Автор: Рябова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС" Ивушка"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может
быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим,
и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм
проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в
каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем
применительно к детям дошкольного возраста?
Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей,
интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим
количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с
будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и
зле, о социальной несправедливости.
Проявление интереса детей к окружающему миру взрослых находит
отражение в их вопросах, в свободной изобразительной деятельности, в желании
слушать рассказы воспитателя и книги о трудовых подвигах людей, о героях
войны, о жизни народов.
Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно
начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» -
как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках
патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и
дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда- то факты и
события.
Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни
наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главного или принять
за главное нетипичное, второстепенное.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром,
он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал
жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к
взрослым дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о
предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т.д. - во всем проявляется
их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к
событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их
интересует.
Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в
следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям,
родному дому, к детскому саду, затем - к городу, ко всей стране. Однако неверно
полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем и
любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему
дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с
предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им.
Благородное чувство дорогому человеку, потребность в духовной и
эмоциональной близости с ним - все это важно для становления личности
ребенка, для чувства защищенности. Но для того чтобы эти чувства стали
началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше
увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников,
вносящих свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение
детей к традициям народа. Например, стало традицией чествовать героев
труда, посвящать в рабочие, отмечать профессиональные праздники,
праздники урожая, чтить память погибших воинов, устраивать новобранцев в
армию, встречи ветеранов труда и участников Великой Отечественной
войны.
Очень важно формировать отношение к трудящемуся человеку. Мысль о
том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость,
счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании
ребенка. Мы предлагаем родителям рассказать детям о своей работе, о том,
что они делают, для чего это нужно.
В патриотическом воспитании детей велика роль художественной
литературы. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о
самоотверженности и смелости помогают воспитывать в детях гордость за
человека-труженика.
Нужно рассказывать детям и о будущем нашей страны, о том, какие будут
построены дома, машины. Такие знания научат их мечтать, ощущать себя
(пусть пока в воображении) активными гражданами своей страны,
В патриотическом воспитании детей важное место занимают игры.
Самостоятельная игровая деятельность детей рождается из потребности
познавать окружающий мир, быть его участником.
Выставки к праздничным датам, выставки бытовых приборов разных
республик дают возможность каждому ребенку в группе проявить свои
способности, почувствовать полезность своей деятельности и лучше понять
события общественной жизни.
Таким образом, расширять интересы детей, вывести их из узкого личного
мирка, показать через малое большое, показать зависимость между
деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень
важно для воспитания патриотических чувств.
А наша с вами задача - зародить в ребенке великое чувство - быть
достойным гражданином своей страны.