Автор: Хвостова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №123
Населённый пункт: Хабаровский край г. Комсомольск - на - Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: Спортивно - интеллектуальные игры - как средство физического развития и познания окружающего мира.
Раздел: дошкольное образование
Для детей игра – это средство познания окружающего мира, и самая доступная
форма деятельности. Игру как ведущий вид деятельности ребенку рассматривали
многие отечественные ученые: Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Д.Б. Эльконин,
А.Н. Леонтьев. Еще К.Д. Ушинский писал об игре: «Для дитяти игра –
действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая
его окружает… В игре дитя живет…» Именно потребность активно действовать
побуждает ребенка играть. В игре обучение дошкольника протекает легче и
быстрее.
Игра обогащает ребенка знаниями, будит его фантазию и воображение,
развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, способствует
психическому развитию в целом. Именно игра ведет ребенка от развлечения к
развитию.
Игра имеет большое значение для социализации ребенка, усвоения им
нравственных норм, правил поведения в обществе. В игре происходит становление
личности ребенка, развиваются черты его характера, формируется общительность,
активность, инициативность.
В игре ребенок получает удовольствие, развивается эмоционально. Игра
позволяет снять напряжение, бороться со страхами, переживаниями, пробуждает
целую грамму чувств.
В игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и
понимает, что успех во многом зависит от старания. Следует помнить, что для
ребенка более важен сам процесс игры, чем ее результат. Лишь старшие
дошкольники готовы к играм-соревнованиям, к состязательности.
Таким образом, игра важна для нравственного, умственного, эстетического и
физического воспитания детей.
Игра для ребенка – сама жизнь, поэтому должна пронизывать все виды
деятельности в детском саду. Дидактические игры включаются в занятия и
совместную деятельность педагога с детьми, подвижные игры проводятся на
физкультурных занятиях и в свободное время, сюжетно-ролевые и
театрализованные игры организуются, как правило, во второй половине дня.
Особое место занимают игры с детьми на прогулке.
Часто от педагогов и от родителей можно слышать, что в детском саду очень
много занятий, и дети не успевают играть. Но, во-первых, абсолютно все занятия с
детьми дошкольного возраста должны проводиться в игровой форме, потому что
игра – это форма жизни для детей. Во-вторых, почему же так часто можно видеть
на прогулках воспитателей, собравшихся группами, и детей, практически
предоставленных самим себе? Ведь именно прогулка, достаточно продолжительная
по времени, позволяет организовать с детьми самые разные игры. И педагог
должен взять на себя роль организатора и руководителя игр на прогулке, ни в коем
случае не нарушая при этом ее самостоятельного характера. Организуя все более
сложные игры, всегда подвигает тем самым развитие детей вперед, влияет на все
стороны личности ребенка: сознание, волю, поведение, чувства.