Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников"


Автор: Рябова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС" Ивушка"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может

быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и

гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим,

и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм

проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в

каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем

применительно к детям дошкольного возраста?

Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей,

интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим

количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с

будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и

зле, о социальной несправедливости.

Проявление интереса детей к окружающему миру взрослых находит

отражение в их вопросах, в свободной изобразительной деятельности, в желании

слушать рассказы воспитателя и книги о трудовых подвигах людей, о героях

войны, о жизни народов.

Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно

начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» -

как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках

патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и

дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда- то факты и

события.

Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни

наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главного или принять

за главное нетипичное, второстепенное.

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром,

он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал

жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к

взрослым дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о

предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т.д. - во всем проявляется

их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к

событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их

интересует.

Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в

следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям,

родному дому, к детскому саду, затем - к городу, ко всей стране. Однако неверно

полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем и

любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему

дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с

предательством.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им.

Благородное чувство дорогому человеку, потребность в духовной и

эмоциональной близости с ним - все это важно для становления личности

ребенка, для чувства защищенности. Но для того чтобы эти чувства стали

началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше

увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников,

вносящих свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение

детей к традициям народа. Например, стало традицией чествовать героев

труда, посвящать в рабочие, отмечать профессиональные праздники,

праздники урожая, чтить память погибших воинов, устраивать новобранцев в

армию, встречи ветеранов труда и участников Великой Отечественной

войны.

Очень важно формировать отношение к трудящемуся человеку. Мысль о

том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость,

счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании

ребенка. Мы предлагаем родителям рассказать детям о своей работе, о том,

что они делают, для чего это нужно.

В патриотическом воспитании детей велика роль художественной

литературы. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о

самоотверженности и смелости помогают воспитывать в детях гордость за

человека-труженика.

Нужно рассказывать детям и о будущем нашей страны, о том, какие будут

построены дома, машины. Такие знания научат их мечтать, ощущать себя

(пусть пока в воображении) активными гражданами своей страны,

В патриотическом воспитании детей важное место занимают игры.

Самостоятельная игровая деятельность детей рождается из потребности

познавать окружающий мир, быть его участником.

Выставки к праздничным датам, выставки бытовых приборов разных

республик дают возможность каждому ребенку в группе проявить свои

способности, почувствовать полезность своей деятельности и лучше понять

события общественной жизни.

Таким образом, расширять интересы детей, вывести их из узкого личного

мирка, показать через малое большое, показать зависимость между

деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень

важно для воспитания патриотических чувств.

А наша с вами задача - зародить в ребенке великое чувство - быть

достойным гражданином своей страны.



В раздел образования