,
позволяют
сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать
свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего
будущего.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я
стремлюсь...».
МОТИВАЦИЯ
Установление
связи
между
целью
учебной
деятельности и ее мотивом -
определение того «какое значение, смысл
имеет для меня учение».
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
•
Выделение
морально-этического
содержания
событий
и
действий.
•
Построение
системы
нравственных
ценностей
как
основания
морального выбора.
•
Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки
зрения моральных норм.
•
Ориентировка
в
моральной
дилемме
и
осуществление
личностного морального выбора.
Где же идёт развитие личностных УУД?
На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного
содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических
чувств, как регуляторов морального поведения.
3
Регулятивные
УУД
обе спечивают
в о зм ож н о с т ь управления
познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности
усвоения.
Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование
– определение
последовательности
промежуточных
целей
с
учетом
конечного
ре зульт ат а,
со ст авление
плана
и
последовательности действий
Прогнозирование
–
предвосхищение
результата
и
уровня
усвоения
знаний
Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
результата
Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные
УУД
включают действия
исследования,
поиска
и
отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования
изучаемого содержания , логические действия и операции, способы решения
задач.
Сформированность
универсальных
учебных
действий
свидетельствует
об
уровне
развития
личности
учащегося,
его
умении
4
учиться,
т.е. его способности к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В
повседневной
учебной
деятельности
универсальные
учебные
действия
и
связанные
с
ними
навыки
учебной
работы
- это способность ученика к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
этого
процесса.
Умение
объяснять
явления
действительно сти,
ориентироваться
в
мире
социальных,
нравственных
и
эстетических
ценностей,
решать
проблемы,
связанные
с
выполнением
определенной
социальной роли (потребителя, избирателя, и др.), искать, анализировать и
обрабатывать информацию, ориентироваться в мире профессий.
К предметным
результатам относятся специфичные для географии как
учебного
предмета
знания,
умения,
навыки
и
специальные
компетенции
(например,
умение мыслить
пространственно
и
комплексно),
опыт
творческой
деятельности
(например, участие
в
географиче ских
исследованиях
и
проектах,
имеющих
социальный
или
экологический
характер), ценностные установки (например, убежденность в необходимости
р а ц и о н а л ь н о г о
п р и р о д о п о л ь з о в а н и я).
Все
предметные
географические
умения
можно
объединить
в
четыре
большие группы:
1
умения
работать
с
географическими
картами
и
моделями
Земли;
2
у м е н и я
о р и е н т и р о в а т ь с я
н а
м е с т н о с т и ;
3 умения давать географические характеристики территории и отдельных
г е о г р а ф и ч е с к и х
о б ъ е к т о в
( п р о ц е с с о в ) ;
4 умения выявлять географические особенности размещения объектов,
явлений, процессов.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
5
–
способности
к
самостоятельному
приобретению
новых
знаний
и
практических
умений,
умения
управлять
своей
познавательной
деятельностью;
–
умения
организовывать
свою
деятельность,
определять
её
цели
и
задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты.
Средством
формирования
регулятивных
УУД
служат
технология
проблемного
диалога
на
этапе
изучения
нового
материала
и
технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие
в
группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться
критично
относиться
к
своему
мнению,
с
достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми
иных позиций.
Средством
формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
6
работы
в
малых
группах,
а
также
использование
на
уроках
элементов
технологии продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
–
формирование
и
развитие
посредством
географического
знания
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей
учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование,
сохранение,
передачу
и
презентацию
с
помощью
технических средств и информационных технологий:
Средством
формирования
познавательных
УУД
служат
учебный
материал и прежде всего продуктивные задания учебника.
Системная работа по формированию метапредметных и предметных знаний
и
умений
способствует
развитию
личностных
качеств
учащихся
( личностные
результаты
обучающихся )
–
системы
их
ценностных
отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу и его результатам.
Большая часть
важнейших предметных- географических
умений
относится к разряду универсальных учебных умений:
- отбирать необходимые источники информации , уметь работать с ними, в
том
числе
с
текстом
учебника,
географическими
картами
и
различной
и н ф о р м а ц и е й
н а
ц и ф р о в ы х
н о с и т е л я х ;
- систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию;
-
оценивать
территориальные
аспекты
природных
и
общественных
процессов;
-
и с к а т ь
р е ш е н и я
г е о г р а ф и ч е с к и х
з а д а ч
и
п р о б л е м ;
- выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем
развития различных территорий
7