Напоминание

"Универсальные учебные действия на уроках географии, в рамках реализации ФГОС"


Автор: Ипатова Оксана Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ Ильинская СОШ
Населённый пункт: город Домодедово, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Универсальные учебные действия на уроках географии, в рамках реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад





«Универсальные учебные действия на уроках географии, в

рамках реализации ФГОС»
Ипатова Оксана Петровна Учитель географии МАОУ Ильинской СОШ Городского округа Домодедово Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию
универсальных

учебных действий (УУД).
Новые социальные запросы определяют
цели

образования
как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающегося, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как
«научить

учиться»
. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
совокупности

«универсальных

учебных

действий»,

обеспечивающих

«умение

учиться»,

способность

личности

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию

путем

сознательного

и

активного присвоения нового социального опыта
, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. 1
Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования. Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающегося– умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни. Что дают универсальные учебные действия? • обеспечивают возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. • Качество усвоения знаний определяется
многообразием

и

характером
видов универсальных действий. • В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. • Овладение ими происходит в контексте
разных
учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием. 2
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего. ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...». МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того
«какое значение, смысл

имеет для меня учение».
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА • Выделение морально-этического содержания событий и действий. • Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора. • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. • Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора. Где же идёт развитие личностных УУД?
На основе анализа текста
организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения. 3
Регулятивные УУД обе спечивают в о зм ож н о с т ь
управления

познавательной и учебной деятельностью
посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Целеполагание –
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование


определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного ре зульт ат а, со ст авление плана и последовательности действий
Прогнозирование
– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Контроль
– сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция
– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Оценка
– выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Саморегуляция
– способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Познавательные УУД включают
действия

исследования,

поиска

и

отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования

изучаемого содержания
, логические действия и операции, способы решения задач. Сформированность
универсальных

учебных

действий
свидетельствует об уровне развития личности учащегося, его умении 4
учиться, т.е. его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В повседневной учебной деятельности универсальные учебные действия и связанные с ними навыки учебной работы - это способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение объяснять явления действительно сти, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли (потребителя, избирателя, и др.), искать, анализировать и обрабатывать информацию, ориентироваться в мире профессий. К
предметным

результатам
относятся специфичные для географии как учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции (например, умение мыслить пространственно и комплексно), опыт творческой деятельности (например, участие в географиче ских исследованиях и проектах, имеющих социальный или экологический характер), ценностные установки (например, убежденность в необходимости р а ц и о н а л ь н о г о п р и р о д о п о л ь з о в а н и я). Все предметные географические умения можно объединить в четыре большие группы: 1 умения работать с географическими картами и моделями Земли; 2 у м е н и я о р и е н т и р о в а т ь с я н а м е с т н о с т и ; 3 умения давать географические характеристики территории и отдельных г е о г р а ф и ч е с к и х о б ъ е к т о в ( п р о ц е с с о в ) ; 4 умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов.
Метапредметными
результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 5
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация 6
работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника. Системная работа по формированию метапредметных и предметных знаний и умений способствует развитию личностных качеств учащихся (
личностные

результаты

обучающихся
) – системы их ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Большая часть важнейших предметных- географических умений относится к разряду универсальных учебных умений: - отбирать необходимые источники информации , уметь работать с ними, в том числе с текстом учебника, географическими картами и различной и н ф о р м а ц и е й н а ц и ф р о в ы х н о с и т е л я х ; - систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию; - оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов; - и с к а т ь р е ш е н и я г е о г р а ф и ч е с к и х з а д а ч и п р о б л е м ; - выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем развития различных территорий 7


В раздел образования