Автор: Тен Кен Сук
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12 с.Восток
Населённый пункт: с.Восток Поронайский район Сахалинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы развития речи у детей в средней группе
Раздел: дошкольное образование
Проблемы развития речи у детей в средней возрастной
группе.
Мне хотелось бы начать свою статью со слов знаменитого испанского писателя Мигеля де
Сервантеса
«Позаботьтесь о том, чтобы все ваши слова были поняты, пристойно и правильно
расположены, чтобы каждое предложение и каждый ваш период, затейливый и
полнозвучный, с наивозможною и доступною вам простотой и живостью передал то,
что вы хотите сказать; выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла.
Позаботьтесь также о том, чтобы, слушая вашу речь,меланхолик рассмеялся, весельчак
стал еще веселее, простак не соскучился, разумный пришел в восторг от вашей выдумки,
степенный не осудил ее, мудрый не мог не воздать ей хвалу».
Проблема развития речи в средней возрастной группе, на мой взгляд всегда остаётся
глобальной проблемой в методике преподавания, мне как филологу всегда хочется, что бы
дети имели «чувство слова», любили говорить, «играли словами», понимали, то, о чем они
говорят. А сейчас все чаще встречаются дети со скудным словарным запасом и
огромными логопедическими проблемами. Поэтому приоритетом для меня стало дать
детям как можно больше знаний и совместно с ними развиваться.
Педагог на мой взгляд должен иметь ряд своих кредо, своими кредо хочу поделиться:
1) Не только педагог учит своих учеников, но и ученики учат его.
2) Всегда надо работать над собой.
3) Много читать
4) Любить, то чем ты занимаешься, ведь ты учитель, ты даешь знания детям, от тебя
зависит, с каким багажом знаний они пойдут в школу.
5) Быть ребенку другом.
6) Моя самая любимая цитата: « Путешествие - это единственная вещь, которую ты
покупаешь и становишься богаче»
Итак, для чего же ребенку, в средней группе нужна речь? задавая себе этот вопрос, я
прежде всего хочу сказать, конечно для познания себя и мира, который его окружает. Речь
ребенка, на мой взгляд должна развиваться под присмотром взрослого, а лучше под
присмотром грамотного педагога. Моя задача как педагога «разговорить» ребенка,
довести до комфортного состояния в группе, вместе с ним переживать его поражения, и
радоваться его победам.
Одним из любимых занятий для детей является, сочинение сказок — ещё один этап
в развитии речи детей. Все дети любят детскую литературу и очень удачно можно
воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе формирования
умения подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка
развивает речь воспитанников путём расширения словарного запаса, развивает
воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку,
литературному творчеству русских и зарубежных писателей. В непрерывной
образовательной деятельности можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.
Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К. Д. Ушинского,
«доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является
своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание
загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике». Особой
популярностью у детей пользуются скороговорки — это народно-поэтическая миниатюра,
шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой
скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не
переговоришь и не перевыговоришь». В непрерывной образовательной деятельности я
использую скороговорки для развития навыков и умений правильного произношения
звуков и их сочетания, для улучшения звуков речи. Так же на развитие речи мы работаем
по теории ТРИЗ-теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих
Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические
системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти
законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб –
решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических
идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе
логических операций.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с
пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по
конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности,
способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие
проблемы.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это Программа коллективных игр и занятий с
подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры
предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.
Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти
противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.